Циркулярное письмо
MSC/Circ.1071
РУКОВОДСТВО ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ КРЫШЕК ГРУЗОВЫХ ЛЮКОВ НАВАЛОЧНЫХ СУДОВ, ИХ
ПРОВЕРКАМ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СУДОВЛАДЕЛЬЦАМИ
(принято
5 июня 2003 г.)
1.
Комитет по безопасности на море на своей 76 сессии (2 - 13 декабря 2002 г.)
рассмотрел рекомендации по принятию решений, выработанные несколькими
формальными оценками безопасности (ФОБ) навалочных судов, охватывающими все
аспекты конструкции, оборудования и эксплуатации этих судов. В частности,
признавая, что замена крышек грузовых люков на существующих судах невыполнима
из-за высокой стоимости работ, Комитет решил, что большее внимание следует
уделить механизмам крепления крышек и вопросу горизонтальных нагрузок на них,
особенно в отношении технического обслуживания и ремонта и периодичности
проверок.
2.
Комитет на своей 77 сессии (28 мая - 6 июня 2003 г.), рассмотрев рекомендацию,
выработанную Подкомитетом по конструкции и оборудованию судов на его 46 сессии,
одобрил Рекомендацию по техническому обслуживанию и ремонту и
освидетельствованиям крышек грузовых трюмов навалочных судов, изложенное в
Приложении к данному циркулярному письму.
3.
Правительствам-членам ИМО рекомендуется обеспечить, чтобы компании,
определенные в МКУБ, эксплуатирующие суда под их флагами, были ознакомлены о
необходимости внедрения процедур регулярных проверок, технического обслуживания
и ремонта для механизмов закрытия крышек грузовых люков на существующих
навалочных судах, чтобы обеспечить постоянно надлежащую эксплуатацию и
эффективность, как предусмотрено в приложенном Руководстве.
4.
Правительствам-членам ИМО далее рекомендуется обеспечить, чтобы
классификационные общества, действующие от их имени, которые вовлечены в
освидетельствование крышек грузовых люков навалочных судов также были
ознакомлены с процедурами освидетельствования, очерченными в Руководстве, и
соблюдали их.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ КРЫШЕК ГРУЗОВЫХ ЛЮКОВ НАВАЛОЧНЫХ СУДОВ, ИХ
ПРОВЕРКАМ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СУДОВЛАДЕЛЬЦАМИ
Данное
Руководство предназначается, главным образом, для больших стальных крышек
грузовых люков навалочных судов, к которым применяется глава XII Конвенции СОЛАС. Однако, оно может также
быть полезным для других типов судов с минимальным надводным бортом, имеющим
стальные крышки грузовых люков в местах, открытых для непогоды.
2.1
Последние исследования выявили количественные величины нагрузок волнения,
действующих на бортовые и концевые кромки крышек и комингсы грузовых люков.
Вскрылось, что давление значительного количества воды на палубе, которое
генерирует поперечные нагрузки, значительно превосходит возможности устройств
крепления крышек грузовых люков. Эти силы вызывают значительную нагрузку на стопорные
упоры крышек и устройства крепления, и они только частично компенсируются
силами трения и крепления.
2.2
Прочность устройств крепления крышек люков на всех судах, поэтому, должна быть
пересмотрена Администрацией. Пересмотр должен обеспечить, чтобы непроницаемость
при воздействии моря каждой крышки не ухудшилась, принимая во внимание условия
эксплуатации судна и расположение люка. Если крышки люков или комингсы
подвергаются значительному ремонту, прочность устройств крепления должна
доводиться до соответствующего стандарта новой конструкции.
2.3
Системы гидравлических задраек обычно предпочтительнее ручных на больших
крышках, с точки зрения удобства обращения с ними. Если используется
гидравлическая система задраек, она должна защищаться от освобождения
встроенным устройством механического крепления. Рекомендация 14 МАКО содержит
такой совет.
2.4
Устройства задраивания и крепления должны устраиваться так, чтобы быть четко
видимыми, что облегчило бы проверку надлежащего и полного крепления крышек
грузовых люков в рейсе.
