МЕРС.213(63) Руководство 2012 года по разработке плана управления энергоэффективностью судна (ПУЭС)

 РЕЗОЛЮЦИЯ МЕРС.213(63)

Принята 2 марта 2012 года

 

РУКОВОДСТВО 2012 ГОДА ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ СУДНА (ПУЭС)

 

 

 

КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 38 a) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды (Комитет), возложенных на него международными конвенциями по предотвращению загрязнения моря и борьбе с ним,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на то, что на своей шестьдесят второй сессии Комитет резолюцией MEPC.203(62) одобрил поправки к Приложению к Протоколу 1997 года об изменении Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (включение правил энергоэффективности для судов в Приложение VI к Конвенции МАРПОЛ),

 

ОТМЕЧАЯ, что поправки к Приложению VI к Конвенции МАРПОЛ, одобренные на его шестьдесят второй сессии путем включения новой главы 4, содержащей правила энергоэффективности для судов, как ожидается, вступят в силу 1 января 2013 года после их принятия 1 июля 2012 года,

 

ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ, что правило 22 Приложения VI, с поправками, к Конвенции МАРПОЛ требует, чтобы на каждом судне имелся конкретный для данного судна План управления энергоэффективностью судна, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией,

 

ПРИЗНАВАЯ, что поправки к Приложению VI к Конвенции МАРПОЛ требуют принятия соответствующих руководств для беспрепятственного и единообразного осуществления правил, а также предоставления отрасли достаточного времени для подготовки,

 

РАССМОТРЕВ на своей шестьдесят третьей сессии проект Руководства 2012 года по разработке плана управления энергоэффективностью судна (ПУЭС),

 

1.               ПРИНИМАЕТ Руководство 2012 года по разработке плана управления энергоэффективностью судна (ПУЭС), изложенное в приложении к настоящей резолюции;

 

2.               ПРЕДЛАГАЕТ Администрациям учитывать прилагаемое Руководство при разработке и введении национального законодательства, которое придаст силу положениям, изложенным в правиле 22 Приложения VI, с поправками, к Конвенции МАРПОЛ, и обеспечит их осуществление;

 

3.               ПРОСИТ Стороны Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ и другие правительства-члены довести прилагаемое Руководство, относящееся к Плану управления энергоэффективностью судна (ПУЭС), до сведения капитанов, моряков, собственников, операторов судов и любых других заинтересованных групп;

 

4.               ПОСТАНОВЛЯЕТ   проводить    обзор    настоящего    Руководства    в    свете приобретенного опыта; и

 

5.               ОТМЕНЯЕТ   Руководство,    разосланное посредством   циркуляра MEPC.1/Circ.683, с настоящей даты.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

РУКОВОДСТВО 2012 ГОДА ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ СУДНА (ПУЭС)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1            ВВЕДЕНИЕ

 

2            ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

3            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4            РАМКИ И СТРУКТУРА ПУЭС

 

5            РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПЕРЕДОВОЙ ПРАКТИКИ ТОПЛИВОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ

 

  

ДОБАВЛЕНИЕ   ОБРАЗЕЦ  ФОРМЫ    ПЛАНА    УПРАВЛЕНИЯ   ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ СУДНА (ПУЭС)

 

 

1            ВВЕДЕНИЕ

 

1.1     Настоящее Руководство разработано для оказания помощи в подготовке Плана управления энергоэффективностью судна (далее именуемого «ПУЭС»), который требуется правилом 22 Приложения VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) (далее именуемой «Конвенция»).

 

1.2     ПУЭС обеспечивает возможный подход к мониторингу показателей эффективности судна и флота на протяжении времени, а также некоторые варианты, которые должны учитываться при попытке оптимизировать ходовые качества судна.

 

1.3     Настоящее Руководство следует использовать главным образом капитанам, операторам и собственникам судов для разработки ПУЭС.

 

1.4         Образец формы ПУЭС представлен в добавлении для общего сведения.

 

2            ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

2.1       Для целей настоящего Руководства применяются определения, содержащиеся в Приложении VI к Конвенции. 

 

2.2             «Компания» означает собственника судна или любую другую организацию или лицо, такое как управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна.

2.3             «Система управления безопасностью» означает структурированную и документированную систему, позволяющую персоналу компании эффективно осуществлять политику компании в области безопасности и защиты окружающей среды, как определено в пункте 1.1 Международного кодекса по управлению безопасностью.

 

3            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

3.1     В общих чертах следует признавать, что эксплуатационная эффективность, обеспечиваемая большим числом операторов судов, сделает неоценимый вклад в сокращение глобальных выбросов углерода.

 

3.2     Цель ПУЭС заключается в установлении для компании и/или судна механизма повышения энергоэффективности эксплуатации судна. Предпочтительно, чтобы ПУЭС конкретного судна был связан с более широкой корпоративной политикой компании, которая владеет, эксплуатирует или контролирует судно, в области управления энергией, признавая, что нет двух одинаковых судоходных компаний и что суда эксплуатируются в широком диапазоне различных условий.

