СВОД ОБЫЧАЕВ
ХЕРСОНСКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА
(26 грудня 2005 р.)
1.1.Основывается
на:
1.1.1.
Международной практике работы морских торговых портов.
1.1.2.
Положениях международного и национального морского права.
1.1.3.
Законодательстве Украины,
1.1.4. Кодексе
торгового мореплавания Украины.
1.1.5. Уставе
порта.
1.1.6.
Обязательных постановлениях по Херсонскому морскому торговому порту.
1.2.
Является основным документом регламентирующим:
1.2.1. Порядок и
условия обработки и обслуживания судов в порту и на акватории порта.
1.2.2.Условия и
очередность заходов и выходов судов в/из порта.
1.2.3. Порядок и
условия доставки в порт и отправления из порта грузов водным, железнодорожным,
автомобильным и другими видами транспорта.
1.2.4.Возможность
и условия хранения грузов на складах и площадках порта.
2.1.
Порт открыт для захода судов всех флагов круглый год и принимает суда длиной до
200 метров с осадкой до 7,6 метра в пресной воде. В зимнее время днем открытия
и закрытия ледовой кампании считаются даты официально объявленные приказом по
порту. Ледовый сбор взымается в период объявленной ледовой кампании, но не
менее 30 суток за весь зимний период навигации. В случае благоприятной ледовой
обстановки (отсутствие льда), ледовый сбор оплачивается в течение 30 суток,
начиная с 1 февраля.
Суда
включаются в ледовый караван для проводки на страх и риск судовладельца от
возможных ледовых повреждений.
2.2.
Условия и порядок необходимой в период ледовой кампании ледокольной проводки
судов в порт /из порта/ определяются требованиями "Правил плавания и
лоцманской проводки судов в северо-западной части Черного моря, в
Бугско-Днепровско-Лиманском и Херсонском морских каналах".
2.3.
Лоцманская проводка судна в порт /из порта/, лоцманское обеспечение при
перестановке судна от причала к причалу, с рейда к причалу и наоборот являются
обязательными для всех судов и оплачиваются по ставкам лоцманского сбора. Все
швартовные операции судов в порту осуществляются только с помощью портовых
буксиров.
2.4.
Для обработки транспортных средств /судов, вагонов, автотранспорта/ порт
располагает соответствующими производственными мощностями, в том числе
причалами, складами, перегрузочными механизмами.
Выгрузка
рефрижераторных грузов из трюмов судов, а также выгрузка/погрузка опасных
грузов производится по прямому варианту.
Опасные
грузы перерабатываются портом по правилам МОПОГ по предварительному
согласованию с портом.
Завоз
грузов в порт производится в соответствии с договорами планами, графиками и
другими документами, подписанными или согласованными с портом при обязательном
наличии Декларации о транспортных характеристиках грузов и условиях их
безопасной перевозки морским транспортом и Свидетельстве о соответствии груза
Декларации на момент начала погрузки.
Рабочим
временем в порту считается время с 08.00 до 17.00, кроме выходных (а также
выходных дней, которые могут быть объявлены правительством Украины) и
праздничных дней. Обеденный перерыв с 12.45 час. до 13.30 час.
Порт
осуществляет погрузочно-разгрузочные работы круглосуточно на договорных
условиях в три смены:
1-я смена с
16.00 час. до 24.00 час.
2-я смена с
00.00 час. до 08.00 час.
3-я смена с
08.00 час. до 16.00 час.
Праздничными
днями считаются:
1 января, 7
января, 8 марта, Пасха, 1,2 мая, 9 мая, Троица, 28 июня, 24 августа и другие
дни, которые могут быть объявлены праздничными правительством Украины.
Юридический
адрес порта: 73000, г. Херсон, проспект Ушакова, 4, Херсонский морской торговый
порт. Телефакс: управление порта - 325252, диспетчерская порта – 281508, отдел
внешнеэкономической деятельности и коммерческой работы - 265085. Телекс порта:
273032 PORT SU.
Статья 3.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УСЛУГ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ.
