MSC.159(78) Временное Руководство по мерам контроля за выполнением требований по усилению охраны на море

 

Резолюция MSC.159(78)

ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО МЕРАМ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ НА МОРЕ

(принята 21 мая 2004 г.)

 

 

КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,

 

ССЫЛАЯСЬ на то, что правило XI-2/9 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (далее именуемой Конвенция), озаглавленное "Меры, связанные с контролем и выполнением требований", предусматривает осуществление контроля судов, уже находящихся в порту другого Договаривающегося правительства Конвенции, а также судов, намеревающихся войти в порт,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на то, что Конференция Договаривающихся правительств Конвенции, принявшая поправки к Конвенции, касающиеся специальных мер по усилению охраны на море, приняла также, 12 декабря 2002 г., резолюцию 3 Конференции, пункт 1(с) распорядительной части которой содержит призыв к Организации рассмотреть потребность в разработке дальнейших руководящих указаний относительно тех сторон осуществления мер контроля за выполнением требований, которые остались не охваченными частью В Международного кодекса по охране судов и портовых средств (далее именуемого Кодекс ОСПС) и, при наличии потребности, разработать такое руководство,

 

ОСОЗНАВАЯ потребность в расширении рекомендаций, представленных в настоящее время в пунктах В/4.29 - В/4.46 Кодекса ОСПС и относящихся к осуществлению предусмотренных правилом XI-2/9 Конвенции мер контроля за выполнением требований,

 

ПРИЗНАВАЯ, что согласованное, единообразное и гармонизированное введение мер контроля за выполнением требований будет вкладом в усиление охраны на море,

 

РАССМОТРЕВ рекомендации Подкомитета по выполнению государствами флага своих обязательств, выработанные на его 12 сессии,

 

1. ПРИНИМАЕТ Временное руководство по мерам контроля за выполнением требований по усилению охраны на море (далее именуемое Временное руководство);

 

2. ПРЕДЛАГАЕТ Договаривающимся правительствам применять упомянутое выше Временное руководство при осуществлении мер контроля за выполнением требований в соответствии с положениями правила XI-2/9 Конвенции;

 

3. НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ Договаривающиеся правительства и морскую отрасль представить Комитету информацию, данные наблюдений, комментарии и рекомендации, основанные на опыте практического применения Временного руководства;

 

4. РЕШАЕТ вновь, по мере необходимости и в надлежащий срок, рассматривать Временное руководство и вносить в него изменения в свете приобретаемого в ходе его применения опыта.

 

Приложение.

ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО МЕРАМ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ НА МОРЕ

 

ГЛАВА 1.
ВВЕДЕНИЕ

 

НАЗНАЧЕНИЕ

 

1.1 Данный документ предназначен для того, чтобы дать основополагающие указания по осуществлению предусмотренных положениями правила XI-2/9 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., с поправками (далее именуемой Конвенция СОЛАС), мер контроля за выполнением требований и достичь согласованности в осуществлении этих мер. Целью данного документа является также оказание помощи в идентификации и исправлении обнаруженных недостатков плана охраны судна, его оборудования охраны, недостатков во взаимодействии с портовым средством или недостатков, касающихся экипажа судна, а также предоставление рекомендаций относительно применения мер контроля к судам в порту, когда обнаруженные недостатки влияют на способность судна соответствовать своему плану охраны, или к судам, намеревающимся зайти в порт, когда имеются явные основания подозревать существование таких недостатков.

 

1.2 Ничто в данном Временном руководстве не препятствует Договаривающимся сторонам Конвенции СОЛАС (далее именуемым Договаривающиеся правительства) в принятии мер, опирающихся на международное право, отвечающих его нормам и направленных на обеспечение безопасности или сохранности людей, судов, портовых средств и иной собственности в случаях, когда судно, хотя оно и отвечает требованиям главы XI-2 Конвенции СОЛАС и части А Международного кодекса по охране судов и портовых средств (далее именуемого Кодекс ОСПС), но все же сочтено источником неприемлемого риска (пункт В/4.34).

 

ПРИМЕНЕНИЕ

 

1.3 Данное Временное руководство применяется при принятии мер контроля в отношении судов, на которые распространяются требования главы XI-2 Конвенции СОЛАС и части А Кодекса ОСПС.

 

1.4 Договаривающимся правительствам не следует предоставлять более благоприятных условий судам под флагами государств, не являющихся Сторонами Конвенции СОЛАС и Протокола 1988 г. к ней*. Соответственно, к таким судам должны применяться требования правила XI-2/9 Конвенции СОЛАС, рекомендации части В Кодекса ОСПС и данное Временное руководство (пункт В/4.45 Кодекса ОСПС).

