Устав службы на судах Министерства морского флота Союза ССР, 1976 г.

 

 

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

Приказ N 6

 

Об утверждении Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР

(г. Москва,9 января 1976 г.)

 

1. Утвердить Устав службы на судах Министерства морского флота Союза ССР и ввести в действие с 1 января 1977 года.

 

2. Считать утратившим силу с 1 января 1977 года Устав службы на судах морского флота Союза ССР, утвержденный приказом ММФ от 23 октября 1965 года N 187.

 

Заместитель министра.

В.И. ТИХОНОВ.

 

 

 

СССР МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

 

УСТАВ СЛУЖБЫ
НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СОЮЗА ССР

 

 

Глава I.
ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящий Устав определяет основы организации службы на судах Министерства морского флота, а также основные обязанности и права лиц судового экипажа.

 

2. Требования настоящего Устава распространяются на членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне.

 

3. Нарушение требований настоящего Устава влечет за собой дисциплинарную или иную установленную законом ответственность.

 

4. Каждый член экипажа судна обязан знать и точно выполнять требования настоящего Устава.

 

5. Порядок приема на работу, назначение на должности, перемещения по службе лиц судового экипажа, их права и обязанности, условия службы на судне, а также основания и порядок увольнения определяются:

 

(01) Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и кодексами законов о труде союзных республик;

 

(02) Кодексом торгового мореплавания СССР;

 

(03) настоящим Уставом и Уставом о дисциплине работников морского транспорта СССР;

 

(04) Положением о технической эксплуатации морского флота и Правилами технической эксплуатации судовых технических средств;

 

(05) Правилами техники безопасности на судах морского флота и Санитарными правилами для морских судов СССР,

 

(06) приказами, инструкциями и положениями, издаваемыми Министерством морского флота;

 

(07) должностными инструкциями;

 

(08) коллективным договором.

 

6. Все лица судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.

 

7. Труд экипажа организуется капитаном судна в соответствии с трудовым законодательством и действующим Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов морского флота.

 

Форма организации труда экипажа судна устанавливается приказом судовладельца.

 

8. Судовладельцу предоставляется право в установленном порядке вводить на судах новые формы организации труда.

 

9. Обязанности лиц судового экипажа, должности которых не указаны в настоящем Уставе, определяются должностными инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

 

10. Все нормативные документы в части организации судовой службы, определения обязанностей и прав членов судового экипажа и лиц, временно пребывающих на судне, должны соответствовать положениям настоящего Устава.

 

Глава II.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ СОЮЗА ССР, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ, ПРИВЕТСТВИЯ, ВСТРЕЧИ И ТОРЖЕСТВА

 

11. Поднятый на судне в установленном порядке Государственный флаг Союза ССР указывает на принадлежность судна Союзу Советских Социалистических Республик.

 

12. Охрана Государственного флага Союза ССР и поддержание его престижа - почетная обязанность каждого члена экипажа судна.

 

13. Государственный флаг Союза ССР должен бережно храниться и быть всегда в хорошем состоянии.

 

14. Государственный флаг Союза ССР поднимается только на судах, имеющих свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР в соответствии с Кодексом торгового мореплавания.

 

День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.

 

Примечание:

 

Судно, приобретенное за границей, пользуется правом плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента выдачи консулом СССР временного свидетельства, удостоверяющего это право.

 

15. Государственный флаг Союза ССР поднимается на судне во время стоянки - на кормовом флагштоке, на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке. Малым и буксирным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.

 

16. Государственный флаг Союза ССР на ходу и на стоянках поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца.

 

За полярным кругом зимой Государственный флаг Союза ССР ежедневно должен быть поднят в 8 часов и находиться в таком положении в пределах времени его видимости, а в летнее время - с 8 до 20 часов.

 

17. Государственный флаг Союза ССР поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца в следующих случаях:

 

(01) при входе судна в порт и выходе из него;

 

(02) при встрече в море с военными кораблями и торговыми судами, плавающими под флагом Союза ССР, до расхождения с ними.

 

18. При входе в порт и выходе из него, а также при стоянке в порту, кроме Государственного флага Союза ССР, на носовой (сигнальной) мачте поднимается вымпел Министерства морского флота.

