MSC/Circ.1045 Руководство по уходу за судовыми асбестосодержащими материалами и контролю их состояния

 

Циркулярное письмо MSC/Circ.1045

 Руководство по уходу за судовыми асбестосодержащими материалами и контролю их состояния

(принято 21 мая 2002 г.)

 

1. Комитет по безопасности на море на своей 75 сессии (15-24 мая 2002 г.) одобрил Руководство по уходу за судо­выми асбестосодержащими материалами и контролю их со­стояния, приведенное в Приложении.

 

2. Данное Руководство предназначено для того, чтобы ориентировать Администрации, компании, моряков и всех остальных, кто тесно связан с эксплуатацией судов, в отно­шении обращения с асбестом на борту находящихся в экс­плуатации судов, основная цель чего - свести к минимуму воздействие асбестового волокна на пассажиров, экипаж, ремонтные бригады, технический обслуживающий персонал в порту и т.д.

 

3. Государствам-членам ИМО предлагается применять при­лагаемое Руководство, когда дело касается асбеста на нахо­дящихся в эксплуатации судах. Государствам-членам ИМО предлагается также довести данное Руководство до сведе­ния всех, кого это касается, в частности, компаний, моря­ков, операторов судов и судоремонтной отрасли.

 

Приложение.

РУКОВОДСТВО ПО УХОДУ ЗА СУДОВЫМИ АСБЕСТОСОДЕРЖАЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ И КОНТРОЛЮ ИХ СОСТОЯНИЯ

 

1. Введение

 

1.1 Данное Руководство имеет целью ориентировать Адми­нистрации, компании, определенные в правиле IX/1 Кон­венции СОЛАС, моряков и всех остальных, кто тесно свя­зан с эксплуатацией судов, в отношении обращения с асбестом на борту находящихся в эксплуатации судов.

 

1.2 Данное Руководство не касается других связанным с асбестом аспектов, которые уже охвачены работой других международных организаций (информация для связи с Международной организацией труда (МОТ) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приведена в Прило­жении 2).

 

2. Область применения

 

2.1 Данное Руководство не применяется к судам, имеющим асбест в рамках разрешенного правилами II-1/3-5.2.1, 3-5.2.2 и 3-5.2.3 Конвенции СОЛАС.

 

2.2 Назначением данного Руководства является оказание помощи в создании программы по уходу и контролю, а главной целью - сведение к минимуму воздействия асбес­тового волокна на людей на борту (пассажиров, экипаж, ремонтные бригады, технический обслуживающий персонал в порту) при нахождении судна "в эксплуатации" (т.е. в противоположность его нахождению в состоянии ремонта или докования с минимальным количеством членов экипа­жа или только с береговым персоналом на борту).

 

2.3 В данном Руководстве рассматриваются следующие три вопроса:

 

.1 общая подверженность экипажа (пассажиров) воздействию асбеста, который может присутствовать на судне;

 

.2 более непосредственная подверженность членов экипажа, работающих в местах, где имеется веский повод полагать, что там присутствует асбест или асбестовое волокно; и

 

.3 особая подверженность членов экипажа и других ра­ботников при обслуживании или ремонте оборудова­ния или систем, о которых известно, что они со­держат изоляционные материалы на основе асбеста.

 

2.4 Плановый ремонт или удаление таких материалов долж­ны обычно проводиться специалистами, а не экипажем. В случаях, когда экипажем выполняется срочный ремонт в море, должны приниматься перечисленные в Приложении 1 специальные меры. Должен быть разработан порядок дейст­вий по безопасному содержанию асбестового мусора на судне, до того как он сможет быть переправлен на берег и уничтожен там.

 

2.5 Положения данного Руководства не относятся к каким бы то ни было военным кораблям, военно-морским вспомогательным или другим судам, находящимся в государст­венной собственности или эксплуатируемым государством и в данное время используемым только на государственной некоммерческой службе. Тем не менее, каждое владеющее такими кораблями или судами или эксплуатирующее их государство должно, посредством принятия надлежащих мер, не наносящих ущерба их эксплуатации или эксплуа­тационным возможностям, обеспечить, в меру приемлемос­ти и практической целесообразности, совместимость таких кораблей и судов с положениями данного Руководства.

