Циркулярное письмо MSC/Circ.1042
ПЕРЕЧЕНЬ СОДЕРЖИМОГО АПТЕЧКИ НА СЛУЧАЙ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ПАССАЖИРСКИХ СУДАХ РО-РО, КОТОРЫЕ НЕ
ИМЕЮТ ВРАЧА, И МЕДИЦИНСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
(принято
21 мая 2002 г.)
1.
Комитет по безопасности на море КБМ на своей 75 сессии (15-24 мая 2002 г.)
сослался на то, что в пункте 1.3.3
главы 1 Приложения к Международной конвенции по поиску и спасанию на море (САР)
1979 г. с поправками термин поиск и спасание определяется как
"отслеживание ситуации, связь, координацию действий, а также
поисково-спасательные функции, включая предоставление медицинских
консультаций, оказание первоначальной медицинской помощи или эвакуацию пострадавших
путем использования общественных и частных средств, включая воздушные и морские
суда и другие средства и установки".
2.
Рассмотрев рекомендации Подкомитета по радиосвязи, поиску и спасанию (COMSAR),
выработанные на его 6 сессии (18-22 февраля 2002 г.), КБМ-75 одобрил Перечень
содержимого аптечки на случай чрезвычайных медицинских обстоятельств на
пассажирских судах ро-ро, которые не имеют врача и вопросы по ее использования,
представленные в Приложении.
3.
Правительствам-членам ИМО предлагается довести до сведения поставщиков услуг
службы поиска и спасания, судовладельцев, операторов судов, капитанов и других
заинтересованных лиц изложенные в Приложении и в Дополнении Медицинские
наставления и Перечень содержимого судовой аптечки.
4.
Правительствам-членам ИМО предлагается сообщать об опыте применения судовой
аптечки.
Приложение.
ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДОВОЙ АПТЕЧКИ НА ПАССАЖИРСКИХ СУДАХ РО-РО, КОТОРЫЕ НЕ
ИМЕЮТ ВРАЧА
1.
Кроме перечня содержимого судовой аптечки, которая должна использоваться врачом
на борту определенных пассажирских судов ро-ро, следует принять во внимание
следующие вопросы по использованию аптечки на борту:
.1 Имеется высокий риск
возникновения такой ситуации на борту пассажирского судна, когда может
понадобиться срочная медицинская помощь, такая ситуация может возникнуть даже
на круизных рейсах продолжительностью лишь в несколько часов, особенно на
судах ро-ро и на подобных им паромах, перевозящих большое число пассажиров,
причиной тому - большой разброс в возрасте пассажиров и вероятность того, что
среди них есть ранее болевшие пассажиры.
.2 Во многих случаях, когда
требуется медицинская помощь, необходима помощь врача из числа пассажиров или
помощь врача из ближайшей клиники на берегу.
.3 Эвакуация нуждающегося в
медицинской помощи, даже вертолетом, потребует времени и будет связана с
рисками для лица, подлежащего эвакуации.
.4 В существующих правилах
ИМО/МОТ/ВОЗ нет полного перечня связанных со здоровьем в критических ситуаций
на борту пассажирских судов, в этих правилах рассматривается только здоровье и
безопасность моряков как трудящихся.
.5 Если среди членов экипажа
нет врача (если численность команды не "составляет 100 и более человек, а
судно обычно совершает международные рейсы продолжительностью более трех
дней" - Конвенция МОТ, № 164, Статья 8),
капитан отвечает за оказание медицинской помощи на судне (поскольку капитан
есть на борту любого торгового или рыболовного судна - Конвенция МОТ, № 164,
Статья 9).
.6 В соответствии с
Конвенцией ПДМНВ, "персонал, назначенный
ответственным за оказание медицинской помощи на борту", должен пройти
медицинскую подготовку и иметь действительное подтверждение, чтобы проводить
медосмотр или консультацию по радио с морским медицинским консультативным
центром (ММКЦ), по совету врача оказывать медицинскую помощь и осуществлять
уход.
.7 В циркулярном письме 960
Комитета по безопасности на море морским спасательно-координационным центрам
рекомендуется сотрудничать с ММКЦ для облегчения и улучшения оказания
медицинской помощи на море и оказания услуг поиска и спасания.
.8 Всякий раз, столкнувшись
с необходимостью оказания медицинской помощи на борту, капитан может
обратиться за помощью к пассажирам - врач может оказаться среди них.
Компетентность врача и предпринимаемые действия повысят эффективность оказываемой
медицинской помощи раненному/больному пассажиру, при условии что:
.1 вызов врача не приведет к
откладыванию оказания первой медицинской помощи персоналом судна в ожидании
прибытия врача;
.2 капитан должен
предпринять все разумные меры для проверки квалификации представившегося врачом
лица, прежде чем допустить его к оказанию медицинской помощи пациенту.
.9 Очевидна необходимость
иметь на борту аптечку для облегчения действий врача в критической ситуации,
поскольку пациент может быть в опасности до перевода в судовой лазарет для
оказания ему дальнейшей медицинской помощи.
