Резолюция
MSC.244(83) ОДОБРЕНИЕ СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ЗАЩИТНЫХ
ПОКРЫТИЙ ПУСТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НАВАЛОЧНЫХ СУДОВ И НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРОВ
(принята 5 октября 2007 года)
КОМИТЕТ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 28 b) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета,
ПРИНЯВ
резолюцией MSC.215(82) Стандарт качества защитных
покрытий специально предназначенных для забортной воды балластных танков на
судах всех типов и помещений двойного борта на навалочных судах, а резолюцией MSC.216(82) – поправки в правило II-1/3-2
Конвенции СОЛАС с целью придания эксплуатационным требованиям обязательного
характера;
ПРИЗНАВАЯ
необходимость разработать также Стандарт качества защитных покрытий пустых
помещений навалочных судов и нефтяных танкеров,
РАССМОТРЕВ
на своей восемьдесят третьей сессии текст предложенного Стандарта качества
защитных покрытий пустых помещений навалочных судов и нефтяных танкеров,
1.
ПРИНИМАЕТ Стандарт качества защитных покрытий пустых помещений навалочных судов
и нефтяных танкеров, текст которого изложен в приложении к настоящей резолюции;
2.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам-членам применять Стандарт качества при установке
защитных покрытий в пустых помещениях навалочных судов и нефтяных танкеров.
Приложение.
СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ ПУСТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НАВАЛОЧНЫХ СУДОВ И
НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРОВ
Настоящий
Стандарт предусматривает технические требования к защитным покрытиям пустых
помещений, изготовленных из стали, на навалочных судах и нефтяных танкерах.
Для
целей настоящего Стандарта применяются следующие определения:
2.1
Точка росы – температура, при которой воздух насыщается влагой.
2.2
ТСП – толщина сухой пленки.
2.3
Пыль – состоящее из мелких частиц рыхлое вещество, присутствующее на
поверхности, подготовленной для нанесения покрытия, которое возникает в
результате струйной очистки или других процессов подготовки поверхности либо в
результате воздействия окружающей среды.
2.4
Шлифование кромки – обработка кромки перед вторичной подготовкой поверхности.
2.5
"ХОРОШЕЕ" состояние – состояние, характеризующееся незначительным
точечным ржавлением, как определено в Руководстве по расширенной программе
проверок во время освидетельствований навалочных судов и нефтяных танкеров
(резолюция A.744(18)).
2.6
Твердое покрытие – покрытие, которое является химически обратимым в процессе
отвердения, или необратимое сохнущее на воздухе покрытие, которое может
использоваться для целей технического обслуживания. Оно может быть
неорганическим или органическим.
2.7
ЗТСП – заданная толщина сухой пленки. Практика 90/10 означает, что 90% всех
замеров толщин должны быть больше или равны ЗТСП, а остальные 10% замеров не
должны быть ниже 0,9 × ЗТСП.
2.8
Грунтовочный слой – первый слой системы покрытия, наносимый на судоверфи после
нанесения заводской грунтовки.
2.9
Заводская грунтовка – готовое грунтовое покрытие, наносимое на стальные листы,
часто автоматическим способом (и до первого слоя системы покрытия).
2.10
Тонкое покрытие – окраска кромок, сварных швов, труднодоступных районов и т.д.
для обеспечения хорошей адгезии краски и надлежащей ее толщины в критических
районах.
2.11
Целевой срок эксплуатации – целевой показатель, в годах, долговечности, на
которую рассчитана система покрытия.
2.12
Листок технических данных – спецификация изготовителя краски, которая содержит
подробные технические инструкции и информацию, относящиеся к покрытию и его
нанесению.
2.13
Полностью закрытое помещение – помещение, не имеющее средств доступа и
вентиляции.
2.14
Пустое помещение – закрытое помещение под палубой переборок, внутри границ, а
также в нос от грузовой зоны нефтяных танкеров или грузовой зоны навалочных
судов за исключением следующего:
.1 специально
предназначенный для забортной воды балластный танк;
.2 помещение для
перевозки груза;
.3 помещение для
размещения любого вещества (например топлива, пресной воды, продовольствия);
.4 помещение для
установки любых механизмов (например грузового насоса, балластного насоса,
подруливающего устройства);
.5 любое
помещение, обычно используемое персоналом; и
.6 помещение
двойного борта навалочных судов длиной 150 м и более, которое должно соответствовать
Стандарту качества защитных покрытий специально предназначенных для забортной
воды балластных танков на судах всех типов и помещений двойного борта на
навалочных судах, принятому резолюцией MSC.215(82).
