Резолюция
MEPC.118(52)
ПОПРАВКИ К ПРИЛОЖЕНИЮ К ПРОТОКОЛУ 1978 ГОДА К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ПО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ 1973 ГОДА
(Пересмотренное Приложение II к МАРПОЛ 73/78)
(Принята 15 октября 2004 года)
КОМИТЕТ
ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 38 a) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды (Комитет),
возложенных на него международными конвенциями по предотвращению загрязнения
моря и борьбе с ним,
ОТМЕЧАЯ
статью 16 Международной конвенции по предотвращению
загрязнения с судов 1973 года (далее именуемой " Конвенция 1973
года") и статью VI Протокола 1978 года к Международной конвенции по
предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее именуемого "Протокол
1978 года"), которые совместно устанавливают процедуру внесения поправок в
Протокол 1978 года и возлагают на соответствующий орган Организации функцию
рассмотрения и одобрения поправок к Конвенции 1973 года, измененной Протоколом
1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78),
РАССМОТРЕВ
текст пересмотренного Приложения II к МАРПОЛ 73/78,
1.
ОДОБРЯЕТ в соответствии со статьей 16 2) b), c) и d) Конвенции 1973 года
пересмотренное Приложение II к МАРПОЛ 73/78, текст которого изложен в
приложении к настоящей резолюции;
.2
ПОСТАНОВЛЯЕТ в соответствии со статьей 16 2) f) iii)
Конвенции 1973 года, что пересмотренное Приложение II к МАРПОЛ 73/78 считается
принятым 1 июля 2006 года, если до этой даты Организации не будут сообщены
возражения против поправок не менее одной трети Сторон или Сторон, общая
валовая вместимость торговых судов которых составляет не менее пятидесяти
процентов валовой вместимости судов мирового торгового флота;
3.
ПРЕДЛАГАЕТ Сторонам принять к сведению, что в соответствии со статьей 16 2) g) ii) Конвенции 1973 года пересмотренное Приложение II к МАРПОЛ
73/78 вступает в силу 1 января 2007 года после его принятия в соответствии с
пунктом 2, выше;
4.
ПРОСИТ Генерального секретаря, в соответствии со статьей 16 2) е) Конвенции 1973 года, направить всем Сторонам МАРПОЛ 73/78
заверенные копии настоящей резолюции и текста пересмотренного Приложения II к
МАРПОЛ 73/78, содержащегося в приложении; и
5.
ПРОСИТ ДАЛЕЕ Генерального секретаря направить членам Организации, которые не
являются Сторонами МАРПОЛ 73/78, копии настоящей резолюции и приложения к ней.
Для
целей настоящего Приложения:
1.
Ежегодная дата означает день и месяц каждого года, которые будут
соответствовать дате истечения срока действия Международного свидетельства о
предотвращения загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом.
2.
Присоединенный трубопровод означает трубопровод от приемного храпка в грузовом
танке до берегового соединения, используемый для выгрузки груза, и включает все
судовые трубопроводы, насосы и фильтры, которые не отделены запорами от
грузовой магистрали.
3.
Балластная вода
Чистый
балласт означает балластную воду, находившуюся в танке, который после последней
перевозки в нем груза, содержащего вещество категории X, Y или Z, был тщательно
очищен, а образовавшиеся при этом остатки были сброшены, и танк был опорожнен
согласно соответствующим требованиям настоящего Приложения.
Изолированный
балласт означает балластную воду, принятую в танк, который полностью отделен от
грузовой и нефтяной топливной системы и предназначен только для перевозки в нем
балласта или грузов, не являющихся нефтью или вредными жидкими веществами,
которые определены различным образом в Приложениях к настоящей Конвенции.
4.
Кодексы по химовозам
Кодекс
по химовозам означает Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих
опасные химические грузы наливом, принятый Комитетом по защите морской среды
Организации резолюций MEPC.20(22), со всеми поправками, внесенными
Организацией, при условии что такие поправки приняты и вступили в силу в
соответствии с положениям статьи 16 настоящей Конвенции,
касающимися процедуры внесения поправок к дополнение к Приложению.
