(редакция 2007 г.) Свод обычаев Морского торгового порта Южный

 

СВОД ОБЫЧАЕВ
МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА ЮЖНЫЙ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Cтатья 1

 

Cвод Обычаев порта (в дальнейшем - СВОД) содержит в себе сложившиеся и применяемые в порту правила при обслуживании судов и грузов.

 

СВОД утверждается начальником порта и легализуется заключением Одесской Региональной Торгово-промышленной Палаты.

 

1. Основывается на:

 

- Международной практике работы морских портов.

 

- Действующем законодательстве Украины.

 

- Кодексе Торгового Мореплавания Украины.

 

- Уставе порта.

 

- Обязательных Постановлениях по морскому торговому порту.

 

2. Является основным документом, регламентирующим:

 

- Производственный режим порта.

 

- Порядок и условия захода и выхода в порт (из порта), погрузки, разгрузки и обслуживания, находящихся в порту судов.

 

- Порядок и условия завоза в порт и отправления из порта груза морским, железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта.

 

- Порядок и условия хранения груза на складах порта

 

3. Применяется, когда возникшие отношения не урегулированы законом, в случаях:

 

- Отсутствия договора морской перевозки (обслуживания судна и груза).

 

- Отсутствия в договоре морской перевозки (обслуживания судна и груза) или в коносаменте условий, регулируемых данными обычаями.

 

- Ссылки на них в договоре морской перевозки (обслуживании судна и груза), в коносаменте, в договоре купли-продажи внешнеторговых товаров или в любом другом документе.

 

Статья 2

 

1. Порт открыт для захода судов круглый год.

 

2. Порядок, условия и необходимость ледокольной проводки судна в порт / из порта в период зимней навигации определяются капитаном порта.

 

3. Нормальным рабочим временем в порту считается время с 8 до 16 часов, кроме воскресных и праздничных дней. Порт может осуществлять работы и услуги круглосуточно на договорных условиях.

 

Праздничными днями считаются: 1 января, 7 января, 8 марта, 1 и 2 мая, 9 мая, 28 июня, 24 августа, день основания порта, а также религиозные праздники Пасха и Троица.

 

4. Порядок лоцманской проводки судна в порт, вывода его из порта, а так же перестановки судна от причала к причалу, определяется Обязательным постановлением по порту.

 

5. Все операции, выполняющиеся на территории порта и относящиеся к основным видам его деятельности, могут осуществляться только силами порта.

 

В исключительных случаях при производственной необходимости к вышеуказанным работам могут быть привлечены сторонние организации после согласования с начальником порта.

Статья 3

 

1. Прием судна в порт под обработку, стоянку и другие операции производится только с предварительного согласия, после подтверждения порта о приеме, либо на основании договоров (соглашений).

 

Максимальные размеры судов не должны превышать: Длина - 280 м; ширина - 30 м; осадка - 14 м.

 

2. Порт, в пределах отведенной ему территории и акватории, на основании договоров (соглашений) выполняет работы и услуги, связанные с:

 

- погрузкой, разгрузкой судов, сепарированием, креплением и раскреплением груза, сухой зачисткой трюмов, твиндеков после выгрузки судов в порту;

 

- перевалкой на морской транспорт грузов с других видов транспорта и обратно.

 

Для выполнения вышеуказанных операций порт использует специализированные комплексы для химгрузов и причалы общего назначения с открытыми складскими грузовыми площадками.

 

3. Порт производит у причала или на рейде:

 

- водоснабжение судов;

 

- снятие льяльных, балластных (в ограниченном количестве), фекальных вод, снятие мусора;

 

- предоставление буксиров для производства швартовых операций.

 

4. Порт производит оформление прихода/отхода судов и оформляет грузовые документы на погруженный и выгруженный в порту груз.

 

5. Все услуги, оказываемые портом, являются платными и производятся по действующим в порту ставкам сборов и плат, установленным в соответствии с действующим законодательством.

 

II. ОБЯЗАННОСТИ ГРУЗОВЛАДЕЛЬЦЕВ, СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ И ПОРТОВ ПО ПОДАЧЕ, ОБРАБОТКЕ И ОБСЛУЖИВАНИЮ СУДОВ

Статья 4

 

1. Информация-заявка на обработку судна должна быть сообщена судовладельцем порту не позднее, чем за 12 суток до предполагаемой даты прихода, с последующим уточнением этой даты в случае ее изменения.

 

Для подготовки порта к приему судна:

 

- Капитаны судов-газовозов и танкеров обязаны сообщить администрации порта время прихода за 72 часа, вторично - за 24 часа до прихода к зоне кругового движения системы разделения движения судов;

 

- Капитаны всех остальных судов обязаны сообщать администрации порта время прихода за 48 часов с последующим уточнением за 12 часов до подхода к зоне кругового движения системы разделения движения судов.

