A.749(18) Кодекс остойчивости неповрежденных судов всех типов, на которые распространяются документы ИМО

Резолюция А.749(18)

КОДЕКС  ОСТОЙЧИВОСТИ  НЕПОВРЕЖДЕННЫХ  СУДОВ  ВСЕХ ТИПОВ, НА КОТОРЫЕ  РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ  ДОКУМЕНТЫ  ИМО

(принята 4 ноября 1993 года)

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на пункт "j" статьи 15 Конвенции о Международной морской организации, касающийся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

 

ПРИЗНАВАЯ необходимость разработки международно-согласованного кодекса остойчивости неповрежденных судов всех типов, подпадающих под действие документов ИМО, который подведет итог работе, выполненной к настоящему времени Организацией,

 

РАССМОТРЕВ рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его шестьдесят второй сессии,

 

1. ПРИНИМАЕТ Кодекс остойчивости неповрежденных судов всех типов, на которые распространяются документы ИМО, изложенный в Приложении к настоящей резолюции, который заменяет следующие рекомендации:

 

a)  РЕКОМЕНДАЦИЮ по остойчивости неповрежденных пассажирских и грузовых судов длиной менее 100 метров (резолюция А.167(ES.IV);

 

b)  ПОПРАВКИ к Рекомендации по остойчивости неповрежденных пассажирских и грузовых судов длиной менее 100 метров (резолюция А.167(ES.IV) в отношении судов, перевозящих палубные грузы (резолюция A.206(VII);

 

c)  РЕКОМЕНДАЦИЮ по остойчивости рыболовных судов в неповрежденном состоянии (резолюция А.168(ES.IV); и

 

d)  РЕКОМЕНДАЦИЮ по критерию сильного ветра и бортовой качки (критерий погоды) для остойчивости неповрежденных пассажирских судов длиной 24 метра и более (резолюция А.562(14);

 

2. ПРЕДЛАГАЕТ заинтересованным правительствам использовать положения Кодекса в качестве основы соответствующих стандартов безопасности, если их национальные требования к остойчивости не обеспечивают по меньшей мере равноценного уровня безопасности;

 

3. РЕКОМЕНДУЕТ заинтересованным правительствам обеспечить, чтобы опыты кренования проводились в соответствии с руководством, содержащимся в приложении к настоящей резолюции;

 

4. УПОЛНОМОЧИВАЕТ Комитет по безопасности на море вносить в Кодекс необходимые поправки в свете дальнейших исследований и опыта, полученного в результате применения содержащихся в нем положений.

 

Приложение

КОДЕКС ОСТОЙЧИВОСТИ НЕПОВРЕЖДЕННЫХ СУДОВ ВСЕХ ТИПОВ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ ИМО

Содержание

 

Преамбула

 

Глава 1 - Общие положения

 

1.1 Цель

1.2 Применение

1.3 Определения

 

Глава 2 -  Общие положения, касающиеся предупреждения опрокидывания, и информация для капитана

 

2.1 Брошюра об остойчивости

2.2 Брошюры об эксплуатации некоторых судов

2.3 Общие меры предосторожности в отношении опрокидывания

2.4 Неподвижный балласт

2.5 Порядок эксплуатации, в зависимости от погодных условий

 

Глава 3 - Критерии проектирования, применимые ко всем судам

 

3.1 Общие критерии остойчивости всех судов в неповрежденном состоянии

3.2 Критерии сильного ветра и бортовой качки (критерии погоды)

3.3 Влияние свободной поверхности жидкостей в танках

3.4 Оценка соответствия критерию остойчивости

3.5 Подлежащие рассмотрению типовые варианты нагрузки

3.6 Расчет кривых остойчивости

 

Глава 4 - Специальные критерии для судов некоторых типов

 

4.1 Грузовые суда, перевозящие лесные палубные грузы

4.2 Рыболовные суда

4.3 Суда специального назначения

4.4 Грузовые суда, перевозящие зерно насыпью

4.5 Морские суда обеспечения

4.6  Подвижные буровые установки (ПБУ)

