МАРПОЛ(2001). Стандарты на методы и устройства для сброса вредных жидких веществ. Руководство по временной оценке жидких веществ, перевозимых наливом.

СТАНДАРТЫ
 НА МЕТОДЫ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ СБРОСА ВРЕДНЫХ ЖИДКИХ ВЕЩЕСТВ.

РУКОВОДСТВО
 ПО ВРЕМЕННОЙ ОЦЕНКЕ ЖИДКИХ ВЕЩЕСТВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ НАЛИВОМ.

 

Стандарты на методы и устройства для сброса вредных жидких веществ (требуемые Приложением II к Конвенции МАРПОЛ 73/78 с поправками)

 

 

Преамбула

 

1. Приложение II к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78), с дальнейшими поправками, сделанными Организацией (далее именуемое "Приложение II"), предусматривает, в частности, необходимость управления эксплуатационными сбросами вредных жидких веществ, перевозимых на судах наливом. Здесь эксплуатационными сбросами называются сбросы вредных жидких веществ или воды, загрязненной этими веществами, которые являются результатом промывки грузовых танков и трубопроводов, слива балласта из непромытых грузовых танков и сброса льяльных вод из отделения грузовых насосов.

 

2. Приложение II запрещает сброс в море вредных жидких веществ, за исключением случаев, когда сброс производится в соответствии с установленными условиями. Эти условия различаются в зависимости от степени опасности, которую представляет вредное жидкое вещество для морской среды. По степени опасности вредные жидкие вещества делятся на четыре категории: А, В, С и D.

 

3. Правило 5 Приложения II устанавливает условия, при которых может иметь место сброс остатков веществ категорий А, В, С и D. Эти условия, которые не приводятся в настоящем документе, включают такие параметры, как максимальное количество, которое может быть сброшено в море, скорость судна, расстояние до ближайшего берега, глубина воды, максимальная концентрация вещества в кильватерной струе судна и степень разбавления вещества до его сброса в море.

 

4. Для некоторых морских районов, именуемых "особыми районами", применяются более жесткие критерии сброса.

 

5. Стандарты на методы и устройства, требуемые Приложением II (далее именуемые "Стандарты"), разработаны во исполнение резолюции 13 Международной конференции по предотвращению загрязнения моря 1973 года и в соответствии с правилами 5, и 8 Приложения II. Стандарты представляют собой единую основу, которой следует руководствоваться Сторонам Конвенции МАРПОЛ 73/78 при одобрении методов и устройств конкретного судна для сброса вредных жидких веществ.

 

6. Стандарты вступили в силу 6 апреля 1987 года, на дату вступления в действие Приложения II, и применяются ко всем судам, перевозящим вредные жидкие вещества наливом.

 

7. В Стандартах не повторяются требования Приложения II. Для обеспечения выполнения Приложения II необходимо рассматривать совместно требования Приложения II и требования настоящих Стандартов.

 

8. Требования Приложения II по сбросу и выдаче свидетельств истолковываются как требующие, чтобы каждое судно имело одобренное Администрацией Руководство по методам и устройствам. Руководство должно содержать сведения, установленные настоящими Стандартами и требованиями Приложения II. Выполнение методов и устройств, указанных в Руководстве для судна, обеспечит удовлетворение требований Приложения II по сбросу.

 

9. Правило Приложения II требует, чтобы эффективность системы выкачки груза из танка, в котором разрешено перевозить вещества категорий В или С, проверялась в соответствии со Стандартами, разработанными Организацией. Метод проведения испытаний изложен в Стандартах. Определенная путем испытаний эффективность зачистки принимается в дальнейшем как эффективность зачистки, достигаемая при разгрузке танка в соответствии с установленным методом.

 

10. Наличие "блеска" в результате сброса некоторых веществ категорий В, С и D не должно рассматриваться как противоречие принципам Приложения II при условии, что сброс производится в соответствии с настоящими Стандартами.

