МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ
Приказ N 340
Об утверждении Типового положения о
службе регулирования движения судов
(28.05.2001)
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
25 июня 2001 г. за N 545/5736
С
целью усовершенствования работы служб регулирования движения судов (далее -
СРДС) и в соответствии со статьями 3 и 111 Кодекса торгового мореплавания
Украины
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить Типовое положение о службе регулирования движения судов, которое
прилагается.
2.
Государственный надзор и общее руководство за деятельностью служб регулирования
движения судов осуществляет Министерство транспорта Украины через Главную
государственную инспекцию Украины по безопасности судоходства (далее -
Госфлотинспекция Украины) и капитанов портов.
3.
Руководителям морских торговых портов и государственного предприятия
"Дельта-лоцман" в трехмесячный срок привести Положение о СРДС в
соответствие этому Типовому положению.
4.
Государственному департаменту морского и речного транспорта (Зубков В.О.),
после государственной регистрации этого приказа в Министерстве юстиции Украины,
довести до ведома всех заинтересованных предприятий, учреждений и организаций.
5.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра
транспорта Украины Севрюкова В.В.
Министр
Л.Костюченко
Утверждено
Приказ Министерства транспорта Украины
28.05.2001 N 340
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
25 июня 2001 г. за N 545/5736
Типовое
положение о службе регулирования движения судов
1.1.
Типовое положение о службе регулирования движения судов (далее - Типовое
положение) разработано в соответствии с Кодексом торгового мореплавания
Украины, "Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море
(Лондон, 1974), Резолюцией Международной морской организации (IMO) А.857(20)
"Руководство для служб движения судов" от 27.11.97 и устанавливает
организационно-правовой статус, функции, права и ответственность служб
регулирования движения судов (далее - СРДС), кроме флота рыбной промышленности.
1.2.
СРДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины и законами
Украины, актами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины,
нормативными актами Министерства транспорта Украины, международными договорами
Украины, настоящим Положением.
2.1.
Зона действия СРДС - район, в границах которого СРДС выполняет закрепленные за
нею функции.
2.2.
Навигационная помощь (радиолокационное проведение) - услуга СРДС, которая
предоставляется в сложных гидрометеорологических условиях или при выходе из
строя или отсутствии на судне необходимых навигационных приборов путем передачи
информации, которая будет содействовать принятию соответствующих решений
капитаном судна относительно безопасного плавания этого судна.
3.1.
СРДС создается Министерством транспорта Украины (далее - Минтранс Украины) в
соответствии с Кодексом торгового мореплавания Украины.
3.2.
Региональные СРДС могут создаваться как государственные предприятия, которые
осуществляют функции регулирования движения судов и лоцманского обслуживания.
3.3.
Целесообразность создания или усовершенствования существующей СРДС
обосновывается технико-экономическими исследованиями. Обоснование направляется
для рассмотрения и предоставления выводов в Главную государственную инспекцию
Украины по безопасности судоходства (далее - Госфлотинспекция Украины).
3.4.
Зона действия СРДС и порядок движения судов в ней устанавливается правилами
плавания в этой зоне, которые утверждаются Минтрансом Украины по согласованию с
Госфлотинспекцией Украины.
В
зависимости от зоны действия СРДС делятся на:
-
портовые СРДС, что обслуживают суда на акватории порта и на подходах к нему;
-
региональные (прибрежные) СРДС, что обслуживают суда в прибрежных водах и узостях
или в смежных акваториях нескольких морских или морских и речных портов.
Зона
действия СРДС при необходимости делится на сектора, количество которых должно
быть минимальным. Границы зон и секторов не должны проходить через места, где
суда обычно меняют курс или маневрируют, или где они приближаются к районам
схождения, точкам соединения путей или перекрещивания движения судов. Общие
участки для двух смежных зон или секторов должны составлять не менее чем одну
милю.
3.5.
В зависимости от протяженности зоны действия, навигационных и
гидрометеорологических условий, количества портов, которые обслуживаются,
интенсивности движения судов, количества постов регулирования движения судов
(подцентров), автоматических радиолокационных постов, которые входят в состав
СРДС, оснащенности техническими средствами, а также функций, которые
выполняются, СРДС предоставляется соответствующая классификационная категория.
Порядок
проведения осмотра и предоставления СРДС классификационной категории
утверждаются Минтрансом Украины.
3.6.
Содержание СРДС осуществляется за счет средств от сбора за услуги СРДС в
соответствии с приказом Министерства транспорта Украины от 15.12.2000 N 711
"О внесении изменений и дополнений в сборы и платы за услуги, которые
предоставляются судам в морских портах Украины", зарегистрированным в
Министерстве юстиции Украины 10 января 2001 года за N 5/5196.
3.7.
Работой СРДС руководит начальник, который назначается на должность в
соответствии с действующим законодательством. Штатное расписание и численность
СРДС устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Украины.
3.8.
Предприятие, которому подчинена СРДС, на основании Типового положения
разрабатывает и, по согласованию с Госфлотинспекцией Украины, утверждает
положение о СРДС, устанавливает технологию выполнения работ для повседневной
деятельности и для аварийных ситуаций в виде инструкций и планов действий.
При
разработке технологии выполнения работ предприятие, которому подчинена СРДС,
должно учитывать рекомендации Резолюции IMO А.857(20) "Руководство для
служб движения судов" и Международной ассоциации маячных служб
"Руководство для СРДС" 1998 года.
4.1.
СРДС создаются для предоставления услуг по регулированию движения судов,
которые находятся в зоне действия СРДС, с целью обеспечения безопасности
мореплавания, эффективности судоходства, охраны человеческой жизни на море,
предотвращения загрязнения окружающей среды с судов.
