ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между Министерством транспорта Украины и Профсоюзом работников морского
транспорта Украины на 2001 - 2003 годы
Неофициальный перевод с
украинского языка
1.1.
Настоящее отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено между
Министерством транспорта Украины (далее - Минтранс), с одной стороны, и
Профсоюзом работников морского транспорта Украины (далее - Профсоюз), с другой.
Стороны
признают, что продуктивная работа предприятий, организаций и учреждений морского
и речного транспорта Украины (далее - Предприятия), благополучие всех
работников отрасли в значительной мере взаимосвязаны, и подтверждают свою
заинтересованность в создании и поддержании партнерских отношений.
1.2.
Соглашение распространяется на все предприятия, организации, учреждения
морского и речного транспорта Украины, независимо от форм собственности,
использующих наемный труд, а также на всех работников морского и речного
транспорта Украины, работающих на условиях найма, включая первых руководителей
Предприятий (в части социальных гарантий), пенсионеров, оформивших пенсию на
Предприятиях, курсантов, студентов и учащихся учебных заведений, а также
штатных работников профсоюзных органов отрасли (далее- Работники).
1.3.
Соглашение устанавливает минимальные нормы оплаты труда и социальные гарантии
Работникам, которые являются обязательными для применения на Предприятиях и не
ограничивает права трудовых коллективов в части их расширения в коллективных
договорах.
1.4.
Соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до
заключения нового. В течение срока действия Соглашения в пего, по взаимной
договоренности сторон, могут вноситься дополнения, не ухудшающие оплату и
условия труда, социальное положение Работников. Минтранс делегирует полномочия
для внесения таких дополнений Укрморречфлоту в лице его Директора.
Ни
одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в одностороннем
порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств, если иное не
предусмотрено законодательством.
Любая
из сторон вправе не ранее, чем за три месяца до окончания срока действия
Соглашения письменно уведомить другую сторону о необходимости переговоров по
заключению нового Соглашения. При этом, другая сторона обязана не позднее чем в
семидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры.
1.5.
Соглашение заключено с учетом действующего законодательства Украины и
Генерального соглашения и дополняет их в части расширения прав и льгот
Работников отрасли.
При
изменении норм законодательства, и Генерального соглашения стороны обязуются
вносить изменения в данное Соглашение.
Вновь
принятые нормативно-правовые акты, обеспечивающие более высокие гарантии, чем
предусмотрено данным Соглашением (до внесения в него изменений), имеют
приоритет перед соответствующими положениями Соглашения.
1.6.
Положения этого Соглашения, предусматривающие расходы за счёт собственных
средств Предприятий, носят характер рекомендаций, определяются финансовыми
возможностями предприятий и регулируются коллективными договорами.
1.7.
Соглашение сохраняет действие в случае изменения названия, реорганизации любого
органа, представляющего одну из сторон или входящего в состав одной из сторон.
II. СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
2.1.
Минтранс, Укрморречфлот:
2.1.1. Обеспечивают
выполнение "Программы стабилизации и развития морского и речного
транспорта Украины до 2005 года".
2.1.2. Содействуют развитию
предприятий отрасли за счет комплекса мер, включающих изменения тарифов и
сборов, направленных на увеличение объёмов производства, сохранения рабочих
мест.
2.1.3. Вносят в
государственные органы предложения по вопросам:
2.1.3.1. Первоочередного
финансирования из государственного бюджета расходов на содержание:
- ледокольного флота, а
также функций аварийно-спасательной готовности и ликвидации разлива
нефтепродуктов в море, которые выполняет Управление буксирно-спасательного и
специализированного флота;
- средств навигационного
обеспечения.
2.1.3.2. Освобождения от
обложения подоходным налогом с граждан сумм валютных средств на:
- выплату инвалюты на
питание (вместо суточных) членам экипажей судов в заграничном плавании в части
сумм, превышающих граничные нормы суточных, установленные Кабинетом Министров
Украины для граждан Украины, командированных за пределы Украины (с учётом п.4
приложения N 6 к отраслевому соглашению);
- лечения членов экипажей
судов в заграничном плавании в случае, если заболевание возникло не по их вине;
- оплату труда членов
экипажей судов в заграничном плавании за выполнение работ, позволяющих
сократить валютные затраты, или увеличить валютные доходы предприятий.
2.1.4. Рассматривают вопросы
реорганизации, разгосударствления и приватизации Предприятий с учетом
обеспечения приоритетности законных прав и интересов трудовых коллективов.
2.1.5. Вносят проекты
законов, других нормативно-правовых актов, а также предложения относительно
изменений действующего законодательства по вопросам труда, экономического
развития, социальной защиты работников отрасли в Кабинет Министров Украины и
центральные органы власти.