Международный
кодекс по химовозам означает Международный кодекс постройки и оборудования
судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, принятый Комитетом по
защите морской среды Организации резолюцией MEPC.19(22), со всеми поправками,
внесенными Организацией, при условии что такие поправки приняты и вступили в
силу в соответствии с положениями статьи 16 настоящей
Конвенции, касающимися процедуры внесения поправок в дополнение к Приложению.
5.
Глубина воды означает глубину, обозначенную на карте.
6.
В пути означает, что судно следует в море по курсу или курсам, включая
отклонение от кратчайшего прямого маршрута, которые, насколько это практически
осуществимо для
целей
навигации, приведут к распределению любого сброса в пределах настолько большого
района моря, насколько это разумно и практически осуществимо.
7.
Жидкие вещества означают вещества, давление паров которых не превышает 0,28 мПа
абсолютного давления при температуре 37,8°С.
8.
Руководство означает Руководство по методам и устройствам в соответствии с
образцом, приведенным в дополнении 6 к настоящему Приложению.
9.
Ближайший берег. Выражение "от ближайшего берега" означает от
исходной линии, от которой, согласно международному праву, отсчитываются
территориальные воды соответствующей территории, за исключением того, что для
целей настоящей Конвенции выражение "от ближайшего берега" у северо-восточного
побережья Австралии следует понимать, как от линии, проведенной от точки на
побережье Австралии
с координатами
11°00' юж. широты и 142°08' вост. долготы
к точке 10°35'
юж. широты и 141°55' вост. долготы,
затем к точке
10°00' юж. широты и 142°00' вост. долготы,
затем к
точке 9°10' юж. широты и 143°52' вост.
долготы,
затем к
точке 9°00' юж. широты и 144°30' вост.
долготы,
затем к точке
10°41' юж. широты и 145°00' вост. долготы,
затем к точке
13°00' юж. широты и 145°00' вост. долготы,
затем к точке
15°00' юж. широты и 146°00' вост. долготы,
затем к точке
17°30' юж. широты и 147°00' вост. долготы,
затем к точке
21°00' юж. широты и 152°55' вост. долготы,
затем к точке
24°30' юж. широты и 154°00' вост. долготы
и далее - к
точке на побережье Австралии
с координатами
24°42' юж. широты и 153°15' вост. долготы.
10.
Вредное жидкое вещество означает любое вещество, указанное в колонке категории
загрязнителя главы 17 или 18 Международного кодекса по химовозам или
временно оцененное в соответствии с положениями правила 6.3 как
относящееся к категории X, Y или Z.
11.
Млн-1 означает мл/м3.
12.
Остаток означает любое вредное жидкое вещество, которое остается для
последующего удаления.
13.
Смесь воды с остатками означает остаток, к которому добавлена вода для любой
цели (например, очистка танка, балластировка, льяльные воды).
14.
Постройка судна
14.1
Судно, построенное означает судно, киль которого заложен или которое находится
в подобной стадии постройки. Судно, переоборудованное в танкер-химовоз,
независимо от даты постройки, считается танкером-химовозом, построенным на дату
начала такого переоборудования. Положение о таком переоборудовании не
применяется к модификации судна, отвечающей всем следующим условиям:
.1 судно
построено до 1 июля 1986 года; и
.2 в
соответствии с Кодексом по химовозам судну разрешено перевозить только те
продукты, которые этим Кодексом отнесены к веществам, представляющим только
опасность загрязнения.
14.2
Подобная стадия постройки означает стадию, на которой:
.1 начато
строительство, которое можно отождествить с определенным судном; и
.2 начата сборка
этого судна, причем масса использованного материала составляет по меньшей мере
50 тонн или один процент расчетной массы материала всех корпусных конструкций,
смотря по тому, что меньше.
