Циркулярное письмо MSC/Circ.1045
Руководство по уходу за судовыми
асбестосодержащими материалами и контролю их состояния
(принято
21 мая 2002 г.)
1.
Комитет по безопасности на море на своей 75 сессии (15-24 мая 2002 г.) одобрил
Руководство по уходу за судовыми асбестосодержащими материалами и контролю их
состояния, приведенное в Приложении.
2.
Данное Руководство предназначено для того, чтобы ориентировать Администрации,
компании, моряков и всех остальных, кто тесно связан с эксплуатацией судов, в
отношении обращения с асбестом на борту находящихся в эксплуатации судов,
основная цель чего - свести к минимуму воздействие асбестового волокна на
пассажиров, экипаж, ремонтные бригады, технический обслуживающий персонал в
порту и т.д.
3.
Государствам-членам ИМО предлагается применять прилагаемое Руководство, когда
дело касается асбеста на находящихся в эксплуатации судах. Государствам-членам
ИМО предлагается также довести данное Руководство до сведения всех, кого это
касается, в частности, компаний, моряков, операторов судов и судоремонтной
отрасли.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ПО УХОДУ ЗА СУДОВЫМИ АСБЕСТОСОДЕРЖАЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ И КОНТРОЛЮ ИХ
СОСТОЯНИЯ
1.1
Данное Руководство имеет целью ориентировать Администрации, компании,
определенные в правиле IX/1 Конвенции СОЛАС,
моряков и всех остальных, кто тесно связан с эксплуатацией судов, в отношении
обращения с асбестом на борту находящихся в эксплуатации судов.
1.2
Данное Руководство не касается других связанным с асбестом аспектов, которые
уже охвачены работой других международных организаций (информация для связи с
Международной организацией труда (МОТ) и Всемирной организацией здравоохранения
(ВОЗ) приведена в Приложении 2).
2.1
Данное Руководство не применяется к судам, имеющим асбест в рамках разрешенного
правилами II-1/3-5.2.1, 3-5.2.2 и 3-5.2.3
Конвенции СОЛАС.
2.2
Назначением данного Руководства является оказание помощи в создании программы
по уходу и контролю, а главной целью - сведение к минимуму воздействия асбестового
волокна на людей на борту (пассажиров, экипаж, ремонтные бригады, технический
обслуживающий персонал в порту) при нахождении судна "в эксплуатации"
(т.е. в противоположность его нахождению в состоянии ремонта или докования с
минимальным количеством членов экипажа или только с береговым персоналом на
борту).
2.3
В данном Руководстве рассматриваются следующие три вопроса:
.1 общая подверженность
экипажа (пассажиров) воздействию асбеста, который может присутствовать на
судне;
.2 более непосредственная
подверженность членов экипажа, работающих в местах, где имеется веский повод
полагать, что там присутствует асбест или асбестовое волокно; и
.3 особая подверженность
членов экипажа и других работников при обслуживании или ремонте оборудования
или систем, о которых известно, что они содержат изоляционные материалы на
основе асбеста.
2.4 Плановый ремонт или
удаление таких материалов должны обычно проводиться специалистами, а не
экипажем. В случаях, когда экипажем выполняется срочный ремонт в море, должны
приниматься перечисленные в Приложении 1
специальные меры. Должен быть разработан порядок действий по безопасному
содержанию асбестового мусора на судне, до того как он сможет быть переправлен
на берег и уничтожен там.
2.5 Положения данного
Руководства не относятся к каким бы то ни было военным кораблям, военно-морским
вспомогательным или другим судам, находящимся в государственной собственности
или эксплуатируемым государством и в данное время используемым только на
государственной некоммерческой службе. Тем не менее, каждое владеющее такими
кораблями или судами или эксплуатирующее их государство должно, посредством
принятия надлежащих мер, не наносящих ущерба их эксплуатации или эксплуатационным
возможностям, обеспечить, в меру приемлемости и практической целесообразности,
совместимость таких кораблей и судов с положениями данного Руководства.
В
своей системе управления безопасностью (разработанной в соответствии с МКУБ)
Компания должна предусмотреть вопросы ухода за судовыми асбестосодержащими
материалами и контроля их состояния, включая назначение лица, ответственного за
выполнение программы по асбесту.