2.1.6. Вместе с Профсоюзом
рассмотрят и в случае необходимости внесут согласованные предложения в Кабинет
Министров Украины относительно ратификации Конвенций МОТ:
N 137, 1973 г. "О
социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах";
N 152, 1979 г. "О
технике безопасности и гигиене труда на портовых работах";
N 164, 1987 г. "Об
охране здоровья и медицинском обслуживании моряков";
N 165, 1987 г.
(пересмотренная) "О социальном обеспечении моряков";
N 166, 1987 г. (пересмотренная)
"О репатриации моряков";
N 178, 1996 г. "Об
инспекции условий труда и быта моряков";
N 179, 1996 г. "О найме
и трудоустройстве моряков";
N 180, 1996 г. "О
продолжительности рабочего времени моряков и составе судового экипажа".
2.1.7. По заявкам Предприятий
содействует подготовке необходимого количества специалистов в учебных
заведениях, а также организации переподготовки и повышения квалификации кадров.
2.1.8. Разрабатывают
рекомендации, оказывают методическую помощь Предприятиям по перераспределению
рабочей силы внутри отрасли, созданию новых рабочих мест.
2.2.
Профсоюз содействует выполнению "Программы стабилизации и развития
морского и речного транспорта Украины до 2005 года", как фактора улучшения
жизненного уровня работников отрасли.
III. НОРМИРОВАНИЕ И ОПЛАТА ТРУДА
3.1.
Размер минимальной тарифной ставки работника, который выполняет работу не
требующую квалификации, за полностью выполненную норму труда (объём работ) на
предприятиях не может быть меньше минимального размера заработной платы, законодательно
установленной на Украине.
3.2.
С учётом финансовых возможностей предприятий размер минимальной тарифной ставки
работника, выполняющего работу не требующую квалификации, может быть увеличен
до размера прожиточного минимума на одного трудоспособное человека.
3.3.
На предприятиях отрасли сохраняется, как государственная гарантия, минимальный
месячный размер заработной платы при условии выполнения месячной нормы рабочего
времени.
3.4.
Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы
должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий,
вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат
устанавливаются предприятиями в коллективном договоре с соблюдением норм и
гарантий, предусмотренных законодательством, Генеральным и Отраслевым
соглашениями.
3.5.
Индексация заработной платы производится Предприятиями в соответствии с Законом
Украины "Об индексации денежных доходов населения".
3.6.
В случае несвоевременной выплаты заработной платы Предприятия выплачивают
компенсацию утраты части заработной платы в соответствии с действующим
законодательством.
3.7.
Уровень минимальной заработной платы, превышающий установленный государством
размер минимальной заработной платы не применяется на предприятиях отрасли,
имеющих задолженность.
3.8.
Условиями роста фондов оплаты труда, а также установления дополнительных, по
сравнению с законодательством трудовых и социально-экономических льгот являются
совершенствование структуры затрат на производство, повышение доходов.
3.9.
Предприятия могут временно (на период преодоления финансовых трудностей), на
срок не более шести месяцев, применять минимальную месячную тарифную ставку
(должностной оклад) ниже норм, установленных Соглашением, но не ниже государственных
норм и гарантий в оплате труда.
Нормы
и сроки определяются коллективными договорами.
В
случае возникновения задолженности по заработной плате Предприятия вместе с
профсоюзными организациями разрабатывают меры по её погашению, предусматривают
в коллективных договорах ответственность первых руководителей в соответствии с
действующим законодательством.
3.10.
Доплаты и надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам Работников
выплачиваются в соответствии с Приложением N 2.
3.11.
Особенности оплаты труда отдельных работников морского транспорта определяются
Приложением N 3.
3.12.
Надбавка за выслугу лет Работникам выплачивается в соответствии с Приложением N
4.
3.13.
До принятия нормативных актов по вопросам нормирования и оплаты труда в Украине
применяются соответствующие документы бывшего СССР и ММФ, если они не
противоречат Конституции и действующему законодательству Украины.
3.14.
Стороны обратятся в Кабинет Министров Украины с предложением инициировать
законодательное установление первоочередной выплаты заработной платы и
приравненных к ней платежей в случае ликвидации предприятия, в том числе через
банкротство.
3.15.
Предприятия обеспечивают рост части основной заработной платы в средней
заработной плате до уровня не ниже 65 процентов.
4.1.
Продолжительность рабочей недели на Предприятиях устанавливается коллективным
договором, но должна быть не более 40 часов в неделю, в соответствии с
законодательством.