15.
Застывающее/незастывающее
15.1 Застывающее
вещество означает вредное жидкое вещество, которое во время выгрузки находится
при температуре:
.1 менее чем на
5°С выше его температуры плавления – для вещества с температурой плавления ниже
15°С; или
.2 менее чем на
10°С выше его температуры плавления – для вещества с температурой плавления
15°С и выше.
15.2
Незастывающее вещество означает вредное жидкое вещество, не являющееся
застывающим веществом.
16.
Танкер
.1
Танкер-химовоз означает судно, построенное или приспособленное для перевозки
наливом любого жидкого продукта, указанного в главе 17 Международного
кодекса по химовозам;
.2 Танкер для
ВЖВ означает судно, построенное или приспособленное для перевозки груза вредных
жидких веществ наливом, и включает "нефтяной танкер", как он
определен в Приложении I к настоящей Конвенции, если на нем допускается
перевозка в качестве груза или части груза вредных жидких веществ наливом.
17.
Вязкость
.1 Высоковязкое
вещество означает вредное жидкое вещество категории X или Y вязкостью 50 мПа·с
или более при температуре выгрузки.
.2 Маловязкое
вещество означает вредное жидкое вещество, не являющееся высоковязким
веществом.
1.
Положения настоящего Приложения, ели специально не предусмотрено иное,
применяются ко всем судам, на которых допускается перевозка вредных жидких
веществ наливом.
2.
Если груз, подпадающий под положения Приложения I к
настоящей Конвенции, перевозится в грузовом помещении танкера для ВЖВ, то
применяются также соответствующие требования Приложения I к настоящей Конвенции.
1.
Требования настоящего Приложения, касающиеся сброса, не применяются к сбросу в
море вредных жидких веществ или смесей, содержащих такие вещества, если такой
сброс:
.1 необходим с
целью обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море;
или
.2 происходит в
результате повреждения судна или его оборудования
.2.1 при
условии, что после случившегося повреждения судна или обнаружения сброса были
приняты все разумные предусмотрительные меры для предотвращения или сведения к
минимуму такого сброса; и
.2.2 за
исключением случаев, когда судовладелец или капитан действовали либо с
намерением причинить повреждение судну, либо безответственно и понимая, что это
может привести к его повреждению; или
.3 одобрен
Администрацией, когда он используется для борьбы с особыми случаями загрязнения
моря с целью сведения к минимуму ущерба от загрязнения. Любой подобный сброс
подлежит одобрению любым правительством, под чьей юрисдикцией находится район,
в котором предполагается осуществить такой сброс.
1.
В отношении поправок, вносимых в требования к перевозке ввиду повышения класса
вещества, применяется следующее:
.1 если внесение
поправки в настоящее Приложение, а также в Международный кодекс по химовозам и
Кодекс по химовозам вызывает изменения конструкции или оборудования и устройств
ввиду повышения требований к перевозке некоторых веществ, Администрация может
изменить или отложить на определенный период применение такой поправки к судам,
построенным до даты вступления в силу этой поправки, если немедленное
применение такой поправки считается нецелесообразным или практически
невыполнимым. Такое смягчение требований определяется в отношении каждого
вещества;
.2
Администрация, допускающая смягчение требований к применению поправки согласно
настоящему пункту, должна представить Организации доклад, в котором содержатся
подробные сведения о данном судне или судах, допускаемых к перевозке грузах,
перевозках, в которых занято каждое судно, а также обоснование смягчения
требований, с целью рассылки Сторонам Конвенции для их информирования и
принятия надлежащих мер, если таковые потребуются, и с целью отразить это
изъятие в Свидетельстве, упомянутом в правиле 7 или 9 настоящего Приложения;
.3 несмотря на
вышеупомянутое, Администрация может освободить от требований к перевозке
согласно правилу 11 суда, на которых допускается перевозка
отдельных растительных масел, указанных в соответствующем подстрочном
примечании в главе 17 Кодекса МКХ, при
