A.1072(28) Пересмотренное Руководство по структуре комплексной системы планирования действий в аварийных ситуациях на судне

Резолюция A.1072(28)

 

Принята 4 декабря 2013 года

(Пункт 10 повестки дня)

 

ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА СУДНЕ

 

АССАМБЛЕЯ,

ССЫЛАЯСЬ на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на то, что Международная конференция 1994 года Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года одобрила поправки к этой Конвенции, вводящие, среди прочего, новую главу IX об управлении безопасной эксплуатацией судов, согласно которой соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)) становится обязательным,

СОЗНАВАЯ, что судовые планы действий в аварийных ситуациях, относящиеся к различным категориям аварий, требуются согласно положениям Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками и Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней, с поправками,

ССЫЛАЯСЬ на резолюцию А.852(20), которой она приняла Руководство по структуре комплексной системы планирования действий в аварийных ситуациях на судне, содержащее рекомендации, направленные на содействие разработке и применению модульной структуры комплексной системы судовых планов действий в аварийных ситуациях,

 

БУДУЧИ ОБЕСПОКОЕНА тем, что наличие на судах различных и негармонизированных планов действий в аварийных ситуациях может оказаться контрпродуктивным в случае аварии,

ПРИЗНАВАЯ, что на многих судах уже используются всеобъемлющие и эффективные планы действий в аварийных ситуациях, такие как, например, судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (SOPEP),

СОЗНАВАЯ необходимость учитывать аспекты воздействия человеческого фактора при рассмотрении правил и рекомендаций, касающихся операций на судне, с целью их принятия,

СТРЕМЯСЬ оказать помощь собственникам и операторам судов, а также другим сторонам, которые заинтересованы в преобразовании положений, регулирующих планы действий в аварийных ситуациях, в механизм последовательного планирования действий в аварийных ситуациях, там, где это еще не сделано,

РАССМОТРЕВ рекомендации, данные Комитетом по защите морской среды на его шестьдесят четвертой сессии и Комитетом по безопасности на море на его девяносто первой сессии,

1            ПРИНИМАЕТ Пересмотренное руководство по структуре комплексной системы планирования действий в аварийных ситуациях на судне, изложенное в приложении к настоящей резолюции;

2            ПРЕДЛАГАЕТ правительствам с целью обеспечения единообразия принять вышеупомянутую структуру как соответствующую положениям по разработке судовых планов действий в аварийных ситуациях, требуемых различными документами, принятыми Организацией;

3            ПРЕДЛАГАЕТ правительствам обращаться к настоящему Пересмотренному руководству при подготовке соответствующего национального законодательства;

4            ПРОСИТ Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды держать настоящее Пересмотренное руководство в поле зрения и при необходимости вносить в него поправки, исходя из приобретенного опыта;

5            ОТМЕНЯЕТ резолюцию А.852(20) с 1 июля 2014 года.

 

Приложение

 

ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА СУДНЕ

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

2            КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА СУДНЕ

2.1         Сфера применения

2.2         Структура системы

2.3         Концепция системы

 

3            МОДУЛИ СИСТЕМЫ

 

3.1         Общие принципы

3.2         Подробное описание отдельных модулей

3.2.1      Модуль I. Введение

3.2.2      Модуль II. Положения

3.2.3      Модуль III. Планирование, обеспечение готовности и подготовка персонала

3.2.4      Модуль IV. Меры по реагированию

3.2.5      Модуль V. Процедуры передачи сообщений

3.2.6      Модуль VI. Приложение(я)

 

4            ПРИМЕРНЫЙ ФОРМАТ ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ КОНКРЕТНОЙ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

 

Добавления

 

Добавление 1 Включение комплексной системы судовых планов действий в аварийных ситуациях в систему управления безопасностью отдельной компании

Добавление 2 Модульная структура комплексной системы судовых планов действий в аварийных ситуациях

Добавление 3 Модуль IV – Меры по реагированию (1)

Добавление 4 Модуль IV – Меры по реагированию (2)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Настоящее Руководство, подготовленное Комитетом по безопасности на море и Комитетом по защите морской среды Международной морской организации, содержит рекомендации, направленные на содействие разработке комплексной системы планирования действий в аварийных ситуациях на судне. Оно предназначено для использования при подготовке и применении модульной структуры комплексной системы судовых планов действий в аварийных ситуациях.

