КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
Приказ N 140
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(30 августа 1995 года)
Во
исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 467 от 15 мая
1995 года в части возложения на Роскомрыболовство функций организации и
осуществления государственного надзора за безопасностью плавания судов
рыбопромыслового флота, обеспечением сохранности человеческой жизни на море, а
также за безопасным ведением промысловых операций судами, зарегистрированными в
морских рыбных портах, независимо от назначения этих судов и форм
собственности, разработки норм безопасности плавания для судов рыбопромыслового
флота; в целях повышения уровня организации службы на судах флота в новых экономических
условиях работы отрасли
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации и
ввести его в действие с момента опубликования в газете "Российские
вести" (приложение N 1).
2.
Всем должностным лицам управлений и отделов комитета, государственным
администрациям морских рыбных портов, руководителям предприятий, организаций
независимо от форм собственности, суда которых зарегистрированы в морских
рыбных портах, плавсоставу судов в своей деятельности строго руководствоваться
Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.
3.
С введением в действие настоящего Устава считать утратившим силу на территории
Российской Федерации Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР от
25 октября 1972 года.
4.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление мореплавания
портов и охраны труда (А.А.Козлов).
Председатель
Комитета В.Ф.Корельский
30
августа 1995 года
N
140
Верно: начальник
Административно-контрольного управления А.Д.Губанов
Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
11 октября 1995 г. Регистрационный N 958
к Приказу Комитета Российской Федерации по
рыболовству
от 30 августа 1995 г. N 140
Устав службы
на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации
1.
Настоящий Устав определяет основы организации службы, права и обязанности
членов экипажей на судах рыбного хозяйства Российской Федерации.
2.
Настоящий Устав распространяется на все суда рыбного хозяйства Российской
Федерации независимо от типа, назначения и формы собственности, плавающие под
Государственным флагом России и зарегистрированные в рыбных портах Российской
Федерации.
3.
Требования настоящего Устава обязательны для членов экипажей судов, лиц,
временно пребывающих на судне, и пассажиров.
4.
Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой
команды, выполняющих обязанности, связанные с обеспечением мореплавания и
производственной деятельностью судна.
5.
Все лица экипажа назначаются на судовые должности при условии: наличия у
каждого соответствующего диплома либо квалификационного свидетельства;
подтверждения своих профессиональных знаний путем сдачи установленного
проверочного минимума; прохождения специальных курсов обучения и других
утвержденных программ в сроки, обусловленные действующими конвенциями и
нормативными актами; заключения медицинской комиссии о годности по здоровью.
6.
Труд экипажа организуется капитаном в соответствии с действующим трудовым
законодательством, КТМ и настоящим Уставом.
7.
Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение,
промвооружение и имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их
надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания в
надлежащем порядке расписываются в заведование определенным членам экипажа.
8.
Лица, обслуживающие судовые технические средства, системы и устройства, а также
пользующиеся техническими средствами бытового назначения независимо от того, в
чьем заведовании они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию и
сохранность.
9.
Должностные обязанности членов экипажа, не вошедшие в настоящий Устав,
определяются должностными инструкциями судовладельца по согласованию с капитаном
судна.
10.
Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по
судовым службам.
11.
Судовые службы обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию
судовых технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание
экипажа и других лиц, находящихся на судне. Они подразделяются на: общесудовую,
радиотехническую, судомеханическую, добычи, обработки, медико-санитарную,
учебно-судовую (на учебных судах) и научно-техническую (на судах, где она
есть). Руководство службами возлагается на лиц командного состава.
12.
Основой организации службы на судах являются судовые расписания, которые
определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих
на судне в качестве пассажиров.
На
судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам,
по заведованиям, по швартовным операциям, промысловое, по распорядку жизни
экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.
С
учетом типа, назначения и особенностей судна, а также в целях обеспечения его
безопасности при плавании в сложных условиях, других обстоятельствах, по
усмотрению капитана могут составляются другие судовые расписания (по бункеровке
судна, борьбе с обледенением, буксировке и т.д.).
Глава II.
Государственный флаг, флаги и вымпелы
13.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне после получения
свидетельства на право плавания под флагом Российской Федерации. День первого
подъема флага считается судовым праздником.
14.
Государственный флаг указывает на национальность судна и под юрисдикцией какого
государства оно находится.
15.
Государственный флаг поднимается во время хода судна и стоянки его ежедневно с
8 ч утра и спускается с заходом солнца.
В
полярных морях зимой Государственный флаг Российской Федерации ежедневно должен
быть поднят в пределах времени его видимости, а при продолжительном дне с 8 до
20 ч.
Государственный
флаг поднимается ранее 8 ч утра и не спускается после захода солнца, при
условии его видимости, в следующих случаях:
а) при входе
судна в порт и при выходе его из порта;
б) при встрече в
море с военными кораблями и судами, плавающими под Государственным флагом
Российской Федерации, до расхождения с ними.
При
входе в порт, на стоянке и выходе из порта на судне, кроме Государственного
флага, на грот-мачте (стеньге) поднимается вымпел судов рыбопромыслового флота
Российской Федерации.
При
следовании и стоянке в территориальных и внутренних водах иностранного
государства на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается и несется государственный
флаг данного государства, постоянно, до выхода из указанных вод.
16.
При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента Российской
Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, других лиц,
представляющих Президента Российской Федерации или Правительство Российской
Федерации, на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается Государственный флаг
Российской Федерации.
При
нахождении на борту Председателя Роскомрыболовства на фок-мачте (сигнальной
мачте) поднимается флаг Председателя Комитета Российской Федерации по
рыболовству.
При
нахождении на борту судна официального лица высшей власти иностранного
государства при стоянке судна в российском порту на фок-мачте (сигнальной
мачте) поднимается государственный флаг данного государства.
