Циркулярное
письмо
Msc/Circ.1159
РУКОВОДСТВО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАВАЛОЧНЫХ СУДОВ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ОСТОЙЧИВОСТИ
(принято 13 мая 2005 г.)
1.
Комитет по безопасности на море (КБМ) на своей 76 сессии (2 - 13 декабря 2002
г.), рассмотрев результаты различных работ по формальной оценке безопасности
(ФОБ) навалочных судов, согласился с тем, что такая мера управления риском как
обеспечение подробной всеобъемлющей и простой в обращении информацией,
охватывающей вопросы остойчивости и прочностные характеристики корпуса судна в
ходе грузовых операций, должна применяться к новым навалочным судам. Более
того, КБМ-76 отметил, что вышеуказанная мера управления риском более относится
к небольшим судам в отношении остойчивости и к большим судам - в отношении
прочности конструкции, и поручил Подкомитету по остойчивости, грузовой марке
судов и безопасности рыболовных судов (SLF) и Подкомитету по конструкции и
оборудованию судов (DE) выработать соответствующее руководство.
2.
После этого Подкомитет SLF на своей 46 сессии (8 - 12 сентября 2003 г.)
подготовил проект поправок к Конвенции СОЛАС по вопросам остойчивости
навалочных судов длиной менее 150 м, а на 47 сессии (13 - 17 сентября 2004 г.)
выработал Руководство по обеспечению навалочных судов информацией об
остойчивости, применимое к новым навалочным судам, независимо от их длины.
3.
Комитет по безопасности на море на своей 80 сессии (11 - 20 мая 2005 г.)
рассмотрел эту рекомендацию 47 сессии Подкомитета SLF и одобрил Руководство по
обеспечению навалочных судов информацией об остойчивости, изложенное в
Приложении.
4.
Правительствам-членам ИМО рекомендуется довести приложенное Руководство до
сведения изготовителей приборов для определения остойчивости, разработчиков
программного обеспечения для этих приборов, моряков, операторов терминалов по
обработке навалочных грузов и других сторон, вовлеченных в грузовые операции.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАВАЛОЧНЫХ СУДОВ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ОСТОЙЧИВОСТИ
Назначением
данного документа является предоставление подробного всеобъемлющего и простого
в использовании руководства по обеспечению информацией об остойчивости и
программными средствами расчета остойчивости в целях обеспечения безопасной
эксплуатации навалочных судов, и в частности тех из них, к которым применяется
правило СОЛАС ХII/11.3.
2.1 Данные для расчета
остойчивости
Данные
для расчета остойчивости - это комплект данных, полученных при проектировании
судна. Комплект охватывает характеристики остойчивости, относящиеся к
конкретному судну. Данные для расчета остойчивости являются основой для расчета
остойчивости судна в эксплуатации, особенно при оценке остойчивости посредством
расчетов вручную (без применения автоматики) или при помощи прибора.
2.2 Прибор для определения
остойчивости
2.2.1
Прибор для определения остойчивости - это прибор (аналоговый или цифровой),
предусмотренный для судов, посредством которого обеспечивается вся
соответствующая информация об остойчивости, а все расчеты или проверки могут
выполняться легко и быстро, при необходимости обеспечения соответствия с
применимыми требованиями к остойчивости.
2.2.2
В данном контексте прибор для определения остойчивости объединяет технические
средства и программное обеспечение.
3. ИНФОРМАЦИЯ,
ПОДЛЕЖАЩАЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ
3.1 Данные для расчета
остойчивости и иная информация
Данные
для расчета:
3.1.1
Информация общего характера:
.1 название
судна;
.2 тип судна
(т.е. навалочное судно);
.3 название
строителя и номер новопостроенного судна;
.4 дата постройки (закладки
киля) или перестройки;
.5 класс судна;
.6 национальность, порт
регистрации и номер ИМО;
.7 главные размерения (длина,
ширина, высота борта);
.8 тип
назначенного надводного борта (А, В, В-60 и т.д.);
.9 максимальная средняя
разрешенная осадка, соответствующая назначенному летнему надводному борту;
.10 максимальная средняя
разрешенная осадка, соответствующая летнему лесному надводному борту (если
применимо);
.11
водоизмещение в соленой воде (при указанной плотности), соответствующее осадкам
в .9 и .10 при
проектном (на ровный киль) дифференте;
.12 максимальная
разрешенная осадка на носовом перпендикуляре для целей рассмотрения вопросов
высоты в носу;
.13 минимальная
рекомендованная осадка на носовом перпендикуляре для любого условия плавания;
.14 ограничения
в остойчивости, связанные с проектом судна, как в ходе грузовых операций, так и
связанные с заменой балластной воды на ходу, где это применимо; и
.15 данные судна
порожнем, полученные из кренования или освидетельствования судна порожнем.
3.1.2
Чертеж общего вида в масштабе, четко указывающий использование и размещение
различных грузовых отсеков, танков, кладовых, также как и машинных и жилых
помещений. Должны быть четко указаны названия отсеков, использованные в тексте
документа.
3.1.3
Таблица вместимостей вместе с центрами объема (в продольном, вертикальном и
поперечном планах) для каждого отсека, предназначенного для перевозки груза,
топлива, запасов, котельной, пресной и балластной воды; где это применимо как в
случае грузовых трюмов, должны включаться таблицы или кривые, представляющие
вместимость и центр объема в функции от заполненного или порожнего пространства
отсека. Если используется порожнее пространство, должен четко указываться
уровень его отсчета. Плоскости начала отсчета и положительные направления во
всех шести степенях свободы для центров объема должны быть такими же, как и для
тех, которые используются для любой компьютерной или иной информации,
предусмотренной в помощь безопасной нагрузке судна.
