ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
СРЕДСТВАМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
РУЛЕМ (АВТОРУЛЕВЫМ)
ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ
(Принята 23 ноября 1995 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о
Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении
правил и руководств, касающихся безопасности на море,
ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию MSC.36(63),
которой Комитет по безопасности на море 24 мая 1994 года принял Международный
кодекс безопасности высокоскоростных судов (Кодекс КВС),
ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на резолюцию 1, которой Конференция
Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой
жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года одобрила
24 мая 1994 года поправки к Конвенции СОЛАС
1974 года, включающие новую главу Х о
мерах безопасности для высокоскоростных судов, которая делает положения Кодекса
КВС обязательными,
согласно этой Конвенции, для всех таких судов, построенных 1 января 1996 года
или после этой даты,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ раздел 13.13 Кодекса КВС, который
требует, чтобы все навигационное оборудование, к которому применяется глава 13, отвечало эксплуатационным
требованиям не ниже тех, которые приняты
Организацией,
РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на
море на его шестьдесят четвертой сессии,
1. ПРИНИМАЕТ Рекомендацию по эксплуатационным требованиям к
средствам автоматического управления рулем (авторулевым) высокоскоростных
судов, изложенную в приложении к настоящей резолюции;
2. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам обеспечить, чтобы средства
автоматического управления рулем (авторулевые), которые должны иметься на
высокоскоростных судах, отвечали эксплуатационным требованиям не ниже тех,
которые изложены в приложении к настоящей резолюции;
3. ПРОСИТ Комитет по безопасности на море держать настоящие
эксплуатационные требования в поле зрения и при необходимости вносить в них
поправки.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К СРЕДСТВАМ
АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕМ
(АВТОРУЛЕВЫМ)
ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ
1.1
В дополнение к общим требованиям, содержащимся в резолюции А.694(17), средства автоматического управления рулем
(авторулевые), установленные на судне, эксплуатирующемся в следующих условиях:
.1 скорость от
30 до 70 узлов;
.2 максимальная
угловая скорость поворота 20%; и
.3 обычный район
эксплуатации между 70° северной широты и 70° южной широты должны отвечать,
согласно требованиям главы 13 Кодекса КВС, минимальным эксплуатационным
требованиям, указанным в настоящих требованиях.
1.2 Средство автоматического управления рулем (авторулевой) при
скорости до 30 узлов должно отвечать требованиям резолюции А.342(9), а при скорости от 30 до 70 узлов - требованиям
настоящей резолюции.
2.1 В
пределах маневренности судна автоматическое средство управления рулем совместно
с датчиком информации о курсе должно позволять судну держать установленный курс
в пределах ±2,0°.
2.2
Оборудование средства автоматического управления рулем должно быть способно
осуществлять ручную или автоматическую подстройку к любым характеристикам
управления судном при различных условиях погоды и загрузки.
2.3
Средство автоматического управления рулем должно быть соединено с гирокомпасом,
если он предусмотрен. В противном случае, оно должно иметь электронное
подсоединение к магнитному компасу.
2.4
Пользователю должно быть предоставлено качественное описание последствий,
вызываемых погрешностями средств автоматического управления рулем вследствие
высокой скорости, ускорений, изменений курса, состояния моря и т.д., а также качественное описание соответствующих погрешностей в другом
навигационном оборудовании.
3. ПЕРЕХОД С
АВТОМАТИЧЕСКОГО НА РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РУЛЕМ И ОБРАТНО
3.1 Переход
с автоматического на ручное управление рулем и обратно должен быть возможным
при любом положении руля с помощью плавного привода.
3.2
Переход с автоматического на ручное управление рулем должен быть возможным при
любых условиях, включая любую неисправность автоматической системы управления.
3.3
При переключении с ручного на автоматическое управление рулем средство автоматического
управления рулем (авторулевой) должно привести судно на установленный курс.
Любое изменение установленного курса не должно быть возможным без вмешательства
со стороны персонала судна.
3.4
Переключающие органы управления должны находиться в непосредственной близости
друг от друга и от главного поста управления рулем или поста управления судном.
3.5
Должны быть предусмотрены соответствующие индикаторы, показывающие, какой метод
управления рулем используется в данный момент.
3.6
Установка должна включать ручное управление рулем с функцией блокировки.
4. СРЕДСТВА
АВАРИЙНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
4.1
Должна быть обеспечена подача аварийно-предупредительных сигналов, как
звукового, так и визуального, для вахтенного судоводителя, указывающих на
прекращение или уменьшение подачи электроэнергии на средство автоматического
управления рулем, что может повлиять на безопасную работу оборудования.
4.2
Должно быть предусмотрено устройство, следящее за курсом, которое приводит в
действие сигнал "отклонение от курса" достаточной громкости в случае
отклонения судна от заданного курса на заранее установленную величину.
4.3
Информация, необходимая для работы устройства, следящего за курсом, должна поступать от независимого источника.
4.4 Средство
автоматического управления рулем должно обеспечивать индикацию об отсутствии
какого-либо входного сигнала от внешнего датчика. Средство автоматического
управления рулем должно также повторять любой аварийно-предупредительный сигнал
или предупреждение относительно качества входных данных от внешних датчиков,
которые могут оказать воздействие на его функционирование.
4.5
Устройства аварийно-предупредительной сигнализации должны быть установлены
около поста управления рулем или поста управления судном.
5.1 Средство
автоматического управления рулем должно быть снабжено
автоматическими и ручными органами контроля, которые используются для
корректировки работы рулевых устройств судна в зависимости от погодных условий.
5.2
Действие органов управления средством автоматического управления рулем должно
быть таковым, чтобы изменение курса вправо обеспечивалось путем поворота органа
управления установлением курса по часовой стрелке. Если орган управления
представляет собой цифровое устройство, следует предусмотреть также возможность
набора на клавиатуре команды на поворот в требуемом направлении. Нормальное
изменение курса должно быть осуществимо путем только одной регулировки органа
управления установлением курса.
5.3
За исключением органа управления установлением курса, манипулирование
каким-либо другим органом управления не должно оказывать существенного влияния
на курс судна.
5.4
Дополнительные органы дистанционного управления авторулевым должны отвечать
требованиям настоящих эксплуатационных требований.
5.5
Средство автоматического управления рулем должно быть способно выполнять
повороты в пределах циркуляционных возможностей судна на основе либо устанавливаемого радиуса поворота, либо устанавливаемой
угловой скорости поворота.
6. ОГРАНИЧЕНИЕ УГЛА
ПЕРЕКЛАДКИ РУЛЯ
В оборудование должны быть включены средства ограничения угла
перекладки руля в условиях автоматического режима работы. Должны