МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Рекомендация N 145
О СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ НОВЫХ МЕТОДОВ ОБРАБОТКИ ГРУЗОВ В ПОРТАХ
(Женева, 25 июня 1973 года)
Генеральная
конференция Международной организации труда,
созванная
в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 6
июня 1973 года на свою пятьдесят восьмую сессию,
принимая
во внимание важные изменения, которым подвергаются и продолжают подвергаться
методы обработки грузов в портах - такие как внедрение унифицированных грузов,
применение судов для перевозки груженых автопоездов, расширение механизации и
автоматизации, - и системы движения груза, и что эти изменения вероятно еще
более широко распространятся в будущем,
принимая
во внимание, что такие изменения, приводящие к увеличению скорости движения
грузов, сокращению времени нахождения судов в портах и снижению транспортных
расходов, могут принести выгоду всей экономике соответствующей страны и могут
способствовать повышению жизненного уровня,
принимая
во внимание, что такие изменения также существенно отражаются на уровне
занятости в портах и на условиях труда и жизни портовых рабочих и что следует
принять меры с целью предотвращения и смягчения возникающих таким образом
трудностей,
принимая
во внимание, что портовые рабочие должны получать свою долю преимуществ,
получаемых от внедрения новых методов обработки грузов, и что ввиду этого,
наряду с планированием и внедрением новых методов, должны планироваться и
проводиться мероприятия по обеспечению постоянного улучшения положения портовых
рабочих такими средствами, как регулирование занятости и стабилизации дохода, и
другими мерами в области условий их труда и жизни, а также в области техники
безопасности и гигиены труда на портовых работах,
постановив
принять ряд предложений о социальных последствиях новых методов обработки
грузов (в портах), что является пятым пунктом повестки дня сессии,
решив
придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Конвенцию 1973 года о портовых работах,
принимает
сего двадцать пятого дня июня месяца тысяча девятьсот семьдесят третьего года
нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1973 года о
портовых работах:
I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.
Помимо исключений, предусмотренных в параграфе 36,
настоящая Рекомендация применяется к лицам, которые регулярно используются для
работы в качестве портовых рабочих и для которых такая работа служит основным
источником их годового дохода.
2.
В целях настоящей Рекомендации термины "портовые рабочие" и
"портовые работы" означают лиц и виды деятельности, которые
определяются в качестве таковых национальным законодательством или практикой. С
заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся должны
проводиться консультации или иным способом обеспечиваться их участие в
разработке и пересмотре таких определений. В этой связи должны учитываться
новые методы обработки грузов и их влияние на различные профессии портовых
рабочих.
II. ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В МЕТОДАХ
ОБРАБОТКИ ГРУЗОВ
3. В каждой стране и, если
это целесообразно, в каждом порту, вероятное влияние изменений в методах
обработки грузов, в том числе их влияние на возможности занятости и условия
труда портовых рабочих, а также на профессиональную структуру в портах, должно
регулярно и систематически оцениваться, а меры, которые должны приниматься в
результате такого влияния, должны систематически пересматриваться органами, в
которых участвуют представители заинтересованных организаций предпринимателей и
трудящихся, а также, если это целесообразно, представители компетентных органов
власти.
4. Внедрение новых методов
обработки грузов и связанных с этим мер должно быть согласовано с национальными
и региональными программами и политикой в области развития и рабочей силы.
5.
Для целей, изложенных в параграфах 3 и 4, должна постоянно собираться вся информация по этому вопросу,
включая, в частности:
a)
статистические данные о движении грузов через порты, с указанием использования
методов обработки;
b) схемы
движения, с указанием пунктов отправления и назначения основных потоков
обрабатываемых грузов, а также мест сбора и распределения содержимого
контейнеров и других унифицированных грузов;
c) оценку
тенденций на будущее, по возможности оформленную аналогичным образом;
d) прогнозы о
рабочей силе, требуемой в портах для обработки грузов, с учетом будущих
изменений в методах обработки грузов и в происхождении и назначении основных
потоков грузов.
6.
Насколько это возможно, каждая страна должна принимать те изменения в методах
обработки грузов, которые наиболее приемлемы для ее экономики, с учетом, в
частности, относительного наличия капитала, особенно иностранной валюты, и
рабочей силы, а также возможностей внутреннего транспорта.
III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ДОХОДА
A. Постоянная и регулярная
занятость
7.
Насколько это практически возможно, всем портовым рабочим должна быть
обеспечена постоянная или регулярная работа.
B. Гарантия занятости или
дохода
8.
1) Там, где
практически невозможно обеспечить постоянную или регулярную занятость, должны
быть обеспечены гарантии занятости и/или дохода, причем методы обеспечения и
объем гарантий будут зависеть от экономического и социального положения
соответствующей страны и порта.