 

3. Общие положения

 

В своей системе управления безопасностью (разрабо­танной в соответствии с МКУБ) Компания должна преду­смотреть вопросы ухода за судовыми асбестосодержащими материалами и контроля их состояния, включая назначение лица, ответственного за выполнение программы по асбесту.

 

4. Перечень асбестосодержащих материалов и оценка их состояния

 

4.1 Компания должна обеспечить проведение первона­чального осмотра судна квалифицированным специалистом для установления возможного наличия асбестосодержащих материалов на борту и, при наличии таковых, для установления их местоположения и оценки состояния. Такой осмотр должен послужить основой для учреждения эффек­тивной программы ухода и контроля применительно к судовому асбесту.

 

4.2 В случае асбестосодержащих листовых, ленточных* покрытий или подволоков, их состояние должно оценивать­ся посредством заполнения контрольного перечня, приве­денного в Дополнении 1, охватывающего, в частности, посещаемость пассажирами и членами экипажа места рас­положения этих материалов и изделий, степень их разру­шения, подверженность ударам и вибрации, а также при­сутствие воздушных потоков в этом месте. Одним из средств более полной оценки воздушной среды на борту может быть взятие проб воздуха и замер пыли. Для заклю­чения относительно степени сохранности этих материалов должна применяться форма оценки, приведенная в Допол­нении 2.

 

5. План ухода за асбестосодержащими материалами и контроля их состояния

 

5.1 Если установлено присутствие асбестосодержащего материала, то, на основании данных осмотра и оценки, для судна должен быть разработан план ухода за этим материа­лом и контроля его состояния. План должен внедряться и проводиться добросовестно, и должен включать элементы, содержащиеся в Приложении 1.

 

5.2 В случае асбестосодержащих листовых, ленточных по­крытий или подволоков, компания, в зависимости от упо­мянутого в пункте  4.2 заключения, должна установить над­лежащие предельные значения и графики принятия необхо­димых мер по ремонту или ограничению воздействия этих покрытий, с учетом национальных норм.

 

6. Ограничение воздействия, плановый ремонт и удаление асбестосодержащих материалов

 

6.1 Следует избрать меры ограничения воздействия и проводить их по мере необходимости. В некоторых случаях, в связи с состоянием асбестосодержащих материалов или приближающимся ремонтом или переоборудованием судна, компания может принять отличные от избранных меры ограничения воздействия судовых асбестосодержащих мате­риалов. Меры ограничения воздействия могут включать нанесение на асбестосодержащие материалы связывающего покрытия для предотвращения отделения волокон, изоли­рование пространства вокруг асбестосодержащих материалов от проникновения воздуха, покрытие асбестосодержащих материалов твердой изолирующей оболочкой, а также их ремонт или удаление. Для принятия любой из этих мер должны избираться квалифицированные, обученные и опытные подрядчики. От компании, имеющей дело с асбестосодержащими материалами, требуется осведомленность о национальных и местных законодательных нормах, касаю­щихся смягчения воздействия этих материалов.

 

6.2 При проведении работ, требующих удаления асбестосодержащих материалов, эти материалы должны быть выгружены с судна. По завершении работы, компания долж­на, до приведения помещений в исходное состояние, вы­полнить замер пыли при демонтированном устройстве изолирования пространства вокруг этих материалов. Если следствием ремонта не является полное удаление асбестосодержащих материалов, то компания должна осуществлять регулярный надзор за ними с устанавливаемыми ею надле­жащими промежутками, не превышающими, однако, 3 лет.

 

  Приложение 1.

 ПЛАН УХОДА И КОНТРОЛЯ

 

Действенный план ухода и контроля должен включать следующие элементы:

1. Уведомление

 

План, предусматривающий информирование всех, кто подвергается воздействию асбестосодержащих материалов, о местонахождении таких материалов и о том, почему не следует их тревожить.

 

2. Надзор

 

Регулярный надзор за асбестосодержащими материала­ми с целью обнаружения, оценки и регистрации любых изменений их состояния.

 

3. Средства контроля

 

Планом ухода и контроля должна быть предусмотрена система контроля любой работы, в ходе которой может быть потревожен асбестосодержащий материал.