 

В предварительной информации капитаны должны сообщать:

 

- При прибытии под погрузку - наименование фрахтователя, грузоотправителя и груза.

 

- При прибытии под выгрузку - наименование и количество груза, а также его расположение по трюмам. Тяжеловесные грузы (свыше 3-х тонн в одном месте) и длинномерные (свыше 9 метров в одном месте) указываются отдельно.

 

- При прибытии судна под грузовые операции, капитаны судов-газовозов и танкеров обязаны дополнительно сообщать капитану порта об исправном техническом состоянии судна, предоставлять сведения по оборудованию связанные с предотвращением загрязнения окружающей среды, место замены балласта в Черном море.

 

2. О всяких задержках в пути, могущих вызвать опоздание судна против указанных сроков предполагаемого прибытия, капитан обязан немедленно известить администрацию порта через своего агента.

 

В случае опоздания судна с прибытием против сообщенного срока все связанные с этим расходы и убытки (простой транспорта, рабочей силы, хранение груза и др.) относятся за счет судовладельца.

 

3. Капитан судна несет ответственность за последствия неправильного объявления осадки, длины и ширины судна или его других измерений, сообщенных администрации порта.

Статья 5

 

1. При условии исправной работы СНО и БРЛС ввод и вывод сухогрузных судов дедвейтом до 20 000 тн, а также судов-газовозов и танкеров до 10 000 тн разрешается при видимости не менее 0,5 миль; сухогрузных судов дедвейтом свыше 20 000 тн, а также судов-газовозов и танкеров дедвейтом свыше 10 000 тн - ри видимости не менее 1,0 мили. При видимости менее 0,5 миль движение всех судов на акватории порта запрещается.

 

Заход в порт пассажирских судов с пассажирами на борту разрешается капитаном порта только при отсутствии в порту судов-азовозов и танкеров.

 

2. Все суда входят в порт и выходят из порта только по разрешению Поста регулирования движения судов. Для всех типов судов, следующих в порт Южный в зоне действия ПРДС, радиолокационная проводка является обязательной при любой видимости и проводится на всем протяжении пути до причала либо якорного места и обратно.

 

За радиолокационную проводку взимается сбор согласно действующим тарифам на основании лоцманской квитанции, подписанной капитаном судна. При отсутствии на борту судна портового лоцмана сбор взимается на основании лоцманской квитанции, подписанной лоцманом -оператором порта.

 

3. Проводка судов-газовозов и танкеров в грузу или с недеогазированными грузовыми танками от места приема (высадки) портового лоцмана, либо от якорных мест рейда порта Южный в порт и в обратном направлении разрешается только при эскортировании их специальным судном безопасности, сбор за услуги которого взимается портом с судна по действующим тарифам. Судно безопасности должно следовать в расстоянии 8-10 кбт и оповещать по УКВ-радиостанции все суда о движении газовоза или танкера, чтобы они уступали дорогу и не приближались ближе 20 кбт к последнему.

Статья 6

 

Скорость движения на морском канале не должна превышать 6 узлов. Движение по каналу одностороннее. Встречное движение в порту и на канале разрешается судам, не перевозящим химические грузы, длиной не более 50 м или не более 500 НРТ вместимости и только при видимости не менее 2-х миль. Постановка судов на якорь на внутренней акватории порта и морском канале запрещается. При маневрировании судна якорь можно использовать только в экстренных случаях для предотвращения аварии. Все суда должны подходить к причалу параллельно. Скорость движения в порту не должна превышать 4 узла.

Статья 7

 

1. Всякое судно обязано швартоваться для грузовых операций к месту, указанному администрацией порта, если это позволяет осадка и длина судна, которое всегда должно оставаться на плаву, причем на обязанности фрахтователя (грузоотправителя или грузополучателя) лежит забота о предоставлении портовой администрацией необходимого для грузовых операций причала.

 

На причалах N 3, N 4 швартовка разрешается только одному судну.

 

Отсутствие заявок капитана на услуги буксиров не освобождает судно от оплаты стоимости их работы по действующим тарифам за счет судна.

 

Швартовка, отшвартовка и перестановка судов в порту производится только с лоцманом на борту.

 

2. Перетяжку всех судов вдоль причалов разрешается производить самостоятельно на швартовых концах на расстоянии не свыше 50 м. Перетяжка иностранных судов вдоль причалов на расстоянии свыше 50 м производится только с лоцманом на борту с использованием буксиров. Во всех случаях присутствие на причале представителя Инспекции портового надзора и представителя перегрузочного комплекса обязательно.

