ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПО ОДЕССКОМУ МОРСКОМУ ТОРГОВОМУ ПОРТУ
И
ПРИПИСНЫМ ПУНКТАМ: ЛУЗАНОВКА, ЛАНЖЕРОН, ОТРАДА, ДЕЛЬФИН, АРКАДИЯ, 10, 13, 16-я
СТАНЦИИ БОЛЬШОГО ФОНТАНА, ЧЕРНОМОРКА
(Введены
в действие с 1 июля 2003 года)
(С изменениями,
утвержденными Начальником ГП "ОМТП"
05 января 2004 г.)
1.1.
Обязательные постановления по Одесскому морскому торговому порту (далее
"Обязательные постановления") изданы на основании ст.78 Кодекса
торгового мореплавания Украины.
1.2. Действие Обязательных
постановлений распространяется на суда всех флагов и ведомств, находящихся в
портовых водах, а также на предприятия, организации, учреждения и отдельных
лиц, осуществляющих свою деятельность на территории и акватории порта. Незнание
требований Общих правил и настоящих Обязательных постановлений не снимает
ответственности за их нарушения. В случае несовпадения требований Правил
плавания и настоящих Обязательных постановлений надлежит руководствоваться
последними.
1.3.
Настоящие Обязательные постановления вступают в силу 1 июля 2003 года. С этого
времени ранее действовавшие Обязательные постановления издания 1997 года
отменяются.
1.4.
Капитаны украинских судов, прибывающих в порт, могут получить настоящие
Обязательные постановления у лоцмана или в Управлении капитана порта, а
капитаны иностранных судов - у лоцмана или у агентирующих фирм.
1.5.
Граница Одесского порта с суши находится в пределах искусственных ограждений,
отделяющих портовую территорию от городских земель и территорий смежных
организаций, в согласованных границах и проходит:
по Южному району:
- от корня Карантинного мола
в районе площадки TIR по западным торцам зданий ОСРЗ N 2 до склонов парка им.
Т.Г.Шевченко, далее по обрыву до Таможенной площади. От Таможенной площади по
забору вдоль ул. Приморской до въезда на путепровод (включительно) на площади
перед Военным спуском. Далее - по металлическому ограждению по нормам через
железнодорожные пути до каменного забора, вдоль железнодорожного пути до
Армянского переулка, далее в сторону моря до забора воинской части на
Андросовском молу. Далее вдоль забора, ограждающего западную часть
Андросовского мола и набережную причала N 2 бывшего СРЗ-1 в согласованных
границах до стыка с пирсом.
По Северному району:
- по забору от угла причалов
N 19 и 20 бывшего СРЗ-1 до входного железнодорожного пути, вдоль
железнодорожного пути до входных ворот, далее по забору, отделяющему порт от
газового парка Одесской железной дороги, Портового элеватора, Сахарной
компании, "Эксимнефтепродукта до пересечения с улицей Петренко, по
северной обочине улицы Петренко до угла забора "Одесэнергоавтотранс",
далее - вдоль заборов "Одесэнергоавтотранс", завода им. Октябрьской
революции до уреза воды. Причалы NN 15 - 20, расположенные на территории Морского
вокзала, являются не режимными. На период проведения погранично-таможенного
контроля судов загранплавания на данных причалах создается дополнительный
режим.
1.6.
Портовые воды Одесского порта заключают в себе водное пространство,
ограниченное с юга - параллелью 46°25'N от береговой линии до пересечения с
меридианом 30°54'Е; с востока - меридианом 30°54'Е до пересечения с параллелью
46°32'N; с севера - параллелью 46°32' N до пересечения с береговой линией; с
запада - береговой чертой и кордонами причалов.
Портовые
воды включают в себя внутреннюю акваторию порта (далее "акватория
порта") и внешний рейд с якорными стоянками N 354, N 355.
Лоцманская
проводка от места приема и высадки лоцмана в точке по пеленгу 90° от
Воронцовского маяка и дистанции 2 мили считается внепортовой.
Лоцманская
проводка во внутренней акватории порта считается внутрипортовой.
На
якорную стоянку N 355 ставят суда с разрешения и по указанию лоцмана-оператора
СРДС (Службы регулирования движением судов) для проведения вспомогательных
операций; оформления прихода/отхода судов; получения бункера, воды, снабжения;
проведения мелкого ремонта и т.п.