4. Перечень асбестосодержащих материалов и
оценка их состояния
4.1
Компания должна обеспечить проведение первоначального осмотра судна
квалифицированным специалистом для установления возможного наличия
асбестосодержащих материалов на борту и, при наличии таковых, для установления
их местоположения и оценки состояния. Такой осмотр должен послужить основой для
учреждения эффективной программы ухода и контроля применительно к судовому
асбесту.
4.2 В случае
асбестосодержащих листовых, ленточных* покрытий или подволоков, их состояние
должно оцениваться посредством заполнения контрольного перечня, приведенного
в Дополнении 1, охватывающего, в частности,
посещаемость пассажирами и членами экипажа места расположения этих материалов
и изделий, степень их разрушения, подверженность ударам и вибрации, а также
присутствие воздушных потоков в этом месте. Одним из средств более полной
оценки воздушной среды на борту может быть взятие проб воздуха и замер пыли.
Для заключения относительно степени сохранности этих материалов должна
применяться форма оценки, приведенная в Дополнении 2.
5. План ухода за асбестосодержащими
материалами и контроля их состояния
5.1
Если установлено присутствие асбестосодержащего материала, то, на основании
данных осмотра и оценки, для судна должен быть разработан план ухода за этим
материалом и контроля его состояния. План должен внедряться и проводиться
добросовестно, и должен включать элементы, содержащиеся в Приложении 1.
5.2
В случае асбестосодержащих листовых, ленточных покрытий или подволоков,
компания, в зависимости от упомянутого в пункте 4.2 заключения, должна установить надлежащие предельные
значения и графики принятия необходимых мер по ремонту или ограничению
воздействия этих покрытий, с учетом национальных норм.
6. Ограничение воздействия, плановый ремонт и
удаление асбестосодержащих материалов
6.1
Следует избрать меры ограничения воздействия и проводить их по мере
необходимости. В некоторых случаях, в связи с состоянием асбестосодержащих
материалов или приближающимся ремонтом или переоборудованием судна, компания
может принять отличные от избранных меры ограничения воздействия судовых
асбестосодержащих материалов. Меры ограничения воздействия могут включать
нанесение на асбестосодержащие материалы связывающего покрытия для предотвращения
отделения волокон, изолирование пространства вокруг асбестосодержащих
материалов от проникновения воздуха, покрытие асбестосодержащих материалов
твердой изолирующей оболочкой, а также их ремонт или удаление. Для принятия
любой из этих мер должны избираться квалифицированные, обученные и опытные
подрядчики. От компании, имеющей дело с асбестосодержащими материалами,
требуется осведомленность о национальных и местных законодательных нормах,
касающихся смягчения воздействия этих материалов.
6.2
При проведении работ, требующих удаления асбестосодержащих материалов, эти
материалы должны быть выгружены с судна. По завершении работы, компания должна,
до приведения помещений в исходное состояние, выполнить замер пыли при
демонтированном устройстве изолирования пространства вокруг этих материалов.
Если следствием ремонта не является полное удаление асбестосодержащих
материалов, то компания должна осуществлять регулярный надзор за ними с
устанавливаемыми ею надлежащими промежутками, не превышающими, однако, 3 лет.
Приложение 1.
ПЛАН УХОДА И КОНТРОЛЯ
Действенный
план ухода и контроля должен включать следующие элементы:
План,
предусматривающий информирование всех, кто подвергается воздействию
асбестосодержащих материалов, о местонахождении таких материалов и о том,
почему не следует их тревожить.
Регулярный
надзор за асбестосодержащими материалами с целью обнаружения, оценки и
регистрации любых изменений их состояния.
Планом
ухода и контроля должна быть предусмотрена система контроля любой работы, в
ходе которой может быть потревожен асбестосодержащий материал.
