A.852(20) Руководство по структуре комплексной системы планирования действий в аварийных ситуациях на судне

Отменена резолюцией A.1072(28)

 

Резолюция А.852(20)

 

Принята 27 ноября 1997 года

(Пункт 9 повестки дня)

 

РУКОВОДСТВО ПО СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА СУДНЕ

 

ассамблея,

 

ссылаясь на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,

 

ссылаясь также на то, что Международная конференция 1994 года Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года одобрила поправки к этой Конвенции, вводящие, среди прочего, новую главу об управлении безопасной эксплуатацией судов, согласно которой соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)) становится обязательным,

 

сознавая, что судовые планы действий в аварийных ситуациях, относящиеся к различным категориям аварий, требуются согласно положениям Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками и Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней, с поправками,

 

будучи обеспокоена тем, что наличие на судах различных и негармонизированных планов действий в аварийных ситуациях может привести, в случае аварии, к результатам, противоположным тем, на которые они рассчитаны,

 

признавая, что на многих судах уже используются всеобъемлющие и эффективные планы действий в аварийных ситуациях, как например судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (SOPEP),

 

сознавая необходимость учитывать аспекты человеческого фактора при рассмотрении правил и рекомендаций, касающихся операций на судне, с целью их принятия,

 

желая оказать помощь собственникам и операторам судов, а также другим сторонам, которые заинтересованы в переносе, если это еще не сделано, положений, регулирующих планы действий в аварийных ситуациях, в согласованный режим планирования действий в аварийных ситуациях,

 

рассмотрев рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его шестьдесят седьмой сессии и Комитетом по защите морской среды на его тридцать девятой сессии,

 

1. принимает Руководство по структуре комплексной системы планирования действий в аварийных ситуациях на судне, изложенное в приложении к настоящей резолюции;

 

2. предлагает правительствам в интересах единообразия принять вышеупомянутую структуру, как соответствующую положениям по разработке судовых планов действий в аварийных ситуациях, требуемых различными документами, принятыми Организацией;

 

3. предлагает правительствам обращаться к настоящему Руководству при подготовке соответствующего национального законодательства;

 

4. просит Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды держать настоящее Руководство в поле зрения и при необходимости вносить в него поправки в свете приобретенного опыта.

 

Приложение

РУКОВОДСТВО ПО СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА СУДНЕ

 

Содержание

 

Предисловие

 

1. Общие замечания

 

2. Комплексная система планирования действий в аварийных ситуациях на судне

 

2.1 Область применения

2.2 Структура системы

2.3 Концепция системы

 

3. Модули системы

 

3.1 Общие принципы

3.2 Подробное описание отдельных модулей

 

3.2.1 Модуль I: Введение

3.2.2 Модуль II: Положения

3.2.3 Модуль III: Планирование, обеспечение готовности и подготовка

3.2.4 Модуль IV: Меры по реагированию

3.2.5 Модуль V: Процедуры передачи сообщений

3.2.6 Модуль VI: Приложение(я)

 

4. Примерный формат процедуры для конкретной аварийной ситуации

 

Добавления

 

Добавление 1. Включение комплексной системы судовых планов действий в аварийных ситуациях в систему управления безопасностью отдельной компании

 

Добавление 2. Модульная структура комплексной системы судовых планов действий в аварийных ситуациях

 

Добавление 3. Модуль IV - Меры по реагированию (1)

 

Добавление 4. Модуль IV - Меры по реагированию (2)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее Руководство, подготовленное Комитетом по безопасности на море (КЕМ) Международной морской организации (ИМО), содержит указания по подготовке комплексной системы планирования действий в аварийных ситуациях на судне. Оно предназначено для использования при подготовке и применении модульной структуры комплексной системы судовых планов действий в аварийных ситуациях.

 

Большое число негармонизированных судовых планов действий в аварийных ситуациях оправдывает разработку комплексной системы и гармонизацию структуры планов действий в аварийных ситуациях.

 

Готовность на случай аварии на судне требуется согласно главе 8 МКУБ, упомянутого в главе IX Конвенции СОЛАС с поправками, согласно правилу 24-4 главы III Конвенции СОЛАС, одобренному Конференцией СОЛАС, состоявшейся в ноябре 1995 года, и правилу 26 Приложения I к МАРПОЛ 73/78.

 

Для осуществления правил конвенций СОЛАС и МАРПОЛ должны иметься судовые процедуры и инструкции. Настоящее Руководство служит основой для формулирования процедур по эффективному реагированию на аварийные ситуации, выявленные компанией и судовым персоналом.