 

На судах, не имеющих мачт, указанный вымпел поднимается на носовом флагштоке.

 

19. Вымпел, присвоенный экипажу судна за первенство в социалистическом соревновании, поднимается на носовой (сигнальной) мачте. В случаях, когда настоящим Уставом предусмотрен подъем на носовой (сигнальной) мачте других флагов, вымпел не поднимается.

 

20. Подъем и спуск Государственного флага Союза ССР, а также вымпелов и других флагов производится по приказанию вахтенного помощника капитана.

 

21. При нахождении на судне в качестве официальных лиц Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Совета Министров СССР или иных лиц, представляющих Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР, а также дипломатических представителей и консулов СССР с согласия указанных лиц, кроме Государственного флага Союза ССР, поднимаемого на кормовом флагштоке или гафеле (статья 15), на носовой (сигнальной) мачте также поднимается Государственный флаг Союза ССР.

 

Примечания:

 

1 Под иными лицами понимаются лица, имеющие официальные полномочия Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР представлять их.

2. Дипломатическими представителями СССР являются послы, посланники и поверенные в делах.

 

22. При нахождении на судне министра морского флота, с его согласия, на носовой (сигнальной) мачте поднимается флаг министра морского флота.

 

23. В дни революционных праздников и в другие особо торжественные дни, а также в случаях специальных указаний правительства СССР при стоянке в порту производится торжественный подъем Государственного флага Союза ССР.

 

При торжественном подъеме флага одновременно поднимается вымпел Министерства морского флота.

 

24. Во время стоянки в иностранном порту, а также при следовании под проводкой лоцмана внутренними водными путями, каналами и подходными фарватерами, одновременно с Государственным флагом Союза ССР, поднятым на кормовом флагштоке, на носовой (сигнальной) мачте поднимается флаг страны порта.

 

В случаях, когда согласно статье 21 настоящего Устава на носовой (сигнальной) мачте должен быть поднят Государственный флаг Союза ССР, флаг страны порта поднимается на ноке реи носовой (сигнальной) мачты.

 

25. При нахождении на судне в качестве официального лица главы иностранного государства или правительства на носовой (сигнальной) мачте поднимается флаг этого государства. Вымпел Министерства морского флота в этом случае не поднимается.

 

26. В дни национального праздника страны порта стоянки судна флаг этой страны поднимается на носовой (сигнальной) мачте. Вымпел Министерства морского флота в этом случае не поднимается.

 

По согласованию с консулом СССР судно расцвечивается флагами.

 

27. Подъем Государственного флага Союза ССР в случаях, предусмотренных в статье 21 настоящего Устава, а также подъем иностранных государственных флагов (статья 26 настоящего Устава) производится по указанию капитана судна.

 

28. В траурные дни Государственный флаг Союза ССР держится приспущенным на 1/3 длины фала.

 

В траурные дни в советскихпортах Государственный флаг приспускается по распоряжению капитана порта, а в иностранных портах - по согласованию с консулом СССР и портовыми властями.

 

29. При встрече с военным кораблем СССР судно обязано первым приветствовать его однократным приспусканием Государственного флага Союза ССР.

 

При встрече с военным кораблем СССР судно, на котором находится одно из лиц, указанных в статье 21 настоящего Устава, на приветствие военного корабля отвечает однократным приспусканием Государственного флага Союза ССР.

 

При встрече в море все суда под флагом Союза ССР при расхождении приветствуют друг друга однократным приспусканием Государственного флага Союза ССР.

 

30. При встрече в море с военным кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с СССР, или при прохождении мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо на швартовах, судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага Союза ССР.

 

При встрече с военным кораблем государства, не состоящего в дипломатических отношениях с СССР, приветствие Государственным флагом Союза ССР производится только в территориальных и внутренних водах этого государства.

 

При плавании в сложных условиях взаимное приветствие не обязательно.

 

Примечание:

 

Под сложными условиями понимается плавание при маневровых режимах работы судна (швартовные операции, прохождение каналов и узкостей, вход в порт и выход из порта, маневрирование, плавание во льдах, на мелководье, во время шторма и т.д.).