В
случае применения суммированного учета рабочего времени его продолжительность
за учетный период должна соответствовать нормальному числу рабочих часов. При
этом общая продолжительность вахт и судовых работ, за исключением
аварийно-спасательных работ, для членов экипажей судов, а также работников
непрерывных производств на береговых предприятиях не должна превышать 12 часов
в сутки.
Режим
труда и отдыха на Предприятии определяется правилами внутреннего трудового
распорядка, утвержденного согласно действующему законодательству.
Особенности
режима труда и отдыха отдельных категорий работников морского транспорта
определяются Приложением N 5.
4.2.
Сокращенная продолжительность рабочей недели для Работников, занятых на работах
с вредными условиями труда, составляет не более 35 часов при почасовой оплате
труда в соответствии со списками производств, цехов, профессий и должностей с
вредными условиями труда, предусмотренных законодательством. Превышение уровня
гарантий, по сравнению с установленным законодательством, обеспечивается за
счёт прибыли предприятий. Для лиц с нормированным рабочим днем период работы,
выполняемой по инициативе администрации вне рабочего графика, относится к
сверхурочным работам, проводится и оплачивается в соответствии с КЗоТ Украины.
4.3.
Ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается в соответствии с действующим
законодательством.
5.1.
Минтранс ограничивает сферу применения контрактной формы трудового договора
исключительно должностями первых руководителей Предприятий.
Контрактная
форма трудового договора с Работниками применяется лишь в случаях, прямо
предусмотренных действующим законодательством.
5.1.1. При применении
контрактной формы трудового договора (в предусмотренных законодательством
случаях) Предприятия применяют, как основание типовую форму контракта, утверждённую
приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 15.04.94 N 23.
5.2.
В случаях смены форм собственности или собственника средств производства,
Минтранс ставит в известность об этом Профсоюз не позднее, чем за три месяца.
5.3.
Стороны содействуют разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов) на
предприятиях преимущественно через принятие компромиссных решений
примирительными комиссиями с применением трудовых арбитражей и независимых
посредников в соответствии с законодательством.
5.4.
Предприятия-собственники судов, зарегистрированных в странах "удобного
флага", должны сохранять рабочие места для украинских моряков. Условия
найма и труда согласовываются с соответствующим профсоюзным органом путем
заключения письменного договора.
5.5.
Предприятия, которые сдают в аренду или передают для совместной деятельности
средства производства, в соответствующих договорах (соглашениях, контрактах и
т.п.) должны предусматривать условия организации и оплаты труда, охрану труда,
социальные гарантии, не ухудшающие условия, существовавшие до передачи их в
аренду или в совместную деятельность в соответствии с настоящим Соглашением и
коллективным договором. Условия найма и труда согласовываются с соответствующим
профсоюзным органом путем заключения письменного договора.
5.6.
Для членов экипажей, списанных с судов за нарушение дисциплины в период
пребывания в заграничном плавании, все затраты по их репатриации с момента
списания и на время переезда в Украину относятся за их счёт.
5.7.
Коллективные договора, заключаемые между Профсоюзом и иностранными
судовладельцами об условиях найма украинских моряков для работы на судах под
иностранным флагом, должны предусматривать социальные и экономические гарантии,
не ниже предусмотренных настоящим Соглашением.
6.1.
Минтранс:
6.1.1. Осуществляет
ведомственный контроль за выполнением государственной политики по вопросам
охраны труда в соответствии с Законом Украины "Об охране труда".
6.1.2. Утверждает отраслевые
стандарты по вопросам охраны труда Работников. Разрабатывает перечень
нормативно-технической документации по обеспечению охраны труда в отрасли.
6.1.3. Осуществляет
обеспечение Профсоюза и Предприятий нормативно-правовой и
нормативно-технической документацией по вопросам охраны труда в отрасли.
6.14. Принимает участие в
разработке списка профессий работников отрасли с вредными и тяжёлыми условиями
труда, отсутствующих в утверждённых списках, которые могут привести к
профессиональным заболеваниям.
6.1.5. Организует обучение и
проверку знаний, правил и норм охраны труда руководителями и специалистами
отрасли.
6.1.6. Осуществляет
методическое руководство деятельностью предприятий отрасли по охране труда.
6.2.
Предприятия:
6.2.1. Обеспечивают
Работников средствами индивидуальной защиты, в соответствии с нормами, или
изготавливают штатные средства защиты, а также средства, необходимые при
перевозке и обработке грузов, опасных и вредных для здоровья.
6.2.2. Внедряют новые
безопасные технологии, приспособления и механизмы, приводят в соответствие с
действующими правилами и нормами охраны труда оборудование, находящееся в
эксплуатации, суда и другие транспортные средства в сроки, согласованные с
Профсоюзом.