Разработка комплексной системы и гармонизация структуры планов действий в аварийных ситуациях обусловлена наличием большого числа негармонизированных судовых планов действий в аварийных ситуациях.

Готовность к аварийным ситуациям на судне должна быть обеспечена в соответствии с пунктами 1.2.2.2 и 8 Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) с поправками, упомянутого в главе IX Конвенции СОЛАС с поправками, правилом 24-4 главы III Конвенции СОЛАС, одобренном Конференцией СОЛАС, состоявшейся в ноябре 1995 года, и правилом 37 Приложения I к МАРПОЛ 73/78.

Согласно правилам конвенций СОЛАС и МАРПОЛ на судах должны иметься соответствующие процедуры и инструкции. Настоящее Пересмотренное руководство служит основой для формулирования процедур по эффективному реагированию на аварийные ситуации, выявленные компанией и судовым персоналом.

В этом контексте основными целями настоящего Пересмотренного руководства являются:

.1 оказание помощи компаниям в практическом применении требований правил с использованием структуры комплексной системы;

 

.2 интегрирование соответствующих аварийных ситуаций на судне в такую систему;

 

.3 оказание помощи в разработке гармонизированных планов действий в аварийных ситуациях, которые будут лучше восприниматься судовым персоналом и более правильно использоваться в аварийной ситуации; и

 

.4 поощрение правительств, в целях обеспечения единообразия, к применению структуры комплексной системы как отвечающей положениям о разработке судовых планов действий в аварийных ситуациях, требуемых различными документами ИМО, и к использованию настоящего Пересмотренного руководства при разработке соответствующего национального законодательства.

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 МКУБ устанавливает международный стандарт по безопасному управлению судами и их эксплуатацией путем определения элементов, которые должны учитываться при организации в компании работы по управлению безопасностью судов и предотвращением загрязнения. Поскольку аварии, как и разлив груза, не могут контролироваться полностью с помощью конструктивных мер или обычных эксплуатационных процедур, необходимо, чтобы готовность к аварийным ситуациям и предотвращение загрязнения являлись элементами осуществляемого компанией управления безопасной эксплуатацией судов. В этих целях, согласно МКУБ, каждая компания должна разработать, внедрить и поддерживать систему управления безопасностью (СУБ).

 

1.2 В рамках такой СУБ должны быть определены потенциальные аварийные ситуации на судне и устанавлены процедуры реагирования на них.

 

1.3 Если подготовка мер реагирования на многочисленные возможные аварийные ситуации различных типов, которые могут произойти, будет осуществляется на основе всестороннего и детального рассмотрения отдельных случаев, это приведет к весьма значительному дублированию.

1.4 Для избежания дублирования в судовых планах действий в аварийных ситуациях должно проводиться различие между «первоначальными действиями» и основными мерами реагирования, предусматривающими «последующее реагирование» и зависящими от характера аварийной ситуации и типа судна.

1.5 Двухуровневая система мер является основой модульного подхода, позволяющего избежать ненужного дублирования.

1.6 Рекомендуется, чтобы единообразная комплексная система судовых планов действий в аварийных ситуациях рассматривалась как часть МКУБ, являясь одновременно основой СУБ отдельных компаний.

1.7 В добавлении 1 приводится иллюстрация того, как такая структура единообразной комплексной системы судовых планов действий в аварийных ситуациях с ее различными модулями может быть интегрирована в отдельную СУБ.

2 КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА СУДНЕ

2.1 Сфера применения

2.1.1 Комплексная система судовых планов действий в аварийных ситуациях (далее именуемая «система») должна служить основой для многочисленных отдельных планов действий в аварийных ситуациях (далее именуемых «планы»), специально разработанных для различных потенциальных аварийных ситуаций, с тем чтобы они имели единообразную модульную структуру.

2.1.2 Использование модульной структуры даст возможность представить информацию и приоритеты в наглядной и логически последовательной форме, позволяющей снизить число ошибок и упущений во время аварийных ситуаций.