условии что судно удовлетворяет следующим условиям:
.1 с учетом
настоящего правила танкер для ВЖВ отвечает всем требованиям к типу судна 3,
установленному в Кодексе МКХ, за исключением расположения грузового танка;
.2 согласно
настоящему правилу грузовые танки располагаются на нижеследующих расстояниях от
борта судна. По всей длине грузовой танк защищается балластными танками или отсеками,
не являющимися танками, в которых перевозится нефть, следующим образом:
.1 бортовые
танки или отсеки устраиваются таким образом, что грузовые танки располагаются
внутрь от теоретической линии бортовой обшивки, везде на расстоянии не менее
760 мм; и
.2 танки или
отсеки двойного дна устраиваются таким образом, что расстояние между дном
грузовых танков и теоретической линией днищевой обшивки, измеренное под прямым
углом к днищевой обшивке, составляет не менее В/15 (м) или 2,0 м на
диаметральной плоскости, в зависимости от того, что меньше. Минимальное
расстояние составляет 1,0 метра;
.3 в
соответствующем свидетельстве указывается предоставленное изъятие.
2. С учетом положений пункта
3 настоящего правила положения правила 12.1 могут
не применяться к судну, построенному до 1 июля 1986 года, которое осуществляет
ограниченные рейсы, установленные Администрацией, между:
.1 портами или
терминалами в пределах государства-участника настоящей Конвенции; или
.2 портами или
терминалами государств-участников настоящей Конвенции.
3.
Положения пункта 2 настоящего правила применяются только к
судам, построенным до 1 июля 1986 года, если:
.1 всякий раз,
когда танк, содержащий вещества категории X, Y или Z или смеси, должен
подвергнуться мойке или балластировке, этот танк подвергается мойке в
соответствии с процедурой предварительной мойки, одобренной Администрацией в
соответствии с дополнением 6 к настоящему Приложению,
а промывочная вода сбрасывается в приемное сооружение;
.2 последующая
промывочная или балластная вода сбрасывается в приемное сооружение или в море в
соответствии с другими положениями настоящего Приложения;
.3 достаточность
приемных сооружений в портах или на терминалах, упомянутых выше, для целей
настоящего пункта одобрена правительствами государств-участников настоящей
Конвенции, на территории которых расположены такие порты или терминалы;
.4 в отношении
судов, осуществляющих рейсы в порты или к терминалам, находящимся под
юрисдикцией других государств-участников настоящей Конвенции, Администрация
сообщает Организации для рассылки Сторонам Конвенции сведения об изъятии для их
информирования и принятия надлежащих мер, если таковые потребуются; и
.5 в
свидетельстве, требуемом согласно настоящему Приложению, произведена запись о
том, что судно осуществляет только такие ограниченные рейсы.
4.
В отношении судна, особенности конструкции и эксплуатации которого таковы, что
балластировка грузовых танков не требуется, а мойка грузовых танков требуется
только для ремонта или докования, Администрация может допустить изъятие из
выполнения положений правила 12, если будут выполнены
все следующие условия:
.1 проект,
конструкция и оборудование судна одобрены Администрацией с учетом эксплуатации,
для которой оно предназначено;
.2 любые
промывочные воды, образовавшиеся при мойке танка, которая может быть выполнена
до ремонта или докования, сбрасываются в приемное сооружение, достаточность
которого подтверждена Администрацией;
.3 в
свидетельстве, требуемом согласно настоящему Приложению, указано:
.1 что каждый
грузовой танк допускается для перевозки ограниченного числа веществ, которые
сравнимы и могут перевозиться попеременно в одном и том же танке без
промежуточной очистки; и
.2 сведения об
изъятии;
.4 на судне
имеется Руководство, одобренное Администрацией; и
.5 в отношении
судов, осуществляющих рейсы в порты или к терминалам, находящимся под
юрисдикцией других государств-участников настоящей Конвенции, Администрация
сообщает Организации для рассылки Сторонам Конвенции сведения об изъятии для их
информирования и принятия надлежащих мер, если таковые потребуются.
