МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ
Приказ
N 110
О катастрофе теплоходу "Память Меркурия" и меры по обеспечению
безопасности судоходства
(от 22.02.2001)
26.01.2001
г. в 00 год. теплоход "Память Меркурия" малого совместного
предприятия (МСП) "Сата", который осуществлял еженедельный
пассажирский рейс по маршруту Евпатория - Стамбул - Евпатория, вышел из
Стамбула.
Установлено,
что на момент выхода судна из порта на его борту находилось 27 членов экипажа,
25 пассажиров и 324 т груза.
Общий
дедвейт судна вместо допустимых 270 т составлял 487 т. Вследствие перегрузки и
неправильного размещения груза судно было неустойчивым, грузовая марка была
утоплена на 50 см. Невзирая на это, капитан по настоянию судовладельца принял
решение о выходе в море.
После
выхода судна из пролива Босфор в Черное море, его крен достигал от 4 до 8
градусов. Капитан доложил представителю компании, что по своей устойчивости
судно находится в немореходном состоянии, однако тот на это никак не
среагировал.
Попытку
экипажа выровнять и стабилизировать крен судна путем перекачки балласта
положительных результатов не дали.
Одновременно
теплоход "Память Меркурия", невзирая на ограничение районов плавания,
осуществлял переход в п. Евпатория за пределами 20-мильной прибрежной зоны.
Приблизительно
до 18 час. 40 мин. 26.01.2001 г., вследствие смещения части груза судно совсем
утратило устойчивость и наклонилось на 18 градусов на правый борт.
Из-за
того, что отдельные иллюминаторы не были закрыты и загерметизированы, забортная
вода стала поступать в каюты. Крен судна продолжал увеличиваться и оно затонуло
приблизительно в 19 час. 10 мин. 26.01.2001 г.
В
результате катастрофы теплохода погибло 3 члена команды и 5 пассажиров, пропали
безвести 4 члена команды и 8 пассажиров, утерян теплоход и груз.
С
целью предупреждения аварийных морских событий и учитывая предложения комиссии
по расследованию причин гибели теплохода "Память Меркурия",
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Государственному департаменту морского и речного транспорта (Зубков В.О.):
1.1. В недельный
срок прекратить действие лицензии на предоставление услуг по перевозке
пассажиров и грузов морским транспортом, выданную "МСП Сата", как
такому, которое не обеспечило надлежащий уровень безопасности судоходства.
1.2. До
01.03.2001 г. предусмотреть в Лицензионных условиях осуществление хозяйственной
деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов речным,
морским транспортом требования по обеспечению безопасности судоходства.
1.3. Разработать
и представить на утверждение Минтрансу Украины проекты:
1.3.1. До
01.09.2001 г. - Правил контроля судов с целью обеспечения безопасности
мореходности.
1.3.2. До
01.06.2001 г. - Порядка предоставления разрешения капитаном порта на выход
судна из порта.
1.3.3. До
01.06.2001 г. - Порядка оформления Инспекцией государственного портового
надзора прибытия судов в порт и выхода из порта.
1.3.4. До
01.04.2001 г. - Порядка проведения поисково-спасательных работ (разработанного
с учетом требований Международной конвенции о поиске и спасании 1979 г.
(SAR-79) ( 995_138 ).
1.3.5. До
01.04.2001 г. - Положение о проверке знаний должностных лиц, которые
осуществляют государственный надзор за обеспечением безопасности судоходства на
морском и речном транспорте.
1.3.6. До
15.04.2001 г. - Положение об учете и порядке расследования аварийных морских
событий (предусмотрев в Положении учет события "неприбытие судна в пункт
назначения или потеря с ним связи").
1.3.7. До
01.04.2001 г. - Порядка информирования Укрморречфлота и Госфлотинспекции
Украины со стороны Черноморско-Азовского управления буксирно-спасательного и
специализированного флота (ЧАУБРСФ) и морских портов о состоянии судов и
оборудования, которые используются для аварийно-спасательных работ.
1.4. До
15.04.2001 г. изучить вопрос и предоставить предложения о целесообразности
оборудования морских судов резервным аварийным буем типа АРБ-406.
1.5. В месячный
срок проработать и подать Минтрансу предложения о целесообразности создания и
внедрения системы судовых извещений согласно требованиям Международной морской
организации (IMO).