Для
целей настоящего правила определение "грузовой зоны" и "грузовой
зоны по длине" принимаются, как они приняты в резолюции A.744(18).
3.1
Возможность обеспечения целевого срока эксплуатации системы покрытия зависит от
типа системы покрытия, подготовки стали, нанесения, а также проверки и
технического обслуживания покрытия. Все эти аспекты способствуют хорошему
качеству системы покрытия.
3.2
Проверка подготовки поверхности и процессов нанесения покрытия должна согласовываться
между собственником судна, судоверфью и изготовителем покрытия и представляться
на рассмотрение Администрации. Четкое доказательство этих проверок должно
оформляться отчетом и включаться в техническую документацию покрытия (ТДП) (см.
пункт 3.4).
3.3
При рассмотрении стандарта, содержащегося в разделе 4,
должно учитываться следующее:
.1 существенно
важно, чтобы для предотвращения преждевременного разрушения и/или ухудшения
системы покрытия судостроитель строго применял спецификации, процедуры и
различные этапы в процессе нанесения покрытия (включая, но не ограничиваясь
этим, подготовку поверхности);
.2 качество
покрытия может быть повышено путем принятия на стадии проектирования судна
таких мер, как уменьшение числа раковин, использование прокатных профилей,
избежание сложных геометрических конфигураций и обеспечение того, чтобы
конфигурация конструкции позволяла легкий доступ к инструментам, а также облегчала
очистку, дренаж и сушку помещения, в котором наносится покрытие; и
.3 стандарт
качества покрытия, предусмотренный в настоящей резолюции, основан на опыте
изготовителей, судоверфей и операторов судов; он не преследует цели исключить
пригодные альтернативные системы покрытия, при условии что будет
продемонстрировано качество, по меньшей мере равноценное качеству, указанному в
настоящем стандарте. Критерии допущения альтернативных систем содержатся в
разделе 8.
3.4 Техническая документация
покрытия
3.4.1
Спецификация системы покрытия, нанесенной в пустых помещениях навалочных судов
и нефтяных танкеров, данные о работе судоверфи и судовладельца по нанесению
покрытия, подробные критерии выбора покрытия, описания рабочих заданий,
проверка, техническое обслуживание и ремонт должны быть задокументированы в
технической документации покрытия (ТДП), и техническая документация покрытия
должна рассматриваться Администрацией или признанной ею организацией.
Техническая
документация покрытия должна содержать по меньшей мере следующие сведения,
относящиеся к настоящему стандарту, которые должны передаваться судоверфью на
новой стадии постройки судна:
.1 копия акта о
соответствии или свидетельства об одобрении типа;
.2 копия листка
технических данных, включая:
.1 наименование,
идентификационное обозначение и/или номер продукта;
.2 материалы,
компоненты и состав системы покрытия, цвета;
.3 минимальную и
максимальную толщину сухой пленки;
.4 методы
нанесения, инструменты и/или механизмы;
.5 состояние
покрываемой поверхности (степень удаления ржавчины, чистота, профиль и т.д.); и
.6 экологические
ограничения (температура и влажность);
.3 данные о
проделанной судоверфью работе по нанесению покрытия, включая:
.1 фактические
объем и площадь (в квадратных метрах) каждого пустого помещения;
.2 нанесенную
систему покрытия;
.3 время
нанесения покрытия, толщину, количество слоев и т.д.;
.4 условия
окружающей среды во время нанесения покрытия; и
.5 метод
подготовки поверхности;
.4 процедуры
проверки и ремонта системы покрытия во время постройки судна;
.5 журнал данных
о покрытии, выданный инспектором покрытия, в котором утверждается, что покрытие
было нанесено по спецификациям в соответствии с требованиями представителя
поставщика покрытия, и указываются отклонения от спецификаций (пример
оперативного журнала и доклада о несоответствиях, см. приложение 2);
.6
подтвержденный судоверфью доклад о проверке, включая:
.1 дату
завершения проверки;
.2 результат
проверки;
.3 замечания
(если имеются);
.4 подпись
инспектора; и
.7 порядок
технического обслуживания и ремонта системы покрытия в процессе эксплуатации.
