Циркулярное
письмо
MSC/CIRC.1132
РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ГЛАВЫ XI-2 КОНВЕНЦИИ СОЛАС И КОДЕКСА ОСПС
(принято
10 декабря 2004 г.)
1.
Комитет по безопасности на море (Комитет) на своей 79 сессии (1 - 10 декабря
2004 г.), признавая необходимость в дополнительной информации в помощь
Договаривающимся правительствам и морской отрасли при проведении в жизнь новой
главы XI-2 Конвенции СОЛАС и Кодекса ОСПС и обеспечении соответствия их требованиям,
выработал Руководство по выполнению требований главы XI-2
Конвенции СОЛАС и Кодекса ОСПС, представленное в Приложении.
2.
После вступления в силу 1 июля 2004 г. специальных мер по повышению
безопасности на море Руководство выходило в свет в нескольких вариантах
вследствие применения или интерпретации требований главы ХІ-2 Конвенции СОЛАС и Кодекса ОСПС.
3.
Комитет напоминает Договаривающимся правительствам Конвенции СОЛАС и всем, кто
может быть вовлечен в применение или интерпретацию положений по специальным
мерам по повышению безопасности на море, что в пункте В/1.5 Кодекса ОСПС всем пользователям Кодекса ОСПС рекомендуется:
"ничто в
части В данного Кодекса не должно восприниматься или истолковываться в
противоречии с какими бы то ни было положениями главы ХІ-2 или части А данного Кодекса, положениям
которых всегда должно отдаваться предпочтение в случае любого непреднамеренного
противоречия, которое может содержаться в данной части Кодекса. Положения,
содержащиеся в данной части Кодекса, всегда должны восприниматься,
истолковываться и применяться в согласии с намерениями, целями и принципами,
определяемыми главой ХІ-2 и частью А данного
Кодекса."
4.
Комитет обращается с просьбой к Договаривающимся правительствам Конвенции
СОЛАС, международным организациям и неправительственным организациям, имеющим
консультативный статус, довести представленное в Приложении Руководство до
сведения назначенных властей, Администраций и всех заинтересованных сторон и
ответственных за выполнение специальных мер по повышению безопасности на море.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ГЛАВЫ XI-2 КОНВЕНЦИИ СОЛАС И КОДЕКСА ОСПС
УСТАНОВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ
ОХРАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УРОВНЯМ ОХРАНЫ
1.
Уровни охраны могут быть установлены только Договаривающимися правительствами
Конвенции СОЛАС {Договаривающимися правительствами).
2.
В соответствии с положениями правила XI-2/3
Конвенции СОЛАС об Обязательствах Договаривающихся правительств в отношении
охраны, Договаривающиеся правительства, выступающие в роли Администраций,
устанавливают уровни охраны для своих судов (правило ХI-2/3.1
Конвенции СОЛАС), Договаривающиеся правительства устанавливают также уровни
охраны для портовых средств в пределах своей территории и для судов перед
входом в порт или в то время как они находятся в порту на своей территории
(правило XI-2/3.2 Конвенции СОЛАС).
3.
Администрации должны обеспечить, чтобы информация об уровне охраны
предоставлялась на суда, имеющие право плавать под флагом их государства, а
Договаривающиеся правительства должны обеспечить, чтобы информация об уровне
охраны предоставлялась портовым средствам, расположенным на их территории, и на
суда перед входом в порт и на суда, находящиеся на их территории. Информация об
уровне охраны должна приводиться на уровень современности в соответствии с
обстоятельствами.
4.
В соответствии с правилом XI-2/7 Конвенции СОЛАС об
Угрозе для судов Договаривающиеся правительства устанавливают уровни охраны,
применимые к их территориальному морю, и должны обеспечить предоставление
информации об уровне охраны на суда, совершающие плавание в их территориальном
море или сообщившие о своих намерениях войти в их территориальное море. Именно
на судне должны определять: какое действие предпринять после получения
информации об уровне охраны применительно ко всему территориальному морю или к
его части.