4.2.
В зависимости от установленной зоны действия, навигационных и гидрометеорологических
условий, интенсивности движения судов и оснащенности техническими средствами
СРДС осуществляют такие функции:
4.2.1. Выявление
судов на подходах к зоне действия СРДС, установление связи с ними, получение и
регистрация необходимых данных о каждом судне.
4.2.2.
Информационное обеспечение мореплавания путем передачи на суда
гидрометеорологической информации, сведений об изменениях в работе средств
навигационного оснащения (далее - СНО), о смещении плавучих СНО со штатных мест
и другой навигационно-гидрографической и гидрологической информации в зоне
действия СРДС, информации о состоянии движения в зоне действия СРДС и факторах,
которые усложняют плавание.
Информация
передается на суда по объявленному расписанию, по запросу судна или по
инициативе СРДС.
4.2.3.
Организация и контроль за движением судов путем установления режима движения
судов, предоставление судам рекомендаций, которые касаются очередности
движения, времени начала движения, маршрута, скорости и интервалов движения,
места якорной стоянки, а также предупреждения о нарушении судами правил
плавания в этой зоне, предупреждения судов в случае развития ситуации опасного
сближения с другими судами и предоставления рекомендаций относительно избежания
опасности столкновения, предупреждения судна в случае отклонения его от
безопасного маршрута плавания и возвращения к указанному маршруту.
4.2.4.
Предоставление навигационной помощи (радиолокационное проведение) путем:
-
передачи информации о положении судна относительно навигационного ориентира,
фарватера, промежуточных пунктов маршрута; о курсе и скорости судна
относительно грунта;
-
предоставления рекомендаций судну относительно изменения курса или скорости;
-
передачи информации об идентификационных данных, позициях и намерениях других судов,
а также предупреждения этих судов.
Навигационная
помощь предоставляется по запросу капитана судна или самостоятельно СРДС в
соответствии с правилами плавания в этой зоне.
4.2.5.
Содействие аварийно-спасательным, буксирным, дноуглубляющим и другим специальным
работам, которые осуществляются в зоне действия СРДС.
4.2.6.
Установление связи между судами, береговыми организациями и службами по
вопросам, связанным с обеспечением безопасности движения судов.
4.2.7. Сбор,
обработка, регистрация и хранение информации о судах.
4.2.8.
Взаимодействие со смежными СРДС, лоцманскими, буксирными,
аварийно-спасательными и другими службами, которые содействуют мореплаванию в
зоне действия СРДС.
5. Порядок
обслуживания и взаимоотношения СРДС с судами
5.1.
СРДС обслуживает суда в такой последовательности:
-
аварийные суда и суда, которые направляются для оказания помощи;
-
паромы и пассажирские суда, которые следуют по расписанию;
-
суда со скоропортящимся грузом;
-
суда с опасным грузом;
-
линейные суда;
-
другие суда - согласно поступлению заявок и в соответствии с установленным
графиком движения.
5.2.
Связь между СРДС и судами осуществляется в соответствии с Регламентом
радиосвязи. Все суда в зоне действия СРДС должны нести постоянную радиовахту на
рабочих каналах СРДС, которые установлены правилами плавания в этой зоне.
5.3.
Обмен информацией между СРДС и судами, а также записи, которые касаются
взаимодействия СРДС с судами, безопасности мореплавания и охраны окружающей
среды осуществляются на украинском, русском или английском языках.
Во
всех случаях рабочий язык, который используется во время предоставления услуг,
должен обеспечивать четкое взаимопонимание между СРДС и судами.
5.4.
Для унификации радиопереговоров должен использоваться стандартный морской
навигационный словарь-разговорник IMO и, в случае необходимости, -
международный свод сигналов.
5.5.
В случае отсутствия радиосвязи между судном и СРДС передача сообщений на судно
осуществляется при помощи других средств связи или через суда-посредники.
5.6.
Во время захода судна в зону действия СРДС капитан этого судна должен
предоставить СРДС сведения о судне.
5.7.
Судно должно подтвердить через средства связи то, что оно получило рекомендации
и указания СРДС и будет следовать им. Если капитан судна считает невозможным
следовать рекомендациям и указаниям СРДС, то он должен немедленно известить об
этом СРДС, а также о своих дальнейших действиях.
5.8.
Предоставление услуг судну СРДС не снимает с капитана судна ответственности за
безопасность плавания судна и защиту окружающей среды и не освобождает его
воспользоваться услугами государственного морского лоцмана в районе
обязательного лоцманского проведения.
В
случае выполнения действий на основании рекомендаций и указаний, которые
получены от СРДС, решения относительно непосредственного управления судном и
обеспечения безопасности его плавания остаются за капитаном судна.
5.9.
Порядок предоставления навигационной помощи согласовывается СРДС с судном.
Время начала и окончания навигационной помощи должно быть подтверждено обеими
сторонами и зарегистрировано в журнале регистрации сведений о судне. При
предоставлении навигационной помощи судно подтверждает получение от СРДС
информации и рекомендаций и сообщает ей о действиях через средства связи,
которые оно начинает.
Порядок
предоставления СРДС навигационной помощи судам координируется с лоцманской
службой, которая осуществляет лоцманское проведение судов в зоне действия СРДС.
5.10.
Границы зоны действия СРДС, пути и порядок движения судов в этой зоне и их
взаимодействия с СРДС, услуги СРДС и степень их обязательности, перечень
рабочих каналов радиосвязи, сведения, которые передают суда в СРДС,
предусматриваются правилами плавания в этой зоне.