Приказ N 498 от 11.09.2000. Об утверждении Положения о государственной морской лоцманской службе

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

 

Приказ N 498

 Об утверждении Положения о государственной морской лоцманской службе


(11.09.2000)

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
 17 октября 2000 г. N 717/4938

 

В соответствии с обязательствами Украины относительно требований международных договоров, законодательством по вопросам обеспечения безопасности судоходства в территориальном море и в соответствии со статьями 3, 93 и 111 Кодекса торгового мореходства Украины

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Утвердить Положение о государственной морской лоцманской службе (прилагается).

 

2. Возложить функции государственной морской лоцманской службы на государственное предприятие "Дельта-лоцман", кроме функций, которые относятся к компетенции капитана порта (за исключением флота рыбной промышленности).

 

3. Государственный надзор и общее руководство за деятельностью государственной лоцманской службы осуществляет Министерство транспорта Украины через Главную государственную инспекцию Украины по безопасности судоходства (далее - Госфлотинспекция Украины) и капитанам портов.

 

4. Департаменту нормативно-правового обеспечения (Логинова Л.М.) зарегистрировать Положение о государственной морской лоцманской службе в установленном порядке.

 

5. Контроль за исполнением этого приказа оставляю за собой.

 

Министр
Л.М. Костюченко

 

 

 

Утверждено

 

Приказ Министерства транспорта Украины
11.09.2000 N 498

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
 от 17 октября 2000 г. N 717/4938

 

 

Положение о государственной морской лоцманской службе

 

1. Общие положения

 

1.1. Положение о государственной морской лоцманской службе (далее - Положение) разработано в соответствии с Кодексом торгового мореходства Украины и Международными соглашениями, устанавливает организационно-правовой статус, принципы финансирования государственной морской лоцманской службы, квалификационные требования к государственным морским лоцманам их права и обязанности.

 

1.2. С целью обеспечения безопасности мореходства, предотвращения аварийных морских событий, защиты окружающей природной среды и человеческой жизни в территориальных водах, на подходах к морским портам, на акваториях портов, между портами, на фарватерах и каналах, а также в других районах, усложненных для плавания, законодательством Украины устанавливаются районы лоцманского проведения, в которых всем судам, независимо от их флага и формы собственности, предоставляются лоцманские услуги.

 

1.3. Лоцманские услуги предоставляются исключительно государственными морскими лоцманами Украины (далее - лоцманы).

 

1.4. Виды лоцманских услуг:

 

- линейные (межпортовые) лоцманские услуги (предоставляются на судоходных путях в территориальных водах, на фарватерах, каналах, в открытом море);

 

- портовые лоцманские услуги (предоставляются на акваториях, подходных каналах, внутренних и внешних рейдах).

 

2. Государственная морская лоцманская служба Украины

 

2.1. Государственная морская лоцманская служба - это организованная Министерством транспорта Украины совокупность предприятий и подразделений государственных морских портов (далее - лоцманские организации), на которые возложены функции относительно предоставления лоцманских услуг в соответствующих районах лоцманского проведения в территориальном море и внутренних водных путях Украины.

 

2.2. Предприятия, на которые возлагаются функции относительно предоставления линейных лоцманских услуг в соответствующих районах лоцманского проведения в территориальном море и на внутренних водных путях Украины, создаются Министерством транспорта Украины.

 

2.3. Деятельность лоцманских организаций осуществляется на принципах самофинансирования за счет средств лоцманских сборов, которые взимаются в установленном порядке.

 

2.4. Лоцманские организации могут разрабатывать проекты правил, положений, инструкций, стандартов, которые касаются их деятельности, согласованных Госфлотинспекцией Украины и утверждаемых Министерством транспорта Украины.

 

3. Районы лоцманского проведения

 

3.1. Районы лоцманского проведения подрозделяются на районы обязательного и необязательного лоцманского проведения.

 

3.2. Министерство транспорта Украины по согласованию с заинтересованными центральными органами исполнительной власти устанавливает районы обязательного лоцманского проведения, а также категории судов, что в установленном порядке освобождаются от обязательного лоцманского проведения.

 

3.3. В районах обязательного лоцманского проведения капитан судна не имеет права осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, когда судно относится к категории судов, которые освобождаются от обязательного лоцманского проведения в установленном Министерством транспорта Украины порядке.

