ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
по морскому торговому порту Мариуполь
(1999
год)
1.1.
Обязательные постановления по морскому торговому порту Мариуполь изданы на
основании ст.78 Кодекса торгового мореплавания Украины и отражают особенности и
специфику работы порта наряду со Сводом обычаев порта.
1.2.
Действие Обязательных постановлений распространяется на суда всех флагов,
ведомств и всех форм собственности, находящиеся в портовых водах, а также на
предприятия, организации, учреждения и отдельных юридических и физических лиц,
осуществляющих свою деятельность на территории и акватории порта.
Незнание
Обязательных постановлений не освобождает от ответственности за их нарушение.
1.3.
Настоящие Обязательные постановления вступают в силу с 20 ноября 1999 года.
1.4.
Территория и акватория Мариупольского морского торгового порта определены
решением исполкома Мариупольского городского Совета народных депутатов от 16
мая 1990 г. N 174. Закрепление земельных участков за портом, в том числе по
закрытой территории, произведено решением исполкома Мариупольского Совета
народных депутатов от 20 января 1995 г. N 32/1.
1.5.
Закрытая территория порта ограждена забором. Граница проходит: по забору на
Восточном пирсе, разделяющему территории Азовского СРЗ и порта от головы пирса
до корня; далее по забору вокруг площади морского вокзала до проезда на
автопутепровод; затем по забору вдоль проезда на автопутепровод; далее по
забору, разделяющему территории порта и комбината хлебопродуктов с выходом
через ж/д пути на пр. адм. Лунина в районе здания АТС порта; затем по забору
вдоль пр. адм. Лунина и ул. Б. Морской до пляжа пос. Песчаный, далее по нормали
к урезу воды по забору до корня причала 16, затем по строящейся шпоре причала N
16.
1.6.
Акватория порта состоит из внутреннего и внешнего рейдов, а также подходных
каналов.
Границей
акватории внутреннего рейда является линия, которая соединяет навигационный
знак на оконечности Восточного пирса (точка с координатами 47003'02"N,
37031'02"E) с навигационным знаком на оконечности Восточной Оградительной
дамбы, далее проходит по внутренней кромке Северного мола и соединяет
оконечности Северного и Южного молов, затем - по внутренней кромке Южного и
Восточного молов и Оградительной дамбы, соединяет оконечности Оградительной
дамбы и строящегося Западного мола, далее проходит по внутренней кромке
Западного мола до угла причала N 16, затем - по линии причалов 16-1.
Внутренний
рейд состоит из аванпорта, Хлебной, Угольной и Западной гаваней.
1.7.
На внешнем рейде, к востоку от канала Угольной гавани, имеются районы якорных
стоянок судов:
Район
N 458 ограничен линиями, соединяющими точки:
1. 46°57,94'N
37°29,22'E 3. 46°59,82'N 37°33,50'E
2. 46°59,78'N
37°29,80'E 4. 46°58,43'N 37°34,50'E
Район
предназначен для стоянки судов типа река-море и морских судов с осадкой не
более 5 м.
Район
N 457 ограничен линиями, соединяющими точки:
1. 46°54,18'N
37°28,05'E 3. 46°57,60'N 37°31,55'E
2. 46°57,73'N
37°29,18'E 4. 46°54,18'N 37°30,50'E
Район предназначен для стоянки морских судов с
осадкой более 5 м.
Район, ограниченный внешними кромками Южного,
Восточного молов и Оградительной дамбы и линией, соединяющей оконечности Южного
мола и Оградительной дамбы, используется для временной стоянки маломерных
судов.
1.8. Суда типа река-море, а также другие морские
суда с осадкой не более 3,5 м, которые ожидают вход в порт Мариуполь через
ворота аванпорта (старые ворота), а также в порт Азовсталь и рыбный порт, могут
становиться на якорь к востоку от Азовстальского канала справа и слева от
рекомендованного пути N 32.