3.1.
Прием судов в порт под обработку, стоянку и другие операции производится
только по предварительному согласованию с главным диспетчером порта.
3.2.
Порт в пределах отведенной ему территории и акватории осуществляет на
основании договоров с судовладельцами, грузовладельцами и другими клиентами
обязательные работы и услуги, включающие:
3.2.1.
Погрузку/выгрузку судов (включая работы, производимые под руководством
администрации судна) складирование и хранение грузов на складах порта, штивку,
сепарирование, крепление, раскрепление груза, а также сухую зачистку грузовых
помещений после выгрузки по заявке судна.
3.2.2.
Транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, перевалку грузов с
одного вида транспорта на другой.
3.2.3.
Оформление всего комплекса грузовых документов по приемке и отправке груза.
3.2.4. Перевалку
грузов на основании прямых договоров с клиентурой по действующим тарифам с
предоставлением скидок в зависимости от предоставленных объемов. В случае
переиздания действующих на Украине нормативных документов плата может изменяться.
3.2.5.
Водоснабжение судов с плав. средства у причала или акватории порта, снятие
льяльных, фекальных вод, снятие мусора.
3.2.6.
Предоставление буксиров для производства швартовных операций.
3.2.7.
Предоставление отстойных причалов для судов /по договоренности сторон/.
3.2.8. Спец.
крепление и крепление грузов крепежными материалами судовладельца или
грузовладельца.
3.2.9.
Контролирует состояние окружающей среды и осуществляет мероприятия по
предотвращению и ликвидации загрязнения вредными веществами акватории порта.
3.2.10. Создает
условия, необходимые для безопасной стоянки и плавания судов в пределах
портовых вод.
3.2.11. Другие
услуги по согласованию сторон.
3.3.
В отдельных случаях порт разрабатывает с заинтересованными сторонами особые
условия переработки отдельных видов грузов и обработки транспортных средств.
Статья 4.
ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ СУДОВ В ПОРТУ.
4.1.
Обработка судов в порту осуществляется на договорных условиях в соответствии с
заявками грузовладельцев или их экспедиторов, исходя из производственных
возможностей порта. Грузовладельцы или их экспедиторы в соответствии с
договорами должны сообщать порту заявки на подачу судов под обработку не
позднее, чем за 6 суток до начала планируемого месяца. Содержание
заявки-информации:
- название судна
и его размерения.
- дата прихода в
порт.
- количество и
номера трюмов, предъявляемых к обработке.
- грузовой
список с указанием наименования и массы грузов по номенклатуре, наличие
тяжеловесов, длинномеров и негабаритных грузов.
4.2.
Порт принимает суда к обработке согласно статьи 76 п.1. "Кодекса торгового
мореплавания Украины", определяет даты начала и ожидаемого окончания
обработки судна.
4.3.
Под стояночным временем судна подразумевается все время нахождения судна в
порту с момента прихода его в порт Херсон (окончание швартовки к причалу или
постановка на якорь в пределах акватории порта по указанию порта) до момента
выхода его из порта Херсон /начало отшвартовки от причала или съемки с якоря/.
4.4.
Под сталийным временем судна понимается время, полагающееся порту по валовым
нормам /ВН/ для выполнения всех операций по обработке судна.
К
сталийному времени добавляется также время на выполнение операций обслуживания
флота, не учтенных в ВН.
4.5.
ВН устанавливают нормативную интенсивность грузовых работ и вспомогательных
операций, включающих:
4.5.1. Зачистку
грузовых помещений после выгрузки.
4.5.2.
Вспомогательные операции, связанные с грузом.
4.5.3.
Закрытие/открытие трюмов.
4.5.4. Маневры,
связанные с обработкой судна.