 

3.4. Районы необязательного лоцманского проведения могут определяться по поручению Министерства транспорта Украины Госфлотинспекцией Украины и капитанам портов с учетом требований этого Положения.

 

3.5. В районах, где лоцманское проведение является необязательным, капитан морского порта или Госфлотинспекция Украины по поручению Министерства транспорта Украины может устанавливать обязательное лоцманское проведение для судов в случаях:

 

а) если суда или их груз могут составлять угрозу причинения ущерба окружающей природной среде. Категории таких судов доводятся до общего ведома в обязательном постановлении в морских портах, лоциях и сообщениях мореплавателям;

 

б) если суда имеют серьезные повреждения корпуса, механизмов или оборудования, который может существенно влиять на безопасность мореходства в районе. В этом случае капитану судна вручается нотис о том, что его судно должно направляться под лоцманским проведением.

 

3.6. В районах обязательного лоцманского проведения время проведения судна (круглосуточно, в светлое время суток, с полной водой и т.п.) определяется по поручению Министерства транспорта Украины Госфлотинспекцией Украины, а на акваториях портов и рейдах портов - капитанами этих портов.

 

3.7. Госфлотинспекция Украины, капитан морского порта имеет право запретить проведение судов, когда его безопасному осуществлению препятствуют гидрометеорологические условия (плохая видимость, шторм, ледовые условия и т.д.), а также при наличии других особых обстоятельств.

 

Указания по вопросам безопасности мореходства, Госфлотинспекции Украины или капитана морского порта в пределах их компетенции являются обязательными для лоцмана.

 

3.8. В районах северо-западной части Черного моря, Бугско-Днепровско-лиманском и Херсонском морском каналах, Азовском море, Керчь-еникальском канале и дельте реки Дунай линейное лоцманское проведение устанавливается в правилах плавания, которые утверждаются Министерством транспорта Украины.

 

3.9. Информация о районах обязательного и необязательного лоцманского проведения, режим плавания и порядок предоставления лоцманских услуг в них доводится до ведома мореплавателей путем публикации в обязательных постановлениях начальников морских портов (далее - обязательные постановления), правилах плавания, лоциях, сообщениях мореплавателям.

 

4. Порядок выполнения заявки и оплаты лоцманских услуг

 

4.1. Государственный морской лоцман направляется на судно лоцманской организацией на основании заявки капитана судна и/или морского агента, уполномоченного судовладельцем.

 

Вместе с лоцманом на судно может быть направлен лоцманский стажер.

 

4.2. На судне, которое прибыло к месту принятия лоцмана, должен быть поднят флаговый сигнал Международного свода сигналов "Мне нужен лоцман", а с момента прибытия лоцмана и до его снятия с судна - "У меня на борту лоцман".

 

4.3. Капитан судна обязан обеспечить быструю и безопасную посадку/высадку лоцмана и лоцманского стажера, не допуская при этом повреждений лоцманского судна. Во время принятия и высадки лоцмана и лоцманского стажера капитан судна обязан поддерживать связь с лоцманским судном и согласовывать с ним свои действия.

 

4.4. Средства доступа лоцмана на судно (лоцманский штормтрап, механический подъемник) должны отвечать требованиям безопасности, установленным в Конвенции об охране человеческой жизни на море (1974/78) и соответствующих резолюциях Международной морской организации (ІМО): А.426{1Х} "Устройство для высадки и посадки лоцманов на большегрузные суда" от 15.11.79 и А.667 {16} "Устройства для передачи лоцмана" от 19.10.89.

 

Лоцман имеет право отказаться от высадки на судно в случае, когда средства доступа на судно (лоцманский штормтрап, механический подъемник) не отвечают требованиям безопасности, установленным этими резолюциями ІМО.

 

4.5. В случае непогоды, когда невозможно высадить лоцмана с лоцманского судна на судно, которое идет с моря, по согласованию с капитаном последнего, лоцман может осуществить проведение способом лидирования к месту, где можно будет безопасно принять лоцмана на борт судна.

 

Способ лидирования, по согласованию с капитаном судна, может быть применен и при выходе судна из порта.

 

При наличии в районе лоцманского проведения службы регулирования движения судов проведения судна способом лидирования должно быть также согласовано с этой службой.