 

31. При посещении судна лицами, указанными в статье 21 настоящего Устава, а также министром морского флота, его заместителями, начальниками государственных хозрасчетных объединений и пароходств (управлений флота) капитан судна лично встречает их у трапа и отдает рапорт. В рапорте указывается наименование судна, краткие сведения о рейсе, экипаже судна и сообщается фамилия капитана.

 

При посещении судна официальными лицами иностранного государства, о встрече которых имеется указание посольства или консульства СССР, капитан встречает их и представляется.

 

Глава III.
ЭКИПАЖ СУДНА

 

32. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.

 

33. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехник, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы.

 

Капитан, старший помощник капитана, первый помощник капитана и старший (главный) механик1 являются старшим командным составом судна.

 

К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.

 

34. Капитан и все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о годности для работы в соответствующей должности.

 

35. Лица командного состава должны иметь диплом или квалификационное свидетельство, удостоверяющее соответствующее звание, на право занятия определенной должности.

 

36. Члены судовой команды назначаются на должности при наличии соответствующего квалификационного свидетельства на право занятия определенной должности.

 

37. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по службам (группам):

 

(01) служба эксплуатации обеспечивает безопасное судовождение, а также выполнение всех функций, связанных с производственной деятельностью судна, и возглавляется старшим помощником капитана;

 

(02) служба технической эксплуатации (единая техническая служба) обеспечивает техническую эксплуатацию судовых технических средств2 и корпуса судна; комплектуется из членов экипажа, обеспечивающих вахтенное обслуживание механической (энергетической) установки3 а также из членов экипажа, не несущих постоянной вахты и занятых профилактическими, ремонтными и наладочными работами, и возглавляется старшим механиком. Ее состав и численность устанавливаются раздельно для ходового и стояночного режимов работы судна;

____________

1 В дальнейшем старший (главный) механик именуется "старшим механиком"

2 Под судовыми техническими средствами понимаются установки, агрегаты, механизмы и другое оборудование судна, обеспечивающие его работоспобность в соответствии с назначением

1 В дальнейшем именуется "механическая установка".

 

(03) служба быта обеспечивает обслуживание экипажа судна и возглавляется помощником капитана по хозяйственной части;

 

(04) пассажирская служба обеспечивает обслуживание пассажиров и возглавляется помощником капитана по пассажирской части;

 

(05) радиотехническая служба обеспечивает радиосвязь и работу радиотехнических, радионавигационных средств и возглавляется начальником радиостанции;

 

(06) медико-санитарная служба обеспечивает охрану здоровья экипажа и оказание медицинской помощи пассажирам и возглавляется судовым врачом;

 

(07) учебная служба на учебных и учебно-производственных судах обеспечивает организацию учебного процесса и плавательской практики курсантов и студентов учебных заведений и возглавляется помощником капитана по учебной части.

 

Составы служб определяются их руководителями и утверждаются капитаном судна.

 

38. Все технические средства, предметы оборудования и снабжения, а также помещения судна в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, готовности к действию и сохранности распределяются в заведование определенным членам экипажа судна.

 

Распределение по заведованиям определяется настоящим Уставом, судовыми расписаниями, должностными инструкциями и утверждается капитаном.

 

39. Каждый член экипажа обязан:

 

(01) поддерживать престиж Советского Союза, честь и достоинство советского моряка, воспитывать в себе и в подчиненных черты, отвечающие принципам морального кодекса строителя коммунизма;

 

(02) строго хранить государственную тайну;

 

(03) беречь социалистическую собственность;

 

(04) выполнять требования законов Союза ССР и союзных республик, настоящего Устава, приказов, правил и инструкций, действующих на судах Министерства морского флота;

 

(05) добросовестно выполнять служебные обязанности, повседневно бороться за повышение производительности труда, активно участвовать в выполнении производственных задач экипажа, способствовать достижению высоких показателей в выполнении производственно-финансовых планов и рейсовых заданий судна;

 

(06) знать свою специальность, устройство судна и свое заведование, постоянно совершенствовать свои знания;

 

(07) быть дисциплинированным, беспрекословно и быстро выполнять распоряжения командиров;

 

(08) знать и четко выполнять свои обязанности по борьбе за живучесть судна; уметь использовать согласно своим обязанностям судовые технические средства борьбы за живучесть, аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь; уметь пользоваться индивидуальными и коллективными спасательными средствами;

 

(09) твердо знать и строго соблюдать правила техники безопасности, пожаробезопасности и санитарные правила, уметь оказать первую помощь при несчастных случаях;

 

(10) быть чисто и опрятно одетым, соблюдать правила ношения форменной одежды.