 

В этом контексте основными целями настоящего Руководства являются:

 

- помочь компаниям применять на практике требования правил, используя для этого структуру комплексной системы;

- объединить соответствующие аварийные ситуации на судне в такую систему;

- помочь в разработке гармонизированных планов действий в аварийных ситуациях, которые будут лучше восприниматься судовым персоналом и более правильно использоваться в аварийной ситуации;

- поощрять правительства, в интересах единообразия, принять структуру комплексной системы как отвечающую положениям о разработке судовых планов действий в аварийных ситуациях, требуемых различными документами ИМО, и обращаться к настоящему Руководству при подготовке соответствующего национального законодательства.

 

1. Общие замечания

 

1.1 МКУБ устанавливает международный стандарт по управлению безопасной эксплуатацией судов путем определения элементов, которые должны учитываться при организации работы в компании по управлению в вопросах безопасности судов и предотвращения загрязнения. Поскольку аварии, как и разлив груза, не могут контролироваться полностью с помощью конструктивных мер или обычных эксплуатационных процедур, необходимо, чтобы готовность на случай аварии и предотвращение загрязнения составляли часть осуществляемого компанией управления безопасной эксплуатацией судов. В этих целях, согласно МКУБ, каждая компания должна разработать, осуществить и поддерживать систему управления безопасностью (СУБ).

 

1.2 В рамках такой СУБ должны предусматриваться процедуры для описания возможных аварий на судне и реагирования на них.

 

1.3 Если подготовка мер по реагированию для многих возможных различных типов аварийных ситуаций, которые могут произойти, осуществляется на основе полного и детального рассмотрения отдельных случаев, то это приведет к дублированию работы.

 

1.4 Для избежания дублирования в судовых планах действий в аварийных ситуациях должно проводиться различие между "первоначальными действиями" и основными мерами по реагированию, т.е. "последующим реагированием", в зависимости от характера аварийной ситуации и типа судна.

 

1.5 Серия мер на двух уровнях является основой модульного подхода, позволяющего избежать ненужного дублирования.

 

1.6 Рекомендуется, чтобы единообразная и комплексная система судовых планов действий в аварийных ситуациях рассматривалась как часть Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов (МКУБ), составляя основу системы управления безопасностью отдельной компании (СУБ).

 

1.7 В добавлении 1 приводится иллюстрация того, как такая структура единообразной и комплексной системы судовых планов действий в аварийных ситуациях с ее различными модулями может быть включена в отдельную СУБ.

 

2. Комплексная система планов действий в аварийных ситуациях на судне

 

2.1 Область применения

 

2.1.1 Комплексная система судовых планов действий в аварийных ситуациях (далее именуемая "система") должна служить основой для многочисленных отдельных планов действий в аварийных ситуациях (далее именуемых "планы"), разработанных специально для различных потенциальных аварий, с тем чтобы они имели единообразную и модульную структуру.

 

2.1.2 Использование модульной структуры даст возможность представить информацию и приоритеты в наглядной и логически последовательной форме, позволяющей снизить вероятность ошибок и недосмотра во время аварийных ситуаций.

 

2.2 Структура системы

 

2.2.1 Структура системы включает шесть модулей, имеющих следующие заголовки:

 

- Модуль I:   Введение

- Модуль II:  Положения

- Модуль III: Планирование, обеспечение готовности и подготовка

- Модуль IV:  Меры по реагированию

- Модуль V:   Процедуры передачи сообщений

- Модуль VI:  Приложение(я)

 

Пример компоновки этих модулей показан в добавлении 2.

 

2.2.2 Каждый модуль должен содержать краткую информацию, которая дает ориентировку и обеспечивает, чтобы при принятии различных мер и решений в ходе аварийного реагирования учитывались все относящиеся к делу факторы и аспекты.

 

2.3 Концепция системы

 

2.3.1 Система должна служить в качестве средства, позволяющего свести множество различных планов в структуру, имеющую единообразную и модульную форму. Широкий спектр множества требуемых планов, которые могут разрабатываться компанией, приводит к дублированию некоторых элементов таких планов (например, передача сообщений). Такого дублирования можно избежать с помощью использования модульной структуры системы, упомянутой в пункте 2.2.1.

 

2.3.2 Несмотря на то, что первоначальные действия, предпринимаемые при любой аварии, будут зависеть от характера и масштаба инцидента, существуют некоторые безотлагательные действия, которые должны предприниматься всегда - так называемые "первоначальные действия" (см. добавление 4). Поэтому проводимое в планах различие между "первоначальными действиями" и "последующим реагированием", которое зависит от переменных элементов, как например груза судна, типа судна и т.д., поможет судовому персоналу справиться с неожиданными аварийными ситуациями и обеспечит, чтобы необходимые действия предпринимались в порядке очередности.