 

При проведении судна способом лидирования между судном, которое проводится, и лоцманским судном должна быть обеспечена надежная связь.

 

4.6. В период пребывания лоцмана и лоцманского стажера на судне капитан судна обязан безоплатно предоставлять им отдельное помещение и питание наравне с лицами командного состава.

 

4.7. Если капитаном судна заявка на лоцмана подана в срок, отмеченный в обязательном постановлении, лоции или правилах плавания, и судно прибыло к месту принятия лоцмана (готово к выходу в море) в отмеченной в заявке время, лоцман должен прибыть на судно в это время.

 

В случае невозможности прибытия лоцмана в отмеченное время, лоцманская организация сообщает капитану судна о другом времени и месте прибытия лоцмана.

 

Если судно не прибыло к месту принятия лоцмана в отмеченное в заявке капитаном и/или морским агентом время, лоцман, направленный на это судно, может быть направлен на другое судно. Судну, которое опоздало, лоцман предоставляется в порядке очередности.

 

4.8. В связи с чрезвычайными обстоятельствами, которые угрожают жизни и здоровью экипажа и/или пассажиров судна, безопасности судна, береговых сооружениях, и/или при возникновении опасности для окружающей природной среды, заявка на лоцманское проведение принимается немедленно и лоцман направляется на судно при первом случае.

 

4.9. С судов, которые пользуются услугами лоцманов, взыскивается лоцманский сбор, порядок взыскания и размер которого устанавливается Министерством транспорта Украины по согласованию с Министерством экономики Украины.

 

Это касается и лоцманского проведения, которое осуществляется способом лидирования, а также случаев, когда один лоцман осуществляет проведение нескольких судов, которые направляются друг за другом.

 

4.10. Лоцманские услуги предоставляются на основании двухстороннего договора между капитаном судна или морским агентом, выступающими от имени судовладельца, с одной стороны, и лоцманской организации, которая предоставляет эти услуги.

 

4.11. Лоцманская квитанция (приложение 1), которая заполнена и подписана капитаном судна, является документом, подтверждающим факт предоставления лоцманских услуг.

 

В квитанцию капитан судна вносит такие сведения: наименование судна, флаг государства, под которым плавает судно, осадка, длина, ширина, чистая вместимость, а также место и время принятия лоцмана и другие.

 

Капитан судна отмечает в квитанции время и место окончания лоцманского проведения, а в случае потребности вносит замечания относительно проведения судна лоцманом. Внесенные в квитанцию сведения и замечания капитан судна удостоверяет своей подписью.

 

4.12. Обязательства судовладельца относительно уплаты лоцманского сбора и отдельного вознаграждения за предоставление лоцманских услуг могут осуществляться морским агентом. Последний должен иметь соответствующие на то полномочия судовладельца (фрахтователя или оператора) и пребывать в договорных отношениях с лоцманской организацией, которая предоставила эти услуги.

 

4.13. Капитан судна, вызвавший государственного морского лоцмана и после его прибытия отказавшийся от лоцманских услуг, - обязан оплатить сбор за проведение судна, для которого был вызван лоцман.

 

4.14. Если лоцман задерживается на судне более двух часов из-за потребности догрузки или разгрузки судна, неисправность судовых механизмов, пребывание судна в карантине, или больше одного часа из-за неточной информации в заявке или повторное и дальнейшее перенесение заявки, а также другие обстоятельства, если они не вызваны действиями непреодолимой силы, капитан судна обязан оплатить организации, где работает лоцман, отдельное вознаграждение в размере, установленном Министерством транспорта Украины.

 

4.15. В случаях, предусмотренных подпунктом 4.14, после окончания 6 часов задержки лоцмана на лоцманской станции или на борту судна, лоцманская организация может отзывать лоцмана с лоцманской станции или с борта судна (если условия стоянки судна позволяют это сделать). Заявка отменяется и должна быть подана опять в соответствии с порядком предоставления заявки на лоцманские услуги, за исключением, если такие действия вызваны вследствие стихийного бедствия или непреодолимой силы.

 

4.16. Капитан судна может выплатить лоцманской организации дополнительное вознаграждение (бонус) в размере, установленном Министерством транспорта Украины.