6.2.3. Обеспечивают
проведение аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям нормативных
документов по охране труда.
За работу во вредных и
тяжёлых, особо тяжёлых и особо вредных условиях труда производится доплата в
соответствии с Приложением N 2.
Конкретные размеры доплат
устанавливаются коллективным договором предприятия в зависимости от
фактического состояния условий труда.
Расширение предусмотренного
указанным положением перечня работ, за которые могут устанавливаться доплаты по
условиям труда, а также пересмотр в связи с этим доплат производится
предприятиями за счёт прибыли, остающейся в их распоряжении.
Не допускается использование
труда инвалидов на работах с тяжёлыми и вредными условиями труда.
6.2.4. При превышении
граничных значений вредных факторов (веществ) на рабочем месте, определяемых в
установленном порядке, производят работы только с письменного согласия между
организаторами работ и Работниками, а также по согласованию с Профсоюзом.
Гарантиями для проведения
работ в таких условиях являются сокращенный рабочий день (не более 6 часов) и
оплата в повышенном размере.
Конкретные гарантии
устанавливаются коллективными договорами по действующим нормам (нормативам).
6.2.5. Обеспечивают
лекарственными средствами и инструментарием суда, предприятия и учреждения
отрасли, согласно Конвенции МОТ 164 "Об охране здоровья и медицинском
обслуживании моряков" (1987 г.).
6.2.6. Обеспечивают оказание
необходимой медицинской помощи на судах согласно Конвенции МОТ 164 "Об
охране здоровья и медицинском обслуживании моряков" (1987 г.).
Обеспечивают подготовку
членов экипажей из числа комсостава в соответствующих медицинских учреждениях
для медицинского обслуживания на борту согласно с требованиями ст.9 Конвенции
МОТ 164, или сохраняют в штате судовых врачей.
6.2.7. Несут затраты
связанные с предоставлением медицинской помощи работникам в период нахождения
судна за границей в случаях:
- размещения больных в
медицинских учреждениях;
- предоставления медицинской
помощи больному на борту судна иностранными врачами по счетам соответствующих
медицинских учреждений;
- транспортировки больного в
базовый порт.
6.2.8. Производят выплату
единовременной помощи пострадавшим от несчастного случая на производстве,
профзаболевания или их семьям в размере и порядке, установленном действующим
законодательством и коллективными договорами.
6.2.9. В случае временной
утраты трудоспособности в результате несчастного случая на производстве
пострадавшему, кроме помощи по временной нетрудоспособности, выплачивается
единовременная денежная помощь в размере утраченного заработка за период нетрудоспособности.
6.2.10. Не начинают
строительство и переоборудование судов и береговых объектов без согласования
технической документации с технической инспекцией труда, или другими
представителями Профсоюза.
6.2.11. Не вводят в
эксплуатацию построенные, приобретенные или переоборудованные объекты, в т.ч.
суда, без участия в комиссиях по приемке технического инспектора труда, или
других представителей Профсоюза.
6.2.12. Оплачивают расходы,
связанные с участием технического инспектора труда, доверенного врача, других
представителей Профсоюза в приемке объектов за рубежом или с выходом в рейс при
обследовании условий труда и быта экипажа и расследовании несчастных случаев на
производстве.
6.2.13. Обеспечивают условия
осуществления контроля по охране труда на производственных объектах
техническими инспекторами труда, другими представителями Профсоюза, включая
обеспечение транспортными средствами и связью.
6.2.14 Гарантируют
сохранение места работы и выплату средней зарплаты за все время вынужденного
простоя в случае приостановки работ по причине нарушения правил и норм труда не
по вине Работника с учетом требований действующего законодательства.
6.2.15. Не привлекают к
дисциплинарной ответственности Работников, отказавшихся выполнить порученную
работу из-за реальной угрозы жизни и здоровью, кроме случаев, связанных с
аварийно-спасательными работами или вызванных форсмажорными обстоятельствами.
6.2.16. Обеспечивают
обязательное личное страхование Работников от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с действующим
законодательством и коллективным договором.
6.2.17. Выплачивают членам
экипажей судов в заграничном плавания суммы на питание (вместо суточных) в
соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 04.01.99 N 3
"О граничных нормах суточных затрат и сумм, направляемых на питание
(вместо суточных) членов экипажей судов (других транспортных средств),
осуществляющих свою деятельность за чертой воздушной или таможенной границы или
территориального моря (вод)Украины". При этом минимальная сумма,
выплачиваемая на питание, не может быть ниже 9,5 долларов США в сутки для