НОРМЫ
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АВТОМАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ
ПРОКЛАДКИ (АСРП)
(Принята 15 ноября 1979 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на Статью 16 i) Конвенции о Межправительственной морской
консультативной организации, касающуюся функций Ассамблеи,
ПРИЗНАВАЯ,
что правильное применение автоматических средств радиолокационной прокладки
облегчит расшифровку радиолокационных данных и может уменьшить опасность
столкновений судов и загрязнения морской среды,
УЧИТЫВАЯ,
что автоматические средства радиолокационной прокладки, не отвечающие нормам
технико-эксплуатационных характеристик или эксплуатируемые недостаточно
подготовленным персоналом, могут нанести ущерб безопасности мореплавания.
ОТМЕЧАЯ
резолюцию 13 Международной конференции по безопасности танкеров и
предотвращению загрязнения 1978 г., касающуюся наличия на судах автоматических
средств радиолокационной прокладки,
РАССМОТРЕВ
рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его сорок первой
сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ рекомендацию по нормам технико-эксплуатационных характеристик
автоматических средств радиолокационной прокладки, изложенную в Приложении к
настоящей резолюции;
2.
РЕКОМЕНДУЕТ правительствам:
а) обеспечить
соответствие требуемых для установки на судах автоматических средств
радиолокационной прокладки нормам технико-эксплуатационных характеристик не
ниже указанных в Приложении к настоящей резолюции;
b) обеспечить
проведение надлежащей подготовки по правильному применению автоматических
средств радиолокационной прокладки с целью ознакомления капитанов и штурманов с
основными принципами работы автоматических средств радиолокационной прокладки,
в том числе с их возможностями, ограничениями и возможными ошибками.
Приложение.
НОРМЫ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК АВТОМАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ПРОКЛАДКИ (АСРП)
1.1
С целью уменьшения опасности столкновений судов в море автоматические средства
радиолокационной прокладки (АСРП) должны:
.1 уменьшать
рабочую нагрузку наблюдателей, автоматически обеспечивая их информацией таким
образом, чтобы они могли вести наблюдение за многочисленными целями так же
эффективно, как и при ручной прокладке в случае единственной цели;
.2 обеспечивать
непрерывную, точную и быструю оценку обстановки.
1.2
В дополнение к общим требованиям, предъявляемым к электронному навигационному
оборудованию (резолюция A.281(VIII)), АСРП должны
отвечать нижеуказанным минимальным требованиям к технико-эксплуатационным
характеристикам.
2.1
Определения терминов, используемых в настоящих нормах технико-эксплуатационных
характеристик, даны в Дополнении 1.
3. НОРМЫ
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
3.1.1
Если предусматриваются отдельные средства обнаружения целей без вмешательства
радиолокационного наблюдателя, они должны иметь технико-эксплуатационные
характеристики не хуже тех, которые могут быть достигнуты при использовании
экрана радиолокатора.
3.2.1
Захват цели может быть ручным или автоматическим. Однако всегда должны быть
предусмотрены средства для ручного захвата или снятия цели. АСРП с
автоматическим захватом должны иметь средство предотвращения захвата в определенных
зонах. В случае предотвращения захвата цели в определенных зонах на любой шкале
дальности на экране должна быть указана зона захвата.
3.2.2
Средства автоматического или ручного захвата цели должны функционировать таким
образом, чтобы получаемые результаты не были хуже тех, которые могут быть
получены при использовании экрана радиолокатора.
3.3.1
АСРП должны автоматически сопровождать, обрабатывать, одновременно
воспроизводить на экране и непрерывно обновлять информацию по меньшей мере о:
.1 20 целях,
если предусмотрен автоматический захват, независимо от того, осуществляется ли
захват автоматически или вручную;
.2 10 целях,
если предусмотрен только ручной захват.
3.3.2
Если предусмотрен автоматический захват, лицо, использующее АСРП, должно быть
снабжено описанием критерия выбора цели для сопровождения. Если АСРП не
сопровождают все видимые на экране цели, то те цели, которые являются
сопровождаемыми, должны быть четко обозначены на экране. Надежность
сопровождения должна быть не меньше той, которая может быть получена при
регистрации последовательных положений цели на экране радиолокатора вручную.
3.3.3
Если цель не подлежит замене, АСРП должны продолжать сопровождение захваченной
цели, четко различимой на экране в течение 5 из 10 последовательных оборотов
антенны.