4.7  Понтоны

4.8  Суда с динамическими принципами поддержания (СДПП)

4.9  Контейнерные суда длиной более 100 м

 

Глава 5 -  Аспекты обледенения

 

5.1  Общие положения

5.2  Грузовые суда, перевозящие лесные палубные грузы

5.3  Рыболовные суда

5.4  Морские суда обеспечения длиной 24—100 м

5.5  Суда с динамическими принципами поддержания

 

Глава 6 -  Аспекты водонепроницаемости

 

6.1  Люки

6.2  Отверстия, ведущие в машинное отделение

6.3  Двери

6.4  Грузовые порты и другие подобные отверстия

6.5  Портовые иллюминаторы, окна, приемные и отливные отверстия

6.6  Другие отверстия в палубах

6.7  Вентиляторы, воздушные трубы и измерительные трубки

6.8  Штормовые портики

6.9  Разное

 

Глава 7 -  Определение водоизмещения порожнем и центров тяжести

 

7.1  Применение

7.2  Определения

7.3  Подготовка к опыту креновения

7.4  Требуемые планы

7.5  Порядок проведения опыта

7.6  Определение остойчивости судов путем опытов периода бортовой качки (для судов длиной до 70 м)

7.7  Опыт креновения ПБУ

7.8  Проверка остойчивости понтонов

 

Приложение 1 - Подробное руководство по проведению опыта кренования

 

Приложение 2 - Рекомендации для капитанов рыболовных судов относительно износостойкости судна в условиях обледенения

 

 

ПРЕАМБУЛА

1. Настоящий Кодекс составлен для сведения в одном документе рекомендуемых положений, относящихся к остойчивости судов в неповрежденном состоянии, на основании, главным образом, существующих документов ИМО. В случае, если представляется, что рекомендации настоящего Кодекса отличаются от рекомендаций других Кодексов ИМО, таких как Кодекс ПБУ или Кодекс СДПП, то в качестве документа, имеющего преимущественную силу, следует рассматривать другие Кодексы. В целях обеспечения завершенности и удобства для пользователя настоящий Кодекс также содержит соответствующие положения из обязательных документов ИМО. Такие требования помечены звездочкой. Однако во всех случаях авторитетный текст требований содержится в обязательных документах.

 

2. Включенные в Кодекс критерии основаны на самых "передовых" концепциях с учетом обоснованных принципов проектирования и конструирования, а также опыта, полученного на основании эксплуатации таких судов. Кроме того, технология проектирования современных судов быстро развивается, и, с тем чтобы Кодекс не оставался статичным, его следует переоценивать и пересматривать по мере необходимости. С этой целью Организация будет проводить периодические обзоры Кодекса с учетом как опыта, так и дальнейших разработок.

 

3. На протяжении разработки Кодекса признавалось, что ввиду большого разнообразия типов, размеров судов и связанных с ними эксплуатационных и экологических условий проблемы безопасности и недопущения аварий, относящихся к остойчивости, в целом еще не решены. В частности, безопасность судна в море связана со сложными гидродинамическими явлениями, которые до настоящего времени не подлежали должному изучению и правильному пониманию. Суда в море следует рассматривать как динамическую систему, и взаимосвязь между судном и условиями окружающей среды, такими как волны и ветер, признается в качестве исключительно важного элемента. Признается, что разработка критериев остойчивости на основании аспектов гидродинамики и анализа остойчивости судна в море в настоящее время представляет собой сложную проблему, которая требует дальнейших исследований.

 

 

КОДЕКС
ОСТОЙЧИВОСТИ  НЕПОВРЕЖДЕННЫХ  СУДОВ  ВСЕХ ТИПОВ, НА  КОТОРЫЕ  РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ  ДОКУМЕНТЫ  ИМО

Глава 1.
Общие положения

1.1 Цель

Цель Кодекса остойчивости неповрежденных судов всех типов, на которые распространяются документы ИМО, далее именуемого Кодексом, состоит в рекомендации критериев остойчивости и других мер по обеспечению безопасной эксплуатации всех судов, с тем чтобы уменьшить опасность для таких судов, персонала на борту и окружающей среды.