 

11. В настоящих Стандартах термин "сброс" употребляется для обозначения сброса остатков или смесей воды с остатками либо в море, либо в приемные сооружения, а термин "выгрузка" - для обозначения выгрузки груза в портах, терминалах или на причалы грузополучателей.

 

 

Глава 1.
Введение

 

1.1 Назначение

 

Целью настоящих Стандартов является обеспечение единых международных принципов одобрения методов и устройств, с помощью которых суда, перевозящие вредные жидкие вещества наливом, могут удовлетворять положениям Приложения II по сбросу. На основе настоящих Стандартов Администрация должна одобрять методы и устройства, необходимые для выдачи судну Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом или Свидетельства о пригодности для перевозки опасных химических веществ наливом или Международного свидетельства о пригодности для перевозки опасных химических веществ наливом. Методы и устройства для конкретного судна должны быть изложены в одобренном Руководстве по методам и устройствам (далее именуемом "Руководство"), используемом на борту судна. Стандарты не предназначены для использования их судовым экипажем.

 

1.2 Применение

 

1.2.1 Настоящие Стандарты применяются ко всем судам, перевозящим наливом вредные жидкие вещества категорий А, В, С или D, включая и те, что временно оценены в качестве таковых.

 

1.2.2 Стандарты разработаны с целью обеспечения выполнения критериев сброса вредных жидких веществ, указанных в правилах 5 и 8. Для веществ категории А Стандарты устанавливают технологию предварительной мойки, которая может быть применена вместо измерения концентрации стока из танка, из которого сбрасывается промывочная вода, содержащая вещество категории А. Для веществ категорий В и С Стандарты устанавливают методы и устройства, обеспечивающие соблюдение требований по максимальному количеству остатков, которое может быть сброшено из каждого танка, и максимально допустимой концентрации в кильватерной струе судна. Для веществ категорий В и С Стандарты устанавливают методы и устройства, позволяющие оценить соответствие требованиям правила . Для веществ категорий А, В, С и D Стандарты устанавливают методы вентиляции, применяемые для удаления остатков из грузовых танков. Технология предварительной мойки, изложенная в приложении В к Стандартам, дает возможность Администрациям одобрять метод предварительной мойки, упомянутый в пункте 6 b) i) правила 5А.

 

1.2.3 Настоящие Стандарты не охватывают способы и средства, с помощью которых Администрация обеспечивает выполнение одобренных для судна методов и устройств; они не охватывают также подробных сведений о конструкции или об используемых материалах.

 

1.2.4 Правило 13 требует, в частности, чтобы танкеры-химовозы, перевозящие вредные жидкие вещества категорий А, В или С, удовлетворяли Международному кодексу постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом* (далее именуемому "МКХ") или Кодексу постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузи наливом* (далее именуемому "КХ") со всеми поправками, которые могут быть внесены в дальнейшем. Поэтому конструкция, материалы и оборудование, примененные во исполнение требований Приложения II и настоящих Стандартов, должны удовлетворять требованиям МКХ или КХ в отношении танкеров-химовозов, на которых разрешена перевозка веществ категорий А, В или С, в соответствии со Свидетельством о пригодности, выданным согласно существующему Кодексу.

_________________

* МКХ и КХ, включающие изменения, затрагивающие аспекты загрязнения моря, были приняты Комитетом по защите морской среды Организации резолюциями MEPC.19(22) и MEPC.20(22) соответственно 5 декабря 1985 года.

 

 

 

1.3 Определения

 

1.3.1 Новое судно означает судно, построенное 1 июля 1986 года или после этой даты.

 

1.3.2 Существующее судно означает судно, не являющееся новым судном.

 

1.3.3 Остаток означает любое вредное жидкое вещество, которое остается для последующего удаления.

 

1.3.4 Смесь воды с остатками означает остаток, к которому добавлена вода для любой цели (например, очистка танка, балластировка, льяльные воды).

 

1.3.5 Смешивающийся означает растворимый в воде в любой пропорции при температуре мойки.