3.4.3
Техническое обслуживание, ремонт и частичное повторное нанесение покрытия
Техническое
обслуживание, ремонт и частичное повторное нанесение покрытия должны
регистрироваться в технической документации покрытия согласно соответствующему
разделу Руководства по техническому обслуживанию и ремонту покрытия.*
______________
* Руководство будет
разработано Организацией.
3.4.4
Повторное нанесение покрытия
Если
производится полное повторное нанесение покрытия, сведения, указанные в пункте 3.4.2, должны быть зарегистрированы в технической документации
покрытия.
3.4.5
Техническая документация покрытия должна храниться на борту и вестись на
протяжении срока эксплуатации судна.
3.5
Охрана труда и безопасность
Судоверфь
отвечает за осуществление национальных правил для обеспечения охраны труда и
безопасности отдельных лиц и для сведения к минимуму опасности пожара и взрыва.
Настоящий
Стандарт основан на спецификациях и требованиях, предназначенных для обеспечения
целевого срока эксплуатации 15 лет, считающегося периодом времени с
первоначального нанесения покрытия, в течение которого система покрытия, как
предполагается, будет оставаться в "ХОРОШЕМ" состоянии. Фактический
срок эксплуатации будет различным в зависимости от многочисленных переменных
факторов, включая фактические условия в ходе эксплуатации.
4.2 Стандартное нанесение
покрытия
4.2.1 Защитные покрытия
следующих пустых помещений должны отвечать требованиям настоящего Стандарта:
.1 на навалочных
судах:
.1
коридоры/туннели для трубопроводов двойного дна;
.2 небольшие
пустые помещения, расположенные за гассетными или шеддерными листами у
основания гофрированных переборок, за исключением полностью закрытых
пространств;
.3 другие
небольшие пустые помещения в грузовых помещениях, за исключением полностью
закрытых пространств;
.4 нижняя
поперечная опора поперечных переборок, за исключением полностью закрытых
пространств2; и
.5 верхняя
поперечная опора поперечных переборок, за исключением полностью закрытых
пространств2; и
__________________
2 Отмечая, среди прочего,
обязательные положения резолюции A.744(18) с
поправками в отношении требования по проведению тщательных освидетельствований
внутренней конструкции верхних и нижних опор, где они установлены.
.2 на нефтяных
танкерах:
.1 носовой
коффердам/коффердам, отделяющий груз от форпика;
.2 коффердам в
грузовой зоне/коффердам, разделяющий несовместимые грузы;
.3 кормовой
коффердам;
.4 туннельный
киль/туннели трубопроводов;
.5 нижние опоры
переборок; и
.6 верхние опоры
переборок.
4.2.2 Защитные покрытия для
следующих пустых помещений должны соответствовать требованиям Стандарта
качества защитных покрытий специально предназначенных для забортной воды
балластных танков на судах всех типов и помещений двойного борта на навалочных
судах (резолюция MSC.215(82)):
.1 на навалочных
судах:
.1 помещения
двойного борта на судах длиной менее 150 м; и
.2 верхние и
нижние бортовые пустые помещения и пустые помещения двойного дна в грузовой
зоне; и
.2 на нефтяных
танкерах:
.1 пространство
помещений двойного борта, включая бортовые помещения, помещения двойного
дна/двойного корпуса, защищающие грузовые нефтяные танки.
4.2.3
В настоящем стандарте не указывается никаких требований к защитным покрытиям
для следующих пустых помещений нефтяных танкеров и навалочных судов:
.1 полностью
закрытые помещения, расположенные за гассетными или шеддерными листами у
основания гофрированных переборок и другие небольшие полностью закрытые
помещения в грузовых танках;
.2 нижняя
поперечная опора поперечных переборок, которые представляют собой полностью
закрытые помещения;
.3 верхняя
поперечная опора поперечных переборок, которые представляют собой полностью
закрытые помещения;
.4 пространства
передатчика; и
.5 любые
помещения, не указанные особо в пунктах 4.2.1 и
4.2.2.
4.3 Специальное нанесение
покрытия
4.3.1
Настоящий Стандарт охватывает требования к защитному покрытию стальной
конструкции судна. Отмечается, что внутри танков имеются другие отдельные
детали, на которые наносятся покрытия для обеспечения защиты от коррозии.
