STCW.7/Circ.10 Временное руководство по подготовке персонала и оценке знаний при использовании тренажеров электронных картографических навигационных информационных систем (ЭКНИС)

 

Циркулярное письмо
 STCW.7/Circ.10

ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА И ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРЕНАЖЕРОВ ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ НАВИГАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (ЭКНИС)

(принято 1 июня 2001 г.)

 

1. Подкомитет по стандартам обучения и несения вахты на своей 32 сессии (22 - 26 января 2001 г.) отметил, что есть необходимость во временном руководстве по подготовке персонала и оценке знаний при использовании тренажеров электронных картографических навигационных информационных систем (ЭКНИС).

 

2. Подкомитет выработал Временное руководство по подготовке персонала и оценке знаний при использовании тренажеров ЭКНИС, приведенное в Приложении.

 

3. Правительствам-членам ИМО рекомендуется довести данное Временное руководство до сведения всех заинтересованных.

 

Приложение.

ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА И ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРЕНАЖЕРОВ ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ НАВИГАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (ЭКНИС)*

_____________

* Типовой курс ИМО 1.27 - Использование ЭКНИС может оказать помощь в подготовке курсов.

 

1. При использовании тренажеров для подготовки персонала и оценки знаний при использовании ЭКНИС, следует принимать во внимание нижеследующее Временное руководство.

 

2. Подготовка и оценка при использовании ЭКНИС должна:

 

.1 включать использование оборудования тренажера ЭКНИС; и

 

.2 отвечать стандартам не ниже приведенных в пунктах 3-29.

 

3. Оборудование тренажера ЭКНИС, кроме выполнения всех применимых эксплуатационных требований, изложенных в разделе A-I/12 Кодекса ПДМНВ, должно быть способным имитировать навигационное оборудование и органы управления на мостике, которые отвечают всем применимым эксплуатационным требованиям, принятым Организацией, и включать средства выработки глубин и:

 

.1 создавать в реальном времени рабочую окружающую среду, включая управление судовождением, приборами связи и оборудованием, соответствующими задачам судовождения и несения вахты, подлежащим выполнению, а также подлежащим оценке навыкам маневрирования; и

 

.2 реалистично имитировать характеристики "своего судна" в условиях открытого моря, также как и воздействие погодных условий, постоянных и приливо-отливных течений.

 

4. Демонстрация ЭКНИС и практика использования ЭКНИС должны проводиться, при возможности, путем использования тренажеров. Упражнения по подготовке должны, предпочтительно, проводиться в реальном времени, чтобы улучшить ознакомление обучающихся с опасностями, которые возникают при ненадлежащем использовании ЭКНИС. Ускоренное во времени проигрывание ситуаций может использоваться только для демонстраций.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Цели курса по ЭКНИС

 

5. Обучающийся должен быть способен:

 

.1 эксплуатировать оборудование ЭКНИС, использовать навигационные функции ЭКНИС, выбирать и оценивать всю относящуюся к делу информацию и предпринимать надлежащее действие в случае неисправности;

 

.2 указать потенциальные ошибки представляемых данных и обычные ошибки при интерпретации данных; и

 

.3 объяснить, почему ЭКНИС не может быть единственным надежным навигационным средством.

 

Теория и демонстрация

 

6. Поскольку безопасное использование ЭКНИС требует знания и понимания основных принципов управления данными ЭКНИС и правил их представления, также как и потенциальных ошибок в представляемых данных, ограничения и возможные опасности, связанные с ЭКНИС, должно проводиться значительное количество лекций с теоретическими объяснениями. Насколько это возможно, такие лекции должны читаться в уже знакомом контексте и должны приводиться практические примеры. Они должны подкрепляться упражнениями на тренажере.

 

Для безопасной эксплуатации оборудования ЭКНИС и связанной с ней информации (использование навигационных функций ЭКНИС, выбор и оценка всей соответствующей информации, освоение связи "человек-машина" ЭКНИС), практические упражнения и подготовка на тренажерах ЭКНИС должны составлять основное содержание курса.

 

Для определения целей подготовки персонала должна быть определена структура деятельности. Для каждого раздела этой структуры должна быть выработана подробная спецификация учебных целей.