 

1.2 Применение

1.2.1 Настоящий Кодекс содержит критерии остойчивости неповрежденных судов нижеследующих типов и других морских транспортных средств длиной 24 м и более, если не указано иное:

 

- грузовые суда

- грузовые суда, перевозящие лесные палубные грузы

- грузовые суда, перевозящие зерно насыпью

- пассажирские суда

- рыболовные суда

- суда специального назначения

- морские суда обеспечения

- подвижные буровые установки

- понтоны

- суда с динамическими принципами поддержания

- контейнерные суда

 

1.2.2 Прибрежное государство может вводить дополнительные требования, касающиеся аспектов проектирования судов новой конструкции или судов, на которые Кодекс иным образом не распространяется.

 

1.3 Определения

Для целей настоящего Кодекса применяются нижеприведенные определения. В отношении терминов, используемых, но не определенных в настоящем Кодексе, применяются определения, содержащиеся в Конвенции СОЛАС 1974 года.

 

1.3.1 Администрация означает правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавать.

 

1.3.2 Пассажирское судно - судно, перевозящее более двенадцати пассажиров, как определено в правиле 2 главы I Конвенции СОЛАС 1974 года, с поправками.

 

1.3.3 Грузовое судно - любое судно, не являющееся пассажирским.

 

1.3.4 Рыболовное судно - судно, используемое для лова рыбы, китов, тюленей, моржей или других живых ресурсов моря.

 

1.3.5 Судно специального назначения означает самоходное судно с механическим двигателем, на борту которого в связи с характером его работы имеется более 12 человек специального персонала, определенного в пункте 1.3.3 Кодекса ИМО по безопасности судов специального назначения (резолюция А.534(13), включая пассажиров (научно-исследовательские, экспедиционные и гидрографические суда; учебные суда; китобазы и рыбопромысловые суда, не занятые ловом; суда, обрабатывающие другие живые ресурсы моря, не занятые ловом, или другие суда, в конструктивном и эксплуатационном отношении подобные вышеуказанным судам, которые, по мнению Администрации, могут быть отнесены к этой группе).

 

1.3.6 Морское судно обеспечения означает судно, которое главным образом занято в перевозке предметов снабжения, материалов и оборудования для морских установок и в конструкцию которого входят надстройки жилых помещений и мостика в носовой части, а также открытая грузовая палуба в кормовой части для обработки грузов в море.

 

1.3.7 Подвижная буровая установка (ПБУ) или установка - судно, которое может производить буровые работы с целью разведки или разработки подземных ресурсов морского дна, таких как жидкие или газообразные углеводороды, сера или соль:

 

.1    установка со стабилизирующими колоннами - установка, главная палуба которой соединена с подводным корпусом или с опорными башмаками посредством колонн или кессонов;

.2    буровое судно - судно или баржа водоизмещающего типа однокорпусной или многокорпусной конструкции, предназначенные для производства буровых работ на плаву;

.3    самоподъемная установка - установка с опускаемыми опорами, способная поднимать свой корпус над поверхностью моря.

 

1.3.8 Судно с динамическим принципом поддержания (СДПП) - судно, эксплуатируемое на воде или над водой, характеристики которого настолько отличаются от характеристик обычных водоизмещающих судов, на которые распространяются существующие международные конвенции, в частности Конвенции СОЛАС и о грузовой марке, что должны быть приняты другие меры для обеспечения эквивалентного уровня безопасности. В рамках вышеуказанных общих положений судно будет считаться СДПП, если оно имеет одну из следующих характеристик:

 

.1    если вес или значительная часть веса в одном из режимов эксплуатации уравновешивается силами, которые не являются гидростатическими;

.2    если судно может эксплуатироваться при таких скоростях, когда число Фруда больше или равно 0,9.