1.9. Подходные каналы:
1) Акватория подходного канала Угольной гавани
шириной 100 м от светящих буев NN 1, 2 до оконечности Оградительной дамбы с
охранной зоной шириной 100 м от правой и левой бровок канала;
2) Акватория подходного канала порта Азовсталь
шириной 100 м от буев NN 29, 31 до пересечения с левой бровкой подходного
канала гавани Шмидта с охранной зоной шириной 100 м от правой и левой бровок
канала;
3) Акватория рекомендованного пути N 32 (проход
через ворота аванпорта) от ворот аванпорта до пересечения с охранной зоной
подходного канала порта Азовсталь; ширина охранной зоны 100 м по обе стороны от
линии пути.
1.10. Порт принимает суда с осадкой не более 8,0 м,
длиной до 240 м. Заход в порт судов длиной более 240 м, а также погрузка судов
на осадку больше, чем объявленная (но не более 8.2 м). согласовываются с
капитаном порта.
Сведения о фактической высоте воды в порту можно
получить в Инспекции государственного портового надзора (ИГПН).
2. ВХОД СУДОВ В ПОРТ
И ВЫХОД ИЗ ПОРТА
2.1.1. Капитан судна после входа в Азовское море из
Керченского пролива или по выходе из портов Азовского моря в Мариуполь обязан
дать в адрес капитана порта и главного диспетчера порта информацию о времени
подхода к светящему бую N 1 подходного канала Угольной гавани с последующим
уточнением за 4 ч до подхода.
2.1.2. Войдя в зону слышимости по УКВ радиостанции
на подходе к светящему бую N 1 подходного канала Угольной гавани, капитан судна
обязан выйти на связь с диспетчером порта (рабочий канал 14) для получения
информации о месте швартовки и способе производства погрузочно-разгрузочных и
других работ или постановки на якорь в ожидании ввода в порт.
2.1.3. Капитан судна после получения от диспетчера
порта разрешения на швартовку к причалу до начала движения по каналу Угольной
гавани должен связаться по УКВ радиотелефону со службой регулирования движением
судов (СРДС) (канал 9) и сообщить необходимые данные о судне: основные
размерения, уточненную осадку в опресненной воде, а также получить разрешение
на вход в канал и сведения об обстановке на канале, подготовить судно к приему
лоцмана и сообщить БРЛС на 67 канале УКВ о своих намерениях.
Если УКВ станция отсутствует на судне или она не в
рабочем состоянии, связь устанавливается через УКВ станцию, имеющуюся у
лоцмана.
2.1.4. Приход судна из-за границы оформляется по
предъявлению ИГПН разрешения санитарно-карантинного отдела (СКО) на право
свободной практики в порту.
2.1.5. Приход судна оформляется представителем ИГПН
на борту судна.
2.1.6. При оформлении прихода капитан судна
представляет ИГПН общую декларацию или показание капитана о приходе в порт,
судовую роль, на которой представителем ИГПН ставится штамп прибытия.
2.1.7. При оформлении прихода одновременно
производится проверка судовых документов, включая документы по форме
Международной морской организации (ИМО), дипломов, квалификационных
свидетельств.
2.1.8. При необходимости производится проверка
соответствия судовым документам технического состояния судна, механизмов,
оборудования, снабжения и т.д. По результатам проверки для судов под украинским
флагом, служебно-вспомогательного и портового флота составляется
акт-предписание, для судов под иностранным флагом - акт по форме, установленной
Рез. А.466(XII).
2.1.9. Заявки на все виды портовых услуг капитаны
судов подают в письменной форме через своих агентов ("Инфлот",
"Трансфлот" и другие).
2.2.1. Отход судна оформляется представителем ИГПН
на борту судна по окончании погрузки или выгрузки с проверкой осадки судна.
2.2.2. Судно должно быть полностью готово к выходу в
море с учетом выполненных требований, указанных в актах проверок, оплаты всех
портовых услуг.
2.2.3. Капитан порта обязан задержать судно,
судовладелец которого имеет долги перед портом по обязательным сборам, платежам
и штрафам. В этом случае после согласования с КПП погранвойск судно отводится
от причала и становится на внутреннем или внешнем рейде за счет судовладельца.