 

Упражнение на тренажере

 

7. Упражнения должны выполняться на отдельных тренажерах ЭКНИС или на комплексных навигационных тренажерах, включающих ЭКНИС, чтобы обучающиеся получили необходимые практические навыки. Для навигационных упражнений в реальном времени рекомендуется, чтобы навигационные тренажеры имитировали сложную навигационную обстановку. Упражнения должны обеспечивать подготовку в использовании различных масштабов, имеющихся навигационных режимов и режимов дисплея, так чтобы обучающийся был способен адаптировать использование оборудования к конкретной ситуации.

 

8. Выбор упражнений и сценариев определяется имеющимися возможностями тренажера. Если имеется одно или несколько рабочих мест оператора с ЭКНИС и комплексный навигационный тренажер, рабочие места могут, в основном, использоваться для простых упражнений по использованию возможностей ЭКНИС и упражнений по предварительной прокладке, а комплексные навигационные тренажеры могут, в основном, использоваться для упражнений, связанных с функциями исполнительной прокладки в реальном времени так реалистично, насколько это возможно в связи с общей загрузкой ходовой навигационной вахты. Степень сложности упражнений должна возрастать, по мере того как в ходе обучения обучающийся овладеет всеми аспектами изучаемого предмета.

 

9. Упражнения должны максимально производить впечатление реальности. Для достижения этого, сценарии должны разыгрываться в искусственных районах моря. Ситуации, функции и действия, которые случаются в различных районах моря для различных целей изучения могут включаться в одно упражнение и проводиться в условиях реального времени.

 

10. Главной целью упражнений на тренажере является обеспечение того, чтобы обучающийся понимал свою ответственность при эксплуатации ЭКНИС во всех связанных с безопасностью аспектах и отлично знал используемую систему и оборудование.

 

Основные типы систем ЭКНИС и характеристики представления информации

 

11. Знание основных типов используемых ЭКНИС; их различных характеристик представления информации, структура данных и понимание:

 

.1 различия между векторными и растровыми картами:

 

.2 различия между ЭКНИС и системой электронных карт;

 

.3 различия между ЭКНИС и системой отображения растровых карт (RCDS)*

 

.4 характеристики систем ЭКНИС и их различные решения;

 

.5 характеристики систем для специальных целей (необычные/чрезвычайные ситуации).

____________

* SN/Circ.207 - Разница между RCDS и ECDIS.

 

Опасности излишнего доверия ЭКНИС

 

12. Подготовка по использованию ЭКНИС должна включать умение оценивать:

 

.1 ограниченность ЭКНИС как навигационного инструмента;

 

.2 потенциальный риск ненадлежащей работы системы;

 

.3 ограничения системы, включая ограниченные возможности ее датчиков;

 

.4 неточности гидрографических данных; ограниченные возможности векторных и растровых электронных карт; и

 

.5 потенциальный риск ошибок человека.

 

Особое внимание следует уделять необходимости нести должное наблюдение и выполнению периодических проверок, особенно проверок местоположения судна способами, независимыми от ЭКНИС.

 

Обнаружение неверной информации

 

13. Знание ограничений и их обнаружение важно для безопасного использования ЭКНИС. Особо следует выделить нижеследующие факторы:

 

.1 эксплуатационные требования к оборудованию;

 

.2 представление данных радиолокатора на электронной карте, устранение несовместимости между радиолокационным изображением и электронной картой;

 

.3 возможные расхождения проекций электронной и бумажной карт;

 

.4 возможные расхождения масштабов (увеличенный и уменьшенный) в представлении на экран электронной карты и ее оригинального масштаба;

 

.5 эффект использования различных систем привязки при определении местоположения;

 

.6 эффект использования различных горизонтальных и вертикальных систем координат карты;

 

.7 эффект качки судна на волнении;

 

.8 ограничения ЭКНИС в режиме отображения растровых карт;

 

.9 возможные ошибки в отображении:

 

.1 координат своего судна;

.2 данных РЛС и информации АСРП;

.3 различных систем координат карты; и

 

.10 проверка результатов ручного и автоматического ввода поправок:

 

.1 сравнение карты и РЛ изображения;

.2 проверка местоположения судна с использованием другой независимой системы определения координат.