 

3. Каждое судно после окончания грузовых операций должно быть отведено от причала и выведено с акватории порта за счет владельца судна.

 

Владелец такого судна несет полную ответственность за убытки, связанные с несвоевременным освобождением причала. При необходимости постановки на швартовые бочки на внутреннем рейде порта для пополнения запасов или других нужд судовладелец оплачивает все расходы, связанные с таким заходом, включая оплату дежурного буксира порта для безопасной стоянки судна на внутреннем рейде согласно требованиям капитана порта.

Статья 8

 

На весь период стоянки судов-газовозов в порту должен находиться буксир мощностью не менее 3,7 МВт в постоянной готовности оказать необходимую помощь газовозу в случае аварийной ситуации на судне. Конкретное место стоянки определяется Инспекцией Государственного надзора порта по согласованию с пожарно-технической частью ВОХР порта. Буксир должен нести постоянную радиовахту и соответствовать всем требованиям, которые предъявлены к плавсредствам, обслуживающим газовозы. За дежурство буксира безопасности, взимается плата по действующим в порту тарифам.

Статья 9

 

Нотис о готовности судна к погрузке или выгрузке капитан обязан вручить грузоотправителю или грузополучателю через своего агента в порту в официально установленные в порту рабочие часы после окончания таможенных формальностей и получения судном свободной практики. Грузовые помещения судна должны быть полностью защищены к началу погрузки и обеспечены всем необходимым оборудованием для погрузки данного груза (включая сепарационно-крепежный материал и пр.).

 

Судно считается готовым к погрузке навалочных грузов при наличии четкой грузовой марки на штевнях и по миделю - легко читаемой шкалы углублений, позволяющей определить количество погруженного груза по осадке; отсутствии балластных вод иди наличии их количества, которое может быть принято судовыми средствами без перерыва погрузки; готовности трюмов под конкретный груз.

 

Нотис о готовности судна принимается при условии фактической готовности судна к погрузке или выгрузке данного груза на все трюма судна, подлежащие обработке в данном порту, а также наличия полного комплекта грузовых документов.

 

В необходимых случаях готовность трюмов к погрузке/выгрузке груза должна быть подтверждена соответствующей инспекцией (комиссией). Представитель порта делает соответствующую отметку на нотисе капитана не позднее, чем через 30 минут после его получения с указанием начала счета сталийного времени.

Статья 10

 

1. Судно обязано по требованию порта принимать или сдавать груз днем и ночью, а также в воскресные и праздничные дни, предоставляя безвозмездно пар, электроэнергию, лебедки, стропы, краны, освещение и другие приспособления, необходимые для обеспечения погрузки или выгрузки груза.

 

Прием и сдача грузов производится у борта судна с обязательным оформлением обоюдно подписанной тальманской расписки за каждый подъем груза.

 

Судно обязано обеспечить выдачу груза поконосаментно. В случае, если судно не выставляет своих тальманов, то принимается счет тальманов порта.

 

2. Во время перерывов в погрузке или выгрузке любых грузов, а также в случае непогоды судно производит закрытие и открытие трюмов. В случае использования береговых кранов порта оплата расходов относится на счет судна.

 

3. Стоимость простоя рабочей силы, произошедшего по причинам, зависящим от судна (неисправность грузовых средств судна, отсутствие пара, освещения, приостановка грузовых работ по просьбе или вине администрации судна, изменение согласованного каргоплана по инициативе судна и т.п.) оплачивается судном по соответствующим ставкам, действующим в порту на день простоя, а время, потерянное по этим причинам, для грузовых операций, исключается из сталийного.

 

4. Перестановки судна, связанные с его погрузкой-выгрузкой и обслуживанием, производятся за счет судна:

 

- первая - во всех случаях;

 

- последующие, вызванные композитной загрузкой судна, с учетом специализации порта.

 

В остальных случаях перестановки судна, в том числе связанные с его обслуживанием, производятся за счет стороны, их заказавшей.

 

5. По требованию порта судно обязано освободить причал.

 

6. Дополнительные расходы, связанные с выгрузкой груза из локеров, диптанков и других помещений, неприспособленных для нормальной работы людей и механизмов, а также выгрузка некондиционных грузов и грузов в дефектной таре, относятся на счет судна, а фактически затраченное время добавляется к сталийному времени.

 

7. В рабочее время судно предупреждается за 1 час, а после 17.00 за 4 часа до начала перетяжки, перешвартовки.

Статья 12

 

1. При погрузке (выгрузке) наливных грузов:

 

Капитан танкера в информации администрации порта при подходе к порту должен указать диаметр, количество и расположение фланцевых соединений по бортам, на носу и на корме, расстояние от кормового фланца до ахтерштевня, а также возможность приема наливных грузов через кормовой фланец.