После оплаты сборов и услуг судну дается разрешение на выход из порта.
2.2.4. Если судно в нарушение пункта 2.2.3. самовольно снимется с якоря для дальнейшего следования,
оно будет задержано перед входом в Керченский пролив, а к капитану будут
применены штрафные санкции.
2.2.5. При оформлении отхода капитан судна
предъявляет представителю ИГПН:
- заявление на право отхода;
- разрешение санитарно-карантинного отдела на право
выхода из порта;
- разрешение таможни на право выхода из порта, если
судно не закрывает границу;
- судовые роли (для иностранных судов - если есть
изменения в экипаже);
- доказательства оплаты всех портовых услуг и
сборов.
2.2.6. Если на транспортном судне будут выходить в
рейс пассажиры (члены семей, командированные и т.д.), при оформлении отхода
капитан судна обязан представить в ИГПН список этих лиц и подтверждение
судовладельца.
2.2.7. Капитаны судов, следующих в морской рыбный
порт, в порт Азовсталь, при плавании по подходным каналам Угольной гавани и
Азовстальскому должны руководствоваться Обязательными постановлениями по
морскому торговому порту Мариуполь.
2.2.8. При оформлении отхода из порта капитан судна
обязан представить ИГПН документы, подтверждающие сдачу льяльных, сточных вод и
мусора.
2.2.9. Суда портового флота, пассажирские суда
местного сообщения, суда служебно-вспомогательного флота оформляют отход (право
плавания) в ИГПН 1-го числа каждого месяца с предъявлением следующих
документов:
- судовая роль на следующий месяц;
- дипломы и квалификационные свидетельства
командного состава;
- разрешение санитарно-карантинного отдела на право
выхода в море;
- свидетельство пожарной охраны;
- документы морского Регистра (свидетельство о
годности к плаванию, пассажирское свидетельство и другие).
Отходы и приходы после этого в течение месяца
указанными судами оформляются по радио на УКВ или по телефону.
2.3. Общий порядок входа
судов в порт и выхода из порта
2.3.1. Лоцманская проводка в порту Мариуполь
является обязательной для всех судов, за исключением украинских судов (малых
промысловых судов, пассажирских судов, регулярно совершающих рейсы в порт,
грунтоотвозных шаланд, судов портофлота), капитаны которых имеют разрешение
капитана порта на право плавания без лоцмана, а также кораблей и судов ВМС и
погранвойск Украины.
Вход в порт, выход из порта и перешвартовка в порту
осуществляется круглосуточно только под проводкой лоцмана.
2.3.2. Лоцманская проводка в порту Мариуполь и по
Азовскому морю производится исключительно силами государственных лоцманов
Украины.
2.3.3. Заявки на лоцмана подаются в адрес СРДС
одновременно с информацией о подходе судна.
2.3.4. Заявка на лоцмана при выходе судна из порта
подается капитаном украинского судна в СРДС по телефону или по радио на УКВ, а
капитаном иностранного судна в агентство "Инфлот" (или другую
агентирующую фирму), не позднее, чем за 2 ч до назначенного времени выхода.
2.3.5. В случае несостоявшегося отхода судна в срок,
указанный в заявке на лоцмана, или отказа от него капитан обязан подписать
лоцманскую квитанцию с указанием причины и оплатить вызов лоцмана в
соответствии с тарифным руководством.
2.3.6. Прием и высадка лоцмана производится у
светящего буя N 1 подходного канала Угольной гавани (46°53,8'N, 37°27,5'Е) при
условии, если скорость ветра не превышает 14 м/с, а волнение моря - 4 баллов.
2.3.7. В случае невозможности приема (высадки)
лоцмана по гидрометеорологическим условиям капитан судна обязан встать на якорь
на внешнем рейде в районе якорной стоянки N 457 или N 458 по указанию СРДС.
2.3.8. При следовании судна с якорного места в порт
прием лоцмана производится на якорной стоянке. В этом случае заявка на лоцмана
подается за 2 ч до съемки с якоря.