 

40. Лица, использующие судовые технические средства, а также пользующиеся средствами бытового обслуживания независимо от того, в чьем ведении они находятся, полностью отвечают за их правильное использование.

 

Член экипажа, ведающий судовым техническим средством, которым пользуется широкий круг лиц, обязан следить, чтобы у этого средства находилась инструкция о порядке пользования им.

 

41. Член экипажа при обнаружении ненормальной работы или неудовлетворительного состояния технических средств обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), а также непосредственному командиру, приняв все возможные меры к их устранению, если продолжение работы технических средств угрожает безопасности судна, жизни или здоровью членов экипажа.

 

42. Без разрешения своего командира и ведома вахтенного помощника капитана (вахтенного механика) членам экипажа категорически запрещается производить ремонтные, профилактические или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя технических средств.

 

43. Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей людям, судну, грузу и техническим средствам, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), одновременно приняв все возможные меры к ее ликвидации.

 

44. Все члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться все лица, находящиеся на борту.

 

45. Члены судовою экипажа несут в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.

 

46. Лица, связанные по характеру своей работы на судне с хранением, подготовкой к употреблению, раздачей или продажей продуктов питания, обязаны своевременно проходить установленный врачебный осмотр.

 

47. Если наличие специально подготовленных кадров позволяет уменьшить штатную численность экипажа, допускается в установленном порядке совмещение двух или нескольких специальностей (должностей) одним лицом в пределах нормальной продолжительности его рабочего времени.

 

Лица, работающие по двум или нескольким совмещенным специальностям (должностям), должны иметь квалификационные документы и выполнять все обязанности и требования, предусмотренные настоящим Уставом, с учетом издаваемых Министерством морского флота и судовладельцем специальных положений, устанавливающих порядок совмещения специальностей (должностей) и соответствующую форму организации труда на судах.

 

48. При исполнении служебных обязанностей взаимное обращение должно быть официальным. При обращении лица командного состава к младшему по должности члену экипажа последний должен вставать.

 

Распоряжения по службе отдаются в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Получивший приказание обязан повторить его и по выполнении, равно как и при невозможности выполнения его, доложить лицу, отдавшему приказание.

 

В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого помешает выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.

 

49. При списании с судна члена экипажа последний должен сдать дела, свое заведование и числящееся за ним имущество вновь назначенному лицу или лицу, указанному командиром, по акту, который представляется своему непосредственному командиру.

 

50. Увольнение на берег членов экипажа производится по указанию капитана.

 

Члены судового экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредственных командиров и поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана. По возвращении на судно они должны известить об этом вахтенного помощника капитана. В день отхода судна весь экипаж обязан быть на борту ко времени, назначенному капитаном.

 

51. При увольнении членов экипажа на берег на борту судна должна оставаться часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ. При стоянке судна на открытых рейдах разрешается увольнение не более 2/3 экипажа.

 

52. Членам экипажа, а также другим лицам, на которых распространяются требования настоящего Устава (статья 2), запрещается приносить па судно и употреблять спиртные напитки, а также появляться в нетрезвом виде.

 

Член экипажа, вышедший на работу или заступивший на вaxтy в нетрезвом состоянии, подлежит немедленному отстранению от исполнения служебных обязанностей.

 

53. Экипаж судна может быть заменен подменным экипажем как на время стоянки судна в порту, так и на определенный период плавания судна. Численность подменного экипажа устанавливается штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем в установленном порядке в зависимости от типа судна, на котором производится подмена экипажа.

 

В своей деятельности подменный экипаж руководствуется настоящим

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home