 

1.3.6 Присоединенный трубопровод означает трубопровод от приемного храпка в грузовом танке до берегового соединения, используемый для выгрузки груза, и включает все судовые трубопроводы, насосы и фильтры, которые не отделены запорами от грузовой магистрали.

 

1.3.7 Застывающее вещество означает вредное жидкое вещество, которое во время выгрузки находится при температуре :

 

.1 менее чем на 5°С выше его температуры плавления - для веществ с температурой плавления ниже 15°С; или

.2 менее чем на 10°С выше его температуры плавления - для веществ с температурой плавления 15°С и выше.

 

1.3.8 Незастывающее вещество означает вредное жидкое вещество, не являющееся застывающим веществом.

 

1.3.9 Высоковязкое вещество означает:

 

.1 для веществ категории В и для веществ категории С в особых районах - вещество вязкостью 25 мПа·с или более при температуре выгрузки; и

.2 для веществ категории С за пределами особых районов - вещество с вязкостью 60 мПа·с и более при температуре выгрузки.

 

1.3.10 Маловязкое вещество означает вредное жидкое вещество, не являющееся высоковязким веществом.

 

1.3.11 Правило означает правило Приложения II к Конвенции МАРПОЛ 73/78.

 

1.4 Эквиваленты

 

1.4.1 К настоящим Стандартам также применимы положения об эквивалентах пунктов 5 и 6 правила 2.

 

1.5 Выдача Свидетельства

 

1.5.1 Перед выдачей соответствующего Свидетельства, упомянутого в пункте 1.1, Администрация должна проверить и, если найдет удовлетворительным, одобрить:

 

.1 Руководство в отношении соответствия его Приложению II и настоящим Стандартам;

.2 оборудование и устройства, предусмотренные для выполнения требований настоящих Стандартов.

 

1.5.2 В соответствующем Свидетельстве, выданном судну, Администрацией дается ссылка на одобренное Руководство.

 

1.6 Ответственность капитана

 

1.6.1 Капитан судна должен обеспечить, чтобы не производилось никаких сбросов в море остатков груза или смесей воды с остатками, содержащих вещества категорий А, В, С или D, если такие сбросы производятся не в полном соответствии с эксплуатационными методами, изложенными в Руководстве, и если не применяются устройства, требуемые Руководством и необходимые для выполнения таких сбросов.

 

1.7 Вопросы безопасности

 

1.7.1 Настоящие Стандарты учитывают аспекты защиты морской среды при очистке грузовых танков, содержащих вредные жидкие вещества, и сброс остатков и смесей воды с остатками после этих операций. Некоторые из этих операций являются потенциально опасными, но в настоящих Стандартах не ставится цель изложить нормативы безопасности, охватывающие все стороны этих операций. Описание различных видов потенциальной опасности дается в МКХ и КХ и других документах, разработанных и опубликованных соответствующими ассоциациями или организациями, например в Руководстве по безопасности танкеров (химовозов) Международной палаты судоходства (МПС). Некоторые из видов потенциальной опасности указаны ниже.

 

1.7.2 Совместимость. Должна быть тщательно проверена совместимость остатков и водяных смесей различных веществ перед смешиванием.

 

1.7.3 Электростатическая опасность. Должны быть тщательно рассмотрены вопросы, связанные с возможным образованием электростатических зарядов при мойке грузовых танков.

 

1.7.4 Опасность входа в танк. Должны быть обеспечены меры безопасности для лиц, которым необходимо по какой-либо причине войти в грузовые или отстойные танки.

 

1.7.5 Опасность реакций, в промывочной воде грузовых и отстойных танков, содержащей остатки некоторых веществ, могут происходить опасные реакции. Возможность возникновения такой опасности должна быть тщательно рассмотрена.

 

1.7.6 Опасность при вентиляции. Должна быть тщательно рассмотрена опасность, связанная с вентиляцией танков, как это указано в Руководстве по безопасности танкеров (химовозов) МПС.

 

1.7.7 Опасность при очистке трубопроводов. Должна быть тщательно рассмотрена опасность, связанная с очисткой трубопроводов, как это указано в Руководстве по безопасности танкеров (химовозов) МПС.