 

14. Должна быть объяснена неверная интерпретация данных и принятие надлежащих действий по предупреждению ошибок в интерпретации. Следует особо обратить внимание на отрицательные последствия следующего:

 

.1 невнимание к чрезмерному увеличению масштаба отображения;

 

.2 некритическое восприятие координат своего судна;

 

.3 ошибка в режиме отображения;

 

.4 ошибка в масштабе карты;

 

.5 ошибка в системах привязки;

 

.6 различные режимы представления информации;

 

.7 различные режимы стабилизации вектора;

 

.8 разницу между стабилизацией карты по меридиану и стабилизацией РЛС по гирокомпасному северу;

 

.9 одну и ту же систему привязки данных;

 

.10 соответствующий масштаб карты;

 

.11 использование наилучшим образом подходящего датчика в данной ситуации и при данных обстоятельствах;

 

.12 ввод правильных величин данных безопасности; и

 

.1 опасная изобата собственного судна;

.2 безопасная глубина под килем;

.3 события;

 

.13 надлежащее использование всех имеющихся данных.

 

15. Понимание того, что система отображения растровых карт (RCDS) является только навигационным средством, и того, что когда ЭКНИС используется в режиме RCDS, она должна использоваться с соответствующей подборкой приведенных на уровень современности бумажных карт.

 

Факторы, влияющие на работу системы и ее точность

 

16. Должно быть достигнуто элементарное понимание принципов ЭКНИС и полное практическое знание:

 

.1 запуска и настройки ЭКНИС, подсоединения датчиков (приемников спутниковых и других радионавигационных систем, РЛС, гирокомпаса, лага, эхолота); точности и ограничения этих датчиков, включая ошибки измерений и точность определения координат; влияния маневрирования на точность указателей курса, ошибки компаса на точность указателя курса, мелководья на точность лага, поправки лага на точность расчета скорости, волнения моря на точность эхолота;

 

.2 действующих эксплуатационных требований к ЭКНИС, принятых Организацией*.

_____________

* См. Резолюцию А.817(19) - Эксплуатационные требования к ЭКНИС;

Резолюцию MSC.64(67), Приложение 5 с поправками к резолюции А.817(19);

Резолюцию MSC.86(70), Приложение 4 с поправками к резолюции А.817(19).

 

ПРАКТИКА

 

Настройка и поддержание отображения в надлежащем виде

 

17. Знания/навыки должны быть достигнуты, чтобы обеспечивать:

 

.1 правильную процедуру запуска для получения оптимального отображения информации ЭКНИС;

 

.2 выбор категории отображения (стандартная нагрузка дисплея, базовая нагрузка дисплея, вся прочая информация, представляемая индивидуально по требованию);

 

.3 правильную настройку всех органов управления РЛС/АСРП для оптимального отображения данных;

 

.4 выбор удобной конфигурации;

 

.5 выбор, при необходимости, требуемого ввода в ЭКНИС скорости;

 

.6 выбор временного масштаба векторов; и

 

.7 выполнение проверок датчиков координат, РЛС/АСРП, компаса, лага и ЭКНИС.

 

Использование электронных карт

 

18. Знания/навыки должны быть достигнуты, чтобы обеспечивать:

 

.1 основные характеристики отображения данных ЭКНИС и выбор надлежащей информации для навигационных задач;

 

.2 автоматические функции, требуемые для отслеживания безопасности судна, такие как отображение координат, курс/гирокомпасный курс, скорость, установки безопасности и время;

 

.3 ручное управление функциями (курсором, электронным визиром, кольцами дальности);

 

.4 выбор и изменения в содержании электронной карты;

 

.5 выбор масштаба (включая увеличенный и уменьшенный);

 

.6 пользование электронной линзой;

 

.7 установку данных безопасности собственного судна;

 

.8 использование режимов дневного и ночного отображения;

 

.9 прочтение всех условных обозначений и сокращений на картах;

 

.10 использование различных видов курсоров и электронных линий для получения навигационных данных;

 

.11 просмотр разных районов за пределами экрана отображения и возврат к координатам судна;

 

.12 нахождение нужного района, используя географические координаты;

 

.13 представление на экран неудаляемых слоев данных, соответствующих навигационной ситуации;

 

.14 выбор соответствующих и безошибочных данных (координат, курса, скорости и т.д.);

 

.15 внесение заметок судоводителем;

 

.16 использование ориентации отображения "по северу" и других ориентации; и

 

.17 использование режимов истинного и относительного движений.

