НАЧАЛЬНИК
ОДЕССКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА
Об утверждении и введении в действие
Свода Обычаев Одесского морского торгового порта
(г.Одесса
от 28.12.1999 г.)
Действующий
Свод Обычаев порта издан еще в период функционирования системы ММФ СССР.
За
истекшие девять лет Украина обрела независимость, государственность и новое
законодательство, регламентирующее торговое мореплавание и регулирующее
взаимоотношения порта с другими субъектами предпринимательской деятельности.
На
основании изложенного и руководствуясь Уставом порта, -
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить прилагаемый Свод Обычаев Одесского морского торгового порта;
2.
Зам.начальника порта Нырко А.А. легализовать Свод в Торгово-промышленной Палате
в установленном порядке.
3.
Ввести в действие Свод Обычаев порта с 01 января 2000 г.
4.
Всем руководителям служб
и подразделений порта, начальникам отделов во
взаимоотношениях с другими субъектами предпринимательской деятельности, независимо
от форм собственности (в том
числе и иностранными), иными транспортными предприятиями и организациями,
независимо от их ведомственной принадлежности,
руководствоваться данным Сводом
Обычаев Одесского порта наряду с нормами действующего законодательства.
Начальник порта
Н.Павлюк
Утвержден "ЛЕГАЛИЗОВАН"
Приказом
начальника
Заключением Одесской
Одесского
морского
Региональной Торгово-
торгового
порта
промышленной палаты
№ 545 от 28.12.1999 г.
СВОД ОБЫЧАЕВ
ОДЕССКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА
1.1.
Свод Обычаев Порта (в дальнейшем СОП) содержит в себе сложившиеся и применяемые
в порту правила, обусловленные технологией погрузочно-разгрузочных работ при
обслуживании судов, грузов и пассажиров.
1.2.
СОП утверждается начальником порта и легализуется Заключением Одесской
Региональной Торгово-промышленной палаты.
2.1.
СОП регламентирует:
2.1.1 - производственный
режим работы порта;
2.1.2 - порядок и условия
захода и выхода судов в(из) порт(а);
2.1.3 - порядок и условия
обработки и обслуживания находящихся в порту судов, грузов и пассажиров;
2.1.4 - порядок и условия
завоза в порт, пребывания в порту и вывоза груза иными видами транспорта;
2.1.5 - порядок и условия
хранения грузов на складах порта;
2.1.6 - порядок по
предотвращению загрязнения окружающей среды;
2.1.7 - порядок и условия
осуществления охраны судов вочманской службой.
3.1.
СОП применяется в случаях:
3.1.1 - отсутствия договора
морской перевозки;
3.1.2 - отсутствия в
имеющемся договоре морской перевозки или в ином договоре либо в коносаменте
условий и отношений между сторонами, регулируемых настоящими Обычаями;
3.1.3 - ссылки на них в
имеющемся договоре морской перевозки или ином договоре либо ином документе;
3.1.4 - во всех иных
случаях, предусмотренных специальными дополнениями и изменениями, изданными
надлежащим образом.
4.1.
СОП разработан на основании:
- Закона Украины "О
предприятиях";
- Закона Украины "О
внешнеэкономической деятельности";
- Кодекса торгового
мореплавания Украины;
- Устава порта;
- Обязательных постановлений
по Одесскому морскому торговому порту;
- других нормативных актов
законодательной и исполнительной власти Украины.
5.1.
Одесский морской торговый порт (ОМТП) открыт для захода судов круглый год.
5.2.
Порт осуществляет работы (вход-выход судов) круглосуточно.
5.3.
Порт осуществляет круглосуточно и перевалку грузов на договорных условиях.
5.4.
Нормальным (обычным) рабочим временем в порту считается период с 08:30 до 17:30
часов ежедневно за исключением выходных и праздничных дней.
5.5.
К выходным и праздничным дням в соответствии с действующим законодательством
относятся: суббота и воскресенье, 1 января, 8 марта, 1 и 2 мая, 9 мая, 28 июня,
24 августа, 7 и 8 ноября, а также дни религиозных праздников: Рождество
Христово, Пасха и Троица.
6.1.