Якорная
стоянка N 354 предназначена для крупнотоннажных судов, а также для танкеров и
судов с опасными грузами. Границы якорных стоянок нанесены на картах.
1.7. Внутренняя
акватория порта заключает в себе водное пространство, ограниченное Карантинным
молом, Рейдовым молом, линией, соединяющей Воронцовский маяк с Зеленым огнем на
восточной оконечности Старого волнолома, Старым волноломом, линией, соединяющей
Красный огонь, западной оконечности Старого волнолома с огнем юго-восточной
оконечности Заводского волнолома, Заводским волноломом и линией, соединяющей
северную оконечность Заводского волнолома с южной оконечностью Т-образного мола
Нефтяной гавани.
1.8.
Акватория Заводской и Рабочей гаваней ограничена: с моря - Заводским
волноломом, с севера - линией, соединяющей северо-западную оконечность
Заводского волнолома с концом заводского забора на причале N 29 (широта
46°30'18"N, долгота - 30°43'51"Е; с юга - линией, соединяющей
юго-восточную оконечность Заводского волнолома с концом заводского забора на
Андросовском молу (широта - 46°29'50"N, долгота - 30°44'20"Е) и
принадлежит Судоремонтному заводу N 1 (далее СРЗ-1).
Все
операции с судами (ввод и вывод из доков, перестановки, перетяжки и т.п. на
акватории СРЗ-1 осуществляют Капитан и лоцман СРЗ-1.
1.9.
К Одесскому морскому торговому порту приписаны порт-пункты: Лузановка,
Ланжерон, Отрада, Дельфин, Аркадия, 10-я, 13-я и 16-я станции Большого Фонтана,
Черноморка. Порт-пункты Дельфин, Отрада и 13-я станция Большого Фонтана
оборудованы плавпирсами, закрепленными к траверсам.
1.10.
Объявленная осадка в порту (Тоб) - 11.5 м. Проходная осадка в порту
(Тпр) расчитывается с учетом глубин у причалов в 3-х метрах от кордонов
с запасом под килем 30см, без учета сгона/нагона воды в порту. Проходная осадка
к причалам объявляется Начальником порта и доводится до сведения мореплавателей
и заинтересованных лиц.
В
каждом конкретном случае, в зависимости от рода предстоящих грузовых операций
(выгрузка или погрузка), лоцман совместно с ИГПН (Инспекцией государственного
портового надзора) решает возможность постановки судна к причалу с учетом
проходной осадки и сгона/нагона воды в порту.
1.11.В
составе ИГПН находится группа контроля (далее "Группа контроля"),
осуществляющая контроль за соответствием судов, совершающих международные
рейсы, требованиями безопасности мореплавания. Время работы группы контроля с
09:00 до 17:00 местного времени. Заказ на посещение судна группой контроля делается
заблаговременно по телефону 1-20-66 или по УКВ на 9-м канале - позывной
"Радио-5".
1.12.В
Одесском порту находится Радиолокационная Служба регулирования движением судов
(СРДС), осуществляющая контроль за безопасностью плавания всех судов и плавсредств
в зоне контроля (портовые воды). За оказываемые услуги СРДС взимает сборы
согласно установленным тарифам.
2. ВХОД СУДОВ В ПОРТ И ВЫХОД ИХ ИЗ ПОРТА
2.1.1.
Вход в порт осуществляется круглосуточно.
2.1.2.
Приход украинских судов оформляется в любом из постов ИГПН Управления капитана
порта (далее "УКП"), которые расположены:
Центральный пост ИГПН - на
территории порта по ул. Деволановской в здании Управления порта N 3 на 4-м
этаже,
тел.: 729-44-22 и 1-20-66;
Пост ИГПН на Морвокзале - в
здании Морского вокзала,
тел. 1-20-84;
Пост ИГПН на Нефтегавани - в
здании Управления Нефтерайона,
тел. 1-20-96;
Пост ИГПН на 1-м причале - в
здании СРДС,
телефон 1-22-19.
Приход
судам, стоящим на якорных стоянках N 354 и N 355, оформляется супервайзерами
агентирующих фирм на всех постах ИГПН.
Заверка
Реестра судовых журналов и выдача справок для оформления Морского протеста
производится в Центральном посту ИГПН.
Судовые,
машинные и другие журналы заверяются на всех постах ИГПН порта (Центральном,
Морского вокзала, Нефтегавани и 1-го причала).
2.1.3.