2) К числу таких
гарантий могут относиться все или некоторые из следующих мер:
a)
предоставление работы в течение установленного количества часов или смен в год,
в месяц или в неделю, или соответствующей компенсационной выплаты;
b) выплаты за
ожидание тем, кто явился по вызову на работу или был иначе готов приступить к
работе, но не получил ее, предоставляемые в рамках системы, в которую портовые
рабочие не вносят каких-либо финансовых взносов;
c) пособия по
безработице, когда работы нет.
9.
Всеми заинтересованными сторонами должны приниматься позитивные меры по
предотвращению или сведению, насколько это возможно, к минимуму, любых
сокращений рабочей силы без ущерба для эффективного осуществления работ в
портах.
10. В случае неизбежного
сокращения рабочей силы, должны иметься соответствующие положения для
обеспечения защиты финансовых интересов портовых рабочих такими средствами,
как:
a) страхование
по безработице или другие формы социального обеспечения;
b) выходные
пособия или другие типы пособий при увольнении, выплачиваемые
предпринимателями;
c) любое
сочетание пособий, которое может быть предусмотрено национальным
законодательством или правилами или коллективными договорами.
11. В соответствии с
порядком, предусмотренным национальным законодательством или практикой, должны
быть введены и вестись журналы регистрации для всех профессиональных категорий
портовых рабочих с тем, чтобы:
a) предотвратить
использование дополнительной рабочей силы, когда имеющийся объем работы
недостаточен для того, чтобы обеспечить портовым рабочим достаточных средств к
существованию;
b) применять
системы регулирования занятости или обеспечения устойчивости заработка и
системы размещения рабочей силы в портах.
12.
Число специализированных категорий портовых рабочих должно быть сокращено и
охват этих категорий должен меняться по мере изменений в характере работы и по
мере того, как портовые рабочие во все большем количестве становятся способными
выполнять все более разнообразную работу.
13.
Там, где это возможно, должны быть ликвидированы различия между работой на
борту судов и на берегу с тем, чтобы достигнуть большей взаимозаменяемости
рабочих, гибкости в размещении и эффективности операций.
14.
Там, где невозможно обеспечить всех портовых рабочих постоянной или регулярной
работой, журналы должны вестись в форме:
a) либо единого
журнала регистрации;
b) либо
отдельных журналов регистрации для:
i) более или
менее регулярно работающих портовых рабочих;
ii) рабочих,
находящихся в резерве.
15. На работу не должны
обычно приниматься лица, не зарегистрированные в качестве портовых рабочих. В
порядке исключения на работу в портах могут приниматься другие рабочие, если
все зарегистрированные портовые рабочие обеспечены работой.
16.
Зарегистрированные портовые рабочие должны являться на работу в порядке,
предусмотренном национальным законодательством или практикой.
D. Регулирование численности
зарегистрированных портовых рабочих
17. Численность
зарегистрированных портовых рабочих должна периодически пересматриваться
заинтересованными сторонами для того, чтобы определять уровни, отвечающие
потребностям порта, но не превышающие этих потребностей. При проведении таких
пересмотров следует принимать во внимание все относящиеся к этому вопросу
факторы и, в частности, долгосрочные факторы, такие как меняющиеся методы
обработки грузов и меняющиеся тенденции в торговле.
18.
1) Когда
потребность в определенных категориях портовых рабочих уменьшается, должны
прилагаться все усилия для сохранения соответствующих портовых рабочих на
работе в портах путем переподготовки их для работы в других категориях; такая
переподготовка должна обеспечиваться заблаговременно до внесения каких-либо
предполагаемых изменений в методах работы.
2) Если же
сокращение общей численности зарегистрированных рабочих становится неизбежным,
то должны приниматься все необходимые усилия для оказания помощи портовым
рабочим в устройстве на другую работу путем предоставления им возможности
переподготовки и с помощью государственных служб занятости.
19.
1) Любое
необходимое сокращение численности зарегистрированных портовых рабочих должно,
насколько это практически возможно, осуществляться постепенно и без увольнений.
В этом отношении в портах с пользой может применяться опыт планирования кадров
на уровне предприятия.
2) При
определении масштаба сокращения, следует обращать внимание на:
a) естественную
убыль;
b) прекращения
набора, за исключением трудящихся, обладающих специальной квалификацией, для
которой нельзя подготовить уже зарегистрированных портовых рабочих;
c) исключение из
журнала регистрации тех рабочих, которые не зарабатывают основные средства к
существованию работой в портах;
d) снижение
возраста выхода на пенсию и поощрение добровольного досрочного выхода на пенсию
путем предоставления пособий, дополнительных выплат к государственным пенсиям
или единовременных пособий;
e) перевод
портовых рабочих всякий раз, когда это позволяет положение, и при условии
соблюдения коллективных договоров, а также с согласия соответствующих
трудящихся, из портов, где существует излишек рабочей силы, на постоянную
работу в порты, где имеется нехватка таких рабочих.