2.2 Структура системы

2.2.1 Структура системы включает шесть модулей, имеющих следующие названия:

 Модуль I.       Введение

 Модуль II.     Положения

 Модуль III.    Планирование, обеспечение готовности и подготовка персонала

 Модуль IV.    Меры реагирования

 Модуль V.     Процедуры передачи сообщений

 Модуль VI.    Приложение(я)

Пример компоновки этих модулей представлен в добавлении 2.

2.2.2 Каждый модуль должен содержать краткую информацию, которая включает рекомендации и обеспечивает учет всех относящихся к делу факторов и аспектов при принятии различных мер и решений в ходе аварийного реагирования.

2.3 Концепция системы

2.3.1 Система должна служить в качестве средства, позволяющего свести множество различных планов в единообразную модульную схему. Широкий спектр многочисленных требуемых планов, которые могут разрабатываться компанией, приводит к дублированию некоторых элементов таких планов (например, передача сообщений). Такого дублирования можно избежать с помощью использования модульной структуры системы, описанной в пункте 2.2.1.

2.3.2 Несмотря на то, что первоначальные действия, предпринимаемые при любой аварии, будут зависеть от характера и масштаба инцидента, существуют некоторые безотлагательные действия, которые должны предприниматься всегда, – так называемые «первоначальные действия» (см. добавление 4). Поэтому проводимое в планах различие между «первоначальными действиями» и «последующим реагированием», которое зависит от таких переменных факторов, как груз судна, тип судна и т.д., поможет судовому персоналу справиться с неожиданными аварийными ситуациями и обеспечит выполнение необходимых действий в порядке их приоритетности.

2.3.3 «Последующее реагирование» представляет собой осуществление процедур, применимых к конкретной аварийной ситуации.

3 МОДУЛИ СИСТЕМЫ

3.1 Общие принципы

3.1.1 В качестве отправной точки при разработке системы следует использовать содержащиеся в добавлении 3 рекомендации и краткий обзор элементов информации, которые можно включать в отдельные модули системы.

3.1.2 Прежде всего, система должна быть разработана так, чтобы она была удобна для пользователей. Благодаря этому она будет лучше восприниматься судовым персоналом.

3.1.3 Для того чтобы система и связанные с нею планы были эффективными, они должны быть тщательно адаптированы к особенностям отдельной компании и судна. При этом должны учитываться различия в типах судов, их конструкции, грузе, оборудовании, укомплектовании экипажем и маршрутах следования.

3.2 Подробное описание отдельных модулей

3.2.1 Модуль I. Введение

3.2.1.1 Система должна включать модуль, озаглавленный «Введение».

3.2.1.2 Этот модуль должен включать рекомендации и общий обзор содержательных аспектов.

 

3.2.1.3 Ниже приводится пример вводного текста:

«ВВЕДЕНИЕ

1        Система предназначена для подготовки судового персонала к эффективному реагированию на аварийные ситуации на море.

2        Главной задачей системы является предоставление рекомендаций судовому персоналу в отношении мер, которые должны приниматься в случае, если авария произошла или может произойти. Не меньшее значение имеет опыт лиц, участвующих в разработке плана.

3        Целью системы является интегрировать планы действий в аварийных ситуациях на судне и избежать разработки отличающихся друг от друга, негармонизированных и неструктурированных планов, которые будут с трудом восприниматься судовым персоналом и неправильно использоваться в аварийной ситуации. Поэтому система и интегрированные в нее планы должны иметь последовательную структуру, формат и содержание.

4        Система направлена на обеспечение максимально своевременного и адекватного реагирования на аварии различного масштаба и характера, а также на устранение любой угрозы опасного развития ситуации. Кроме этого, система обладает структурой, позволяющей избежать невыполнения важнейших действий.

5        Система и связанные с ней планы должны рассматриваться как динамичные инструменты; они должны пересматриваться после их осуществления и совершенствоваться путем обмена опытом и идеями, а также использования обратной связи.