3.3.4
Конструкция АСРП должна сводить к минимуму возможность появления ошибок
сопровождения, включая замену цели. Лицо, использующее АСРП, должно быть
снабжено качественным описанием влияния источников ошибок на автоматическое
сопровождение и описанием соответствующих ошибок, включая влияние низких
отношений сигнал-шум и сигнал-помехи, вызванных помехой от морского волнения,
дождем, снегом, низкими облаками и несинхронными излучениями.
3.3.5
АСРП должны иметь возможность по запросу воспроизвести на экране по меньшей
мере четыре предыдущих равномерно распределенных во времени положения любой
цели, сопровождение которой осуществлялось в течение по меньшей мере 8 минут.
3.4 Воспроизводящее
устройство
3.4.1
Воспроизводящее устройство может быть отдельной или составной частью судового
радиолокатора. Однако все данные, которые должны воспроизводиться на экране
радиолокатора в соответствии с принятыми ИМКО нормами технико-эксплуатационных
характеристик навигационного радиолокационного оборудования, должны
воспроизводиться также на экране АСРП.
3.4.2
Конструкция должна быть такой, чтобы любая неисправность в работе узлов АСРП,
вырабатывающих данные в дополнение к информации, выдаваемой радиолокатором в
соответствии с принятыми ИМКО нормами технико-эксплуатационных характеристик
навигационного оборудования, не искажала основное радиолокационное изображение.
3.4.3
Экран, на котором воспроизводится информация АСРП, должен иметь эффективный
диаметр, равный по меньшей мере 340 мм.
3.4.4
АСРП должны работать по меньшей мере на следующих шкалах дальности:
.1 12 или 16 миль;
.2 3 или 4 мили.
3.4.5
Используемая шкала дальности должна быть четко обозначена.
3.4.6
АСРП должны иметь возможность воспроизводить на экране относительное движение
со стабилизацией изображения по азимуту относительно севера и относительно либо
курса либо стабилизированного курса. Кроме того, АСРП может также
воспроизводить на экране истинное движение. Если предусмотрено воспроизведение
на экране истинного движения, наблюдатель должен иметь возможность выбрать
воспроизведение или истинного или относительного движения. Используемые способ
воспроизведения и ориентации должны быть четко обозначены.
3.4.7 Вырабатываемая АСРП информация о курсе и скорости
захваченных целей должна быть представлена в векторной или графической форме,
четко показывающей прогнозируемое движение цели. В этом отношении:
.1 АСРП,
воспроизводящие прогнозируемую информацию только в векторной форме, должны
иметь возможность выбора векторов как истинного, так и относительного движения;
.2 АСРП, имеющие
возможность воспроизводить информацию о курсе и скорости цели в графической
форме, должны также воспроизводить по запросу вектор истинного и/или
относительного движения цели;
.3 воспроизводимые
векторы должны либо регулироваться по времени, либо иметь фиксированный
временной масштаб;
.4 используемый
временной масштаб векторов должен быть четко обозначен.
3.4.8
Информация, выдаваемая АСРП, не должна препятствовать считыванию радиолокационной
информации в такой степени, чтобы ухудшался процесс обнаружения целей.
Воспроизведение данных АСРП должно находиться под контролем наблюдателя. Должна
быть предусмотрена возможность снятия с экрана ненужной информации АСРП.
3.4.9
Должны быть предусмотрены средства для независимой регулировки яркости
воспроизведения данных АСРП и радиолокационных данных вплоть до полного
устранения данных АСРП.
3.4.10
Воспроизведение данных АСРП должно производиться таким способом, чтобы в
условиях освещения, обычно существующих на мостике судна в дневное и ночное
время, они могли наблюдаться в общем случае более чем одним наблюдателем. С
целью защиты изображения от солнечного света может быть предусмотрено
экранирование, но в таких пределах, чтобы оно не ухудшало возможность для
наблюдателей вести надлежащее наблюдение. Должны быть предусмотрены средства
для регулировки яркости.
3.4.11
Должна быть предусмотрена возможность быстрого получения дальности и пеленга
любого объекта, который появляется на экране АСРП.
3.4.12
Когда цель появляется на экране радиолокатора и, в случае автоматического
захвата, входит в выбранную наблюдателем зону захвата или, в случае ручного
захвата, захвачена наблюдателем, АСРП должны в течение времени не более одной
минуты указать вероятное направление движения цели и в течение трех минут
воспроизвести на экране прогнозируемое движение цели в соответствии с пунктами 3.4.7, 3.6, 3.8.2 и
3.8.3.