1.6. До
01.03.2001 г. вместе с Госфлотинспекцией Украины представить на утверждение
Минтрансу план мероприятий на 2001 г. по развитию системы Глобальной морской
системы связи во время бедствий и для обеспечения безопасности (ГМЗЛБ) и
аварийной связи на внутренних водных путях Украины, в том числе на морских и
речных судах, которые плавают под Флагом Украины.
1.7. До
01.05.2001 г. изучить вопрос и внести предложения о внесении в состав аптечек
коллективных спасательных плавсредств судов эффективных лекарственных
препаратов для сохранения жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.
1.8. Во втором
полугодии 2001 г. доложить на коллегии Минтранса о состоянии выполнения
мероприятий комиссии по расследованию причин катастрофы теплоходу "Память
Меркурия", этого приказа и поручений Президента Украины от 07.02.2001 г. и
Кабинета Министров Украины от 14.02.2001 г. N 1847/2 о повышении безопасности
судоходства.
1.9. За
самоустранение от выполнения работ по поиску и спасанию теплохода "Память
Меркурия" разорвать в установленном порядке контракт с начальником
Черноморско-Азовского управления буксирно-спасательного и специализированного
флота Березовским Б.П. и доложить Минтрансу до 20.03.2001 г.
1.10. За
несвоевременное выполнение задач комиссии по расследованию причин катастрофы
теплохода "Память Меркурия" объявить выговор директору
государственного предприятия "Морком" Московка О.В. и доложить
Минтрансу в 20.03.2001 г.
2.
Госфлотинспекции Украины (Чайковский Л.П.):
2.1. Провести сплошную
проверку судоходных компаний Украины, независимо от форм собственности, суда
которых осуществляют плавание в Черном море, относительно соответствия их
требованиям Международного кодекса управления безопасной эксплуатацией судов и
предотвращения загрязнения (Резолюция IMO A.741(18), Международной конвенции об
охране человеческой жизни в море (SOLAS-74), Международной конвенции по
предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78), Кодекса торгового
мореходства Украины.
О результатах
проверки доложить Минтрансу до 01.07.2001 г. и до 01.01.2002 г.
2.2. До
01.09.2001 г. разработать и представить на утверждение в Минтранс формы
статистической отчетности об осуществлении надзора за безопасностью
судоходства.
2.3. До
01.09.2001 г. разработать ориентировочный перечень и план на 2001 - 2005 гг.
подготовки нормативных актов, направленных на выполнение в Украине требований
международных конвенций по вопросам безопасности судоходства и подать на
согласование Минтрансу.
2.4. В месячный
срок подготовить проект постановления Кабинета Министров Украины по обеспечению
безопасности судоходства на предприятиях всех форм собственности, которые
выполняют функции портов.
2.5. Рассмотреть
вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности согласно действующему
законодательству лиц, ответственных за осуществление государственного надзора в
судоходных компаниях и контроль за работой капитанов портов и инспекций
государственного портового надзора, которые неподобающим образом выполняли свои
функциональные обязанности и проинформировать Минтранс до 15.03.2001 г.
2.6. За
неподобающее выполнение своих должностных обязанностей по вопросам поиска и
спасения во время ликвидации последствий катастрофы теплохода "Память
Меркурия" освободить с занимаемой должности начальника Государственного
морского спасательно-координационного центра Данильченко Б.Д. в установленном
порядке.
2.7. В месячный
срок подать Министерству транспорта кандидатуру для назначения на должность
капитана Евпаторийского морского торгового порта.
3.
Капитанам морских торговых и речных портов Украины:
3.1. Установить
эффективный контроль за соблюдением правил погрузки судов, наличием и
соблюдением установленного порядка радиосвязи между судном и судновладельцом,
наличием и исправностью судовых аварийных средств связи.
3.2.
Осуществлять постоянный контроль за соблюдением маршрутов плавание судов,
которые имеют ограничение относительно морских районов плавания (с проверкой
записей в судовом журнале, прокладка маршрута на картах и другой достоверной
информации) и проверять наличие и достоверность планов перехода на рейс.
В
случае выявления нарушений судами принимать о них меры, предусмотренные
законодательством, информировать Госфлотинспекцию Украины и предоставлять
необходимые материалы проверок.
4.
Департаменту безопасности транспорта и технической политики (Петрашевский О.Л.)
в первом полугодии 2001 г. проверить организацию работы и осуществление
контроля и надзора за безопасностью судоходства.