Приход служебно-вспомогательных, маломерных судов ПТФ и других судовладельцев,
а также пассажирских катеров прибрежного плавания, осуществляющих плавание
между портами Одесса, Ильичевск, Южный и приписными пунктами, оформляется
Центральным постом портнадзора по телефону или по УКВ (канал - 9, позывной
"Радио-5").
2.2.1.
Выход судов из порта осуществляется круглосуточно.
2.2.2.
Готовность судна к выходу в море (в рейс) проверяется Группой контроля, как
правило, за 3 - 4 суток до выхода по согласованию с администрацией судна, с
составлением в 2-х экземплярах Акта-Предписания, один из которых остается на
судне.
Для
иностранных судов составляются Акты формы "А" и "В" в
соответствии с Черноморским меморандумом.
2.2.3.
При выходе судов ПТФ в порты Очаков, Днепро-Бугский, Николаев, Херсон,
Скадовск, Белгород-Днестровский, Измаил капитан судна предоставляет в
портнадзор судовую роль, заверенную отделом кадров или дежурным диспетчером
портфлота.
Для
судов, совершающих загранрейсы, судовая роль утверждается Начальником порта.
2.2.4.
При задержке отхода судна более 30 минут после времени, указанного в заявке на
отход, лоцман и буксиры, выделенные для обеспечения отхода, могут быть
отозваны. В этом случае заявка на них должна подаваться повторно. При этом
взыскивается лоцманский и буксирный сбор согласно тарифу (за напрасный вызов).
2.2.5.
Разрешение на выход судна с завода с окончанием докования в СРЗ-1 дается по
истечении 6-ти часов после всплытия судна в доке.
2.2.6.
Ни одно судно не имеет права выйти из порта без оформления отхода портовым
надзором (ИГПН).
2.2.7.
Отход украинских судов оформляется в любом из постов ИГПН. Отход иностранных
судов оформляется супервайзерами агентирующих фирм.
По
заявке судна отход может быть оформлен представителем ИГПН на борту судна.
2.2.8.
Отход служебно-вспомогательных и маломерных судов ПТФ и других судовладельцев,
а также пассажирских катеров прибрежного плавания, осуществляющих плавание
между портами Одесса, Ильичевск, Южный и приписными пунктами, оформляется
Инспекцией государственного портового надзора (ИГПН) сроком до 15 суток.
Для
оформления отхода капитаны этих судов должны представить в ИГПН следующие
документы:
судовая роль в 2-х
экземплярах;
дипломы и свидетельства
командного состава;
разрешение
санитарно-карантинной службы;
свидетельство пожарной
охраны;
данные о допустимой
метацентрической высоте;
документы Регистра;
справку, выданную Капитаном
порта на право самостоятельного плавания в портовых водах.
Разрешение
на выход из порта таких судов дает СРДС по РТС УКВ.
2.2.9.
Оформление отхода пассажирских судов, каботажного плавания производится
согласно "Инструкции о порядке оформления Судовых ролей, выхода в рейс
экипажей судов и членов семей моряков в каботажном плавании".
2.2.10.
Если судно, стоящее на внешнем рейде, должно сняться в один из перечисленных
портов: Южный, Очаков, Днепро-Бугский, Николаев, Херсон, Скадовск, Ильичевск и
Белгород-Днестровский, но по гидрометеорологическим причинам оформить отход в
установленном порядке не может, то отход судна, как исключение, может быть
оформлен через агента в ИГПН по радио. Агент сообщает в Центральный пост ИГПН
номера и даты разрешений от Таможни, ВСБ и Санитарно-карантинной службы порта.
Капитан
судна сообщает в ИГПН количество имеемого на борту экипажа, его состав,
соответствие дипломов комсостава, количество и род груза, осадку и
метацентрическую высоту, срок годности документов Регистра, мореходное
состояние судна, другие сведения.
После
оформления отхода судна капитан сообщает по радио или телефону в Центральный
пост ИГПН о том, что отход судна оформлен по радио.
2.2.11.
Капитаны судов, прибывающих в порт для погрузки либо для частичной отгрузки
зерновых, сыпучих и навалочных грузов, до начала грузовых операций представляют
в ИГПН грузовой план (на момент окончания погрузки или частичной отгрузки
судна), который соответствовал бы одному из вариантов загрузки по информации об
остойчивости судна при перевозке зерновых или навалочных незерновых грузов.