 

4.17. Если лоцман и лоцманский стажер вывезенные судном, которое они проводили, за пределы обслуживаемого ими района, капитан обязан возместить лоцману и стажеру расходы на возвращение к месту службы (проезд, суточные, проживание в гостинице) и, кроме того, выплатить вознаграждение, предусмотренное статьей 107 Кодекса торгового мореходства Украины.

 

4.18. Лоцманская организация имеет право не предоставлять лоцманские услуги судну, которое не оплатило лоцманский сбор за предыдущее лоцманское проведение.

 

4.19. Лоцманский сбор, вознаграждение за задержку, отдельное и дополнительное вознаграждения, предусмотренные подпунктами 4.9, 4.13, 4.14 и 4.17 этого Положения, взимаются лоцманскими организациями и включаются в их доход.

5. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна

 

5.1. Лоцман, который прибыл на судно, обязан предъявить капитану суда удостоверения государственного морского лоцмана Украины и вручить лоцманскую квитанцию. Капитан судна не имеет права брать на судно в качестве лоцмана лицо, которое не имеет удостоверения государственного морского лоцмана Украины.

 

5.2. После прибытия лоцмана на борт капитан судна должен предъявить лоцману стандартную лоцманскую карточку с данными о судне и его маневровых характеристиках и заполнить лоцманскую квитанцию. Капитан судна подтверждает своей подписью внесенные в лоцманскую квитанцию сведения и, при потребности, вносит замечание относительно проведения судна лоцманом.

 

Капитан судна должен сообщить лоцману об особенностях в управлении своего судна, любых известных ему ограничениях и/или неисправностях навигационного оборудования, двигателей, судовых устройств, ограничения судового персонала, которые могут влиять на безопасность плавания, маневрирования, швартовных операций.

 

5.3. Лоцман должен информировать капитана судна о маршруте перехода, особых условиях плавания, таких как (но не только): состояние погоды; глубины; наличие течений; ожидаемое движение других судов; порядок взаимодействия с постами регулирования движения судов и с администрацией порта; места, где возможно безопасно стать на якорь; сведения о причале, к которому направляется судно; схему швартования; характеристику, число и порядок использования буксиров, которые привлечены для обеспечения перехода и/или швартования.

 

Для обмена информацией с капитаном, лоцман может использовать информационную карточку (форму), разработанную с учетом местных условий лоцманской организацией, которая осуществляет лоцманское обслуживание в конкретном порту и/или районе.

 

Предоставление информации в этой информационной карточке (форме) должно быть простым для понимания.

 

Использование информационной карточки (формы) не должно замещать устного обмена информацией между лоцманом и капитаном.

 

5.4. В процессе лоцманского проведения капитан и лоцман должны постоянно обмениваться информацией об условиях плавания, местных условиях, особенностях судна, любых других условиях, которые могут повлиять на выполнение лоцманского проведения судна.

 

5.5. Присутствие лоцмана на судне и выполнение им своих обязанностей не снимает с капитана ответственности за управление судном.

 

Капитан использует практические знания лоцмана и его опыт плавания в данном районе. Все приказы рулевому и в машинное отделение капитан отдает лично. Если для ускорения маневра капитан разрешает лоцману отдавать приказы непосредственно рулевому, то и в этом случае они считаются выполненными по приказу капитана.

 

Если во время лоцманского проведения капитан судна вынужден временно оставить мостик, то он должен сообщить об этом лоцману и указать ему лицо, ответственное за управление судном в отсутствие капитана судна.

 

5.6. В случае, когда это необходимо для безопасности плавания судна, лоцман имеет право приостановить лоцманское проведение судна до возникновения условий, позволяющих осуществить его безопасное плавание.

 

5.7. Лоцман не имеет права без согласия капитана оставить судно раньше чем поставит его на якорь в безопасном месте, пришвартует, выведет в море или будет изменен другим лоцманом.

 

Место принятия и оставления судна лоцманом в море может быть изменено из-за погодных условий или по другим причинам, о чем капитану судна должно быть сообщено заблаговременно.

 

5.8. При возникновении обстоятельств, которые влияют на безопасность лоцманского проведения (ухудшение видимости, туман, уменьшение глубин на фарватере и т.п.), капитан судна обязан по требованию лоцмана предоставить в его распоряжение и использовать в пределах, отмеченных лоцманом, средства судового электрорадионавигационного оборудования (эхолот, радиолокатор, радиопеленгатор и др.).