6        Необходимо помнить о возможном возникновении коммуникационных проблем вследствие языковых или культурных различий среди персонала судна. Система и интегрированные в нее планы представляют собой документы, которые должны исполняться на судне капитаном, лицами командного состава и соответствующими членами экипажа судна, и они должны иметься в наличии на рабочем языке экипажа. Любое изменение в составе персонала, которое влечет за собой изменение рабочего языка экипажа, требует перевода планов на новый язык. По этому вопросу в модуле должна содержаться соответствующая информация.

7        Система должна рассматриваться в качестве средства практического осуществления требований пунктов 1.2.2.2 и 8 МКУБ или подобных правил, содержащихся в других документах ИМО».

3.2.2 Модуль II. Положения

3.2.2.1 Данный модуль должен содержать информацию и пояснения о том, как система может быть разработана на основе улучшений, предложенных конкретной компанией и судовым персоналом.

3.2.2.2 Главной целью деятельности по предотвращению аварийной ситуации на судне, обеспечению готовности и реагированию должна быть разработка и осуществление действенной и эффективной системы, которая позволит свести к минимуму опасности для человеческой жизни, морской среды и имущества, а также будет постоянно совершенствоваться.

3.2.2.3 Для достижения этой цели необходимо координировать и согласовывать процедуры обеспечения безопасности между компанией и ее судами. Поэтому данный модуль должен содержать требование о том, чтобы разработанные компанией планы действий в аварийных ситуациях и меры реагирования, применяемые на берегу и на судне, были согласованы и соответствующим образом увязаны между собой.

3.2.2.4 Безопасность требует использования как «нисходящего», так и «восходящего» подхода к активной разработке и применению процедур и мер по обеспечению безопасности, в которых должны быть задействованы все лица на берегу и на судне, включая управленческий персонал.

3.2.2.5 С целью совершенствования мер по предотвращению аварий, обеспечению готовности и реагированию на судах при оценке аварийных процедур с учетом имевших место при использовании данной системы инцидентов и случаев, которые могли привести к инциденту, необходимо обеспечить открытую и свободную коммуникацию. Эта рекомендация должна быть учтена в модуле путем включения в него информации по осуществлению стратегии снижения количества ошибок, предусматривающей соответствующую обратную связь и процедуры по корректировке планов.

3.2.2.6 В итоге модуль должен информировать пользователя системы о наиболее важных минимальных требованиях, которым должны соответствовать планы. В модуль должны быть включены следующие основные элементы:

 

.1 процедуры, выполняемые при передаче сообщений об аварии;

 

.2  процедуры по выявлению и описанию потенциальных аварийных ситуаций на судне, а также по реагированию на них; и

 

.3 программы/действия по поддержанию системы и связанных с ней планов.

 

3.2.3 Модуль III. Планирование, обеспечение готовности и подготовка персонала

 

3.2.3.1 Данный модуль должен охватывать вопросы, связанные с подготовкой и обучением судового персонала в области реагирования на аварийные ситуации, с целью повышения уровня информированности и понимания действий, предпринимаемых в случае аварии.

3.2.3.2 Система и планы не принесут большой пользы, если персонал, который должен их использовать, не будет ознакомлен с ними. Поэтому в рамках модуля III должна предоставляться практическая информация, позволяющая каждому члену судового персонала, выполняющему ключевые функции, заранее знать свои обязанности и сферу ответственности, а также тех лиц, в подчинении которых он должен находиться согласно планам. Ответственные лица должны быть определены для каждой аварийной системы, и на компанию должна быть возложена ответственность за то, чтобы все соответствующие лица командного состава и члены экипажа понимали, как эксплуатируются системы, прошли соответствующую подготовку и были способны эксплуатировать аварийные системы, такие как стационарные системы пожаротушения, аварийный генератор, система аварийного управления рулем, пожарные насосы и т.д.

3.2.3.3 Успешное управление в аварийной или кризисной ситуации на море зависит от способности судового персонала, компании и внешних органов власти, осуществляющих координацию действий в случае аварии, быстро сконцентрировать достаточные ресурсы в нужных местах.