.10 Такая аптечка должна:
.1 быть переносной;
.2 иметь в своем комплекте
важнейшие лекарства и медицинские средства, необходимые в критической ситуации
прямо на месте, а также руководство по их использованию;
.3 находиться под охраной;
.4 иметь ярлык следующего
содержания: "Лекарства, находящиеся в этой судовой аптечке, должны
использоваться квалифицированным практикующим врачом или мед.сестрой, или
лицом, имеющим подобную медицинскую квалификацию, или лицом из судового
персонала, на которое возложена обязанность оказывать медицинскую помощь под
непосредственным руководством практикующего врача на борту или в соответствии
с передаваемыми по радио предписаниями/советами врача ММКЦ"; и
.5 находиться под контролем
капитана или назначенного им ответственного лица; регулярно должен
проводиться учет содержимого; все лекарственные средства или медицинские
средства, использованные по назначению, должны быть учтены и заменены;
.6 должны вестись
соответствующие записи в соответствии с требованиями национального законодательства.
.11 В любом случае, в
соответствии с правилами ИМО (ПДМНВ)/МОТ), капитан остается единственным лицом,
отвечающим за принятие окончательного решения (предоставлять помощь на борту,
изменять курс для оказания помощи, обеспечивать эвакуацию). Однако, всегда для
оказания лучшей медицинской помощи он может обратиться за советом в ММКЦ: либо
для того чтобы убедиться в правильности действий врача-пассажира, либо для
обеспечения лучшего ухода лицом, не имеющим медицинского образования, или
лицом из персонала судна. Официальная консультация ММКЦ по радио предоставляет
защиту пациенту, капитану судна и врачу из пассажиров.
2.
Перечень содержимого судовой аптечки для использования на определенных
пассажирских судах ро-ро, не имеющих врача на борту, представлен в Дополнении.
Дополнение.
ПЕРЕЧЕНЬ СОДЕРЖИМОГО СУДОВОЙ АПТЕЧКИ ДЛЯ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ РО-РО, КОТОРЫЕ НЕ
ИМЕЮТ ВРАЧА
Воздуховод - вентиляция легких
Кислородный аппарат -
(небольшой переносной) |
1 |
Ручной аппарат для
искусственной вентиляции легких: (дыхательный мешок с клапаном - комплект с
кислородным баллоном и масками 2-х размеров) |
1 |
Воздуховод Guedel |
в
3 размерах |
Распылитель с аэрозольной
маской и кислородной трубкой |
1 |
|
|
Ручной всасывающий насос
с: |
1 |
всасывающими
катетерами типа yankauer |
2 |
гибкими
катетерами, размер FG 14 |
2 |
|
|
Ларингоскоп со шпателем
типа Макинтош (маленьким, средним, большим) |
1 |
Трахеотомические трубки |
разных
размеров |
Пинцеты |
1 |
Гибкий интубатор для
трахеотомической трубки |
1 |
Анаэроидный сфигмоманометр |
1 |
Стетоскоп |
1 |
Диагностический эндоскоп |
1 |
Тест-полоска для
исследования крови на сахар |
1
упаковка |
Стерильный ланцет для
кровопусканий |
1
упаковка |
Электрокардиографический
монитор с телеметрическим оборудованием |
* |
Автоматический наружный
дефибриллятор |
* |
Одноразовая
система для внутривенного вливания |
2 |
Полые
иглы для внутривенного вливания (G 16, 18, 20) |
по
2 каждого |
Липкая
лента для полых игл |
2 |
Шприцы
одноразовые по 2, 5, 10 мл |
по
2 каждого |
Стерильные
одноразовые иглы |
6
(разных размеров) |
Жгут |
1 |
Одноразовая
упаковка типа Sharps |
1 |
Стерильные/антисептические
тампоны |
5 |
Ножницы
(для разрезания перевязочного материала) |
1 |
Одноразовые
перчатки |
2
пары |
Торакальная
дренажная установка + двойной отсасывающий и выпускной клапан |
* |
Атропин (в ампулах по 1
мг) |
3 |
Адреналин/Эфедрин (в
ампулах по 1 мг/мл) |
5 |
Адреналин/Эфедрин (в
ампулах по 10 мг/мл) |
5 |
Фуросемид (в ампулах по 20
мг/мл) |
4 |
Нитроглицерин (спрей) |
1 |
_____________
* Рекомендуется, в зависимости от оценки
риска, с учетом продолжительности рейса, например.
Противоаритмические
средства (ЭКГ - если есть возможность) |
* |
Дигоксин, лидокаин,
амиодарон, аденозин, сернокислая магнезия (английская соль) |
* |
Бета-блокеры: |
|
Пропанолол или его
эквивалент (в ампулах) |
1 |
Средства против
гипертонии: |
|
Урапидил (в ампулах) |
1 |
Антикоагулянты
/Тромболитики |
|
Гепарин или альтернативное
средство (и ампулах) |
1 |
Ацетилсалициловая кислота
(аспирин) (250-500 мг) |
4 |
При респираторных заболеваниях
Сальбутамол, аэрозоль для
ингаляций |
1 |
Сальбутамол для
превращения в пар (в ампулах по 5 мг) |
|
Бехлометазон дипропонат,
аэрозоль для ингаляций |
1 |