 

3.3     Многие компании уже располагают системой экологического менеджмента (СЭМ) согласно стандарту ISO 14001, который содержит процедуры выбора наилучших мер для конкретных судов и последующей постановки задач по измерению соответствующих параметров наряду с соответствующими средствами контроля и обратной связи. Поэтому мониторинг эксплуатационной экологической эффективности следует рассматривать в качестве неотъемлемой части более широких систем управления компании.

 

3.4     Кроме того, многие компании  уже разрабатывают, осуществляют  и поддерживают систему управления безопасностью. В таком случае ПУЭС может являться частью судовой системы управления безопасностью.

 

3.5     В настоящем документе содержатся рекомендации относительно разработки ПУЭС, которые следует корректировать в соответствии с характеристиками и потребностями отдельных компаний и судов. ПУЭС предназначен в качестве средства управления для оказания помощи компании в управлении текущими экологическими показателями ее судов, и в силу этого рекомендуется, чтобы компания разработала процедуры выполнения плана таким образом, который ограничивает любое административное бремя на судне до необходимого минимума.

 

3.6     Компании следует разрабатывать ПУЭС в  качестве плана для  конкретного судна. ПУЭС преследует целью повышение энергоэффективности судна посредством четырех мер: планирования,  осуществления мониторинга, а также  самооценки и усовершенствования. Эти компоненты играют важную роль в постоянном цикле улучшения управления энергоэффективностью судна. В каждом шаге цикла некоторые элементы ПУЭС будут обязательно меняться, а другие оставаться без изменений.

 

3.7     Соображения безопасности постоянно должны иметь первостепенное значение. Перевозки, в которых занято судно, могут определять осуществимость рассматриваемых мер эффективности. Например, суда, которые выполняют работы в море (прокладка трубопроводов, сейсмические съемки, морские суда снабжения, земснаряды и т.д.), могут выбирать различные методы повышения энергоэффективности по сравнению с обычными грузовыми судами. Продолжительность рейса также может быть важным параметром, как и соображения безопасности, касающиеся перевозок.

 

4            РАМКИ И СТРУКТУРА ПУЭС

 

4.1         Планирование

 

4.1.1  Планирование является наиболее важным этапом ПУЭС в том, что он главным образом определяет как текущее состояние энергопотребления судна, так и предполагаемое повышение энергоэффективности судна. Поэтому рекомендуется уделять достаточное время планированию, с тем чтобы мог быть разработан наиболее подходящий, эффективный и осуществимый план.

 

Меры, касающиеся конкретного судна

 

4.1.2  Признавая, что имеются различные варианты повышения эффективности – оптимизация скорости, проводка наивыгоднейшими путями с учетом погоды и уход за корпусом, например, и что наилучший пакет мер для судна с целью повышения эффективности в большой степени различен в зависимости от типа судна, грузов, маршрутов и других факторов, в первую очередь следует установить конкретные меры для судна с целью повышения энергоэффективности. Эти меры должны быть перечислены как пакет мер подлежащих осуществлению, тем самым обеспечивая общий обзор действий, предпринимаемых в отношении этого судна.

 

4.1.3  Поэтому в ходе этого процесса важно определить и понять текущее состояние энергопотребления судна. В ПУЭС, кроме того, указаны энергосберегающие меры, которые были приняты, и определяется насколько эффективны  эти меры с точки зрения повышения энергоэффективности. В ПУЭС также указано, какие меры могут быть приняты для дальнейшего повышения энергоэффективности судна. Однако следует отметить, что не все меры могут применяться ко всем судам или даже к одному и тому же судну в различных условиях эксплуатации и что некоторые из них являются взаимоисключающими В идеальном случае первоначальные меры могут привести к экономии энергии (и затрат) – результатам, которые затем могут быть вновь использованы для более трудных или дорогостоящих мер по  повышению эффективности, указанных в ПУЭС.

 

4.1.4  Рекомендации относительно передовой практики топливосберегающей эксплуатации судов, изложенные в главе 5, могут использоваться для облегчения этой части этапа планирования. Кроме того, в процессе планирования следует особо учитывать сведение к минимуму любого административного бремени на судне.

 

Меры, касающиеся компании

 

4.1.5  Повышение энергоэффективности эксплуатации судна не обязательно зависит только от управления судном. Скорее, оно может зависеть от многих заинтересованных сторон, включая судоремонтные предприятия, собственников, операторов, фрахтователей судов, грузовладельцев, портов и служб управления движением. Например, понятие «точно в срок», объясняемое в 5.5, требует надежной своевременной связи между операторами, портами и службой управления движением. Чем лучше координация между такими заинтересованными сторонами, тем большего повышения можно ожидать. В большинстве случаев такая координация или общее управление лучше осуществляется компанией, а не судном. В этом смысле рекомендуется, чтобы компания также подготовила план управления энергопотреблением для управления своим флотом (если у нее нет еще такого плана) и осуществляла необходимую координацию между заинтересованными сторонами.