Проходные осадки для судов, заходящих в порт и выходящих из порта, объявляются
начальником порта в Обязательных постановлениях по порту.
6.2.
Лоцманская проводка судна в порт (из порта), при перешвартовке судна в порту
является обязательной и производится на условиях и по нормам, указанным в
Обязательных постановлениях по порту (ОПП), в том числе при перешвартовке судна
с выведенными из эксплуатации главным двигателем, рулевым или якорным
устройствами.
7.1.
Порядок и условия необходимой в период зимней навигации ледокольной проводки
судов в порт (из порта) определяются в соответствии с ОПП.
7.2.
Установление наличия и сроков продолжительности ледовой обстановки на подходе к
порту и в акватории, организация и надзор за ледовой проводкой судов на
подходах к порту и в пределах его акватории осуществляет Капитан порта.
8.1.
Для обработки транспортных средств (судов, вагонов, автотранспорта) порт
располагает соответствующими производственными мощностями, в том числе
причалами, складами, перегрузочными механизмами.
8.2.
Все операции, выполняемые на территории порта и относящиеся к основным видам
его деятельности, могут осуществляться только силами порта.
В
исключительных случаях при производственной необходимости к указанным работам
могут быть привлечены сторонние организации после согласования с начальником
порта.
8.3.
Выгрузка с судов и погрузка на суда рефрижераторных грузов, зерна,
сахара-сырца, опасных грузов соответствующих классов, удобрений насыпью
производится по прямому варианту, а также через складские помещения.
8.4.
Опасные грузы перерабатываются портом по правилам МОПОГ, ИМКО по предварительному
согласованию с портом.
8.5.
Завоз грузов в порт производится в соответствии с договорами, планами,
графиками и другими документами, подписанными или согласованными с портом,
равномерно распределенными партиями в течение оговоренного периода (обычно
месяц).
8.6.
Несогласованные грузы в порт не принимаются и возвращаются за счет отправителя.
9.1.
Прием судов в порт под обработку, стоянку и другие операции производится на
основании договоров (соглашений) только после предварительного согласия и
подтверждения порта.
9.2.
Порт в пределах отведенной ему территории и акватории осуществляет на основании
договоров с судовладельцами, фрахтователями и другими клиентами обязательные
работы и услуги, включающие:
9.2.1 - погрузку, разгрузку
судов (включая работы, проводимые под руководством судовой администрации),
штивку, сепарирование, крепление, раскрепление груза, а также сухую зачистку
судовых помещений после выгрузки;
9.2.2 -
транспортно-экспедиционные и складские операции с грузами, перевалку грузов с
одного вида транспорта на другой;
9.2.3 - оформление всего
комплекта грузовых документов по приему и отправке груза;
9.2.4 - перевалку
грузопотоков на основании прямых договоров с клиентурой по действующим либо
отдельно согласованным ставкам и тарифам;
9.2.5 - бункеровку судов
смазочным материалом;
9.2.6 - водоснабжение судов
у причала или в акватории порта, снятие льяльных, балластных, фекальных вод,
снятие мусора;
9.2.7 - бонирование
танкеров, стоящих у причалов под грузовыми операциями;
9.2.8 - опломбирование
судовых клапанов, через которые возможен сброс вредных веществ;
9.2.9 - ликвидацию аварийных
разливов нефтепродуктов;
9.2.10 - предоставление
буксиров для производства швартовных операций;
9.2.11 - предоставление
свободных причалов для материально-технического снабжения, мелкого ремонта,
отстоя и других нужд;
9.2.12 - оформление
прихода-отхода судна;
9.2.13 - спецкрепление и
крепление грузов крепежными материалами судовладельца или грузовладельца;
9.2.14 - предоставление
места для производства фумигации и дегазации;
9.2.15 - обслуживание
пассажиров парусно-моторных яхт и прогулочных судов с обеспечением охраны
плавсредств вочманской службой порта;
9.2.16 - другие услуги по
согласованию сторон.
10.1.
Кроме того, порт оказывает услуги по погрузке (выгрузке), складированию и
хранению грузов на основе прямых договоров с грузовладельцами.
10.2.