ВН
устанавливаются в тоннах груза на рабочие погожие сутки по укрупненной
номенклатуре грузопотоков для судов, прибывающих в порт в заявленные
грузовладельцем (судовладельцем, агентом) и подтвержденные портом сроки. ВН
также могут быть установлены по согласованию сторон и указываются в договоре.
Валовые
нормы обработки и обслуживания судов оговорены приложениями N 1,2.
4.6.
Специализация одновременно работающих причалов в Херсонском морском порту:
причал N 3 –
ген. грузы /п, в/
причал N 4 –
ген. грузы /п, в/
причал N 5 -
удобрения, сульфат аммония навалом /п./
причал N 6 -
зерновые грузы, насыпью специализированным комплексом /п./
причалы N 8,9,10
– зерновые грузы /п./
причалы затонов
N 1,2 - минерально-строительные грузы /в., п./.
Каждый
причал обеспечивает одновременную обработку одного судна.
4.7.
Судно считается прибывшим в срок, если оно прибыло в порт Херсон (окончание
швартовки к причалу или постановка на якорь в пределах акватории порта) и
подало нотис о готовности в дату планового подхода судна, указанной в заявке
грузовладельца (судовладельца, агента).
4.8.
Судно считается прибывшим с опозданием, если оно прибыло в порт Херсон
(окончание швартовки к причалу или постановка на якорь в пределах акватории
порта) и подало нотис о готовности позднее даты планового подхода судна,
указанной в заявке грузовладельца (судовладельца, агента). Суда, прибывающие в
порт с опозданием против указанных сроков, теряют свою очередность обработки.
Порт имеет право, не в ущерб другим судам, прибывшим в плановые сроки,
устанавливать новую очередность приема опоздавшего судна под обработку, о чем
письменно информируются агент судна и грузовладелец.
4.9.
О всяких задержках в пути, могущих вызвать опоздание судна против согласованных
сроков предполагаемого прибытия, капитан либо его агент обязан известить порт.
В противном случае, а также, в случае предоставления капитаном судна
несвоевременной или неверной информации, сталийное время судна увеличивается
на 24 часа, если другое не оговорено соглашением.
4.10.
Под линейным судном понимается судно (субститут), работающее на линии, которая
зарегистрирована в Государственном департаменте морского и речного флота, по
расписанию, согласованному с портом и судовладельцем (грузовладельцем) на
квартал не позднее 20 числа, предшествующего кварталу месяца. Расписание может
корректироваться по согласованию сторон в случае возникновения форс-мажорных
обстоятельств.
При
опоздании линейного судна против сроков, установленных в расписании, судно
принимается к обработке на обычных условиях.
4.11.
Судно, заявленное грузовладельцем (судовладельцем), но поданное в порт под
другие грузы /с другими грузами/, принимается к обработке по договоренности
сторон с учетом очередности.
4.12.
В период ледовой кампании, при необходимости ледокольной проводки, очередность
обработки судов устанавливается согласно дат их подхода к месту формирования
каравана /рейд порта Южного/.
4.13.
При несогласии с предложенными портом сроками обработки судна судовладелец
(грузовладелец) может переадресовать его в другой порт, сообщив об этом не
позднее, чем за 5 суток до плановой даты подхода судна.
4.14.
Капитаны судов /судовладельцы, агенты, грузовладельцы/ обязаны сообщить порту
информацию-заявку о подходе за 10 суток до планируемой даты прихода, а также
уточнить время прихода судна в порт за 72, 48, 24 и 12 часов /местное время
порта прибытия/, а при меньшей длительности перехода - не позднее, чем через 2
часа после выхода из предыдущего порта.
Радионотис
о готовности, подаваемый капитаном, является информацией судна о подходе его к
порту.
Порт
информирует судно о месте швартовки, начале и способе производства работ, не
позднее, чем за 2 часа до прихода судна в порт. О предстоящей перетяжке,
перешвартовке, начале /окончании/ грузовых и вспомогательных операций порт
письменно предупреждает судно за 2 часа, если эти операции будут производиться
в дневное время /с 08.00 до 17.00/ и до 15.00 если операции подлежат выполнению
в вечернее и ночное время /с 17.00 до 08.00 следующих суток/.