 

2.3.3 "Последующее реагирование" есть осуществление процедур, применимых к аварийной ситуации.

 

3. Модули системы

 

3.1 Общие принципы

 

3.1.1 В качестве отправной точки при разработке системы добавление 3 содержит ориентировку и общий обзор в отношении того, какого типа информацию можно включать в отдельные модули системы.

 

3.1.2 Прежде всего система должна быть разработана так, чтобы она была удобна для пользователя. Благодаря этому она будет лучше восприниматься судовым персоналом.

 

3.1.3 Для того чтобы система и связанные с нею планы были эффективными, они должны быть тщательно приспособлены к условиям отдельной компании и судна. При этом должны учитываться различия в типе судна, конструкции, грузе, оборудовании, укомплектовании экипажем и маршруте его плавания.

 

3.2 Подробное описание отдельных модулей

 

3.2.1 Модуль I: Введение

 

3.2.1.1 Система должна включать модуль, озаглавленный "Введение".

3.2.1.2 Этот модуль должен содержать ориентировку и общий обзор вопроса.

3.2.1.3 Ниже приводится пример вводного текста:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Система предназначена для подготовки судового персонала к эффективному реагированию при аварии в море.

 

2. Главной задачей системы является ориентировка судового персонала в отношении мер, которые должны приниматься в случае, если авария произошла или может произойти. Такую же пользу приносит опыт лиц, участвующих в разработке плана.

 

3. Целью системы является объединить планы действий в аварийных ситуациях на судне и избежать разработки различных, негармонизированных и неструктурированных планов, которые будут с трудом восприниматься судовым персоналом и неправильно использоваться в аварийной ситуации. Поэтому система и объединенные в нее планы должны иметь структуру, а также согласованный по компоновке и содержанию формат.

 

4. Система направлена на обеспечение самого своевременного и адекватного реагирования в случае аварий различного масштаба и характера, а также на устранение любой угрозы опасного развития ситуации. Помимо этого, система предусматривает структуру, позволяющую избежать невыполнения важнейших действий.

 

5. Система и связанные с ней планы должны рассматриваться в качестве динамичных; они должны пересматриваться после осуществления и совершенствоваться путем обмена опытом, идеями, а также обратной связи.

 

6. Необходимо помнить о возможном возникновении проблем в общении вследствие языковых или культурных различий среди персонала судна. Система и объединенные в нее планы будут представлять собой документы, используемые на судне капитаном, лицами командного состава и соответствующими членами экипажа судна, и они должны иметься в наличии на рабочем языке экипажа. Любое изменение в составе персонала, которое повлечет за собой изменение рабочего языка экипажа, потребует составления планов на новом языке. По этому аспекту в модуле должна содержаться информация.

 

7. Система должна рассматриваться в качестве средства практического осуществления требований главы 8 Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов (МКУБ) или подобных правил в других документах ИМО*.

 

___________

* См. правило 24-4 главы III Конвенции СОЛАС 1974 года и правило 26 Приложения 1 к МАРПОЛ 73/78.

 

3.2.2 Модуль II: Положения

 

3.2.2.1 Данный модуль должен содержать информацию и пояснения о том, как может быть разработана система на основе улучшений, предложенных отдельной компанией и судовым персоналом.

 

3.2.2.2 Главной целью деятельности по предотвращению аварийной ситуации на судне, обеспечению готовности и реагированию должна быть разработка и осуществление действенной и эффективной системы, которая позволит свести к минимуму опасности для человеческой жизни, морской среды и имущества, с постоянным приложением усилий по ее улучшению.

 

3.2.2.3 Для достижения этой цели необходимо координировать и согласовывать процедуры безопасности между компанией и ее судами. Поэтому модуль должен требовать, чтобы разработанные компанией планы действий в аварийных ситуациях и меры по реагированию, применяемые на берегу и на судне, были согласованы и соответствующим образом связаны между собой.

 

3.2.2.4 Безопасность требует, чтобы все лица на берегу и на судне, невзирая на должности, включая управленческий персонал, были обязаны активно участвовать в разработке и применении безопасных процедур и практики.

 

3.2.2.5 С целью улучшения мер на судах по предотвращению аварий, обеспечению готовности и реагированию при оценке аварийных процедур с учетом имевших место при использовании данной системы инцидентов и случаев, которые могли привести к столкновению, необходимо стремиться к открытому и свободному общению. Эта рекомендация должна быть учтена в модуле путем включения информации по осуществлению стратегии снижения количества ошибок, которая предусматривает соответствующую обратную связь и процедуры по изменению планов.