 

Суда, которым разрешается швартоваться к причалам нефтегавани, должны иметь в достаточном количестве твердые и мягкие кранцы.

 

При погрузке наливных грузов шланговка и отшланговка производятся береговыми рабочими за счет судна.

 

2. Погрузка карбамида в порту производится специальным комплексом. Спецкомплекс приспособлен для погрузки судов, отвечающих следующим требованиям:

 

Для погрузки карбамида навалом могут подаваться суда балкеры с максимальным раскрытием палубы и с глубиной подпалубного пространства не более 3 метров. Для балкеров, имеющих подпалубные танки с внутренним углом откоса относительно палубы не менее 30 градусов, глубина подпалубного пространства не ограничивается. Все суда, предназначенные для погрузки навалочных грузов, должны иметь типовой план загрузки сыпучими грузами.

Статья 13

 

1. Сепарационные и крепежные материалы, необходимые для погрузки и перевозки груза, предоставляются фрахтователем (отправителем) за свой счет. Дополнительные работы по сепарированию и креплению груза, производимые на судне (по заявке капитана), относятся за счет судна.

 

Специальный инвентарь - талрепы, скобы, стальные тросы и другие приспособления для крепления груза - предоставляется судном.

 

На линейных судах сепарационные и крепежные материалы предоставляются судовладельцем за свой счет.

 

2. Ответственность за соблюдение правильности сепарации, крепления и штивки грузов возлагается на судно.

 

Установка стоек для приема груза на палубу:

 

Крепление палубного груза производится за счет судна под его ответственность независимо от того, производится ли эта работа судовой командой или по заявке капитана судна силами и средствами порта.

 

3. Размещение грузов на судне производится по грузовому плану, утвержденному капитаном и согласованному с портом.

 

Капитан судна является ответственным за правильное распределение и укладку груза в грузовых помещениях судна.

 

Судовладелец несет ответственность за сепарирование коносаментных партий груза и качество сепарации при погрузке и за выдачу груза по коносаменту при выгрузке.

 

Если эти условия не выполняются, то все расходы, связанные с рассортировкой груза при выгрузке, несет судовладелец. В случае невозможности рассортировки, все убытки, связанные с этим, относятся на судовладельца.

 

Погрузка груза на палубу производится с согласия грузовладельца.

 

4. Погрузка соответствующего груза осуществляется только при наличии на судне нормативных документов по безопасной перевозке грузов морем. Обеспечение судов нормативной документацией является обязанностью судовладельца.

Статья 14

 

Грузовладельцы и экспедиторы обязаны представить капитану на подпись коносаменты и другие документы, относящиеся к грузу, не позднее чем через 2 часа, по окончании погрузки данной партии груза.

Статья 15

 

При фрахтовании на базисе люмпсум капитан обязан предоставить в распоряжение грузоотправителя, по удалении съемных переборок, все помещения, служащие для погрузки груза, а также палубу.

Статья 16

 

Бункеровка сухогрузных судов жидким топливом производится в любое время суток в процессе погрузо-разгрузочных работ с помощью судов-бункеровщиков. Бункеровка и снабжение судов-газовозов и танкеров производится только до начала или по окончанию грузовых операций. Бункеровка всех судов на внутренней акватории порта может быть разрешена только после установки бонового ограждения "Анаконда", которое оплачивается за счет судна по действующим в порту тарифам.

Статья 17

 

Сбор, вывоз загрязненных, льяльных, сточных и фекальных вод со всех судов производится по заявке капитанов судов специальными судами портофлота за счет судовладельца с оплатой по действующим в порту тарифам. Заявки судов на сдачу загрязненных, льяльных, фекальных вод подаются в морские агентства, которые имеют договор с портом.

Статья 18

 

Мусор и пищевые отходы на судах должны собираться в полиэтиленовые мешки, предоставляемые портом по заявке капитанов судов, или другие закрывающиеся емкости, и подлежат сдаче не реже одного раза в двое суток, с уведомлением порта через агентства за 24 часа. Снятие с борта судна мусора на автомашину производится силами и средствами судна. Вывоз и уничтожение мусора производится силами порта за счет судовладельца с оплатой по действующим тарифам.

 

III. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЛИЙНОГО ВРЕМЕНИ

 

Статья 19

 

1. Под стояночным временем судна в порту понимается все время нахождения судна в порту с момента его прихода в порт (окончания швартовки к причалу или постановки на якорь в пределах портовых вод по указанию порта). Окончанием стояночного времени судна в порту считается момент отхода его из порта (начало отшвартовки от причала или съемки с якоря).

 

2. Для учета стояночного времени, фактически затраченного судном в порту, судно совместно с портом ведет таймшит.


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home