В отдельных случаях порт разрабатывает с заинтересованными сторонами особые
условия переработки отдельных видов грузов и обработки транспортных средств и
объявляет их в приложении к настоящему Своду.
10.3.
Оплата за услуги иностранными судовладельцами производится в валюте по курсу.
11.1.
В порт принимаются суда, имеющие закрытую фановую систему или действующую
биологическую очистку фановых вод.
11.2.
Сброс фекальных и льяльных вод в акватории порта и Черного моря запрещается.
11.3.
Все суда перед выходом в море должны сдать фекальные воды на плавсредства
порта.
11.4.
На акватории порта запрещается производить продувание выхлопных труб, а также
загрязнять атмосферу чрезмерным дымообразованием.
11.5.
Снятие бытового мусора с судов, стоящих на погрузке-выгрузке производится
ежедневно по заявкам агентов, кроме выходных и праздничных дней.
11.6.
Снятие мусора с пассажирских судов производится по предварительной заявке
агентов (не менее суток) с указанием его количества.
11.7.
Все действия по предотвращению загрязнения акватории порта нефтепродуктами,
вредными веществами и сточными водами регламентированы Разделом 5.6 Обязательных постановлений по порту.
12.1.
Капитаны судов (судовладельцы) обязаны сообщать порту информацию-заявку о
подходе за 10 суток до планируемой даты прихода, а также уточнять время прихода
судна в порт за 48, 24 и 4 часа (местное время порта прибытия), а при меньшей
длительности перехода - не позднее чем через 2 часа после выхода из предыдущего
порта. Порт информирует судно о месте швартовки, начале и способе производства
работ не позднее чем за 2 часа до прихода судна в порт.
12.2.
Информация капитана (судовладельца) должна содержать:
- наименование судна,
собственника судна, судовладельца (фрахтователя);
- группу судна (по
иностранным судам, зафрахтованным украинскими организациями);
- планируемую дату прихода судна
в порт;
- данные о грузах, которые
должны быть выгружены (погружены) в порту;
- количество трюмов,
предъявляемых к разгрузке, грузовой список по укрупненной номенклатуре с
указанием количества каждого груза (в очередности выгрузки из трюма сверху вниз),
а также особых физико-химических свойств грузов в соответствии с сертификатом
качества;
- сведения о тяжеловесных,
длинномерных и негабаритных грузах;
- сведения о готовности
судна для производства грузовых операций через все или часть люков;
- заявку на выполнение всех
операций по обслуживанию судна с указанием потребного количества бункера и
воды;
- сведения о соответствии
судна Международным Конвенциям о предотвращении загрязнения моря.
12.3.
Обо всех задержках в пути, могущих вызвать опоздание судна против указанных
сроков предполагаемого прибытия, капитан обязан немедленно известить порт через
агента. В противном случае, а также в случае отсутствия информации и
представления капитаном судна несвоевременной информации сталийное время судна
увеличивается на 24 часа.
13.1.
Всякое судно обязано швартоваться для грузовых операций к месту, указанному
Администрацией порта.
13.2.
При отказе судна производить швартовку, право и очередность постановки
теряются.
13.3.
Отказ в постановке вследствие небезопасности (по мнению судна) предложенного
портом причала должен быть обоснован письменно не позднее чем через 2 часа
после получения от порта плана швартовых работ.
14.1.
Под стояночным временем судна понимается все время нахождения судна в порту с
момента прихода его в порт (окончания швартовки к причалу или постановки на
якорь в пределах портовых вод по указанию порта) до момента выхода его из порта
(начала отшвартовки от причала или съемки с якоря).
14.2.
Для учета стояночного времени, фактически затраченного судном в порту, судно
совместно с портом ведет таймшит.
14.3.
Если судно в данном порту разгружается, а затем загружается, то таймшит
составляется отдельно для выгрузки и погрузки.
14.4.
Таймшит подписывается капитаном судна (агентом) и представителями порта.
Подписание сторонами таймшита не должно задерживать отход судна.
14.5.
Записи в таймшите изменениям не подлежат, и ни одна из сторон не вправе
отказаться от его подписания. При наличии разногласий сторона, имеющая
возражения, вносит в таймшит соответствующую оговорку.
14.6.