 

1.7.8 Пожароопасность. Следует учитывать пожароопасность, связанную с использованием моющих средств, иных чем вода.

 

1.8 Моющие средства и присадки

(изменения не внесены, новую редакцию см. MEPC 33/20/add.1,прил.3)

 

1.8.1 Если для мойки танка, в котором находилось вредное жидкое вещество, вместо воды или в смеси с водой применяется моющее средство (то есть растворитель),являющееся вредным веществом согласно определению, данному в Приложении I или в Приложении II к Конвенции МАРПОЛ 73/78, сброс такого моющего средства производится в соответствии с ограничениями, установленными в Приложении I или в Приложении II, которые применялись бы в случае перевозки этого моющего средства в качестве груза.

 

1.8.2 Если в воду добавляется небольшое количество моющих присадок (то есть детергентов) для облегчения мойки танков, то никакие ограничения в дополнение к тем, которые применяются к танку ввиду предыдущего груза, не вводятся.

 

 

Глава 2.
Разработка Руководства по методам и устройствам

 

2.1 Каждое судно, перевозящее вредные жидкие вещества наливом, обеспечивается Руководством, описание которого дается в настоящей главе.

 

2.2 Основной целью Руководства является описание для лиц командного состава судна фактических устройств и всех эксплуатационных методов, относящихся к грузовым операциям, очистке танков, операциям со смывками, балластировке и дебалластировке грузовых танков, которые необходимо соблюдать с целью выполнения требований Приложения II.

 

2.3 Руководство должно основываться на настоящих Стандартах. Оно должно охватывать всю номенклатуру вредных веществ, перевозка которых разрешена на судне.

 

2.4 Руководство должно, как минимум, содержать следующие сведения и эксплуатационные указания:

 

.1 изложение основных положений Приложения II, включая требования по сбросу;

.2 таблицу вредных жидких веществ, перевозка которых разрешена на судне, содержащую подробные сведения об этих веществах согласно указаниям дополнения D;

.3 описание танков, в которых перевозятся вредные жидкие вещества, и таблицу, показывающую, в каких грузовых танках может перевозиться каждое вредное жидкое вещество;

.4 описание всех находящихся на борту судна устройств и оборудования, включая систему подогрева и регулирования температуры груза, находящегося на судне, требования к которому содержатся в главах 3 или 8, включая перечень всех танков, которые могут быть использованы в качестве отстойных танков, принципиальные схемы грузовой и зачистной систем с указанием расположения насосов и приборов управления, и описание способов, с помощью которых можно убедиться в том, что оборудование работает нормально (перечни проверок);

.5 подробности методов, изложенных в настоящих Стандартах и применимых к данному судну, которые должны включать, если это применимо, следующие указания:

 

.5.1 методы зачистки грузовых танков и при каких ограничениях (например, минимальные крен и дифферент) зачистная система должна работать;

.5.2 методы осушения грузовых насосов, грузовых и зачистных трубопроводов;

.5.3 программы предварительной мойки грузовых танков;

.5.4 методы балластировки и дебалластировки грузового танка;

.5.5 методы сброса смесей воды с остатками; и

.5.6 методы, которых следует придерживаться, когда грузовой танк нельзя разгрузить согласно требуемому методу;

 

.6 для существующих судов, работающих в соответствии с положениями пункта 2 b) или 4 b) правила 5А, - таблицу остатков, разработанную в соответствии с дополнением А и указывающую для каждого танка, в котором должны перевозиться вещества категорий В или С, количество остатков после выгрузки и зачистки танка и присоединенных к нему трубопроводов;

.7 таблицу, показывающую количества, определенные по результатам испытаний на воде для оценки "не зачищаемого остатка", указанного в пункте 1.2.1 дополнения А; и

.8 ответственность капитана в отношении выполнения предписанных эксплуатационных методов и применения надлежащих устройств. Капитан должен обеспечить, чтобы никаких остатков или смесей воды с остатками не сбрасывалось в море, если не применяются устройства, перечисленные в Руководстве и необходимые для выполнения таких сбросов.

