A.482(XII) Подготовка по использованию средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП)

 

 Резолюция A.482(XII)

 ПОДГОТОВКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ПРОКЛАДКИ (САРП)

(Принята 19 ноября 1981 года)

 

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на Статью 16 i) Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации,

 

УЧИТЫВАЯ положения Правила 12 Главы V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и предложенные поправки к этому Правилу,

 

ПРИЗНАВАЯ, что правильное использование средств автоматической радиолокационной прокладки облегчит расшифровку радиолокационной информации и может уменьшить опасность столкновений судов и загрязнения морской среды,

 

ОТМЕЧАЯ резолюцию 18 Международной конференции по подготовке и дипломированию моряков 1978 года, которая рекомендовала, чтобы подготовку с использованием радиолокационного тренажера проходили все капитаны и помощники капитана, а также резолюцию 20 этой Конференции, которая предложила ИМКО разработать соответствующие требования или рекомендации относительно подготовки по использованию средств предотвращения столкновений после того, как будут приняты международные требования в отношении наличия на судах средств предотвращения столкновений и их эксплуатационных характеристик,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию A.422(XI), которой Ассамблея приняла рекомендацию по эксплуатационным требованиям к средствам автоматической радиолокационной прокладки и рекомендовала правительствам обеспечить проведение надлежащей подготовки по правильному использованию средств автоматической радиолокационной прокладки с целью ознакомления капитанов и помощников капитана с основными принципами работы средств автоматической радиолокационной прокладки, в том числе с их возможностями, ограничениями и возможными ошибками,

 

РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его сорок четвертой сессии,

 

1. ПРИНИМАЕТ Минимальные требования к подготовке по использованию средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП), изложенные в Приложении 1 к настоящей резолюции, и Рекомендуемую программу подготовки по эксплуатации средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП), изложенную в Приложении 2 к настоящей резолюции;

 

2. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам-членам:

 

а) При разработке программ для курсов подготовки по использованию средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП) обеспечить, чтобы такие программы соответствовали нормам не ниже указанных в Приложении 2 к настоящей резолюции;

 

b) Требовать, чтобы все капитаны, старшие помощники и вахтенные помощники капитана на судах, имеющих средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП), получали подготовку по правильному использованию такого оборудования;

 

с) Обеспечить, чтобы ни одно лицо командного состава, обязанное пройти подготовку по использованию САРП, не могло завершить такую подготовку, не будучи подготовленным по радиолокационному наблюдению и прокладке в соответствии с нормами, рекомендованными ИМКО;

 

3. ПРЕДЛАГАЕТ правительствам внести в надлежащее время предложение о соответствующих поправках к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года.

 

  Приложение 1.

 МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ПРОКЛАДКИ (САРП)

 

(нижеизложенное относится к Главе II Международной  конвенции о подготовке и дипломировании моряков  и несении вахты 1978 года)

 

1. Каждый капитан, старший помощник и вахтенный помощник капитана на судне, имеющем средство автоматической радиолокационной прокладки, должен пройти одобренный курс подготовки по использованию средств автоматической радиолокационной прокладки.

 

2. Курс должен включать вопросы, изложенные в Дополнении к настоящему Приложению.

 

 ДОПОЛНЕНИЕ

 МИНИМАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ПРОКЛАДКИ (САРП)

 

1. В дополнение к минимальным знаниям по радиолокационному оборудованию, требуемым пунктом 4 Дополнения к Правилу II/2 и пунктом 3 Дополнения к Правилу II/4 Конвенции ПДНВ 1978 года, капитаны, старшие помощники и вахтенные помощники капитана на судах, имеющих САРП, должны получать подготовку по основным принципам и работе САРП, а также по расшифровке и анализу информации, получаемой с помощью такого оборудования.