2.3.9. Лоцманская проводка по Азовскому морю от
Керченского пролива до порта Мариуполь является обязательной:
- для всех судов под иностранным флагом; - для
судов, находящихся в аварийном состоянии; - для нефтеналивных судов и судов,
перевозящих опасные грузы;
- для судов с ядерной энергетической установкой;
- для всех судов вне зависимости от размерений и
осадки в период ледовой кампании на Азовском море.
От лоцманской проводки по Азовскому морю
освобождаются суда с осадкой до 5 м, капитаны которых осуществили трехкратное
прохождение с лоцманом на борту Азовским морем в порт Мариуполь и получившие
письменное подтверждение капитана порта на право самостоятельного плавания при
наличии на борту судна современного навигационного оборудования. На иностранном
судне и украинском судне с закрытой границей могут находиться не более двух
лоцманов (более двух лоцманов - по согласованию с КПП погранвойск).
2.3.10. Лоцмана, осуществляющие линейные проводки,
не находятся на дежурстве в лоцманской службе, поэтому для их доставки в порт
диспетчер порта предоставляет автотранспорт.
3. ПЛАВАНИЕ СУДОВ В
ПОРТОВЫХ ВОДАХ
3.1.1. В портовых водах установлен регулируемый
порядок движения судов. Регулирование движения осуществляется Службой
регулирования движением судов (СРДС). Положение о СРДС и Правила плавания в
зоне действия системы управления движением судов изложены в разделе 12 настоящих Постановлений.
3.1.2. Разрешение на вход военные корабли и суда
обеспечения ВМС Украины получают у капитана порта; при этом они запрашивают
разрешение не позднее, чем за 4 ч до подхода к зоне действия СРДС.
При подходе к зоне действия СРДС корабль выходит на
связь с Центром регулирования движением судов (ЦРДС) на канале 9 УКВ, сообщает
необходимые данные (бортовой номер, свое место, курс, скорость, время подхода к
светящему бую N 1 подходного канала Угольной гавани) и в дальнейшем
поддерживает постоянную связь с Центром.
3.1.3. Выход из порта кораблей и судов обеспечения
ВМС осуществляется также с разрешения капитана порта, которое запрашивается не
позднее, чем за 1 ч до выхода из порта. За 15 мин до выхода корабли
устанавливают связь с ЦРДС и запрашивают разрешение на выход.
3.1.4. Военному кораблю администрацией порта
предоставляется преимущественное право входа (выхода) перед остальными.
3.1.5. На капитанов судов, нарушивших установленный
порядок движения в порту, может быть наложено административное взыскание в виде
штрафа в размере двойной ставки лоцманского сбора.
3.2.1. Суда, следующие по подходному каналу Угольной
гавани с осадкой 7,5 м и более, считаются судами, стесненными своей осадкой, и
должны выставлять сигналы, предписанные правилом 28
МППСС-72.
При расхождении в канале с этими судами другие суда
должны, насколько позволяют обстоятельства, держаться ближе к правой по ходу
своего движения бровке канала.
3.2.2. Суда с осадкой менее 4,3 м могут осуществлять
плавание за каналом между буями N 1 и N 23: судам с осадкой от 4,3 м до 5,3 м
разрешается плавание на участке между буями N 1 и N 21 справа от канала по
фарватеру N 55.
3.2.3. Скорость хода судов на подходных каналах не
должна превышать 8 уз.
3.2.4. Суда, следующие по подходному каналу порта
Азов-сталь, обязаны уступать дорогу судам, следующим по подходному каналу
Угольной гавани.
3.2.5. Плавание по РП N 32 на участке от светящего
буя осевой точки А-1 до входа в аванпорт разрешается судам с осадкой не более
3,5 м. Суда, следующие по этому РП, должны уступать дорогу судам, следующим по
подходному каналу порта Азов-сталь.
3.2.6. У входа в порт суда, выходящие из порта,
должны уступать дорогу судам, входящим в порт.
3.2.7. Движение судов на внутреннем рейде порта
осуществляется самым малым ходом, достаточным для управления судном.