 

4. Принимаемые меры

 

План ухода и контроля должен фокусироваться на наборе специальных мер. Характер и объем каких бы то ни было специальных мер должен отвечать степени риска, свя­занного с тем, что асбестосодержащий материал будет по­тревожен и волокна асбеста попадут в воздух. В целом, раз­личаются четыре обобщенные категории специальных мер:

 

.1 планы обеспечения адекватной защиты членов эки­пажа от воздействия асбеста в процессе обычной деятельности по техническому обслуживанию и ре­монту;

 

.2 основополагающие действия и процедуры ухода, имеющие целью сведение к минимуму и (или) пред­отвращение распространения асбестового волокна;

 

.3 повседневные и специальные действия и методы очистки от асбестового волокна;

 

.4 порядок действий, направленных на сведение к ми­нимуму распространения асбестового волокна по судну в случаях его выброса.

 

В последнем случае порядок действий должен быть разным, в зависимости от места значительного выброса, ко­личества причастного к этому асбестосодержащего материа­ла, объема выброса, связи между асбестосодержащим мате­риалом и системами управления потоками воздуха, а также от того, является ли место выброса доступным для посе­щения пассажирами и членами экипажа.

 

5. Ведение документации

 

Вся судовая документация по обращению с асбестом должна храниться в постоянных подшивках. Кроме того, могут существовать национальные правила, касающиеся членов экипажа, участвующих в связанных с асбестом ра­ботах, которые могут требовать от работодателя хранения медицинских документов и документов персонального отбора проб воздуха для каждого члена экипажа, в связи с чем должны быть предусмотрены положения, предусматри­вающие выполнение таких правил.

 

6. Обучение

 

Обучение личного состава является одним из ключевых факторов успешного выполнения плана по уходу и конт­ролю. Недостаточность обучения может иметь результатом то, что действия с асбестом и задачи по уходу за ним не будут выполняться должным образом, приводя к более высоким, чем следует, уровням присутствия асбестового волокна в воздухе и к увеличению риска для членов экипажа и пассажиров. Уровень обучения может быть различным:

 

.1 ознакомительное обучение для личного состава, участвующего в деятельности, в ходе которой могут быть случайно потревожены асбестосодержащие ма­териалы;

 

.2 обучение специальным действиям и методам лично­го состава, участвующего в выполнении задач обще­го ухода и, время от времени - ремонта, при кото­ром может быть потревожен асбестосодержащий ма­териал; и

 

.3 обучение тех лиц, кому это может понадобиться, работе по ограничению воздействия асбеста. Этот уровень обычно не требуется от членов экипажа.

 

 Дополнение 1.

КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АСБЕСТОСОДЕРЖАЩИХ ЛИСТОВЫХ, ЛЕНТОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ И ПОДВОЛОКОВ

 (заполняется по каждому отсеку)

 

Название судна

 

Дата проверки

 

Отсек

 

Назначение отсека

 

 

В зависимости от заключения (см. Дополнение 2)

1.

Периодическая проверка степени сохранности материалов

2.

Контроль уровней запыленности

3.

Работы

 

Характеристики изолирующих конструкций

Водонепроницаемые

[]

1

Водопроницаемые

[]

В соответствии с Дополнением 2

 

ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ,
 ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОНТРОЛЬНОМ ПЕРЕЧНЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О СОСТОЯНИИ:

 

ЛИСТОВЫЕ ПОКРЫТИЯ

ЛЕНТОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ

ПОДВОЛОКИ

Состояние поверхности и разрушенность

 

Материал в плохом состоянии или не закреплен

 

Материал с нанесен­ным покрытием или без него, местами разрушенный

 

Материал без покры­тия и пропитки, в хо­рошем состоянии

 

Пропитка или покры­тие поверхности в хорошем состоянии

Степень разрушенности

 

 

В плохом состоянии

 

Местами разрушено

 

В хорошем состоянии

Состояние поверхнос­ти и разрушенность

 

В плохом состоянии

 

 Местами разрушено

 

В хорошем состоянии

Состояние конструкций
изолирования материала

 

Изолирующие конструкции водопроницаемы Изолирующих конструкций нет

 

 

Подверженность изделия действию воздушных потоков

(включая, подволоки и т.д., в зависимости от общей ситуации)

 

Низкая

Средняя

Высокая

Подверженность изделия ударам и вибрации

 

Низкая

Средняя

Высокая

 Дополнение 2.

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ СОХРАННОСТИ ЛИСТОВЫХ, ЛЕНТОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ И ПОДВОЛОКОВ

 

 

_______________

* Не применимо к подволокам.

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home