План
ухода и контроля должен фокусироваться на наборе специальных мер. Характер и
объем каких бы то ни было специальных мер должен отвечать степени риска, связанного
с тем, что асбестосодержащий материал будет потревожен и волокна асбеста
попадут в воздух. В целом, различаются четыре обобщенные категории специальных
мер:
.1 планы обеспечения
адекватной защиты членов экипажа от воздействия асбеста в процессе обычной
деятельности по техническому обслуживанию и ремонту;
.2 основополагающие действия
и процедуры ухода, имеющие целью сведение к минимуму и (или) предотвращение
распространения асбестового волокна;
.3 повседневные и
специальные действия и методы очистки от асбестового волокна;
.4 порядок действий,
направленных на сведение к минимуму распространения асбестового волокна по
судну в случаях его выброса.
В
последнем случае порядок действий должен быть разным, в зависимости от места
значительного выброса, количества причастного к этому асбестосодержащего
материала, объема выброса, связи между асбестосодержащим материалом и
системами управления потоками воздуха, а также от того, является ли место
выброса доступным для посещения пассажирами и членами экипажа.
Вся
судовая документация по обращению с асбестом должна храниться в постоянных
подшивках. Кроме того, могут существовать национальные правила, касающиеся
членов экипажа, участвующих в связанных с асбестом работах, которые могут
требовать от работодателя хранения медицинских документов и документов
персонального отбора проб воздуха для каждого члена экипажа, в связи с чем
должны быть предусмотрены положения, предусматривающие выполнение таких
правил.
Обучение
личного состава является одним из ключевых факторов успешного выполнения плана
по уходу и контролю. Недостаточность обучения может иметь результатом то, что
действия с асбестом и задачи по уходу за ним не будут выполняться должным
образом, приводя к более высоким, чем следует, уровням присутствия асбестового
волокна в воздухе и к увеличению риска для членов экипажа и пассажиров. Уровень
обучения может быть различным:
.1 ознакомительное обучение
для личного состава, участвующего в деятельности, в ходе которой могут быть
случайно потревожены асбестосодержащие материалы;
.2 обучение специальным
действиям и методам личного состава, участвующего в выполнении задач общего
ухода и, время от времени - ремонта, при котором может быть потревожен
асбестосодержащий материал; и
.3 обучение тех лиц, кому
это может понадобиться, работе по ограничению воздействия асбеста. Этот уровень
обычно не требуется от членов экипажа.
Дополнение
1.
КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АСБЕСТОСОДЕРЖАЩИХ ЛИСТОВЫХ, ЛЕНТОЧНЫХ
ПОКРЫТИЙ И ПОДВОЛОКОВ
(заполняется по каждому отсеку)
Название судна |
|
Дата проверки |
|
Отсек |
|
Назначение
отсека |
|
В
зависимости от заключения (см. Дополнение 2) |
|
1. |
Периодическая
проверка степени сохранности материалов |
2. |
Контроль уровней
запыленности |
3. |
Работы |
Характеристики
изолирующих конструкций |
||
Водонепроницаемые |
[] |
1 |
Водопроницаемые |
[] |
В соответствии с
Дополнением 2 |
ТАБЛИЦА
КРИТЕРИЕВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОНТРОЛЬНОМ ПЕРЕЧНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ О СОСТОЯНИИ:
ЛИСТОВЫЕ
ПОКРЫТИЯ |
ЛЕНТОЧНЫЕ
ПОКРЫТИЯ |
ПОДВОЛОКИ |
Состояние
поверхности и разрушенность Материал в плохом состоянии или не
закреплен Материал с нанесенным покрытием или без
него, местами разрушенный Материал без покрытия и пропитки, в хорошем
состоянии Пропитка или покрытие поверхности в
хорошем состоянии |
Степень
разрушенности В плохом
состоянии Местами
разрушено В хорошем
состоянии |
Состояние
поверхности и разрушенность В плохом
состоянии Местами разрушено В хорошем
состоянии |
Состояние
конструкций Изолирующие
конструкции водопроницаемы Изолирующих конструкций нет |
|
|
Подверженность
изделия действию воздушных потоков (включая,
подволоки и т.д., в зависимости от общей ситуации) Низкая Средняя Высокая |
||
Подверженность
изделия ударам и вибрации Низкая Средняя Высокая |
Дополнение
2.
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ СОХРАННОСТИ ЛИСТОВЫХ, ЛЕНТОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ И ПОДВОЛОКОВ
_______________
* Не применимо к подволокам.