Резолюция
MEPC.147(54)
РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ОСТАТОЧНОГО УГЛОВОГО СВАРНОГО ШВА МЕЖДУ НАСТИЛОМ ПАЛУБЫ И
ПРОДОЛЬНЫМИ БАЛКАМИ
(Принята
24 марта 2006 года)
КОМИТЕТ
ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 38 а) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды (Комитет),
возложенных на него международными конвенциями по предотвращению загрязнения
моря и борьбе с ним,
ССЫЛАЯСЬ
на Систему оценки состояния в качестве обязательного требования для нефтяных
танкеров, эксплуатирующихся согласно положениям правил 13G и 13H
Приложения I к Конвенции МАРПОЛ (правила 20 и 21 пересмотренного Приложения I к Конвенции
МАРПОЛ), принятую резолюцией MEPC.94(46) с поправками,
ПРИЗНАВАЯ
пользу предоставления руководства по проверке углового сварного шва между
настилом палубы и продольными балками в связи с требованиями к замерам толщин,
предусмотренными в пункте 7.3.3 и таблице 7.3.3 Системы оценки состояния,
принятой резолюцией MEPC.94(46) с поправками,
РАССМОТРЕВ
на своей пятьдесят четвертой сессии рекомендацию, сделанную Подкомитетом по
проектированию и оборудованию судов, о принятии Руководства по оценке
остаточного углового сварного шва между настилом палубы и продольными балками,
1.
ПРИНИМАЕТ Руководство по оценке остаточного углового сварного шва между
настилом палубы и продольными балками в качестве факультативного положения,
указанного в таблице 7.3.3 Системы оценки состояния, текст которого изложен в
приложении к настоящей резолюции;
2.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам довести Руководство до сведения инспекторов, признанных
организаций и любых других заинтересованных сторон при выполнении замеров
толщин в ходе освидетельствований в рамках СОС.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ОСТАТОЧНОГО УГЛОВОГО СВАРНОГО ШВА МЕЖДУ НАСТИЛОМ ПАЛУБЫ И
ПРОДОЛЬНЫМИ БАЛКАМИ
Цель
Руководства заключается в предоставлении метода и критериев оценки остаточной
толщины углового сварного шва между листом настила палубы и подпалубными
продольными балками для предотвращения аварий старых нефтяных танкеров,
вызванных разрушением конструкций. Для обеспечения того, чтобы оценка
продольной прочности судна признавалась действительной, угловой сварной шов
между продольными балками и палубой должен быть в неповрежденном состоянии.
Замеры
толщин палубы должны выполняться в соответствии с пунктом 3 настоящего
Руководства, т. е. каждой второй продольной подпалубной балки для трех
поперечных сечений в пределах грузовой зоны, как указано в пункте 1.2 таблицы
7.3.3 Системы оценки состояния (резолюция MEPC.94(46)
с поправками). Степень этих замеров толщин в районах танков, в которых
окружающие условия представляются схожими, может особо рассматриваться
присутствующим инспектором.
3. Местные замеры
толщин и критерии
3.1 Метод местных замеров толщин
3.1.1
Степень местных замеров должна устанавливаться в пределах приблизительно 50 мм
с каждой стороны от основной линии, как показано на рис.1.
3.1.2
В пределах степени местных замеров должны быть установлены по меньшей мере пять
точек, включая одну точку на основной линии, с максимальными промежутками между
ними приблизительно 25 мм. Таким образом, может быть получено местное
распределение толщин листа настила палубы для целевой продольной балки.
3.1.3
С учетом распределения замеренных толщин, по замеренным данным на основной
линии и минимальной толщине в других точках должно быть рассчитано типичное
уменьшение толщины (∆t), определяемое по следующему уравнению (1):
(1)
где:
t0 –
замеренная толщина на основной линии, которая почти равна первоначальной
толщине минус уменьшение вследствие коррозии верхней поверхности палубы
(∆t0), как показано на рис. 1;
t1,t2,t3,t4
– толщина в каждой замеряемой точке; и
∆t –
типичное уменьшение толщины, которое принимается приблизительно равным
уменьшению толщины углового сварного шва.
3.1.4
Приблизительная остаточная толщина определяется по формуле:
rостаточная = rпервоначальная
- ∆t,
где:
rпервоначальная
– первоначальная толщина сварного шва.
Если
рассчитанная остаточная толщина составляет ноль или меньше ноля, следует
рассмотреть вопрос о ремонте или восстановлении сварного шва тоже на основании
результатов тщательного освидетельствования.
Рис. 1.
Замеры толщин листа настила палубы по верхней стороне
Отсоединение
элемента продольной подпалубной балки может также проверяться с помощью
следующих процедур. В случаях, если элемент продольной балки присоединен в
неповрежденном состоянии, когда зонд ультразвукового оборудования перемещается
от основной линии к внешней стороне участка сварки, ультразвуковое эхо от
нижней поверхности листа настила палубы на участке сварки не наблюдается.
Однако в случаях, если элемент продольной балки отсоединен от листа настила
палубы, когда зонд ультразвукового оборудования перемещается от основной линии
к внешней стороне за участком сварки, ультразвуковой эхо-сигнал может
наблюдаться непрерывно, даже если зонд находится на отсоединенном участке
сварки, как показано на рис.2.