Информация об остойчивости судна должна быть заверена (подпись и печать)
Регистром или иностранным классификационным обществом.
Судно,
на котором отсутствует информация об остойчивости при перевозке зерновых,
сыпучих и навалочных грузов или если она не заверена соответствующим
классификационным обществом, отход может быть разрешен после составления
грузового плана с Регистром, который делает на нем соответствующую отметку.
Отход
судна или выход его на рейд оформляется только после проверки представителем
ИГПН соответствия фактической загрузки (частичной отгрузки судна)
представленному ранее грузовому плану.
2.2.12.
До выхода судна в море администрация судна должна представить в ИГПН расчет
остойчивости судна, диаграмму статической остойчивости с указанием исправленной
и допустимой метацентрических высот.
2.2.13.
Капитаны судов под флагом Украины, следующие в загранрейс, и капитаны
иностранных судов через агентирующие фирмы информируют ИГПН о готовности судна
к выходу в море не менее чем за 2 часа до начала работы на судне пограничного и
таможенного контроля.
2.2.14.
Услуги, оказываемые ИГПН по оформлению прихода, отхода судов, проверки их
соответствия Международным Конвенциям, оплачиваются по действующему в порту
тарифу.
2.3. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ВХОДА СУДОВ В ПОРТ И
ВЫХОДА ИЗ НЕГО
2.3.1.
Капитаны всех судов при плавании в портовых водах должны строго выполнять
требования настоящих Обязательных постановлений и Правил плавания в зоне
ответственности Одесского порта.
2.3.2.
Для входа судов в порт и выхода их из порта служат:
- Восточный проход;
- Западный проход;
- Северный проход;
- Основной канал
Нефтегавани, состоящий из первого и второго колен канала.
Капитанам
судов любого типа настоятельно рекомендуется входить в Одесский порт через
Воронцовские ворота на установившемся курсе близком к 180°.
2.3.3.
Лоцманская проводка судов в Одесском порту является обязательной. Вход в порт,
выход из порта и перешвартовка в порту осуществляется круглосуточно только под
проводкой лоцмана.
Исключение
составляют украинские суда (в том числе несамоходные суда вместимостью менее
500 р.т., суда ПТФ), капитаны которых имеют разрешение Капитана порта на право
плавания без лоцмана, а также суда и корабли ВМФ и погранвойск Украины.
2.3.4.
Капитан судна заказывает лоцмана и буксиры (при перешвартовке или выходе судна
в море) после оформления отхода в ИГПН за 45 минут до полной готовности судна к
швартовым операциям через диспетчера порта ("Одесса-Радио-2" 22 канал
УКВ; телефоны: 1-20-30, 25-29-33, 729-44-95). За 30 минут до отхода судна
капитан уточняет готовность судна к отходу через лоцмана-оператора СРДС
("Одесса-Порт-Контроль", 14 канал УКВ, телефон 1-37-30).
2.3.5.
Для судов, следующих с моря к причалу, место встречи лоцманов находится в точке
по направлению 90° в 2-х милях от Воронцовского маяка. При неблагоприятных
гидрометеорологических условиях место приема/сдачи лоцманов может быть изменено
по согласованию с капитаном судна и лоцманом-оператором СРДС. В штормовых и
ледовых условиях лоцман может быть доставлен и снят морскими буксирами порта за
счет судовладельца.
2.3.6.
Капитанам судов, регулярно осуществляющим плавание в Одесский порт, Капитаном
порта может быть дано разрешение на право самостоятельного входа в порт или
выхода из порта, однако, право самостоятельного плавания в портовых водах не
освобождает суда от уплаты лоцманских сборов.
2.3.7.
Для получения права самостоятельного плавания в портовых водах судоводители
(капитаны, сменные помощники капитана, судоводители совмещенных профессий)
служебно-вспомогательных и маломерных судов и пассажирских катеров ПТФ обязаны
представить Капитану порта Протокол ежегодной проверки знаний МППСС-72, Обязательных постановлений, Общих правил, района
плавания и его средств ограждения, также - ТТД своего судна.
При
допущении грубых нарушений МППСС-72, Общих правил и
Обязательных постановлений судоводитель может быть лишен права самостоятельного
плавания в портовых водах.
2.3.8.
По указанию лоцмана-оператора СРДС капитаны всех судов, за исключением
пассажирских катеров, СПК и маломерных, обязаны взять лоцмана, если в
обстановке портовых вод имеются изменения.