3.4.13
После переключения шкал дальности, на которых работает АСРП, или после
перестройки изображения полная информация о целях должна визуально
воспроизводиться в течение периода времени, не превышающего четырех оборотов
антенны.
3.5 Предупредительная
сигнализация
3.5.1
АСРП должны предупреждать наблюдателя посредством светового и/или звукового
сигналов о любой различимой цели, которая приближается на определенное
расстояние или пересекает зону, избираемую наблюдателем. Вызвавшая тревожный
сигнал цель должна быть четко обозначена на экране.
3.5.2
АСРП должны предупреждать наблюдателя посредством светового и/или звукового
сигналов о любой сопровождаемой цели, если предполагается, что она приблизится
на избираемое наблюдателем минимальное расстояние в течение избираемого
наблюдателем же минимального периода времени. Вызвавшая тревожный сигнал цель
должна быть четко обозначена на экране.
3.5.3
В случае потери сопровождаемой цели АСРП должны четко указывать на это, кроме
случая нахождения цели за пределами дальности действия, причем последнее
сопровождаемое положение цели должно быть четко обозначено на экране.
3.5.4
Должна быть предусмотрена возможность включения или выключения
предупредительной сигнализации.
3.6.1
По запросу наблюдателя АСРП должны немедленно выдать в алфавитно-цифровой форме
следующую информацию о любой сопровождаемой цели:
.1 текущее
расстояние до цели;
.2 текущий
пеленг цели;
.3
прогнозируемое расстояние до цели в точке кратчайшего сближения (ТКС);
.4 прогнозируемое
время до ТКС (ВТКС);
.5 вычисленный
истинный курс цели;
.6 вычисленная
истинная скорость цели.
3.7.1
В АСРП должна быть предусмотрена возможность имитации влияния маневра своего
судна на все сопровождаемые цели без прекращения обновления информации о целях.
Проигрывание маневра должно включаться нажатием или пружинного выключателя или
функционального ключа и должно быть четко обозначено на экране индикатора.
3.8.1
АСРП должны обеспечивать точность не хуже указанной в пунктах 3.8.2 и 3.8.3 для
четырех ситуаций, описанных в Дополнении 2. С учетом погрешностей оборудования,
поставляющего входные данные, определенных в Дополнении 3, указанные значения
соответствуют наилучшим возможным результатам, получаемым при ведении ручной
прокладки в условиях бортовой качки + - 100.
3.8.2 АСРП должны в течение одной минуты устойчивого
сопровождения воспроизводить вероятное направление относительного движения цели
со следующими значениями точности (вероятность 95%).
Данные Ситуация |
Относительный курс(градусы) |
Относительная скорость (узлы) |
ТКС (морские порты) |
1 |
11 |
2,8 |
1,6 |
2 |
7 |
0,6 |
|
3 |
14 |
2,2 |
1,8 |
4 |
15 |
1,5 |
2,0 |
3.8.3 АСРП должны в течение трех минут устойчивого
сопровождения воспроизводить движение цели со следующими значениями точности
(вероятность 95%).
Данные Ситуация |
Относительный курс (градусы) |
Относительная скорость (узлы) |
ТКС (морские порты) |
ВТКС (минуты) |
Истинный курс (градусы) |
Истинная скорость (узлы) |
1 |
3,0 |
0,8 |
0,5 |
1,0 |
7,4 |
1,2 |
2 |
2,3 |
0,3 |
|
|
2,8 |
0,8 |
3 |
4,4 |
0,9 |
0,7 |
1,0 |
3,3 |
1,0 |
4 |
4,6 |
0,8 |
0,7 |
1,0 |
2,6 |
1,2 |
3.8.4
После того, как сопровождаемая цель или свое судно завершит маневр, система
должна через промежуток времени не более одной минуты указать вероятное
направление движения цели и в течение трех минут воспроизвести на экране
прогнозируемое движение цели в соответствии с пунктами 3.4.7, 3.6, 3.8.2 и 3.8.3.
3.8.5
АСРП должны быть сконструированы таким образом, чтобы для ситуаций, описанных в
Дополнении 2, при наиболее благоприятных условиях движения
собственного судна погрешность, вносимая АСРП, оставалась незначительной по
сравнению с погрешностями, связанными с оборудованием, поставляющим входные
данные.