 

Развитие людских ресурсов

 

4.1.6  Для эффективного и стабильного осуществления принятых мер важным элементом является повышение информированности персонала на берегу и на судне и предоставление ему необходимой  подготовки Такое развитие людских ресурсов рекомендуется и должно учитываться в качестве важного компонента планирования, а также существенного элемента осуществления.

 

Постановка целей

 

4.1.7  Последней частью планирования является постановка целей. Следует подчеркнуть, что постановка целей является добровольной, что нет необходимости объявлять общественности о цели или результате, и что ни компания, ни судно не подлежат внешней проверке. Назначение постановки целей заключается в подаче сигнала, который должны сознавать причастные люди, в создании хорошего стимула для надлежащего осуществления и, кроме того, для улучшения приверженности делу повышения энергоэффективности. Цель может принимать любую форму, такую как годовой расход топлива или конкретная задача, касающаяся эксплуатационного коэффициента энергоэффективности (ЭКЭЭ). Какой бы ни была цель, она должна быть измеримой и легкой для понимания.

 

4.2         Осуществление

 

Создание системы осуществления

 

4.2.1  После определения судном и компанией подлежащих осуществлению мер существенно важно создать систему осуществления установленных и выбранных мер путем разработки процедур управления энергопотреблением, определения задач и назначения их квалифицированному персоналу. Таким образом, в ПУЭС должно быть описано, каким образом должна осуществляться каждая мера и кто является ответственным(ыми) лицом(ами). Должен быть указан период осуществления (даты начала  и  завершения)  каждой выбранной  меры.  Разработка  такой  системы  можетрассматриваться как часть планирования и поэтому может быть завершена на стадии планирования.

 

Осуществление и регистрация

 

4.2.2  Запланированные меры должны выполняться в соответствии с заранее установленной системой осуществления.  Регистрация  осуществления каждой меры полезна для самооценки на более позднем этапе, и ее следует поощрять. Если по какой-либо причине любая выявленная мера не может быть осуществлена, эта причина должны быть зарегистрирована для внутреннего пользования.

 

4.3         Мониторинг

 

Средства мониторинга

 

4.3.1  Мониторинг энергоэффективности судна следует проводить с количественной точки зрения. Это следует выполнять  установленным методом предпочтительно с помощью международного стандарта. Разработанный Организацией ЭКЭЭ является одним из установленных на международном уровне средств получения количественного показателя энергоэффективности судна и/или флота в эксплуатации и может использоваться для этой цели. Поэтому ЭКЭЭ может рассматриваться в качестве основного средства мониторинга, хотя могут быть уместными и другие количественные меры.

 

4.3.2  Если ЭКЭЭ используется, рекомендуется, чтобы он рассчитывался в соответствии с Руководством, разработанным Организацией (МЕРС.1/Circ.684), применительно, как это необходимо, к конкретному судну или перевозке.

 

4.3.3  Помимо ЭКЭЭ могут применяться другие средства измерения, если это удобно и/или полезно для судна или компании. В случае использования других средств мониторинга концепция средства и метода мониторинга может определяться на стадии планирования.

 

Создание системы мониторинга

 

4.3.4  Следует отметить, что какие бы средства измерения ни использовались, основой мониторинга является непрерывный и согласованный сбор данных. Для обеспечения значимого и согласованного мониторинга следует разработать систему мониторинга, включая процедуры сбора данных и назначения ответственного персонала. Разработка такой системы может рассматриваться как часть планирования и поэтому должна завершаться на стадии планирования.

 

4.3.5  Следует отметить, что для избежания излишнего административного бремени, возлагаемого на персонал судов, мониторинг, насколько это возможно, должен проводиться береговым персоналом с использованием данных, полученных из существующих требуемых документов, таких как официальные судовые журналы, машинные журналы, журналы нефтяных операций и т.д. Если необходимо, могут быть получены дополнительные данные.

 

Поиск и спасание

 

4.3.6  Когда судно отклоняется от запланированного маршрута для выполнения поисково-спасательных операций, рекомендуется, чтобы данные, полученные во время таких операций, не использовались для мониторинга энергоэффективности судна, и такие данные могут регистрироваться отдельно.

 

4.4         Самооценка и усовершенствование

 

4.4.1  Самооценка и усовершенствование является завершающим этапом цикла управления. На этом этапе должна быть получена значимая информация для предстоящей первой стадии, т.е. стадии планирования следующего цикла усовершенствования.

 

4.4.2  Целью самооценки являются оценка эффективности запланированных мер и их осуществления, улучшение понимания общих характеристик эксплуатации судна, например, какие типы мер могут/не могут эффективно функционировать и как и/или почему, чтобы понять тенденцию повышения энергоэффективности этого судна и разработать усовершенствованный ПУЭС для следующего цикла.

 

4.4.3  Для этого процесса следует разработать процедуры самооценки управления


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +38 (048) 792-54-36, 050-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home