4.3.2
Рекомендуется, чтобы настоящий Стандарт в возможной степени применялся к
участкам постоянных средств доступа, предусмотренных для проверки, которые не
являются неотъемлемой частью конструкции судна, таким как поручни, отдельные
площадки, трапы и т.д. Могут также использоваться другие равноценные методы
обеспечения защиты от коррозии деталей, не являющихся неотъемлемой частью
конструкции, при условии что они не ухудшают качества покрытий окружающей
конструкции. Средства доступа, являющиеся неотъемлемой частью конструкции
судна, например усиленные ребра жесткости проходов, стрингеры и т.д. должны
полностью отвечать настоящему Стандарту.
4.3.3
Также рекомендуется, чтобы на опоры трубопроводов, измерительных приборов и
т.д. покрытия наносились в соответствии с положениями относительно деталей, не
являющихся неотъемлемой частью конструкции, указанных в 4.3.2.
4.4 Основные требования к
покрытию
4.4.1
В таблице 1 перечислены требования к системам защитных
покрытий, наносимых при постройке судна в пустых помещениях навалочных судов и
нефтяных танкеров, которые отвечают Стандарту качества, указанному в 4.1.
4.4.2
Изготовители покрытия должны предоставить спецификацию системы защитного
покрытия, отвечающей требованиям таблицы 1.
4.4.3
Администрация или признанная организация должна проверить листок технических
данных и акт о соответствии или свидетельство об одобрении типа системы
защитного покрытия.
4.4.4
Судоверфь должна наносить защитное покрытие в соответствии с подтвержденным
листком технических данных и своими собственными проверенными процедурами
нанесения покрытий.
Таблица
1.
Основные требования к системе покрытия пустых помещений навалочных судов и
нефтяных танкеров
|
Характеристика |
Требование |
1. Проект
системы покрытия |
||
.1 |
Выбор системы
покрытия |
Заинтересованные
стороны должны производить выбор системы покрытия с учетом условий
эксплуатации и планового технического обслуживания. Помимо прочего, должны
рассматриваться следующие аспекты: .1 расположение помещения по отношению к
нагреваемым поверхностям; .2 требуемое состояние поверхности; .3 требуемая чистота и сухость поверхности; .4 относительная влажность; .5 доступ и обслуживание; .6 принудительная вентиляция. Продукция
изготовителей покрытия должна сопровождаться документированными данными об
удовлетворительном качестве и листками технических данных. Изготовители
должны также иметь возможность оказывать надлежащую техническую помощь.
Сведения о качестве, листок технических данных и сведения о технической помощи
(в случае ее оказания) должны регистрироваться в технической документации
покрытия. Покрытия,
наносимые на нижнюю часть нагреваемых солнцем палуб или на переборки,
являющиеся ограничивающими конструкциями нагреваемых помещений, должны
выдерживать неоднократный нагрев и/или охлаждение, не становясь при этом
хрупкими. |
.2 |
Тип покрытия |
Системы на
эпоксидной основе. Другие системы
покрытия, имеющие качество в соответствии с методикой испытания, указанной в
приложении 1. При применении
многослойной системы рекомендуется контрастирующий цвет для каждого слоя. Верхний слой
должен быть светлого цвета для облегчения проверки в процессе эксплуатации. |
|
Характеристика |
Требование |
.3 |
Предварительное испытание покрытия на соответствие техническим условиям |
Могут
допускаться системы на эпоксидной основе, испытанные до даты вступления в
силу настоящего Стандарта в лаборатории методом, соответствующим методике
испытания, указанной в приложении 1,
или равноценным методом, который, как минимум, отвечает требованиям в
отношении ржавления и образования вздутий; или допускается и может применяться в
соответствии с настоящим Стандартом любая система покрытия, которая отвечает
требованиям таблицы 1.1.3 Стандарта качества защитных покрытий специально
предназначенных для забортной воды балластных танков на судах всех типов и
помещений двойного борта на навалочных судах (резолюция MSC.215(82)); или может также приниматься система
покрытия, при котором документально подтверждено воздействие в условиях
эксплуатации в течение 5 лет с конечным состоянием покрытия не ниже
"ХОРОШЕГО". Для всех других
систем, включая системы на эпоксидной основе, испытанные после вступления в
силу настоящего Стандарта, требуются испытания в соответствии с методикой,
указанной в приложении 1 к настоящему Стандарту. |