______________

* Протокол 1988 г. к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.

 

 

О ПРАВИЛЕ 9 главы XI-2 Конвенции СОЛАС

 

1.5 По положениям статьи I и главы XI-2 Конвенции СОЛАС, а также части А Кодекса ОСПС, Договаривающиеся правительства несут ответственность за опубликование законов и правил и за иные меры, принятие которых может оказаться необходимым для того, чтобы целиком и полностью привести в действие главу XI-2 Конвенции СОЛАС и часть А Кодекса ОСПС и добиться, таким образом, того, чтобы суда полностью соответствовали применимым к ним требованиям по охране.

 

1.6 В правиле XI-2/9 Конвенции СОЛАС изложены меры контроля, применимые к судам, на которые распространяются положения главы XI-2. Правило четко разделено на три раздела: контроль судов, уже находящихся в порту, контроль судов, намеревающихся зайти в порт другого Договаривающегося правительства, а также дополнительные положения, применимые к обеим ситуациям (пункт В/4.29 Кодекса ОСПС).

 

1.7 Правилом XI-2/9.1 Конвенции СОЛАС, касающимся контроля судов в порту, вводится подход к контролю судов при их нахождении в порту другого Договаривающегося правительства, в соответствии с которым должным образом уполномоченные должностные лица этого Договаривающегося правительства имеют право явиться на судно для проверки того, в порядке ли требующееся Международное свидетельство об охране судна или Временное международное свидетельство об охране судна. После этого, если имеются явные основания полагать, что судно не отвечает требованиям соответствующих правил, могут быть приняты меры контроля, такие как проведение дополнительных проверок или задержание судна. Такой подход соответствует подходу, осуществляемому при контроле судов государством порта и предусмотренному правилом I/19 Конвенции СОЛАС. Правило XI-2/9.1 Конвенции СОЛАС основывается на тех же положениях, но предусматривает принятие дополнительных мер (включая такую меру контроля как выдворение судна из порта), если должным образом уполномоченные должностные лица имеют явные основания полагать, что судно не отвечает требованиям главы XI-2 Конвенции СОЛАС или части А Кодекса ОСПС. Правило XI-2/9.3 содержит оговорки, направленные на достижение справедливости и соразмерности применения таких дополнительных мер (пункт B/4.30 Кодекса ОСПС).

 

1.8 Правилом XI-2/9.2 Конвенции СОЛАС предусматриваются меры контроля, направленные на обеспечение того, чтобы намеревающиеся зайти в порт другого Договаривающегося правительства суда отвечали требованиям, а также вводится, в рамках главы XI-2 Конвенции СОЛАС и применительно только к вопросам охраны, совершенно новая концепция контроля, которую может использовать государство порта. В соответствии с этим правилом, в целях лучшего гарантирования защищенности, меры могут применяться до того как судно зайдет в порт. Как и в случае правила XI-2/9.1, осуществление дополнительного контроля здесь предусматривается при наличии явных оснований полагать, что судно не отвечает требованиям главы XI-2 Конвенции СОЛАС или части А Кодекса ОСПС, и имеет ограничения, оговоренные в правилах XI-2/9.2.2, XI-2/9.2.5 и XI-2/9.3 Конвенции СОЛАС (пункт B/4.31 Кодекса ОСПС).

 

1.9 Особое значение имеет связь правила XI-2/9 Конвенции СОЛАС с международным правом, поэтому его следует выполнять памятуя о правиле XI-2/2.4, так как возможны ситуации, в которых либо принимаемые меры будут выходить за рамки предусмотренных главой XI-2 Конвенции СОЛАС, либо нужно будет принять во внимание права соответствующих судов, установленные вне главы XI-2 Конвенции СОЛАС. Так, правило XI-2/9 Конвенции СОЛАС не препятствует Договаривающимся правительствам в принятии мер, опирающихся на международное право, отвечающих его нормам и направленных на обеспечение безопасности или сохранности людей, судов, портовых средств и иной собственности в случаях, когда судно, хотя оно и отвечает требованиям главы XI-2 Конвенции СОЛАС и части А Кодекса ОСПС, но все же сочтено источником риска (пункт В/4.34 Кодекса ОСПС).