2.3.9.
Капитаны и лоцманы СРЗ-1 не имеют права осуществлять проводки судов на
акватории порта. Эти лица могут получить разрешение Капитана порта на право
самостоятельных проводок судов в портовых водах после прохождения лоцманской
стажировки в порту и успешной сдачи экзаменов.
Портовый
лоцман сдает судно, идущее в СРЗ-1, заводскому лоцману или принимает от него
выходящее из СРЗ-1 судно, в районе причала N 24 или N 30.
2.3.10.
Перешвартовка судов с выведенными из эксплуатации главным двигателем или
рулевым, или якорным устройством оплачивается с увеличением на 50% сборов за
оказанные услуги (буксирный, лоцманский).
2.3.11.Перед
приходом судна в порт и выходом его в рейс капитан должен убедиться в
отсутствии на борту посторонних лиц и уведомить об этом пограничные власти.
В
необходимых случаях пограничные власти имеют право проводить досмотр судна.
3. ПЛАВАНИЕ СУДОВ В ПОРТОВЫХ ВОДАХ
3.1.1.
Контроль за безопасностью плавания всех судов и плавсредств в портовых водах
осуществляет Служба регулирования движением судов (далее СРДС).
3.1.2.
Плавание на акватории СРЗ-1 может осуществляться маломерными судами с осадкой
до 5-ти метров в полосе шириной 100 м к западу от Заводского волнолома только с
разрешения Главного (дежурного) диспетчера СРЗ-1.
3.1.3.
Судам, следующим на швартовку к причалам NN 1 - 31 запрещается держать якоря не
убранными в клюзы, однако якоря должны быть готовы к немедленной отдаче при
возникновении критической ситуации.
3.1.4.
Всем судам на ходу запрещается держать вываленными за борт: стрелы, краны,
парадные трапы, шлюпки и другие предметы до постановки судна на якорь или к
причалу. За исключением лоцманских трапов, этот запрет распространяется также
на суда, стоящие у причалов (морской борт).
3.1.5.
Суда, имеющие на борту взрывоопасные и огнеопасные грузы, обязаны стать на
якорь на якорное место N 354 до получения распоряжений администрации порта и
пожарной охраны.
Указанные
суда в портовых водах обязаны поднимать на видном месте: днем - флаг
"БРАВО", ночью - красный огонь, видимый вокруг по всему горизонту
(дальность видимости не менее 3-х миль).
При
сближении с такими судами судоводители всех других судов обязаны проявлять
особую осторожность.
3.1.6.
Все судовладельцы, суда которых осуществляют плавание на внутренней акватории
порта (см. п. 1.7.), за исключением судовладельцев
маломерных судов, ежедневно к 08:00 сообщает в Главную диспетчерскую порта
название судов, время их готовности к выходу, перестановки, спуску/постановки
из/в док или переходу из СРЗ-1 и обратно. Поданная заявка выполняется до 12:00
следующих суток.
Корректура
сменно-суточного плана движения судов осуществляется Главной диспетчерской
порта по согласованию с ИГПН.
3.1.7.
В портовых водах запрещается применение звуковых и световых сигналов, не
предусмотренных МПСС-72, Общими правилами и настоящими
Обязательными постановлениями.
3.1.8.
При плавании судов на акватории порта к управлению рулём должны допускаться
только опытные матросы-рулевые. Запрещается смена рулевых при проходе участков,
требующих особой осторожности в управлении судном.
3.1.9.
Для получения разрешения на установку и работу земснарядов в портовых водах
капитан-багермейстер представляет в УКП в 3-х экземплярах схемы постановки и
района работы земснаряда и маршрут движения грунтоотвозных шаланд, к месту
свалки грунта. Схемы согласовываются с ИГПН и утверждаются Капитаном порта.
3.1.10.
Плавкраны и другие суда, выполняющие сложные и опасные работы с тяжеловесами у
причалов или на рейде, поднимают: днем - два флага RY по МСС; ночью - красный и
зеленый огни один над другим, видимые по всему горизонту. Суда, проходящие
мимо, должны следовать с минимальной скоростью.
3.1.11.
При потере или обнаружении на акватории порта якоря или другого предмета,
представляющего опасность для мореплавания, капитан судна немедленно сообщает
об этом Капитану порта.
3.1.12.
Всем судам запрещается производить промер глубин при