 

2.5 Руководство для судов, занятых в международных рейсах, выполняется по типовой форме, приведенной в дополнении D. Если примененный в Руководстве язык не является английским или французским, то текст его должен включать перевод на один из этих языков.

 

2.6 Администрация может одобрить Руководство, содержащее только те части, которые применимы к веществам, которые разрешено перевозить на судне.

 

2.7 Форма и содержание Руководства для судна, упомянутого в пунктах 6 и 7 правила 5А, должны удовлетворять Администрацию.

 

2.8 Форма и содержание Руководства для судна, перевозящего только вещества категории D, должны удовлетворять Администрацию.

 

 

Глава 3.
Стандарты на оборудование и конструкцию для новых судов

 

3.1 Общие положения

 

3.1.1 Настоящая глава содержит стандарты на оборудование и конструктивное исполнение, позволяющее новому судну отвечать требованиям Приложения II по сбросу остатков.

 

3.1.2 Требования к оборудованию в настоящей главе должны рассматриваться совместно с эксплуатационными требованиями глав 4, 5, 6 и 7 с тем, чтобы определить, какое оборудование необходимо иметь на судне.

 

3.2 Требования к перевозке

 

3.2.1 Вещества категории В с температурой плавления 15°С и выше не должны перевозиться в грузовом танке, любая граница которого образована обшивкой судна, а должны перевозиться только в грузовом танке, оборудованном системой подогрева груза.

 

3.3 Система выгрузки груза

 

3.3.1 Система выгрузки груза для веществ категорий В и С должна обеспечивать выкачку груза, при которой количество остатков не превышает количества, установленного в правилах 5 и . Испытание эффективности выкачки, требуемое пунктом 5 правила 5А, проводится в соответствии с дополнением А.

 

3.4 Расположение подводного сливного отверстия

 

3.4.1 Подводное сливное отверстие (или отверстия) располагается вблизи скулы в грузовой зоне и устраивается так, чтобы избежать захват судном смеси воды с остатками через забортные отверстия, используемые для приема забортной воды.

 

3.5 Размеры подводного сливного отверстия

 

3.5.1 Подводное сливное отверстие устраивается так, чтобы смесь воды с остатками, сбрасываемая в море в соответствии с настоящими Стандартами, не выходила за пределы пограничного слоя судна. Для этого, если сброс производится перпендикулярно к обшивке судна, минимальный диаметр сливного отверстия определяется по следующей формуле:

 

D =

QD

5L

 

где:

 

D - минимальный диаметр сливного отверстия, (м) ;

L - расстояние от носового перпендикуляра до сливного отверстия,(м)

QD- максимальная принятая интенсивность сброса, с которой судно может сбрасывать смесь воды с остатками через это отверстие, (м3/ч).

 

3.5.2 Если сброс производится под некоторым углом к обшивке судна, в приведенную выше формулу вместо величины QD подставляется ее составляющая, перпендикулярная к обшивке судна.

 

3.6 Отстойные танки

 

3.6.1 Хотя Приложение II не требует оборудования отдельных отстойных танков, для некоторых моечных операций могут потребоваться отстойные танки. В качестве отстойных танков могут быть использованы грузовые танки.

 

3.7 Оборудование для вентиляции

 

3.7.1 Если остатки удаляются из грузовых танков с помощью вентиляции, то предусматривается вентиляционное оборудование, удовлетворяющее требованиям дополнения С.

 

 

 

Глава 4.
Эксплуатационные стандарты для новых судов, перевозящих вещества категории А

 

4.1 Общие положения

 

Настоящая глава применяется в любому новому судну, на котором разрешена перевозка веществ категории А.

 

4.2 Смотри MEPC.33(20)Add.1, прил.3

 

4.3 Предварительная мойка грузового танка, в котором находились вещества категории А

 

4.3.1 Приложение II требует, чтобы после мойки грузового танка, в

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home