Резолюция
MSC.245(83)
РЕКОМЕНДАЦИЯ О ТИПОВОМ МЕТОДЕ ОЦЕНКИ УСТРОЙСТВ ПЕРЕТОКА
(принята 12
октября 2007 года)
КОМИТЕТ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 28 b) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета,
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на резолюцию A.266(VIII), озаглавленную
"Рекомендация о типовом методе установления соответствия требованиям к
устройствам перетока на пассажирских судах", принятую Ассамблеей на ее
восьмой сессии,
ОТМЕЧАЯ,
что в вышеуказанную рекомендацию не включены положения по устройствам перетока
иным, чем трубы ( т. е. время перетока через каналы) или положение по
обеспечению необходимой вентиляции для эффективного перетока (т.е. принимающую
во внимание ограничивающее действие противодавления воздуха во время перетока),
ОТМЕЧАЯ
ТАКЖЕ пересмотренные требования главы II-1
Конвенции СОЛАС по делению на отсеки и остойчивости в поврежденном состоянии
для пассажирских и грузовых судов, которые он принял резолюцией MSC.216(82),
ПРИЗНАВАЯ
необходимость установления методологии для оценки устройств перетока на судах в
соответствии с применимыми требованиями по делению на отсеки и остойчивости в
поврежденном состоянии главы II-1
Конвенции СОЛАС для обеспечения единого толкования устройств перетока и
выравнивания,
РАССМОТРЕВ
рекомендации, сделанные Подкомитетом по остойчивости, грузовой марке и
безопасности рыболовных судов на его пятидесятой сессии,
1.
ОДОБРЯЕТ Рекомендацию о типовом методе оценки устройств перетока, текст которой
изложен в приложении к настоящей резолюции;
2.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам применять Рекомендацию, содержащуюся в приложении,
при расчетах перетока и довести Рекомендацию до сведения всех заинтересованных
сторон.
Приложение.
РЕКОМЕНДАЦИЯ О ТИПОВОМ МЕТОДЕ ОЦЕНКИ УСТРОЙСТВ ПЕРЕТОКА
∑k
: Сумма коэффициентов трения в рассматриваемом устройстве перетока.
S(м2): Площадь поперечного сечения
перепускного канала или трубы.
Если
поперечное сечение не является кругом, то:
где:
A -
действительная площадь поперечного сечения
p -
действительный периметр поперечного сечения.
θ0(°): Угол до начала перетока. Предполагается, что устройство
перетока полностью погружено в воду, но никакое количество воды не попало в
отсек выравнивания с противоположной стороны от повреждения (см. добавление 1).
θf(°): Угол крена в конечном равновесии (θf ≤ θ ).
θ(°): Любой угол крена между началом перетока и конечным
равновесием в определенное время.
Wf(м3):
Объем воды, который используется для того, чтобы привести судно из положения
начала перетока θ0 к финальному равновесию θf.
Wθ(м3):
Объем воды, который требуется для приведения судна из любого угла крена θ к
конечному равновесию θf.
H0(м):
Напор воды до начала перетока с тем же условием, что и θ0.
Hθ(м):
Напор воды, когда достигнут любой угол крена θ
.
hf(м):
Конечный уровень воды после перетока (hf = 0, когда уровень внутри
отсека выравнивания равен свободной поверхности моря).
2.1
Время, необходимое от начала перетока θ0 до конечного равновесия θf:
2.2
Время, необходимое для того, чтобы привести судно из любого угла крена θ к
конечному равновесию θf :
2.3
Время от начала перетока θ0 до достижения любого угла
крена θ:
2.4
Не имеющий величины коэффициент снижения скорости, зависящий от устройства
выравнивания, который является функцией изгибов, клапанов и т. д. в системе
перетока:
где F не должно
приниматься больше 1. Значения k могут быть получены из добавления 2 или других
соответствующих источников.
2.5
Переток через последовательные устройства различных сечений:
Если один и тот
же поток пересекает последовательные устройства затопления с поперечными
сечениями S1, S2, S3…, имеющими соответствующий коэффициент трения k1, k2, k3…,
то общий коэффициент k по отношению к S1 равен:
2.6
Если разные устройства затопления не пересекаются одним и тем же объемом,
каждый коэффициент k следует умножить на квадрат отношения объема,
пересекающего устройство, и объема, пересекающего расчетное сечение (которое
будет использоваться для расчета времени):
2.7
При перетоке через устройства, расположенные параллельно и ведущие в одно и то
же помещение, время выравнивания должно рассчитываться на основании
предположения, что:
где:
для каждого
устройства поперечного сечения Si
3. Критерии
вентиляции воздушных труб
3.1
Для устройств, где общая площадь сечения воздушной трубы составляет 10% или
более поперечного сечения перетока, в расчетах перетока ограничивающим эффектом
любого противодавления воздуха можно пренебречь. Площадь сечения воздушной
трубы должна приниматься как минимальная или как чистая площадь сечения любого
автоматического закрывающего устройства, если это меньше.
3.2
Для устройств, где общая площадь сечения воздушной трубы составляет менее 10%
поперечного сечения перетока, ограничивающий эффект любого противодавления
воздуха следует учитывать в расчетах перетока. Для этой цели может применяться
следующий метод:
Коэффициент k,
используемый в расчете времени перетока, должен принимать во внимание понижение
уровня в воздушной трубе. Это можно сделать путем применения эквивалентного
коэффициента ke, который рассчитывается по следующей формуле:
где:
kw –
коэффициент k для устройства перетока (вода)
ka –
коэффициент k для воздушной трубы
ρa – плотность воздуха
ρw – плотность воды
Sw –
площадь поперечного сечения устройстваперетока (вода)
S= – поперечное
сечение воздушной трубы
В
качестве альтернативы положениям разделов 2 и 3, а также для устройств, иных чем те, что приведены в
добавлении 2, может также
использоваться прямой расчет с применением расчетной гидродинамики (CFD),
моделирования во временной области или модельного испытания.
ДОБАВЛЕНИЕ 1.
ПРИМЕР УГЛОВ КРЕНА И УРОВНЕЙ ВОДЫ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПЕРЕТОКА
Рисунок 1
ДОБАВЛЕНИЕ 2.
КОЭФФИЦИЕНТЫ ТРЕНИЯ В УСТРОЙСТВЕ
ПЕРЕТОКА
Рисунок 13.
Переток через серию конструктивных каналов с 1 горловиной
Примечание.
к - это
коэффициент трения, относящийся к каждому помещению между двумя примыкающими
стрингерами. к определяется по фактической площади поперечного сечения, поэтому
в расчетах следует использовать действительную площадь поперечного сечения A, а
не Sequiv. В расчете уже заложена потеря давления при входе в первую горловину,
а для учета потерь на выходе следует прибавить k = 1.
Рисунок 14.
Переток через ряд конструктивных каналов с 2 горловинами
Примечание.
k – это
коэффициент трения, относящийся к каждому помещению между двумя примыкающими
стрингерами. k определяется по фактической площади поперечного сечения, поэтому
в расчетах следует использовать действительную площадь