Информация
грузовладельца, капитана /судовладельца, агента/ должна содержать:
наименование,
длину и ширину судна, планируемую дату его прихода в порт, данные о грузах,
которые должны быть выгружены/погружены в порту, количество трюмов,
предъявленных к погрузке/выгрузке, размеры люков при погрузке удобрений по прямому
варианту, грузовой список по укрупненной номенклатуре с указанием количества
каждого груза /в очередности выгрузки из трюма сверху вниз/, а также особых
физико-химических свойств грузов в соответствии с сертификатом качества,
сведения о тяжеловесных, длинномерных и негабаритных грузах, сведения о готовности
судна для производства грузовых операций через все или часть люков, заявку на
выполнение всех операций по обслуживанию судна с указанием потребного
количества бункера и воды.
4.15.
После прихода судна в порт, а также после окончания выгрузки в том случае,
если судно переходит под погрузку, капитан /агент судна/ вручает представителю
порта нотис о готовности судна к обработке и обслуживанию на все или часть
трюмов в официально установленные в порту рабочие часы. В необходимых случаях
готовность трюмов к погрузке/выгрузке груза должна быть подтверждена
соответствующей инспекцией /комиссией/, вызываемой по заявке судна, агентом
судна или портом за счет судовладельца (грузовладельца).
4.16.
В случае осмотра судна по приходу комиссиями КПП, СКИ, ГХИ порт принимает нотис
о готовности судна после получения им свободной практики.
4.16.1.Судно
считается не готовым к производству грузовых операций в следующих случаях:
- необходимо
проведение фумигации/дегазации при выгрузке.
- при подаче
судна в порт под погрузку с не зачищенными трюмами, либо трюма не соответствуют
требованиям соответствующих инспекций.
- частичное или
полное отсутствие грузовых документов на выгрузку.
- несоответствие
требованиям пожарной инспекции и правилам безопасности труда в морских портах.
- просрочены
Регистровые документы судна.
- отсутствие
Сертификата на перевозку опасных грузов морем.
4.17.
Ко времени, указанном в предъявленном порту нотисе, капитан должен обеспечить
готовность постановки судна к причалу, всех трюмов и палубы, подлежащих
выгрузке/погрузке, согласно каргоплана, грузовых средств и люков судна, включая
их открытие, для производства погрузочно-разгрузочных работ, освещение мест
производства работ /в трюмах, на палубе, у борта судна/ в соответствии с
требованиями пожарной инспекции и правилами безопасности труда в морских
портах.
Грузоподъемность
судовых кранов /лебедок/ должна быть подтверждена документами
Классификационного Общества.
Судно
считается готовым к погрузке навалочных грузов при наличии четко
отмаркированной грузовой марки, и легко читаемых шкал углублений на штевнях и
по миделю, позволяющих определять осадку судна.
4.18.
Судовладелец (грузовладелец) имеет право подачи в порт судна-субститута, вместо
заявленного ранее судна. Судно-субститут должно соответствовать заменяемому
судну по загрузке и характеристике груза. О замене судна судовладелец (грузовладелец)
должен известить порт не позднее, чем за 3 суток до графиковой даты прихода
судна в порт.
4.19.
Судовладелец (грузовладелец) имеет право изменить очередность обработки
принадлежащих ему судов, если это не затронет интересов других судовладельцев
(грузовладельцев) и порта.
4.20.
Судовладельцы обязаны подавать суда в порт с надлежащей укладкой грузов в
трюмах, кондиционным состоянием грузов, полным комплектом грузовых документов
/выгрузка/ и пригодных для производства грузовых работ /погрузка/.
4.21.
При поступлении в порт импортных грузов в нетранспортабельной таре, в
засортированном виде, с неясной маркировкой или без маркировки, что
подтверждается актом-извешением, перевозчик в возможно короткий срок
согласовывает с грузовладельцем условия отгрузки таких грузов из порта.