3.1.4
Таблицы и/или кривые поправок на свободную поверхность для каждого танка и
грузового трюма, который может содержать жидкость, в функции от объема,
показывающие воздействие жидкостей в частично заполненных танках на
остойчивость судна. Эти таблицы/кривые должны давать моменты свободных
поверхностей, необходимые для исправления начальной метацентрической высоты и
для исправления величин восстанавливающего плеча при крене судна. Для танков,
содержащих жидкости, которые расходуются при нахождении судна в море,
выгружаются или перекачиваются из одного в другие отсеки, включая танки
успокоителей качки и/или выравнивания крена, должны даваться максимальные
моменты свободных поверхностей, которые могут возникнуть при этом. Если трюмы
или диптанки, содержащие жидкости, только частично заполнены при нахождении
судна в море, используемые моменты свободных поверхностей могут основываться на
фактическом количестве содержащейся в них жидкости.
3.1.5
Элементы теоретического чертежа для судна при проектном дифференте, в форме
таблицы или кривых, до уровня средней осадки, измеряемой до днища киля в
диапазоне от судна порожнем и до максимальных осадок. Если элементы сведены в
таблицу, они должны соответствовать равным образом округленным единицам осадки
с интервалом, подходящим для размеров судна. Эти элементы должны включать:
.1 наибольшее
водоизмещение в соленой воде указанной плотности;
.2 прирост
водоизмещения на единицу осадки;
.3 момент,
необходимый для изменения дифферента на единицу;
.4 поперечную метацентрическую
высоту;
.5 поперечный центр плавучести;
.6 вертикальный центр
плавучести;
.7 продольный центр объема
плавучести; и
.8 продольный центр плавучести.
Положение
плоскостей начала отсчета должно указываться для случаев, указанных в
подпунктах 3.1.5.4 - 3.1.5.8,
и должно быть таким же, как и соответствующие плоскости начала отсчета для
центров тяжести.
3.1.6
Подробности грузовой марки, маркировка осадок и особенности дедвейта. Должен
обеспечиваться рисунок марок, применяемых со знаком грузовой марки, включая:
.1 положение
палубной линии относительно верхней оконечности высоты борта;
.2 осадку по
летнюю грузовую ватерлинию;
.3 осадку по
летнюю лесную грузовую ватерлинию (если применимо);
.4
соответствующие надводные борта, этот или иной рисунок или представление в
табличной форме должны также давать взаимосвязь между:
.5 средней
осадкой;
.6 наибольшим
водоизмещением;
.7 приростом
водоизмещения на единицу осадки; и
.8 дедвейтом.
Местоположения
маркировки осадки должны быть определены в отношении как к перпендикулярам
судна, так и к продольной плоскости начала отсчета, упомянутой выше.
3.1.7
Элементы остойчивости формы (пантокарены). Данные в виде кривых или в табличном
виде, показывающие взаимосвязь между плечом остойчивости формы, углом крена и
водоизмещением при проектном водоизмещении во всем эксплуатационном диапазоне
водоизмещения. Если эксплуатационный дифферент или форма и устройство судна
таковы, что изменение дифферента оказывает значительное воздействие на
восстанавливающие плечи, должны включаться дополнительные данные относительно остойчивости
формы для подходящего диапазона дифферентов. Информация об остойчивости формы
должна представляться в таком виде, который позволяет быстро определять плечи
остойчивости до ближайшего сантиметра.
3.1.8 Комплект критериев
остойчивости, требуемый Администрацией.
3.1.9 Предельные огибающие
кривые остойчивости в неповрежденном и поврежденном состояниях судна,
соответственно. Должно быть четко указано, являются ли эти кривые требуемыми
кривыми GM или кривыми максимальной KG.
3.1.10
Вспомогательные данные, которые необходимы для обоснования выполнения
соответствующих критериев остойчивости и, при необходимости, данные об
обледенении.
3.1.11 В инструкциях
капитану должно быть точно и недвусмысленно сказано, как надлежит использовать
информацию, представленную в данных для расчета остойчивости и где-либо еще,
для получения осадки, дифферента и характеристик остойчивости нового состояния
загрузки и определения того, что оно отвечает соответствующим критериям
ОСТОЙЧИВОСТИ.
3.1.12
Состояния загрузки
3.1.12.1
Условия загрузки, охватываемые данными для расчета остойчивости, должны
включать:
.1 водоизмещение
порожнем;
.2 докование;
.3 выход из
порта в полном грузу, груз равномерно распределен по всем грузовым помещениям,
полный запас топлива и запасов;
.4 приход в порт
в полном грузу, груз равномерно распределен по всем грузовым помещениям,
10-процентный запас топлива и запасов;
.5 выход из
порта в балласте, без груза, но с полным запасом топлива и запасов;
.6 приход в порт
в балласте, без груза, но с 10-процентным запасом топлива и запасов;
.7 другие
условия прихода и отхода, типичные для намеченной эксплуатации, такие как
альтернативная загрузка трюмов, загрузка рудой, прием полного балласта и т.д.,
насколько это применимо; и
.8 если
применимо, - другие условия, используемые для замены балластной воды в море.
3.1.12.2
Для каждого условия загрузки должно быть показано следующее:
.1 эскиз судна,
иллюстрирующий основные составляющие дедвейта, включенные в водоизмещение;
.2 таблица,
показывающая детали водоизмещения порожнем, распределение всех составляющих
дедвейта, положения их центров относительно установленных плоскостей начала
отсчета, соответствующие статические моменты и суммирование, показывающее
полную массу водоизмещения и положение его центра;