 

1.10 При определении того, имеются ли явные основания для применения мер контроля, принимается во внимание не только само судно, но также случаи его взаимодействия с портовыми средствами или с другими судами. Судно, само по себе отвечающее требованиям главы XI-2 Конвенции СОЛАС и части А Кодекса ОСПС, может стать объектом применения соответствующих мер контроля, если оно взаимодействовало с портовым средством или судном, не отвечающим этим требованиям. Принимая в таких случаях решение, применять ли меры контроля, следует учитывать любого рода специальные или дополнительные меры охраны, которые судно приняло и поддерживало в течение взаимодействия с не отвечающим требованиям портовым средством или судном с целью сведения к минимуму риска происшествия (пункт B/4.33.6 Кодекса ОСПС).

 

1.11 Возможно также поступление в любой момент надежных сведений о находящемся в порту судне, доказывающих наличие явных оснований для немедленного, без проведения проверки судна, применения к нему мер контроля.

 

1.12 Следует отметить, что многими положениями части А Кодекса ОСПС требуется принятие во внимание указаний, содержащихся в части В Кодекса ОСПС, хотя последние и являются рекомендательными. Также следует отметить, что часть В Кодекса ОСПС описывает процесс, который все стороны, кого это касается, должны пройти, чтобы отвечать требованиям части А Кодекса ОСПС. Например, пункт А/9.4 Кодекса ОСПС требует, что для того, чтобы было выдано Международное свидетельство об охране судна, необходимо учесть указания в пунктах B/8.1 - В.13.8 Кодекса ОСПС (циркуляр  MSC/Circ.1097).

 

1.13 Если Договаривающееся правительство применяет к судну меры контроля, то ему следует незамедлительно предоставить имеющей отношение к судну Администрации информацию, достаточную для того, чтобы она могла в полном объеме поддерживать связь с Договаривающимся правительством (пункт B/4.35 Кодекса ОСПС).

 

1.14 Данное Временное руководство обращено на следующие аспекты:

 

.1 обучение и квалификация должным образом уполномоченных должностных лиц;

 

.2 действия в отношении судов, намеревающихся войти в порт другого Договаривающегося правительства;

 

.3 контроль судов в порту;

 

.4 тщательная проверка при наличии явных оснований;

 

.5 ограничения; и

 

.6 отчетность.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

1.15 Для целей данного руководства:

 

.1 Глава означает главу Конвенции СОЛАС;

 

.2 Явные основания полагать, что судно не отвечает требованиям, означает, что имеется доказательство или достоверная информация, свидетельствующие о том, что система охраны судна или какое-либо связанное с нею оборудование охраны судна не отвечает требованиям главы XI-2 Конвенции СОЛАС или части А Кодекса ОСПС. Такое доказательство или достоверная информация могут иметь источником профессиональное суждение или наблюдения должным образом уполномоченного должностного лица, сделанные при проверке Международного свидетельства об охране судна или Временного международного свидетельства об охране судна, выданного в соответствии с требованиями части А Кодекса ОСПС, или же поступить из других источников. Даже если на судне имеется действительное Свидетельство, у должным образом уполномоченного должностного лица, на основании его профессионального суждения, могут быть явные основания полагать, что судно не отвечает требованиям (пункт B/4.32 Кодекса ОСПС);

 

.3 Конвенция означает Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., с поправками;

 

.4 Должным образом уполномоченное должностное лицо означает лицо, находящееся на службе у Договаривающегося правительства и должным образом уполномоченное этим правительством на осуществление, в соответствии с положениями правила XI-2/9, мер контроля за выполнением требований;

 

.5 Кодекс ОСПС означает Международный кодекс по охране судов и портовых средств, определенный в правиле XI-2/1.1.12;

 

.6 Правило означает правило Конвенции.

 

1.16 Термины, не получившие иного определения в данной части, имеют то же значение, какое придается им в главах I и XI-2 Конвенции и в части А Кодекса ОСПС.

 

МАТЕРИАЛЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДАННОМУ ВРЕМЕННОМУ РУКОВОДСТВУ

 

1.17 Организацией приняты различные эксплуатационные требования, руководства, директивы и толкования к главе XI-2 и Кодексу ОСПС, приведенные в Дополнении 1 и должным образом уполномоченным должностным лицам рекомендуется знать их содержание.

 

ГЛАВА 2.
КВАЛИФИКАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

 

2.1 Должным образом уполномоченные должностные лица назначаются Договаривающимся правительством для осуществления, в соответствии с положениями правила XI-2/9, мер контроля за выполнением требований.

 

2.2 Несомненно, что опыт работы должным образом уполномоченных должностных лиц будет различен. Тем не менее, им необходимо обладать надлежащими знаниями положений главы XI-2 Конвенции и Кодекса ОСПС, судовых операций и иметь надлежащую для тех функций, которые они уполномочены исполнять, подготовку и компетентность.