3) Прекращение
трудовых отношений может быть предусмотрено в качестве меры, применяемой только
после должного учета соображений, изложенных в пункте 2 настоящего параграфа, и
при условии соблюдения любых существующих гарантий в области занятости.
Прекращение трудовых отношений должно, насколько это возможно, быть основано на
согласованных критериях; кроме того, увольнению должно предшествовать
заблаговременное уведомление, и сопровождать его должны выплаты,
предусмотренные в параграфе 10.
20.
За исключением тех случаев, когда портовые рабочие постоянно или регулярно
работают у определенного предпринимателя, должны быть согласованы системы
распределения, которые:
a) при условии
соблюдения положений параграфов 11, 15 и 17, обеспечивают каждому предпринимателю
количество портовых рабочих, необходимое для быстрого оборота судов, или, в
случае нехватки рабочей силы, справедливое ее распределение, соответствующее
любой установленной системе очередности;
b) обеспечивают
каждому зарегистрированному портовому рабочему справедливую долю имеющейся
работы;
c) сокращают до
минимума необходимость являться по вызову для выбора и распределения на работы,
а также нужное для этой цели время;
d) обеспечивают,
насколько это практически возможно, и при условии необходимого чередования
смен, возможность для портовых рабочих завершать начатую ими работу.
21.
При условии соблюдения положений законодательства или правил, или коллективных
договоров, может быть разрешен, в случае необходимости, перевод портовых
рабочих, которые постоянно работают у одного предпринимателя, на временную
работу к другому предпринимателю.
22.
При условии соблюдения положений национального законодательства или правил, или
коллективных договоров может быть разрешен, в случае необходимости, временный
перевод портовых рабочих на добровольной основе из одного порта в другой.
23.
Обсуждение и переговоры между заинтересованными предпринимателями и трудящимися
должны быть нацелены не только на регулирование таких текущих вопросов, как
заработная плата и условия труда, но и на принятие соглашения общего порядка,
охватывающего различные социальные меры, необходимые для того, чтобы справиться
с влиянием новых методов обработки грузов.
24.
Крайне важным для этой цели следует признать наличие организаций
предпринимателей и портовых рабочих, созданных в соответствии с принципами
Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию и
Конвенции 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных
переговоров, способных свободно вступать в переговоры и обеспечивать выполнение
достигнутых соглашений.
25.
Там, где такового еще не существует, должен быть организован соответствующий
объединенный отраслевой орган с целью создания атмосферы доверия и
сотрудничества между портовыми рабочими и предпринимателями; в этой атмосфере
социальные и технические изменения могут быть проведены без напряженности или
конфликтов, а жалобы - должным образом урегулированы в соответствии с
Рекомендацией 1967 года о рассмотрении жалоб.
26.
Организации предпринимателей и трудящихся совместно, в случае надобности, с
компетентными органами должны участвовать в осуществлении необходимых
социальных мер и в особенности в применении систем регулирования занятости или
стабилизации заработков.
27.
В соответствии с Рекомендацией 1967 года о связях на предприятии должна быть
разработана эффективная политика связи между предпринимателями и портовыми
рабочими и между лидерами организаций трудящихся и членами этих организаций;
эта политика должна осуществляться всеми возможными средствами и на всех
уровнях.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПОРТАХ
28.
С целью обеспечения наиболее полных социальных преимуществ от новых методов
обработки грузов, должны заключаться соглашения между предпринимателями или их
организациями, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, в
целях обеспечения их сотрудничества в деле повышения эффективности работы в
портах при участии, в случае надобности, компетентных органов власти.
29.
Меры, предусмотренные такими соглашениями, могли бы включать:
a) использование
научных знаний и методов, относящихся к производственной окружающей среде, с
особым учетом условий в портах;
b) всеобъемлющие
системы профессиональной подготовки, включая подготовку по технике
безопасности;
c) совместные
усилия по ликвидации устаревшей практики;
d) большую
гибкость при распределении рабочей силы для работ в том или ином трюме, на том
или ином судне, на судне и на берегу и только на берегу;
e) применение
всякий раз, когда это необходимо, посменной работы и работы в выходные дни;
f) организацию
труда и профессиональную подготовку, имеющие целью позволить портовым рабочим
выполнять несколько смежных задач;
g)
приспособление размеров бригад к согласованным потребностям с должным учетом
необходимости обеспечивать разумные периоды отдыха;
h) совместные
усилия по ликвидации, насколько это практически