5.
Один и тот же уровень охраны может применяться ко всем судам одной
Администрации или другой уровень охраны может применяться к отдельному судну
или группе судов - на усмотрение Администрации.
6.
Договаривающееся правительство может установить один и тот же уровень охраны
для применения во всех его портах и на всех портовых средствах или может
применять разные уровни охраны к отдельным портам или портовым средствам, к
группе портов или портовых средств или к части портов или портовых средств.
Подобным образом Договаривающееся правительство может установить один и тот же
уровень охраны для применения ко всем на его территориальном море или разные
уровни охраны для применения в разных частях его территориального моря.
7.
В соответствии с правилом XI-2/4.3 Конвенции СОЛАС,
судно, перед тем как войти в порт или когда оно находится в порту на территории
Договаривающегося правительства, должно удовлетворять установленным этим
Договаривающимся правительством требованиям в отношении уровня охраны, если
уровень охраны выше, чем уровень, установленный Администрацией флага судна. В
соответствии с правилом А/7.6 Кодекса ОСПС, суда,
перед тем как войти в порт или в то время как они находятся на территории
Договаривающегося правительства, должны доказать должностному лицу портового
средства, ответственному за охрану, что начали принимать соответствующие меры и
выполнять процедуры, подробно расписанные в плане охраны судна, суда также
должны докладывать обо всех трудностях, с которыми они встречаются при его
выполнении. Уровень охраны на судне никогда не должен быть ниже уровня, применимого
в порту или в портовом средстве, к которому это судно подходит или в котором
находится (пункт В/4.12 Кодекса ОСПС).
8.
Правило XI-2/4.5 СОЛАС требует также, чтобы суда
сообщали, если они не могут соответствовать уровню охраны, установленному их
Администрациями или Договаривающимся правительством и применимому к их судну. В
циркулярном письме MSC/Circ.1097 - "Руководство по выполнению требований
главы XI-2 СОЛАС и Кодекса ОСПС"
представлено дальнейшее руководство по выполнению этого требования.
9.
Если судно, входящее в порт или находящееся на территории порта,
эксплуатируется на уровне охраны, установленном его Администрацией, выше уровня
охраны, установленного Договаривающимся правительством порта, то с должностным
лицом портового средства, ответственным за охрану, должны быть согласованы
мероприятия, обеспечивающие судну возможность продолжать эксплуатироваться на
уровне охраны, установленном его Администрацией. Договаривающееся правительство
или должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, не может
требовать, чтобы судно снизило свой
уровень охраны.
10.
Несмотря на установленный уровень охраны, применимый к судну, порту, портовому
средству или к территориальному морю, при возникновении угрозы или в случае
если инцидент уже происходит, судно или портовое средство должно реагировать на
угрозу возникновения инцидента или на сам инцидент в соответствии с планом
охраны судна или портового средства, не дожидаясь пока Администрация или
Договаривающееся правительство установит более высокий уровень охраны. Тот
факт, что начали реагировать на угрозу или на сам инцидент не может и не должен
означать, что ожидается изменение уровня охраны Администрацией или
Договаривающимся правительством. Судно или портовое средство должно как можно
раньше сообщить в Администрацию и/или Договаривающемуся правительству об угрозе
или о самом инциденте, и о предпринятых действиях.
11.
В соответствии с правилом ХІ-2/10.3 СОЛАС,
Договаривающиеся правительства определяют случаи, когда, по требованию
портового средства, судно должно представлять Декларацию об охране. В разделе А/5.2 Кодекса ОСПС перечислены
случаи, когда судно может потребовать от портового средства заполнения
Декларации об охране. В пунктах В/5.1-В/5.6
Кодекса ОСПС содержится руководство к действиям в
отношении Декларации об охране. Практика требований в отношении заполнения
Декларации об охране или реагирования на требования о заполнении Декларации об
охране должны быть в плане охраны портового средства и практика требований в
отношении Декларации об охране в плане охраны судна.