 

2. Прошедшие подготовку капитан, старший помощник и вахтенные помощники капитана должны:

 

.1 Знать:

 

.1.1 об опасности чрезмерного доверия САРП;

 

.1.2 основные типы систем САРП и характеристики их индикаторов;

 

.1.3 эксплуатационные требования ИМКО к САРП;

 

.1.4 факторы, влияющие на работу и точность системы;

 

.1.5 возможности и ограничения САРП, касающиеся сопровождения целей;

 

.1.6 задержки, связанные с обработкой информации.

 

.2 Знать нижеперечисленные вопросы и быть способны продемонстрировать эти знания, используя тренажер САРП или другие одобренные Администрацией эффективные средства:

 

.2.1 настройка индикаторов САРП и оперативное управление ими;

 

.2.2 когда и как использовать оперативную предупредительную сигнализацию, ее преимущества и ограничения;

 

.2.3 рабочие проверки системы;

 

.2.4 когда и как получать информацию в режиме относительного движения и в режиме истинного движения, включая:

 

- выявление наиболее важных эхо-сигналов;

 

- использование зон, в которых в автоматическом режиме не происходит захвата целей;

 

- скорость и направление относительного движения цели;

 

- время до точки кратчайшего сближения с целью и прогнозируемое расстояние до цели в точке кратчайшего сближения;

 

- курс и скорость целей;

 

- обнаружение изменений курса и скорости целей и ограничения, касающиеся такой информации;

 

- влияние изменений курса или скорости своего судна, либо того и другого вместе;

 

- проигрывание маневра;

 

.2.5 ручной и автоматический захват целей и их ограничения;

 

.2.6 когда и как использовать векторы истинного и относительного движения и типичное графическое представление данных о целях и опасных зонах;

 

.2.7 когда и как использовать данные о предыдущих положениях сопровождаемых целей;

 

.2.8 применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море.

 

  Приложение 2.

 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ПРОКЛАДКИ
 (САРП)

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 В дополнение к минимальным знаниям по радиолокационному оборудованию, требуемым пунктом 5 Дополнения к Правилу II/2 и пунктом 3 Дополнения к Правилу II/4 Конвенции ПДНВ 1978 года, капитаны, старшие помощники и вахтенные помощники капитана на судах, имеющих САРП, должны быть способны продемонстрировать к удовлетворению Администрации знание основных принципов и работы САРП, а также умение расшифровывать и анализировать информацию, полученную с помощью такого оборудования.

 

1.2 Учебное оборудование должно включать тренажеры и другие одобренные Администрацией эффективные средства, способные наглядно демонстрировать возможности, ограничения и возможные ошибки САРП. При введении этой программы подготовки Администрации должны надлежащим образом учитывать требования относительно сроков установки САРП, указанные в поправках к Правилу 12 Главы V Конвенции СОЛАС 1974 года.

 

1.3 Упомянутое выше оборудование должно обеспечивать возможность прохождения обучающимися определенного количества проводимых в реальном масштабе времени практических занятий, во время которых воспроизводимая радиолокационная информация, по выбору обучающегося или по требованию инструктора, может быть представлена либо согласно формату САРП, либо согласно формату основного радиолокатора. Такая гибкость воспроизведения информации позволит проводить практические занятия в условиях, максимально приближенных к реальным, обеспечивая для каждой группы обучающихся наиболее широкий диапазон воспроизводимой информации, имеющейся в распоряжении оператора, и таким образом развивая его способность эффективно использовать как основной радиолокатор, так и системы САРП.

 

1.4 Программа подготовки по использованию САРП должна включать все вопросы, перечисленные в пунктах 3 и 4 ниже.

 

2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

 

2.1 Если подготовка по использованию САРП осуществляется на основании общих требований к подготовке, указанных в Дополнениях к Правилам II/2 и II/4 Конвенции ПДНВ 1978 года, капитаны, старшие помощники и вахтенные помощники капитана должны знать факторы, принимаемые во внимание при принятии решений на основе информации, выдаваемой САРП, и на основе других навигационных данных, а также хорошо знать принципы работы современных электронных навигационных систем и их погрешности. Эта подготовка должна носить пропорционально усиливающийся характер, соответствующий обязанностям отдельных лиц и дипломам, выдаваемым Администрациями согласно Правилам II/2 и II/4 Конвенции ПДНВ 1978 года.