3.2.3.4 Важной целью программ планирования, обеспечения готовности и подготовки персонала должно являться повышение уровня информированности по вопросам безопасности и окружающей среды.

3.2.3.5 Курсы подготовки должны проводиться через регулярные промежутки времени, при этом в первую очередь следует обеспечить их прохождение судовым персоналом, переведенным на новые должности.

3.2.3.6 Должна вестись регистрация всех проведенных на берегу и на судах учений и занятий по действиям в аварийных ситуациях, и соответствующие записи должны быть доступны для проверки. Учения и занятия должны проходить процедуру оценки, что является одним из инструментов определения эффективности документально оформленных процедур и выявления возможностей для совершенствования системы.

3.2.3.7 При разработке планов учений и занятий должно проводиться различие между полномасштабными учениями с участием всех сторон, которые могут оказаться вовлеченными в крупный инцидент, и занятиями, ограниченными одним судном и/или компанией.

3.2.3.8 Обратная связь является существенной для совершенствования планов аварийных мероприятий и повышения готовности к чрезвычайным ситуациям на основе уроков, извлеченных из предыдущих занятий, расследований инцидентов или реальных аварий и является одним из механизмов постоянного совершенствования. Обратная связь должна обеспечить, чтобы компания, а также судно были готовы к реагированию на аварийные ситуации, которые могут возникнуть на судне (см. обобщенную блок-схему в добавлении 1).

3.2.3.9 В итоге модуль должен, как минимум, содержать информацию о процедурах, программах или действиях, направленных:

 

.1 на ознакомление судового персонала с положениями системы и планов;

 

.2 на обеспечение подготовки судового персонала, особенно персонала, переведенного на новые должности, к использованию систем и планов;

 

.3 на разработку графиков регулярных учений и занятий по подготовке судового персонала к действиям в возможных аварийных ситуациях на судне;

 

.4 на эффективную координацию действий судового персонала и компании, а также на обеспечение их информированности о помощи, которую могут оказать внешние органы власти, осуществляющие координацию действий в случае аварии; и

 

.5 на разработку действенной системы обратной связи.

 

3.2.4 Модуль IV. Меры реагирования

Этот модуль должен содержать рекомендации для судового персонала на случай аварии, когда судно находится на ходу, у причала, на швартовах, на якоре, в порту или в доке.

3.2.4.1 Для выбора наилучшего плана действий при аварии для защиты персонала, судна, морской среды и груза необходим тщательный анализ и предварительное планирование. Поэтому должны быть разработаны стандарты для судовых процедур по защите персонала, стабилизации обстановки и сведению к минимуму ущерба для окружающей среды в случае инцидента.

3.2.4.2 В этом контексте следует учитывать положения уже разработанных Организацией руководств, содержащих информацию, которая может послужить в качестве отправной точки при подготовке планов для отдельных судов и помочь персоналу в этой работе.

3.2.4.3 Различные планы, которые должны быть включены в систему, должны быть простыми документами, описывающими процедуры, которые отличаются от процедур, применяемых в обычных повседневных операциях. Обычные эксплуатационные процедуры позволяют решать очень трудные задачи, однако аварийная ситуация на судне, независимо от того, находится ли оно в море или в порту, может потребовать от вовлеченных в ликвидацию ее последствий людей таких действий, которые выходят за пределы их обычных обязанностей.

3.2.4.4 Для обеспечения идентичности планов, находящихся на судне и на берегу, и для уменьшения возможной путаницы при аварии в отношении того, кто отвечает за те или иные действия, в планах должно быть четко указано, должно ли данное действие выполняться судовым персоналом или береговым персоналом.

3.2.4.5 С учетом этих соображений модуль «Меры реагирования» должен охватывать основные группы аварийных ситуаций на судне.

3.2.4.6 В планах должны быть отражены возможные аварийные ситуации, включая, в числе прочего, следующие основные группы аварий:

 

.1 пожар;

 

.2 повреждение судна;

 

.3 загрязнение;

 

.4 незаконные действия, угрожающие безопасности судна и его пассажиров и экипажа;

 

.5 несчастные случаи с персоналом;

 

.6 инциденты, связанные с грузом; и

 

.7 помощь другим судам, терпящим бедствие.