12.
Хотя судно должно выполнять требование портового средства заполнить Декларацию
об охране, портовое средство может не выполнять требование судна заполнить
Декларацию об охране, хотя требование судна заполнить Декларацию об охране
должно быть подтверждено портовым средством (раздел А/5.3
Кодекса ОСПС). Таким же образом другое судно может не выполнять требование
заполнить Декларацию об охране, хотя оно должно подтвердить получение такого
запроса (раздел А/5.3 Кодекса ОСПС).
13.
Декларация об охране предназначена для использования в исключительных случаях,
обычно в связи с более высоким риском, когда есть необходимость достигнуть
соглашения между портовым средством и судном в отношении мер по охране, которые
должны быть приняты во время взаимодействия судно/порт, так как ни в положениях
плана охраны портового средства ни в положениях плана охраны судна не
предусматривается такая ситуация; или в главе XI-2
СОЛАС, ни в Части А Кодекса ОСПС не рассматриваются
обстоятельства, такие как обстоятельства, перечисленные в разделе А/5.2 Кодекса ОСПС. Должно быть связанное с
охраной обоснование, в связи со спецификой взаимодействия судно/порт или
судно-судно, для того чтобы требовать заполнить Декларацию об охране.
14.
Опыт, полученный с момента вступления в силу специальных мер по повышению
уровня охраны на море, показал, что суда часто требовали заполнения Декларации
об охране, отчасти потому что они опасались запросов о предоставлении
Деклараций об охране в отношении предыдущих портов захода или взаимодействий
судно-судно от должным образом уполномоченными Договаривающимися
правительствами должностными лицами (должным образом уполномоченными
должностными лицами) при осуществления мер контроля и обеспечения соответствия
во исполнение положений правила XI-2/9
СОЛАС. Однако, в то время как судно может запросить заполнения Декларации об
охране, портовому средству или другому судну разрешается не заполнять
Декларацию об охране.
15.
За исключением случаев, когда имеются особые основания для охраны определенного
взаимодействия судно/порт или операции судно-судно, судно не должно требовать
Декларацию об охране. Следует учитывать обстоятельства, перечисленные в разделе
А/5.2 Кодекса ОСПС. Декларация об охране обычно
не заполняется, если судно и портовое средство или другое судно, упомянутое в
Кодексе ОСПС, эксплуатируются на уровне охраны 1.
16.
В соответствии с разделом А/5.2 Кодекса ОСПС, судно
может запросить заполнения Декларации об охране, если:
.1 судно
эксплуатируется на более высоком уровне охраны, чем портовое средство или
другое судно;
.2 между
Договаривающимися правительствами имеется соглашение по Декларации об охране, в
отношении определенных международных рейсов или в отношении определенных судов
на этих рейсах;
.3 существует
угроза охране или если судно или портовое средство оказалось вовлеченным в
инцидент - в зависимости от того, что применимо;
.4 судно
находится в порту, где не требуется наличие и применение одобренного плана
охраны портового средства;
.5 судно проводит
операцию судно-судно с другим судном, на котором не требуется наличие и
выполнение одобренного плана охраны.
17.
Должным образом уполномоченные должностные лица могут проверять Декларации об
охране, которые были заполнены за последние 10 заходов к портовым средствам, и
любые свидетельства того, что запрос судном о заполнении Декларации об охране,
за последние 10 заходов к портовым средствам - если применимо - был подтвержден
портовым средством или другим судном даже если портовое средство или другое судно
не удовлетворили это требование. Должным образом уполномоченные должностные
лица не должны полагать, что суда должны иметь Декларацию об охране с указанием
всех предыдущих портов захода или взаимодействий судно-судно.