 

  3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 

3.1 Опасность чрезмерного доверия САРП

 

3.1.1 Понимание того, что САРП является лишь навигационным средством и что в силу свойственных ему ограничений, включая ограничения оборудования, поставляющего входные данные, чрезмерное доверие САРП является опасным, в частности в том, что касается ведения наблюдения. Необходимость постоянного соблюдения основных принципов и руководства по эксплуатации, предназначенных для вахтенных помощников капитана.

 

3.2 Основные типы систем САРП и характеристики их индикаторов

 

3.2.1 Знание основных типов используемых систем САРП и различных характеристик их индикаторов, а также понимание того, когда следует использовать режим воспроизведения движения относительно грунта или воды, и ориентацию изображения относительно севера, курса или курса стабилизированного.

 

3.3 Эксплуатационные требования ИМКО к САРП

 

3.3.1 Знание эксплуатационных требований ИМКО к САРП, в частности, требований в отношении точности.

 

3.4 Факторы, влияющие на работу и точность системы

 

3.4.1 Знание эксплуатационных параметров оборудования, поставляющего в САРП входные данные: радиолокатора, компаса и устройства для указания скорости; влияние на точность выдаваемых САРП данных неисправной работы оборудования, поставляющего входные данные.

 

3.4.2 Влияние на точность выдаваемых САРП данных ограничений, касающихся разрешающей способности и точности радиолокатора по дальности и пеленгу, а также ограничений, касающихся точности компаса и устройства для указания скорости.

 

3.4.3 Знание факторов, влияющих на точность векторов.

 

3.5 Возможности и ограничения, касающиеся сопровождения целей

 

3.5.1 Знание критериев выбора целей при автоматическом захвате.

 

3.5.2 Факторы, определяющие правильный выбор целей при ручном захвате.

 

3.5.3 Влияние на сопровождение "потери" целей и ослабление сигналов от них.

 

3.5.4 Обстоятельства, вызывающие "подмену цели", и их влияние на воспроизводимые данные.

 

3.6 Задержки, связанные с обработкой информации

 

3.6.1 Задержки в воспроизведении вырабатываемых САРП данных, в частности, при первоначальном и повторном захвате цели или в случае маневра сопровождаемой цели.

 

3.7 Когда и как использовать оперативную предупредительную сигнализацию, ее преимущества и ограничения

 

3.7.1 Знание того, когда и как используется оперативная предупредительная сигнализация САРП, ее преимущества и ограничения; умение, где это применимо, правильно ее устанавливать, с тем чтобы избежать излишних помех.

 

3.8 Рабочие проверки системы

 

3.8.1 Методы проведения проверки с целью выявления неисправной работы системы САРП, включая функциональную автоматическую проверку.

 

3.8.2 Меры предосторожности, принимаемые в случае неисправной работы системы.

 

3.9 Ручной и автоматический захват целей и их ограничения

 

3.9.1 Знание ограничений, свойственных обоим способам захвата в ситуациях с большим числом целей, влияние на захват целей ослабления сигналов от них и подмены цели.

 

3.10 Когда и как использовать векторы истинного и относительного движения и табличное графическое представление данных о целях и опасных зонах

 

3.10.1 Хорошее знание векторов истинного и относительного движения; получение истинных курсов и скоростей целей.

 

3.10.2 Оценка существующей опасности; получение прогнозируемой точки кратчайшего сближения и прогнозируемого времени до точки кратчайшего сближения путем экстраполяции векторов, применение графического воспроизведения опасных зон.

 

3.10.3 Влияние изменения курса и/или скорости своего судна и/или целей на прогнозируемую точку кратчайшего сближения, прогнозируемое время до точки кратчайшего сближения и на опасные зоны.

 

3.10.4 Последствия ошибок в определении векторов и опасных зон.

 

3.10.5 Преимущества переключения режимов истинного и относительного движения.

 

3.11 Когда и как использовать данные о предыдущих положениях сопровождаемых целей

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home