3.9 Связь с другим
оборудованием
3.9.1
АСРП не должны ухудшать работу любого оборудования, поставляющего ему входные
данные. Подключение АСРП к любому другому оборудованию не должно ухудшать работу
этого оборудования.
3.10 Рабочие проверки и
предупредительная сигнализация
3.10.1
АСРП должны быть оборудованы соответствующей сигнализацией, предупреждающей о
неправильной работе, позволяющей наблюдателю контролировать надлежащую работу
системы. Кроме того, должны иметься программы проведения проверок, позволяющие
периодически оценивать общую работу АСРП, сравнивая выдаваемые им результаты с
известным решением.
3.11 Оборудование,
используемое совместно с АСРП
3.11.1
Лаги и указатели скорости, поставляющие АСРП входные данные, должны
обеспечивать измерение скорости судна относительно воды.
Дополнение 1.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ЛИШЬ В
СВЯЗИ С НОРМАМИ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АСРП
Относительный курс |
Направление
движения цели относительно своего судна, определенное посредством серии
измерений по радиолокатору расстояния до цели и ее пеленга и измеряемое в
угловых единицах от направления на север. |
Относительная скорость |
Скорость
цели относительно своего судна, определенная посредством серии измерений по
радиолокатору расстояния до цели и ее пеленга. |
Истинный курс |
Фактический
курс цели, полученный при помощи сложения векторов относительного движения
цели и движения своего судна, измеряемый в угловых единицах от направления на
север. |
Истинная скорость |
Скорость
цели, полученная при помощи сложения векторов относительного движения цели и
движения своего судна.* |
_____________________
* Для целей
настоящих определений нет необходимости делать различие между системой отсчета
относительно воды или относительно грунта.
Пеленг
|
Направление
из одной географической точки на другую, измеряемое в угловых единицах от
направления на север. |
Воспроизведение
относительного движения |
При
таком воспроизведении положение отметки своего судна на экране остается
неподвижным. |
Воспроизведение
истинного движения |
При
таком воспроизведении отметка своего судна перемещается по экрану в
соответствии с его собственным движением. |
Стабилизация
изображения по азимуту |
Показания
компаса своего судна передаются на индикатор таким образом, чтобы изображение
целей на экране не смазывалось при изменении курса своего судна. |
- относительно - севера |
Линия,
соединяющая центр и верх экрана, указывает направление на север. |
- относите`льно - курса |
Линия,
соединяющая центр и верх экрана, указывает мгновенный курс своего судна. |
- относительно - курса стабилизированного |
Линия,
соединяющая центр и верх экрана, может указывать заданный курс. |
Мгновенный
курс |
Направление,
на которое показывает нос судна, измеряемое в угловых единицах от направления
на север. |
Прогнозированное
движение цели |
Воспроизведение
на экране линейной экстраполяции, показывающей будущее движение цели,
основанной на измерениях по радиолокатору расстояния до цели и ее пеленга в
недавнем прошлом. |
Вероятное
направление движения цели |
Первоначальное
указание прогнозируемого движения цели. |
Радиолокационная
прокладка |
Полный
процесс обнаружения и сопровождения цели, вычисление параметров и визуальное
воспроизведение информации. |
Обнаружение
Захват |
Установление
факта наличия цели. Выбор целей, требующих сопровождения и приведение в
действие механизма сопровождения. |
Сопровождение
|
Процесс
наблюдения за последовательными изменениями положения цели для определения ее
движения. |
Визуальное
воспроизведение |
Воспроизведение
на панорамном экране данных, получаемых от АСРП и от радиолокатора. |
Ручной
|
Относящийся
к действиям, осуществляемым радиолокационным наблюдателем возможно с помощью
какого-либо устройства. |
Автоматический
|
Относящийся
к действиям, полностью осуществляемым устройством. |
Дополнение 2.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
Для
каждой из следующих ситуаций предвычисления относятся к положению цели,
определенному после предварительного сопровождения в течение соответствующего
периода времени, равному одной или трем минутам:
Ситуация 1 |
|
Курс
своего судна |
000° |
Скорость
своего судна |
10
узлов |
Расстояние
до цели |
8
морских миль |
Пеленг
цели |
000° |
Относительный
курс цели |
180° |
Относительная
скорость цели |
20
узлов |
Ситуация 2 |
|
Курс
своего судна |
000° |