НЕОБХОДИМОСТЬ
ЭФФЕКТИВНОГО И НЕПРЕРЫВНОГО ДИАЛОГА И ЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
18. Эффективное и непрерывное сотрудничество
между компанией и лицами командного состава судов, ответственными за охрану, и
должностными лицами портового средства, ответственными за охрану, должным
образом уполномоченными должностными лицами властей, осуществляющими контроль,
очень важен для эффективного выполнения установленного режима охраны,
предусмотренного в главе XI-2 СОЛАС и в Кодексе
ОСПС. Без такого диалога могут возникнуть проблемы, и это может привести к
недоразумениям и риску задержки или к нарушению взаимодействия судно/порт, это
может повлиять отрицательно на способность судового персонала осуществить
эффективный контроль доступа на их судно или выполнить основные связанные с
безопасностью осмотры или учения.
19. В большинстве случаев диалог по связанному
с охраной вопросу будет между судном и должностным лицом портового средства,
ответственным за охрану. Если возникнут проблемы, связанные с ответственностью
власти, осуществляющей на портовом средстве контроль на уровне Правительства,
должностное лицо портового средства, ответственное за охрану должно стремиться
к тому, чтобы облегчить диалог между судном и такими властями, предоставляя,
например, подробные сведения о контакте с соответствующими властями.
20. В том, что такой диалог касается обмена
информацией, связанной с охраной, например, информация по уровню охраны
эксплуатируемого судна, подробные сведения о том каким образом обеспечивается
контроль доступа на судно или расписание связанных с охраной учений, они должны
проводиться безопасными средствами, если возможно, следует избегать передачи
такой информации по УКВ.
21. Требуется, чтобы на всех судах, к которым
применяются глава XI-2 СОЛАС и Кодекс ОСПС, выполнялся контроль соответствующих
средств доступа в соответствии с их планами охраны. Цель такого диалога -
достигнуть согласия по процедурам, которые надлежит выполнять, когда судно
находится в порту. Примеры случаев, когда такой диалог и взаимопонимание
необходимы, включают, не ограничиваясь этим:
- прием/сдача
лоцманов;
- идентификация
стивидора;
- связанные с
обеспечением безопасности судна проверки, проводимые судовым персоналом, когда
ему требуется сойти на берег в непосредственной близости от судна;
- проведение
учений и проверок спасательных средств;
- доступ на
судно для берегового персонала, представителей судовладельца, инспекторов или
аудиторов, персонала, обеспечивающего обслуживание и ремонт, представителей
благотворительных и профсоюзных организаций.
22. Контроль доступа на суда для берегового
персонала, в то время как судно находится в порту, должен регулироваться в
соответствии с положениями соответствующего плана охраны портового средства.
Обстоятельства, при которых доступ на суда через портовое средство ограничен
или запрещен для представителей судовладельцев, инспекторов служб безопасности
или аудиторов, для персонала, обеспечивающего обслуживание и ремонт, для
представителей благотворительных и профсоюзных организаций должны быть
перечислены в плане охраны портового средства и одобрены Договаривающимся
правительством. В общем, все усилия должны быть приложены для облегчения такого
доступа, если только нет особых связанных с охраной оснований, предусмотренных
в плане охраны портового средства.
23.
Кодекс ОСПС требует, чтобы все желающие попасть
на борт судна имели документы, удостоверяющие личность, которые годились бы для
предъявления на судне. Это требование относится к стивидорам и другим портовым
рабочим. Стивидоры и другие рабочие порта должны иметь при себе удостоверения
личности, выданные портовым средством или местными властями, ответственными за
кадры. Договоренность между судном и должностным лицом портового средства,
ответственным за охрану, должна быть такой, чтобы контролировался доступ на
судно стивидоров и других портовых рабочих. В случае если стивидоры или другие портовые
рабочие не имеют при себе удостоверений, выданных либо портовым средством, либо
местной властью, судно может выдать свое временное удостоверение личности,
прежде чем разрешить допуск на судно.
Считывание марок осадки и
проведение связанных с обеспечением безопасности судна проверок
24.
Считывание марок осадки судовым персоналом - важное требование, связанное с
обеспечением безопасности. Требуется, чтобы судовой