 

Предварительная прокладка

 

19. Знания/навыки должны быть достигнуты, чтобы обеспечить:

 

.1 загрузку судовых характеристик в ЭКНИС;

 

.2 выбор района для предварительной прокладки:

 

.1 рассмотрение района перехода;

.2 смена масштаба карт;

 

.3 предварительную прокладку на дисплее посредством ЭКНИС, используя графический редактор, принимая во внимание плавание прямым курсом и по дуге большого круга:

 

.1 использование базы данных ЭКНИС для получения навигационной, гидрометеорологической и иной информации;

.2 учет радиуса поворота и точек/линии начала кладки руля, когда они отражены в масштабе карты;

.3 маркировку опасных глубин и районов и выделение предупредительных изолиний;

.4 маркировку путевых точек пересекающими их изолиниями и величиной бокового отклонения от линии пути, также как и добавление, замену и удаление путевых точек;

.5 безопасную скорость;

.6 проверку предварительного плана перехода на навигационную безопасность;

.7 подачу сигналов аварийно-предупредительной сигнализации и предупреждений;

 

.4 предварительную прокладку с расчетом в табличной форме, включая:

 

.1 выбор путевых точек;

.2 составление перечня путевых точек;

.3 заметки по переходу;

.4 изменения в предварительной прокладке;

.5 проверку предварительного плана на предмет навигационной безопасности;

.6 альтернативную предварительную прокладку;

.7 выигрыши в планируемых переходах, загрузку и снятие или удаление переходов;

.8 снятие графической копии с экрана монитора и распечатку маршрута;

.9 редактирование и изменение запланированного перехода;

.10 установку величин безопасности согласно размерениям судна и его маневренным характеристикам;

.11 запасной вариант предварительной прокладки; и

.12 соединение нескольких путей.

 

Исполнительная прокладка

 

20. Знания/навыки должны быть достигнуты, чтобы обеспечить:

 

.1 использование независимых данных для контроля координат судна или использование альтернативных систем самой ЭКНИС;

 

.2 использование функции просмотра вперед:

 

.1 смена карт и их масштабов;

.2 пересмотр навигационных карт;

 

.3 выбор вектора времени;

 

.4 расчет координат судна через некоторый промежуток времени;

 

.5 изменение предварительной прокладки;

 

.6 ввод независимых данных для расчета ветрового дрейфа и сноса от течения;

 

.7 реагирование надлежащим образом на сигнал аварийно-предупредительной сигнализации;

 

.8 введение корректуры за расхождение геодезических координат карт;

 

.9 размещение временных отметок на пути судна;

 

.10 введение вручную координат судна; и

 

.11 снятие с карты координат, курса, пеленгов и дистанций.

 

Работа с аварийно-предупредительной сигнализацией

 

21. Знание/способность распознавать и реагировать надлежащим образом на все виды систем, таких как навигационные датчики, индикаторы сигналов аварийно-предупредительной сигнализации о данных и картах и предупредительных индикаторах, включая систему подачи звуковых и световых сигналов в случае:

 

.1 отсутствия следующей карты в базе данных ЭКНИС;

 

.2 пересечения контура безопасности;

 

.3 превышения установленного поперечного смещения с линии пути;

 

.4 отклонения от проложенного пути;

 

.5 подхода к путевой точке;

 

.6 подхода к критической точке;

 

.7 разницы между расчетным и действительным временем прихода в путевую точку;

 

.8 информации об уменьшенном или увеличенном масштабе:

 

.9 подхода к отдельно лежащей опасности/опасному району;

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home