 

2.3 Должным образом уполномоченные должностные лица должны также быть способны разговаривать на английском языке с капитаном судна, лицом командного состава, ответственным за охрану судна, и с другими лицами командного состава судна.

 

2.4 Должным образом уполномоченные должностные лица должны получить надлежащую подготовку, направленную на выработку навыков соблюдения техники безопасности при посадке на судно и нахождении на судне, особенно когда это происходит в море, включая порядок эвакуации с судна в чрезвычайных обстоятельствах и порядок входа в закрытые помещения*.

______________

* Под закрытыми помещениями здесь подразумеваются помещения, имеющие ограниченные по размеру отверстия для входа и выхода, помещения, имеющие плохую естественную вентиляцию, а также помещения, не предназначенные для продолжительной рабочей деятельности, например, грузовые помещения, междудонное пространство двойного дна, топливные, балластные танки и пр. (см. рез.  A.864(20) - "Рекомендации по входу в закрытые помещения на судах").

 

2.5 Находясь на судне, должным образом уполномоченные должностные лица должны выполнять требования, вытекающие из принятых на судне мер охраны, исключая случаи, когда такие меры охраны несовместимы с конкретными мерами контроля.

 

2.6 Должным образом уполномоченным должностным лицам не следует делать попыток к нарушению системы охраны судна.

 

 2.7 Направляясь на судно, должным образом уполномоченные должностные лица должны иметь удостоверяющий личность и подтверждающий полномочия документ с фотографией. Должен быть предусмотрен порядок, позволяющий судну удостовериться в подлинности личности должным образом уполномоченного должностного лица.

 

2.8 Для приведения своих знаний на уровень современности, должным образом уполномоченные должностные лица должны проходить периодическое обучение. Семинары и курсы должны проводиться с частотой, обеспечивающей знание последних изменений нормативных инструментов, относящихся к осуществлению мер контроля за выполнением требований по усилению охраны на море.

 

2.9 Когда это целесообразно, должным образом уполномоченным должностным лицам может оказываться помощь лицами, назначаемыми Договаривающимся правительством и обладающими компетентностью в специальных областях. Такие лица должны проходить надлежащее обучение, в соответствии с упомянутым выше.

 

ГЛАВА 3.
СУДА, НАМЕРЕВАЮЩИЕСЯ ВОЙТИ В ПОРТ ДРУГОГО ДОГОВАРИВАЮЩЕГОСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

СВЕДЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ СУДАМИ ДО ЗАХОДА В ПОРТ

 

3.1 Добиваясь выполнения требований главы XI-2, Договаривающееся правительство может потребовать от судов, намеревающихся войти в его порты, представления следующих сведений (правило XI-2/9.2.1):

 

.1 подтверждения того, что судно имеет действительное Международное свидетельство об охране судна или действительное Временное международное свидетельство об охране судна, а также название органа, выдавшего его* (правило XI-2/9.2.1.1);

______________

* Под органом, выдающим такие свидетельства, подразумевается Администрация или признанная в области охраны организация, действующая от имени Администрации, или же другое Договаривающееся правительство, выдавшее свидетельство по просьбе Администрации.

 

.2 какой уровень охраны действует в данное время на судне (правило XI-2/9.2.1.2);

 

.3 какой уровень охраны действовал на судне во время предыдущих десяти заходов в портовые средства (правило XI-2/9.2.1.3)*;

 

.4 сведений о любых специальных или дополнительных мерах охраны, предпринятых судном в любом предыдущем порту, где оно осуществляло взаимодействие судно-порт в период времени, оговоренный выше в пункте 3.1.3 (правило XI-2/9.2.1.4). Например, судно может представить или у него могут потребовать представить сведения по следующим вопросам, возможно, внесенные в судовой журнал или в иной документ, такой как судовой журнал по охране**:

______________

* Комитет по безопасности на море на своей 78 сессии принял следующее разъяснение: "Требование правил XI-2/9.2.1.3, XI-2/9.2.1.4 и XI-2/9.2.1.5 о хранении записей о последних заходах в портовые средства и о деятельности судно-судно вступают в силу 1 июля 2004 г. и распространяются только на те заходы и деятельность, которые имели место начиная с этой даты".

** Практика отрасли говорит в пользу того, чтобы лица командного состава, ответственные за охрану судна, вели судовой журнал по охране, куда, среди прочего, записывались бы связанные с охраной происшествия, взаимодействие типа судно-судно и иные заслуживающие внимания сведения, связанные с вопросами охраны.