 

3.2.2.6 В итоге модуль должен информировать пользователя системы о наиболее важных требованиях, которым, как минимум, должны отвечать планы. В модуле должны быть затронуты следующие основные элементы:

 

- процедуры, выполняемые при передаче сообщения об аварии;

- процедуры по выявлению и описанию потенциальных аварийных ситуаций на судне, а также по реагированию;

- программы/действия по усовершенствованию системы и относящихся к ней планов.

 

3.2.3 Модуль III: Планирование, обеспечение готовности и подготовка

 

3.2.3.1 Данный модуль должен охватывать вопросы, связанные с подготовкой и обучением судового персонала в области действий при авариях, с целью выработки общей информированности и понимания действий, предпринимаемых в случае аварии.

 

3.2.3.2 Система и планы не принесут много пользы, если персонал, который должен их использовать, не будет ознакомлен с ними. Модуль III должен, следовательно, предоставлять практическую информацию, позволяющую каждому члену судового персонала, занимающему ключевой пост, заранее знать свои обязанности и ответственность, а также знать лиц, которым он должен докладывать согласно планам.

 

3.2.3.3 Успешное управление в аварийной или кризисной ситуации на море зависит от способности судового персонала, компании и внешних властей, осуществляющих координацию в случае аварии, быстро собрать достаточные ресурсы в нужных местах.

 

3.2.3.4 Важной целью программ планирования, обеспечения готовности и подготовки должно являться повышение информированности по вопросам безопасности и окружающей среды.

 

3.2.3.5 Подготовка и обучение должны проводиться через регулярные промежутки времени и, в особенности, должны предусматриваться для судового персонала, переводимого на новые должности.

 

3.2.3.6 Должна вестись регистрация всех проведенных на берегу и на судах учений и занятий, а журнал регистрации должен быть доступен для проверки. Учения и занятия должны оцениваться, что поможет определить эффективность процедур, содержащихся в документах, и выявить возможности для усовершенствования системы.

 

3.2.3.7 При разработке планов учений и занятий должно проводиться различие между полномасштабными учениями с участием всех сторон, которые могут оказаться вовлеченными в крупный инцидент, и занятиями, ограниченными рамками судна и/или компании.

 

3.2.3.8 Обратная связь является существенной для совершенствования планов аварийных мероприятий и аварийной готовности на основе уроков, извлеченных из предыдущих занятий или реальных аварий, и представляет широкие возможности для постоянного улучшения. Обратная связь должна обеспечить, чтобы компания, а также судно были готовы к реагированию в случае аварии на судне (см. обобщенную схему в добавлении 1).

 

3.2.3.9 В заключение модуль должен, как минимум, содержать информацию о процедурах, программах или деятельности, направленных на:

 

- ознакомление судового персонала с положениями системы и планов;

- подготовку и обучение судового персонала, переведенного на новые должности, в отношении системы и планов;

- разработку расписания регулярных учений и занятий по подготовке судового персонала к действиям в возможных аварийных ситуациях на судне;

- эффективную координацию действий судового персонала и компании, а также включение и принятие к сведению помощи, которую могут оказать внешние власти, осуществляющие координацию в случае аварии;

- разработку осуществимой системы обратной связи.

 

 3.2.4 Модуль IV: Меры по реагированию

 

Этот модуль должен содержать руководство для судового персонала на случай аварии, когда судно находится на ходу, стоит у причала, на швартовах, на якоре, находится в порту или сухом доке.

 

3.2.4.1 Наилучший курс действий при аварии для защиты персонала, судна, морской среды и груза должен быть тщательно рассмотрен и предварительно спланирован. Поэтому должны быть разработаны стандарты для судовых процедур по защите персонала, стабилизации обстановки и сведению к минимуму ущерба для окружающей среды в случае инцидента.

 

3.2.4.2 В этом контексте следует сослаться на руководства, уже разработанные Организацией*, содержащие информацию, которая может служить в качестве отправной точки при подготовке планов для отдельных судов и помочь персоналу в такой подготовке.

 

__________________

* См. Руководство по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (см. резолюцию МЕРС.54(32)). См. также Руководство по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря, находящееся на рассмотрении Организации (см. ВСН 24/WP.8).

 

 

3.2.4.3 Различные планы, включаемые в систему, должны быть простыми документами, описывающими процедуры, которые отличаются от процедур, применяемых в обычных повседневных операциях. Обычные эксплуатационные процедуры позволяют решать очень трудные проблемы, однако аварийная ситуация на судне, независимо от того, находится ли оно в море или в порту, может потребовать от вовлеченных людей такого напряжения, которое выходит за пределы их обычных возможностей.

 

3.2.4.4 Для обеспечения идентичности планов, находящихся на судне и на берегу, и для уменьшения возможной путаницы при аварии в отношении того, кто отвечает за конкретные действия, в


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home