 

Капитан судна обязан по требованию лоцмана предоставлять ему в бесплатное пользование судовую радиостанцию для связи по вопросам его служебной деятельности.

 

5.9. При наличии достаточных оснований для сомнений относительно правильности рекомендаций лоцмана капитан имеет право отказаться от его услуг. При этом в районе необязательного лоцманского проведения он может, а в районе обязательного проведения - обязан вызывать другого лоцмана. В последнем случае, если это возможно, капитан должен остановить движение своего судна.

 

5.10. Если капитан, приняв на судно лоцмана, не будет следовать его рекомендациям, последний имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проведения судна.

 

Лоцман имеет право требовать, чтобы об этом была сделана запись в судовом журнале и в лоцманской квитанции. Кроме того, лоцман должен, по силе возможности немедленно, сообщить об этом всеми доступными средствами капитану порта и/или Госфлотинспекции Украины.

 

Однако и после отказа от проведения лоцман обязан оставаться на мостике и, если капитану потребуются сведения, необходимые для безопасного плавания, лоцман обязан сообщать их. Если же капитан затребует, чтобы лоцман возобновил проведение, то последний не имеет права отказаться и обязан продолжить лоцманское проведение.

 

5.11. Если лоцман, который прибыл на судно, считает, что это судно составляет угрозу для безопасности мореходства и/или окружающей природной среды, он обязан немедленно сообщить об этом капитану порта и/или в Госфлотинспекцию Украины для принятия ими необходимых мер и не начинать проведения судна до принятия решения этими органами.

 

6. Обязанности морских лоцманов

 

6.1. Лоцманы призваны обеспечивать безаварийное проведение судов на судоходных путях, фарватерах и каналах, на подходных каналах к портам, швартование, отшвартовывание и перешвартовывание судов, постановку судов на якорь или бочку и снятие с них.

 

6.2. Во время проведения судов лоцман обязан:

 

6.2.1 наблюдать за правильностью расположения и состоянием средств берегового и плавучего навигационного оборудования, немедленно сообщать капитану порта и/или Госфлотинспекцию Украины о всех замеченных неисправностях и недостатках;

 

6.2.2 сообщать о всех аварийных событиях с судами, которые проводятся, или с другими судами;

 

6.2.3 наблюдать, чтобы суда, которые проводятся, следовали санитарным правилам, правилам по предупреждению загрязнения;

 

6.2.4 предоставлять указания капитанам судов на все замеченные нарушения правил плавания, обязательных постановлений и других действующих правил, требовать их устранения, а в случае невыполнения капитаном этих или других законных требований лоцмана - немедленно сообщать об этом капитану порта и/ или Госфлотинспекцию Украины;

 

6.2.5 принимать все возможные меры для предоставления помощи в случае аварии с судном или несчастного случая с людьми в районе лоцманского проведения;

 

6.2.6 выполнять все требования законодательства об охране государственной границы в части, его касающейся.

 

6.3. Лоцман должен сообщить капитану порта и/или в Госфлотинспекцию Украины о любом замеченном им недостатке как относительно судна, которое проводится, так и его команды.

 

Процедуры сообщений лоцманов должны быть установлены каждой лоцманской организацией и согласованы с Госфлотинспекцией Украины.

 

6.4. При пребывании на лоцманской вахте лоцману запрещается употреблять спиртные напитки и/или любые наркотические средства.

 

6.5. Лоцман, который чувствует физическое недомогание вследствие нездоровья и/или усталости, которое может препятствовать надлежащему исполнению им своих обязанностей, не должен приступать к проведению судна и обязан сообщить об этом руководству лоцманской организации.

 

6.6. Лоцманы во время исполнения служебных обязанностей должны быть одеты в установленную для них форму одежды.

 

7. Обязательства и компенсации

 

7.1. Организация, работником которой является лоцман, который осуществлял лоцманское проведение судна, несет материальную ответственность перед судовладельцем за убытки, нанесенные судну аварией, которые возникли в результате доказанной вины лоцмана.

 

Эта ответственность ограничивается размерами аварийного лоцманского фонда, который создается с 10 процентов отчислений от сумм лоцманского сбора, которые поступили в календарном году, который предшествует аварии.