 

Для того чтобы предоставить компании необходимую гибкость при выявлении, описании других аварийных ситуаций на судне и реагировании на них, в основные группы должны быть включены более конкретные типы аварий.

 

3.2.4.7 Вышеупомянутые основные группы могут быть далее разбиты на подгруппы с тем, чтобы охватить большинство аварий, возможных на судне. Подробные описания мер реагирования должны быть сформулированы так, чтобы на их основе можно было запустить механизм выполнения необходимых действий с целью ограничения последствий аварии и предотвращения дальнейших повреждений, причиненных, например, в результате столкновения или посадки на мель.

 

3.2.4.8 Компания должна определить все возможные ситуации, в которых потребуется составление плана действий в аварийных ситуациях на судне с учетом эксплуатационных требований, типа судна, оборудования и выполняемых перевозок. Компания должна рассмотреть вопрос о том, какие планы действий в аварийных ситуациях на судне должны быть пересмотрены и/или обновлены при любых изменениях характера перевозок.

3.2.4.9 Во всех случаях в первую очередь должны предприниматься действия, направленные на защиту человеческой жизни, морской среды и имущества, причем именно в такой последовательности. Это означает, что «первоначальные действия», которые являются общими для всех судов, независимо от типа и перевозимых грузов, должны в полной мере приниматься во внимание при формулировании процедур, связанных с «последующим реагированием».

3.2.4.10 Планирование последующих мер реагирования должно включать информацию, относящуюся к отдельному судну и его грузу, а также рекомендации в помощь судовому персоналу и необходимые ему сведения. Примеры такой информации перечислены ниже:

.1 информация о:

.1 количестве людей на судне; и

.2 перевозимом грузе (например, опасные грузы и т.д.);

.2 меры по привлечению внешней помощи:

.1 координация поиска и спасания;

.2 расчеты плавучести, прочности и остойчивости;

.3 привлечение спасателей/спасательных буксиров;

.4 возможности для частичной разгрузки; и

.5 внешние ресурсы для проведения операций по очистке;

.3 характеристики дрейфа судна; и

.4 общая информация:

.1 взаимодействие с национальными и портовыми властями; и

.2 связь с общественностью.

3.2.4.11 Хотя судовой персонал и должен быть знаком с планом, удобство поиска в нем информации является важным элементом на этапах его составления и эффективного использования. Должен быть обеспечен быстрый и легкий доступ к существенной информации в напряженной ситуации. В добавлениях 3 и 4 приводится подробное описание последовательности приоритетных действий при осуществлении «первоначальных действий» в аварийной ситуации и их связь с «последующим реагированием».

3.2.4.12 В итоге модуль должен служить руководством для разработчиков системы в отношении того, что должно быть включено в планы действий в аварийных ситуациях, а именно:

.1 координация мер реагирования;

.2 процедуры реагирования для всего спектра возможных сценариев аварий, включая способы защиты человеческой жизни, морской среды и имущества;

.3 лицо или лица, ответственные за все меры по реагированию, с указанием должностей или фамилий;

.4 каналы связи, используемые для незамедлительного установления контакта со специалистами по реагированию, привлекаемыми со стороны;

.5 информация, касающаяся наличия и расположения оборудования для аварийного реагирования; и

.6 процедуры передачи сообщений и обеспечения коммуникации на судне.

В конце раздела 4 приведена блок-схема осуществления плана(ов) действий в аварийных ситуациях в семь этапов.

3.2.5 Модуль V. Процедуры передачи сообщений

3.2.5.1 Судно, вовлеченное в аварийную ситуацию или инцидент, связанный с загрязнением моря, должно осуществлять связь с соответствующими контактными лицами, представляющими интересы судна, а также прибрежного государства или порта. Поэтому система должна содержать достаточно подробное описание процедур передачи первоначального сообщения соответствующим сторонам. В данном модуле должно быть предусмотрено следующее:

3.2.5.2 Необходимо сделать все возможное для обеспечения того, чтобы информация, касающаяся:

 .1 контактных лиц, представляющих интересы судна;

 .2 контактных лиц прибрежного государства; и

 .3 контактных лиц порта,

для передачи сообщений об авариях составляла часть системы и регулярно обновлялась.