4.22.
Грузовладельцы несут ответственность перед портом за недозавоз согласованных
объемов грузов, утвержденными к перевозке месячными планами Министерства
транспорта Украины завоза экспортных, импортных и транзитных грузов.
Статья 5.
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЛИЙНОГО ВРЕМЕНИ.
5.1.
При исчислении сталийного времени субботние, воскресные дни и дни официальных
праздников, а также времени после 16.00 пятницы и дня, предшествующего
праздничным дням, до 08.00 понедельника и дней, следующих после праздничных
дней, исключаются из сталийного времени независимо от того, производилась
обработка судна или нет.
5.2.
Сталийное время судна, прибывшего в срок, рассчитанное делением массы груза на
соответствующую ВН, и при отсутствии очередности, начинается с 16.00 рабочего
погожего дня, если нотис о готовности судна к грузовым операциям вручен
капитаном до 12 часов, и с 8 часов утра следующего рабочего погожего дня, если
нотис вручен после 12 часов дня. По судну, прибывшему ранее согласованной с
портом даты, счет сталийного времени судна начинается с даты, подтвержденной
портом, с учетом выходных и праздничных дней.
5.3.
В случае занятости причала, счет сталийного времени судна, требующего причала
аналогичной специализации, начинается с первой ближайшей смены рабочего
погожего дня после завершения обработки предыдущего судна и освобождения им
причала.
5.4.
Если на судне должна производиться выгрузка /погрузка/ груза двух и более
наименований, для которых установлены разные ВН, то сталийное время
рассчитывается как сумма времени, определенного для перегрузки каждого груза
по установленной для него ВН.
При
догрузке /довыгрузке/ судна ВН применяются с коэффициентом 0,75.
При
подаче в порт судна, предъявляющего согласно каргоплану к погрузке/выгрузке
груз не на все количество трюмов, ВН снижаются пропорционально отношению
количества предъявленных трюмов ко всему количеству трюмов.
5.5.
В случаях необходимости специального и дополнительного крепления грузов по
требованию судна, применения особо трудоемких подготовительных операций при
выгрузке судна, в связи с его состоянием /взрывание, киркование,
пневморыхление, полное или частичное перетарирование/, при перегрузке ядовитых
и огнеопасных грузов с применением противогазов и т.п., порту предоставляется
дополнительное время, устанавливаемое по согласованию сторон, которое
добавляется к сталийному времени.
Специальным
креплением считается крепление, требующее производства работ по подкреплению
палубы, устройству кильблоков, специальных вымосток или сварочных работ.
5.6.
Сталийное время линейного судна устанавливается в соответствии с согласованным
судовладельцем и портом расписанием.
5.7.
Сталийное время судна прерывается:
5.7.1. При
неблагоприятных метеоусловиях, независимо от того, производились портом в этот
период фактически грузовые операции или нет. Если в условиях непогоды
производились обработка и обслуживание судна, порт принимает меры по недопущению
порчи груза, нарушений правил безопасности труда и безопасности мореплавания.
5.7.2. В случае
неподачи вагонов под грузы, перегружаемые только по прямому варианту, в
соответствии с заявкой, сделанной портом в полном объеме.
5.7.3.По вине
грузовладельца:
5.7.3.1.
Оформление грузовых документов.
5.7.3.2.
Отсутствие поручений. При отсутствии поручений по судну, прибывшему в
согласованные с портом сроки, начало сталийного времени сдвигается на 48 часов.
5.7.3.3.
Отсутствие груза.
5.7.3.4.
Необходимо проведение фумигации после погрузки судна и т.д.
5.7.4. По вине
судовладельца:
5.7.4.1.
Ожидание распоряжений судовладельца.
5.7.4.2. Ремонт
судна /кроме исправления повреждений, произведенных портом в процессе грузовых
операций/.