1. Администрация может
разрешить применение на судне устройств, материалов, приспособлений или
приборов, отличных от требуемых настоящим Приложением, если такие устройства,
материалы, приспособления или приборы являются не менее эффективными, чем
требуемые настоящим Приложением. Такие полномочия Администрации не
распространяются на замену методов эксплуатации с целью осуществления
управления сбросом вредных жидких веществ в качестве эквивалента проектным и
конструктивным мерам, предписанным правилами настоящего Приложения.
2. Администрация, которая
разрешает применение устройства, материала, приспособления или прибора,
отличных от требуемых настоящим Приложением, согласно пункту 1 настоящего правила, сообщает подробные сведения об этом
Организации для распространения среди других Сторон Конвенции с целью их
информирования и принятия надлежащих мер, если таковые потребуются.
3.
Несмотря на положения пунктов 1 и 2
настоящего правила, конструкция и оборудование судов для перевозки сжиженных
газов, которые допускаются к перевозке вредных жидких веществ, перечисленных в
применимом Кодексе по газовозам, считаются эквивалентными требованиям к
конструкции и оборудованию, содержащимся в правилах 11 и 12 настоящего Приложения, если этот газовоз отвечает всем
следующим условиям:
.1 имеет
Свидетельство о пригодности в соответствии с надлежащим Кодексом по газовозам
для судов, допускаемых к перевозке сжиженных газов наливом;
.2 имеет
Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных
жидких веществ наливом, в котором подтверждается, что газовоз может перевозить
только те вредные жидкие вещества, которые установлены и перечислены в
надлежащем Кодексе по газовозам;
.3 обеспечен
устройствами изолированного балласта;
.4 имеет насосы
и трубопроводы, которые в соответствии с требованиями Администрации
обеспечивают, чтобы количество грузовых остатков, содержащихся в танке и
присоединенном трубопроводе после выгрузки, не превышало применимого количества
остатков, требуемого правилом 12.1, 12.2 или 12.3;
.5 снабжен
одобренным Администрацией Руководством, обеспечивающим, чтобы во время
эксплуатации не происходило смешивание остатков груза и воды и чтобы остатки
груза не оставались в танке после применения методов вентиляции, предписанных в
Руководстве.
ГЛАВА 2.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВРЕДНЫХ ЖИДКИХ ВЕЩЕСТВ
Правило
6.
Классификация и перечень вредных жидких веществ и других веществ
1. Для целей правил
настоящего Приложения вредные жидкие вещества разделяются на следующие четыре
категории:
.1 категория X:
вредные жидкие вещества, которые, будучи сброшены в море в процессе очистки
танков или слива балласта, считаются представляющими большую опасность для
морских ресурсов или здоровья человека, в силу чего оправдывают запрещение
сброса в морскую среду;
.2 категория Y:
вредные жидкие вещества, которые, будучи сброшены в море в процессе очистки
танков или слива балласта, считаются представляющими опасность для морских
ресурсов или здоровья человека либо наносят ущерб природной привлекательности
моря в качестве места отдыха или другим видам правомерного использования моря,
в силу чего оправдывают ограничение качества и количества сброса в морскую
среду;
.3 категория Z:
вредные жидкие вещества, которые, будучи сброшены в море в процессе очистки
танков или слива балласта, считаются представляющими небольшую опасность для
морских ресурсов или здоровья человека, в силу чего оправдывают менее строгие
ограничения по качеству и количеству сброса в морскую среду;
.4 другие
вещества: вещества, указанные как ДВ (другие вещества) в колонке категории
загрязнителя в главе 18 Международного кодекса
по химовозам, которые оценены и установлены как не входящие в категории X, Y
или Z, как они