 

7.2. Если вина судовладельца будет доказана, то независимо от других видов ответственности, установленных законодательством Украины, судовладелец несет материальную ответственность за нанесенные убытки перед организацией, которая обеспечивает лоцманское обслуживание, и ее работниками, которые непосредственно осуществляли лоцманские услуги, а именно:

 

- за повреждение или гибель лоцманского судна, которые случились вследствие неправильного или неосторожного маневрирования при принятии/высадке лоцмана и лоцманского стажера;

 

- в случае несчастного случая или гибели лоцмана, стажера, членов экипажа лоцманского судна во время принятия/высадки или пребывания на борту судна в период лоцманского проведения;

 

Суммы убытков и компенсаций определяются в соответствии с законодательством Украины.

 

7.3. За неправильное сообщение осадки, длины и ширины судна или его вместимости, а также за проход без разрешения службы регулирования движения судов или без лоцмана в районе обязательного лоцманского проведения капитан судна обязан оплатить штраф в размере двухкратной ставки надлежащего лоцманского сбора, независимо от установленной законодательством Украины ответственности за последствия, которые могут возникнуть из-за этих действий.

 

Штрафы, предусмотренные этим пунктом, взимаются лоцманскими организациями в порядке, предусмотренном законодательством Украины, и включаются в их доход.

 

8. Государственные морские лоцманы

 

8.1. Кандидатами на должность государственного морского лоцмана могут быть только граждане Украины, которые имеют высшее или среднее судоводительское образование, рабочий диплом не ниже капитана малого плавания и стаж работы на должности капитана судна не меньше 12 месяцев или на должности старшего вахтенного помощника капитана судна не меньше 24 месяцев, пригодные по состоянию здоровья для работы лоцманом, а также владеют английским языком в объеме, необходимом для исполнения своих служебных обязанностей.

 

8.2. Оценку квалификации и подготовки лоцманов, присвоение квалификационных категорий, контроль за поддержанием квалификации и подготовки лоцманов осуществляют государственные квалификационные комиссии (далее - квалификационные комиссии), которые создаются Министерством транспорта Украины по предоставлению Госфлотинспеции Украины.

 

8.3. Председателем квалификационной комиссии является начальник Госфлотинспекции Украины.

 

В состав квалификационных комиссий на местах должны включаться капитаны государственных морских портов, наиболее опытные лоцманы лоцманских организаций, которые осуществляют обслуживание в данном районе лоцманского проведения.

 

8.4. Кандидат на должность государственного морского лоцмана должен пройти собеседование в квалификационной комиссии при участии представителей лоцманской организации, осуществляющей лоцманское обслуживание в данном районе и/или порту, и представить документы, подтверждающие его соответствие требованиям, предусмотренным подпунктом 8.1 этого Положения.

 

По результатам собеседования кандидат на должность лоцмана зачисляется в лоцманскую организацию в качестве стажера.

 

8.5. Пребывание в качестве стажера допускается не более одного года.

 

Лоцманский стажер должен пройти теоретическое обучение, тренажерную подготовку и практическую стажировку под руководством лоцманов-инструкторов в определенной Министерством транспорта Украины лоцманской организации.

 

8.6. Государственным морским лоцманам Украины присваиваются такие квалификационные категории:

 

- государственный морской лоцман 2-го класса;

 

- государственный морской лоцман 1-го класса.

 

8.7. Присвоение квалификационной категории государственного морского лоцмана 2-го класса лоцманскому стажеру проводится (после прохождения им обучения, тренажерной подготовки и стажировки под руководством лоцманов-инструкторов в определенной Министерством транспорта Украины лоцманской организации) квалификационной комиссией на основании проверки знаний и предоставления лоцманской организации.

 

8.8. Государственному морскому лоцману 2-го класса присвоение квалификационной категории государственного морского лоцмана 1-го класса проводится (после прохождения им обучения, тренажерной подготовки и стажировки под руководством лоцманов-инструкторов в определенной Министерством транспорта Украины лоцманской организации) квалификационной комиссией по предоставлению лоцманской организации, на основании результатов проверки знаний, а также при условии безупречной, безаварийной работы на должности государственного морского лоцмана 2-го класса сроком не менее трех лет.

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home