3.2.5.3 Важно установить и поддерживать быстрые и надежные каналы круглосуточной связи между находящимся в опасности судном и центром(ами) управления на случай чрезвычайных ситуаций, головным офисом компании и национальными органами власти (СКЦ, контактные лица).

3.2.5.4 Лица, руководящие операциями по реагированию на судне, и службы, оказывающие помощь с берега, должны информировать друг друга о развитии ситуации.

3.2.5.5 Такие сведения, как номера телефонов, телексов и телефаксов, должны регулярно обновляться с учетом изменений в составе персонала. Должны быть также предоставлены четкие рекомендации, касающиеся предпочтительных средств связи.

3.2.5.6 В этом контексте следует учитывать положения руководств Организации и соответствующие национальные планы, которые содержат достаточные рекомендации в отношении необходимых действий по передаче сообщений, а именно:

.1 когда передавать сообщение;

 

.2 как передавать сообщение;

 

.3 с кем устанавливать связь; и .4 что указывать в сообщении.

 

3.2.6 Модуль VI. Приложение(я)

В дополнение к информации, необходимой для успешного реагирования на аварийную ситуацию, могут потребоваться и другие инструменты, которые повысят способность судового персонала находить и выполнять положения оперативной части 5 плана.

4 Примерный формат процедуры для конкретной аварийной ситуации

Примерный формат процедуры для конкретной аварийной ситуации, упомянутой в пункте 3.2.4, приведен ниже.

 

1.5

МОДУЛЬ IV

Меры реагирования

 

Пожар

 

Повреждение судна

 

Загрязнение

 

Незаконные акты, угрожающие ....

.... и экипажа

 

Несчастные случаи с персоналом

 

Инциденты, связанные с грузом

 

Помощь другим судам, терпящим бедствие

 

Группа аварий: Пожар 

Док. №: ........................ Страница 1 из 4

Исх. дата: ........................ Дата пересмотра: ....................

 

1.         Цель и сфера применения

 

Нижеследующая процедура определяет виды действий/мероприятий и мер, осуществляемых в случае пожара на судне. Эта процедура представляет собой руководство общего характера и ни при каких обстоятельствах не ограничивает свободы действий капитана.

 

2.         Обязанности

 

Капитан отвечает за организацию подготовки к борьбе с пожаром, за наличие и немедленное использование противопожарных систем и имеющегося оборудования, обеспечивающего безопасность, однако различные задачи он должен возложить на лиц командного состава, имеющих соответствующую квалификацию.

 

3.         Принимаемые меры

«Первоначальные действия»

 

3.1 Меры, принимаемые лицом, которое первым обнаружило пожар

*  Подать сигнал пожарной тревоги с ближайшего устройства

*          }

*          } разрабатывается компанией

*          }

 

3.2 Меры, принимаемые вахтенным помощником капитана

*    Подать общесудовой сигнал тревоги

*    Вызвать капитана

*          }

*          }

*          } разрабатывается компанией

*          }

*          }

 

 

Модуль IV: Меры реагирования

МОДУЛЬ IV: Меры реагирования

МОДУЛЬ IV: Меры реагирования

МОДУЛЬ V

 Процедуры передачи сообщений

 

Группа аварий: Пожар

 

1.         Капитан обязан сообщить подробности и информировать все заинтересованные стороны об аварии, связанной с пожаром, и принятых на данный момент мерах с помощью самых быстрых имеющихся каналов связи.

 

2.         При пожаре рекомендуется придерживаться следующей процедуры передачи сообщений:

 

2.1         Оповестить по радио суда, находящиеся поблизости;

 

2.2         Если судно находится в порту или вблизи него, воспользоваться:

 

* списком контактных лиц прибрежного государства;

* списком контактных лиц порта

 

и обратиться с просьбой о помощи;

 

2.3 Уведомить всех соответствующих лиц, которые представляют интересы судна и которых необходимо информировать в случае аварии (см. список контактных лиц, представляющих интересы судна)

 

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home