Отступление от этого требования допускается в исключительных случаях для
избежания аварий.
3.2.8. Судам запрещается подходить близко к
промерным катерам. При прохождении этих катеров и судов, обслуживающих СНО,
необходимо сбавлять ход до малого.
3.2.9. Судам, катерам и моторным лодкам запрещается
проходить ближе 50 м от плотов или других плавсредств, на которых работают
люди, производящие ремонт гидротехнических сооружений. При этом суда должны
сбавлять ход до самого малого.
3.2.10. Движение судов на подводных крыльях на
внутренней акватории порта разрешается только в водоизмещающем режиме.
3.2.11 Суда портового флота для выхода за пределы
акватории порта должны получить разрешение СРДС.
3.2.12. Установка и работа дноуглубительных снарядов
на акватории порта производится только по плану, согласованному с капитаном порта.
При согласовании этой работы багермейстер должен представить капитану порта
схему расположения якорей, авантового троса и папильонажных концов.
3.2.13. Обгон судна на акватории порта запрещен.
4. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ
ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ПОРТОВЫХ ВОДАХ
4.1. Буксировка судов в
портовых водах
4.1.1. Руководство буксировкой судна, плавучего
дока, плавучего крана осуществляет капитан буксируемого объекта.
4.1.2. Буксировкой барж, лихтеров и других
несамоходных плавучих средств руководит капитан буксирующего судна.
4.1.3. В необходимых случаях капитаны буксирующего и
буксируемого судов до начала буксировочной операции устанавливают руководителя
буксировки и делают об этом записи в своих судовых журналах, о чем сообщают в
СРДС.
4.1.4. Суда, пользующиеся услугами портовых
буксиров, обязаны предоставлять надежные буксирные тросы.
4.1.5. Буксировка несамоходных судов на акватории
порта при скорости ветра свыше 11 м/с запрещается.
4.1.6. В пределах акватории порта буксирные суда не
должны иметь более одной баржи на коротком буксире, причем длина буксира не
должна превышать:
а) на внешнем рейде - 50 м;
б) на внутреннем рейде - 30 м.
4.1.7. Буксирное судно, приведя в порт буксируемый
объект, обязано обеспечить его надежную постановку в указанном СРДС месте и не
должно отходить от объекта до проверки безопасности его стоянки работниками
ИГПН.
4.1.8. Капитан судна обязан дать заявку на буксиры
не менее, чем за:
а) 40 мин до входа в порт;
б) 30 мин до отшвартовки или перешвартовки.
Заявку подают диспетчеру портофлота по радио на УКВ
или по телефону.
4.2.1. Дата открытия и закрытия зимней навигации на
акватории порта устанавливается и объявляется приказом начальника порта.
4.2.2. С объявлением начала ледовой кампании в порту
создается штаб ледовых операций под руководством капитана порта.
4.2.3. Руководитель ледокольными операциями в
Азовском море назначается приказом Укрморречфлота.
4.2.4. К плаванию во льдах допускаются только суда,
имеющие соответствующий ледовый класс морского Регистра или иностранного
классификационного общества.
4.2.5. Капитан судна, следующего в порт Мариуполь и
выходящего из порта, обязан подать в письменной форме заявку на ледокольную
проводку в адрес капитана порта, в которой указать наличие документов на право
плавания во льдах, мореходное состояние судна, его главные размерения, материал
гребного винта, количество и род груза, осадку, мощность главного двигателя,
скорость на чистой воде, исправность РЛС и УКВ радиостанции, запасы топлива,
пресной воды и продуктов.
4.2.6. Заявки на все виды ледокольных операций
должны быть поданы за 48 ч до подхода к светящему бую N 1 Керчь-Еникальского
канала и за 24 ч до выхода из порта.
4.2.7. Формирование каравана судов для выхода из
порта производится на акватории порта согласно плану, разработанному штабом
ледовых операций.
4.2.8. Формирование каравана для входа судов в порт
производится у кромки льда в Азовском море по указанию капитана ледокола в
соответствии с планом штаба.