 

___________

Примечание:     Когда будет предпринят пересмотр Кодекса остойчивости неповрежденных судов, стандарты судов с динамическими принципами поддержания будут заменены положениями разрабатываемого в настоящее время Кодекса высокоскоростных судов (ВС).

 

1.3.9 Судно на воздушной подушке - такое судно, весь вес которого или его значительная часть, как при движении, так и без движения, может поддерживаться постоянно нагнетаемой воздушной подушкой, эффективность которой зависит от близости поверхности, над которой находится судно.

 

1.3.10 Судно на подводных крыльях - судно, которое поддерживается над поверхностью воды при нормальных условиях эксплуатации гидродинамическими силами, создаваемыми на подводных крыльях.

 

1.3.11 Скеговое судно на воздушной подушке - судно на воздушной подушке, ограждение которой простирается вдоль бортов и выполнено в виде жестких конструкций, постоянно погруженных в воду.

 

1.3.12 Контейнерное судно - означает судно, которое используется главным образом для перевозки морских контейнеров.

 

1.3.13 Величина надводного борта - есть расстояние между назначенной грузовой маркой и палубой надводного борта.

___________

Для целей применения глав I и II Приложения I к Конвенции ГМ 1966 года к контейнерным судам открытого типа "палуба надводного борта" является палубой надводного борта согласно Конвенции ГМ 1966 года, как если бы крышки люков устанавливались на верхней части комингсов грузовых люков.

 

Глава 2.
Общие положения, касающиеся предупреждения опрокидывания, и информация для капитана

 

2.1 Брошюра об остойчивости

2.1.1 Информацию об остойчивости и связанные с ней планы следует составлять на официальном языке или языках выпускающей ее страны, а также на языке капитана. Если используемыми языками не являются английский или французский, то текст должен включать перевод на один из этих языков.

 

2.1.2* На каждом судне должна иметься брошюра об остойчивости, одобренная Администрацией, которая содержит достаточную информацию, позволяющую капитану управлять судном в соответствии с применимыми требованиями, содержащимися в Кодексе. На подвижной буровой установке брошюрой об остойчивости является Руководство по эксплуатации*

___________

* См. правило 22 главы II-1 Конвенции СОЛАС 1974 года, с поправками, правило 10 Конвенции ГМ 1966 года и Протокола ГМ 1988 года, а также правило 10 главы III Торремолиносского протокола 1993 года.

 

2.1.3 Форма брошюры об остойчивости и содержащейся в ней информации в большой степени зависит от типа судна и вида его эксплуатации. При составлении брошюры об остойчивости необходимо учитывать следующую подлежащую включению информацию:

 

.1    общее описание судна;

 

.2    инструкции по использованию брошюры;

 

.3    чертежи общего расположения с указанием водонепроницаемых отсеков, закрытий, вентиляционных отверстий, углов заливания, постоянного балласта, допускаемых нагрузок на палубу и схем надводного борта;

 

.4    кривые или таблицы элементов теоретического чертежа и интерполяционные кривые остойчивости, рассчитанные на основе свободной дифферентовки, для различных диапазонов водоизмещения и дифферента, предполагаемых в нормальных условиях эксплуатации;

 

.5    грузовой план или таблицы с указанием вместимости и центра тяжести каждого грузового помещения;

 

.6    таблицы вместимости танков с указанием вместимости, центра тяжести и сведений о свободной поверхности каждого танка;

 

.7    информацию об ограничениях по загрузке, такую как кривая или таблица максимального KG или минимальной GM, которые могут использоваться для определения соответствия применимым критериям остойчивости;

 

.8    стандартные условия эксплуатации и примеры разработки других приемлемых вариантов нагрузки с использованием информации, содержащейся в брошюре об остойчивости;

 

.9    краткое описание выполненных расчетов остойчивости, включая предположения;

 

.10   общие меры предосторожности в целях предотвращения неумышленного затопления;

 

.11   информацию, касающуюся использования любых специальных устройств перетока с описанием состояний повреждения, которые могут потребовать перетока;