 

.1 меры, принятые при посещении портового средства, расположенного на территории государства, правительство которого не является Договаривающимся правительством, особенно о таких мерах, принятие которых обычно было бы обеспечено портовыми средствами, расположенными на территории Договаривающихся правительств (пункт B/4.37.1 Кодекса ОСПС); и

 

.2 какие бы то ни было Декларации об охране, оформлявшиеся с портовыми средствами или с другими судами (пункт B/4.37.2 Кодекса ОСПС);

 

.5 подтверждения того, что соответствующие процедуры по охране судна соблюдались в ходе любой деятельности судно-судно в период времени, охватывающий предыдущие 10 заходов в портовые средства* (правило XI-2/9.2.1.5). Например, судно может представить или у него могут потребовать представить сведения по следующим вопросам:

______________

* Комитет по безопасности на море на своей 78 сессии принял следующее разъяснение: "Требование правил XI-2/9.2.1.3, XI-2/9.2.1.4 и XI-2/9.2.1.5 о хранении записей о последних заходах в портовые средства и о деятельности судно-судно вступают в силу 1 июля 2004 г. и распространяются только на те заходы и деятельность, которые имели место начиная с этой даты".

 

.1 меры, принятые при осуществлении деятельности судно-судно с судном под флагом государства, правительство которого не является Договаривающимся правительством, особенно такие меры, принятие которых обычно было бы обеспечено этим другим судном, если бы оно было под флагом Договаривающегося правительства (пункт B/4.38.1 Кодекса ОСПС);

 

.2 меры, принятые при осуществлении деятельности судно-судно с судном, хотя и находящимся под флагом государства, правительство которого является Договаривающимся правительством, но от которого не требуется отвечать требованиям главы XI-2 Конвенции и части А Кодекса ОСПС, такие как получение от этого судна экземпляра Свидетельства об охране, выданного на основании других положений (пункт B/4.38.2 Кодекса ОСПС); и

 

.3 в случае, если на судне находятся спасенные в море люди или груз, то все известные сведения об этих людях или грузе, включая удостоверяющие личность данные и маркировочные данные груза, если они известны, а также результаты любых проверок, проведенных на судне для установления статуса спасенных людей и груза с точки зрения задач охраны. Причинение задержек доставке потерпевших бедствие на море в безопасное место или предотвращение такой доставки не являются целью главы XI-2 Конвенции и части А Кодекса ОСПС. Единственной целью главы XI-2 и части А данного Кодекса является обеспечение того, чтобы государствам в достаточном объеме предоставлялась информация, способствующая полноте их защищенности (пункт B/4.38.3 Кодекса ОСПС);

 

.6 иной, имеющей практическое отношение к вопросам охраны, информации (но не подробности плана охраны судна) (правило XI-2/9.2.1.6). Например, судно может представить или у него могут потребовать представить сведения по следующим вопросам:

 

.1 содержание журнала непрерывной регистрации истории судна (пункт B/4.39.1 Кодекса ОСПС);

.2 координаты судна во время подачи сведений (пункт B/4.39.2 Кодекса ОСПС);

.3 ожидаемое время прибытия судна в порт (пункт B/4.39.3 Кодекса ОСПС);

.4 судовая роль (пункт B/4.39.4 Кодекса ОСПС);

.5 общее описание груза на борту судна (пункт B/4.39.5 Кодекса ОСПС);

.6 список пассажиров (пункт B/4.39.6 Кодекса ОСПС); и

.7 сведения о том, кто является ответственным за назначение членов экипажа или иных лиц, в данное время нанятых или занятых в любой должности на судне (пункт B/4.39.7 Кодекса ОСПС и правило XI-2/5);

.8 сведения о том, кто является ответственным за использование судна (пункт B/4.39.7 Кодекса ОСПС и правило XI-2/5); и

.9 в случаях, когда судно используется на условиях чартера(-ов) - кто является сторонами этого(-их) чартера(-ов) (пункт B/4.39.7 Кодекса ОСПС и правило XI-2/5).

 

ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ О СУДНЕ ДО ЕГО ЗАХОДА В ПОРТ

 

3.2 Каждое судно, подпадающее под действие главы XI-2, намеревающееся войти в порт другого Договаривающегося правительства, по требованию должным образом уполномоченного должностного лица этого правительства должно представить сведения, приведенные в правиле XI-2/9.2.1. Капитан судна может отказаться от представления таких сведений, понимая при этом, что результатом может быть отказ судну в заходе в порт (правило XI-2/9.2.2). В случае отказа судну в заходе, Договаривающееся правительство должно немедленно, в письменном виде, поставить в известность Администрацию о факте отказа и его причинах. Договаривающееся правительство должно также поставить в известность признанную в области охраны организацию, выдавшую судну Свидетельство об охране, и Организацию (правило XI-2/9.3.1).


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home