2.5
Изготовителям крышек следует предоставлять рекомендации по безопасной
эксплуатации, проверке, техническому обслуживанию и ремонту каждого типа
установленных крышек, вместе с рекомендованным перечнем запасных частей,
необходимых на судне. Этот документ должен включать рекомендации по
периодической замене компонентов, подверженных износу или старению. Лист учета
технического обслуживания и ремонта также должен предоставляться для учета
проверок судовладельцем и планирования технического обслуживания и ремонта в
соответствии с Международным кодексом по управлению безопасностью (МКУБ).
3. Техническое обслуживание и ремонт крышек
грузовых люков и систем открытия, закрытия, крепления и задраивания
3.1
Недостаток непроницаемости при воздействии моря может быть результатом:
.1 нормального использования
системы крышки люка, такое как деформация комингса люка или крышки из-за удара,
износа фрикционных прокладок, где они установлены, или износа задраивающего
устройства, которые могут быть устранены ремонтом для восстановления
первоначального состояния; или
.2 отсутствием технического
обслуживания, такое как коррозия листов и ребер жесткости из-за нарушения
окраски, отсутствия смазки движущихся частей; задраек, уплотнений в соединениях
и резиновых уплотнений, нуждающихся в замене, или замененных неподходящими
деталями.
3.2
Отсутствие надежности крышек люков может быть частично связано с повреждением
или износом крепежных устройств и неверным сочленением, отсюда - неправильное
распределение нагрузки в системе задраивания крышек.
3.3
Судовладельцы и операторы должны учредить программу технического обслуживания.
Это обслуживание должно быть направлено на:
.1 защиту открытых непогоде
поверхностей обшивки и ребер жесткости крышек люков и комингсов, чтобы
сохранить общую конструкционную прочность;
.2 сохранение поверхностей
направляющих роликовых крышек и уплотнительных прутков и других стальных
изделий, принимающих нагрузку от прокладок или резиновых уплотнений, учитывая,
что поверхность и правильный профиль, являются важными для снижения скорости
износа этих компонентов;
.3 техническое обслуживание
гидравлической или механической систем открытия, закрытия, крепления и
задраивания в соответствии с инструкциями изготовителя;
.4 поддержание ручных
задраек в соответствующих местах, с их заменой при значительном износе или
потере их способностей;
.5 замену прокладок и других
расходных компонентов в соответствии с рекомендациями производителя, принимая
во внимание необходимость их наличия на судне или получение их с необходимой
спецификацией, и что прокладки рассчитаны на конкретную степень сжатия,
твердость, противостояние износу и химическому воздействию; и
.6 сохранение в рабочем
состоянии дренажных стоков, если они установлены, принимая во внимание, что
любые стоки, установленные с внутренней стороны уплотнений должны иметь
невозвратные клапаны для предотвращения поступления воды в трюмы при ударе
волн.
3.4
Рекомендуется, чтобы замена таких компонентов как уплотнения, задрайки
производилась в комплекте для секции крышки люка, для равномерного
распределения нагрузок.
3.5
Судовладельцам и операторам рекомендуется вести регистрацию технического
обслуживания и замены компонентов, для облегчения проведения Администрацией
обязательных освидетельствований. Все значительные ремонты предпринимаются
только после консультации с производителем люковых крышек и с одобрением
Администрации. Планы технического обслуживания люковых крышек должны быть
частью судовой системы управления безопасностью, как указано в МКУБ.
3.6
Если спектр перевозимых грузов требует различных прокладочных материалов, на
судне должен быть выбор прокладочного материала необходимой спецификации,
дополнительно к другим запасным частям.
3.7
При каждой операции с крышкой люка, крышка и особенно - опорные поверхности и
устройства стоков должны быть чистыми, насколько это практически возможно.
3.8
Особое внимание обращается на опасность выхода в море с незакрепленными
крышками люков. Крепление всех крышек должно всегда завершаться до начала
морского перехода. В рейсе, особенно в загруженном состоянии, устройства
крепления крышек и надежность задраек должны проверяться, особенно в ожидании
плохой погоды и при последующем ее наступлении.
3.9
Контейнеры и другие грузы не должны размещаться на крышках люков, если они не
предназначены и не одобрены для этого. Найтовы не должны крепиться к крышкам
или комингсам, если они не спроектированы на соответствующие усилия в найтовах.
Поэтому, очень важно при погрузке грузов на палубу проконсультироваться с
наставлением по креплению груза.