 

.12   любое другое необходимое руководство по безопасной эксплуатации судна в нормальных и аварийных условиях;

 

.13   содержание и указатель каждой брошюры;

 

.14   отчет об опыте кренования судна или:

 

.1    если информация об остойчивости основана на однотипном судне, отчет об опыте кренования этого однотипного судна вместе с отчетом об обмере водоизмещения данного судна порожнем; или

.2    если сведения о водоизмещении порожнем определяются другими способами, не являющимися кренованием данного или однотипного судна, краткое описание способа, использованного для определения этих сведений;

 

.15   рекомендацию об определении остойчивости судна посредством опыта кренования в ходе эксплуатации.

 

2.1.4 В качестве альтернативы брошюре об остойчивости, упомянутой в 2.1.2, по усмотрению заинтересованного органа может быть предусмотрена упрощенная брошюра по одобренной форме, содержащая достаточную информацию, позволяющую капитану управлять судном в соответствии с применимыми положениями Кодекса.

 

2.1.5 В качестве приложения к одобренной брошюре об остойчивости может использоваться компьютер для облегчения расчетов остойчивости, упомянутых в пункте 2.1.3.9.

 

2.1.6 Желательно, чтобы форма ввода/вывода в компьютере и демонстрация на экране были подобны содержащимся в брошюре об остойчивости, с тем чтобы операторы могли легко ознакомиться с использованием брошюры об остойчивости.

 

2.1.7 Для компьютера должна быть предусмотрена простая инструкция по эксплуатации, составленная с учетом нормальной морской практики и на языке, общем для всех лиц командного состава.

 

2.1.8 Для проверки правильного функционирования компьютерной программы в компьютере следует периодически прогонять четыре варианта нагрузки, взятые из брошюры об остойчивости (конечные), а распечатки должны храниться на борту судна как контрольные варианты для будущих справок.

 

2.2 Брошюры об эксплуатации некоторых судов

Брошюра об остойчивости для судов специального назначения, судов с динамическими принципами поддержания и новых судов должна содержать дополнительную информацию, такую как ограничение конструкции, максимальная скорость, наихудшие предполагаемые погодные условия, или другую информацию, касающуюся управления судном, которая необходима капитану для безопасной эксплуатации судна.

 

2.3 Общие меры предосторожности в отношении опрокидывания

2.3.1 Соответствие критериям остойчивости не дает гарантии от опрокидывания, независимо от обстоятельств, и не снимает с капитана его обязанностей. Капитанам, соответственно, следует проявлять благоразумие и отличное умение управлять судном с учетом времени года, сводок погоды и района плавания, а также предпринимать соответствующие действия в отношении скорости и курса, требуемых данными обстоятельствами.

 

2.3.2 Следует обращать внимание на то, чтобы предназначенный для перевозки на судне груз мог быть размещен таким образом, чтобы обеспечить соответствие критериям. Если необходимо, количество следует ограничить до такой степени, чтобы могла потребоваться балластная нагрузка.

 

2.3.3 До начала рейса следует обращать внимание на то, чтобы груз и крупные предметы оборудования были правильно размещены и прикантованы, с тем чтобы уменьшить возможность как продольного, так и поперечного смещения, когда судно находится в море, под воздействием ускорения, вызываемого бортовой и килевой качкой.

 

2.3.4 Когда судно осуществляет буксировку, оно не должно перевозить палубный груз, за исключением того, что может допускаться ограниченное количество надлежащим образом закрепленного груза, который не будет угрожать безопасной работе экипажа на палубе и препятствовать нормальному функционированию буксирных устройств.

 

2.3.5 Количество частично заполненных или не полностью заполненных танков должно быть минимальным ввиду их отрицательного воздействия на остойчивость.

 

2.3.6 Содержащиеся в главе 3 критерии остойчивости устанавливают минимальные величины, а максимальные величины не рекомендуются. Желательно избегать избыточных величин метацентрической высоты, поскольку они могут вызывать силы ускорения, которые могут


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home