В таймшите в хронологическом порядке фиксируются в часах и минутах все
производственные операции с момента прибытия судна в порт и до выхода его в
рейс, а также все задержки в обработке, вызвавшие прерывание сталийного времени
судна, с указанием их продолжительности и причин, оформленных в необходимых
случаях актами.
14.7.
Таймшит ведется на русском либо английском языках.
15.1.
Под сталийным временем судна понимается время, полагающееся порту по
установленным валовым нормам для выполнения всех операций по обработке и
обслуживанию судна с учетом их максимального совмещения.
15.2.
В сталийном времени учитывается также время на выполнение операций комплексного
обслуживания флота, не учтенных в валовой норме (ВН).
15.3.
ВН устанавливается в тоннах (единицах) груза на сутки по укрупненной
номенклатуре грузопотока для судов 5-й группы, прибывающих в порты в
установленные графиками сроки. Для судов, прибывших с опозданием, ВН
уменьшается на 50%. Для неграфиковых судов ВН устанавливается по соглашению.
15.4.
В случае превышения фактически затраченного времени над нормативным на
выполнение вспомогательных операций по независящим от порта причинам сталийное
время увеличивается на величину превышения.
15.5.
Подача судов, организация их обработки и обслуживания в порту осуществляется по
сводному месячному графику (СМГ) и декадному графику (ДГ).
15.6.
СМГ устанавливает для каждого судна плановые сроки обработки и обслуживания,
определяемые утвержденными начальником порта ВН и НПК с учетом их специализации
и взаимозаменяемости.
15.7.
ДГ составляется и утверждается портом на основании уточненных заявок
судовладельцев ежедекадно, является ответственным документом для производства
взаиморасчетов по стояночному времени судов между портом, судовладельцем и
внешнеторговой организацией.
15.8.
Под линейным судном понимается судно, работающее на линии по расписанию,
согласованному портом и судовладельцем и заявленному в СМГ.
15.9.
Судно считается прибывшим в срок, если оно прибыло к приемному бую или причалу
порта (в зимний период к кромке льда) и подало нотис (радионотис) о готовности
к обработке и обслуживанию не позднее даты, следующей за датой планового начала
обработки, установленной в СМГ (ДГ).
15.10.
Судно считается прибывшим с опозданием, если оно прибыло к приемному бую или к
причалу порта (в зимний период к кромке льда) и подало нотис (радионотис) о
готовности к обработке и обслуживанию позднее даты, следующей за датой
планового начала обработки, установленной в СМГ (ДГ).
15.11.
Судно считается прибывшим вне графика, если оно не было включено в СМГ.
15.12.
Судно-субститут должно полностью удовлетворять условиям перевозки груза,
предназначенного для заменяемого судна без ущерба для своевременной доставки
груза, а также соответствовать плановому судну по конструктивному типу, осадке;
иметь загрузку, соответствующую специализации причала, намеченного для
обработки планового судна, и не удлиняющую время погрузочно-разгрузочных работ,
определенного по валовым нормам для заменяемого судна.
15.13.
О замене судна судовладелец должен известить порт за 3 суток до даты прихода
судна в порт.
15.14.
Демередж - плата за задержку любого судна в порту сверх сталийного времени.
15.15.
Диспач - премия за экономию сталийного времени.
15.16.
Ставки демереджа и диспача устанавливаются по договору (соглашению) между
портом и судовладельцем (грузовладельцем).
16.1.
При разработке СМГ (ДГ) порт определяет даты и время начала и ожидаемого
окончания обработки и обслуживания каждого судна, исходя из заявленной даты
прихода судна и полного использования установленного НПК.
16.2.
Судовладельцы, грузовладельцы и другая клиентура должны сообщить порту заявки
на подачу для включения в СМГ не позднее чем за 6 суток до начала планируемого
месяца.
16.3.
Порт включает суда в СМГ в очередности дат заявленного прихода.
16.4.
Заявка должна содержать:
16.4.1 - название судна;
16.4.2 - планируемую дату
прихода в порт;
16.4.3 - грузовой список с
указанием названия и массы (в тоннах) грузов по номенклатуре, соответствующей
номенклатуре грузопотоков, для которых установлены ВН;