17.
В особо торжественные и праздничные дни либо дни национального праздника страны
порта стоянки судна (по согласованию с консулом) судно расцвечивается флагами
Международного Свода Сигналов.
В
траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным до
половины мачты. В отечественных портах флаг приспускается по распоряжению
капитана порта, в иностранных - по согласованию с консулом и портовыми
властями.
18.
При встрече с военным кораблем под флагом Российской Федерации, либо с военным
кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с Российской
Федерацией, судно приветствует его однократным приспусканием Государственного
флага. При встрече с военным кораблем государства, не состоящего в
дипломатических отношениях с Российской Федерацией, приветствие производится
только в территориальных и внутренних водах этого государства.
19.
Экипаж судна подразделяется на командный состав и судовую команду. К командному
составу относятся: капитан, помощники капитана, механики, радиоспециалисты,
врачи, мастера, руководители практики и другие лица, занимающие
инженерно-технические должности. К судовой команде относятся все остальные
члены экипажа.
20.
Все члены экипажа назначаются на судно и перемещаются по должности только с
согласия капитана.
21.
Члены экипажа с совмещенными профессиями (каждая специальность определена
Уставом отдельно) выполняют свою основную работу по той специальности, которая
обусловлена принадлежностью к данной службе или ее подразделению.
Общие обязанности членов
экипажа
22.
Каждый член экипажа обязан:
(01) соблюдать
требования международных, национальных и местных правил, действующих
нормативных документов, приказов и распоряжений судовладельца и капитана судна;
(02) четко и неукоснительно
выполнять приказы начальников;
(03) знать и
четко выполнять свои обязанности по судовым расписаниям; знать расположение и
уметь пользоваться судовыми техническими средствами по борьбе за живучесть,
аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем,
индивидуальными и коллективными спасательными средствами; владеть приемами
оказания первой медицинской помощи и индивидуальными приемами выживания в
экстремальных условиях;
(04) знать
устройство и особенности судна, его особый режим работы в экстремальных
условиях плавания и производственной деятельности; быть готовым к оказанию
помощи другим судам, людям;
(05) выполнять
объявленные капитаном авральные и аварийные работы;
(06) при
обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, техническим средствам или
орудиям лова, немедленно докладывать вахтенным и непосредственным начальникам,
одновременно принимая все возможные меры к ее ликвидации;
(07) выполнять
правила технической эксплуатации, техники безопасности, пожарной безопасности и
санитарные правила; содержать помещения своего заведования и жилые помещения в
надлежащем порядке и чистоте;
(08) выполнять
международные, национальные и местные требования по предотвращению загрязнения
морской среды;
(09) покидать
судно только с разрешения капитана, старшего помощника или вахтенного помощника
капитана;
(10)
обеспечивать порядок и нормальную деятельность судна;
(11) соблюдать
честь и достоинство гражданина России.
Общие обязанности лиц
командного состава
23.
Каждое лицо командного состава обязано:
(01)
обеспечивать безопасность мореплавания, подготовку подчиненных и готовность
средств своего заведования к борьбе за живучесть судна;
(02)
обеспечивать исправное состояние, правильную техническую эксплуатацию и
надежную работу технических средств своего заведования; планировать проведение
ремонтов, контролировать сроки и качество их выполнения;
(03) руководить
подчиненными и организовывать их труд, проводить необходимые инструктажи;
обеспечивать выполнение правил технической эксплуатации, техники безопасности,
пожарной безопасности и санитарных правил;
(04) ознакомлять
вновь назначенных на судно лиц с его устройством и особенностями, размещением
аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, обязанностями
по судовым расписаниям, правилам обслуживания заведования и внутреннего
распорядка и другими служебными обязанностями;
(05) прием
(передачу) дел своего заведования оформлять установленным актом и рапортом
капитану (начальнику службы);
(06)
организовывать и проводить техническую учебу; внедрять технические
усовершенствования и прогрессивные методы труда;
(07) докладывать
капитану (начальнику службы) о состоянии готовности службы (заведования) к
выходу судна в рейс в установленные капитаном сроки;
(08) осуществлять
контроль за несением вахт и судовыми работами, за состоянием жилых и служебных
помещений своего заведования;
(09)
информировать подчиненных о деятельности судна; относится с вниманием к их
заботам и нуждам, улучшать условия труда и быта.
24.
Каждый член экипажа несет ответственность в пределах своих обязанностей
согласно настоящему Уставу. Невыполнение этих обязанностей влечет
дисциплинарную или иную установленную законом ответственность.
25.
Капитан возглавляет экипаж судна и является его руководителем.
26.
Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется
непосредственно судовладельцу. Все указания, относящиеся к деятельности судна,
передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.
27.
Капитан осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и всех
лиц, находящихся на судне.
28.
Капитан является законным представителем судовладельца в отношении сделок,
вызываемых нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного
ему имущества, если на месте нет представителей судовладельца. По поручению
судовладельца он заключает сделки, связанные с агентированием судна, взятием
лоцманов, буксиров, приобретением продовольствия, топлива и снабжения судна, и
другие, касающиеся эксплуатации судна.
29.
Капитан издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его
полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне
лицами.
30.
Капитан имеет право:
(01) отказаться
от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречат
правилам морской перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или
угрожает безопасности судна, людей, груза;
(02) объявлять
авральные и аварийные работы; никто из находящихся на борту лиц не вправе
отказаться от участия в них или закончить их раньше установленного срока;
(03) производить
необходимые перераспределения обязанностей между отдельными членами экипажа;
(04) задержать и
изолировать до прихода в первый отечественный порт лицо, действия которого не
содержат признаков уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна
или находящихся на нем людей и имущества;
(05) в случае
совершения на судне, находящемся в плавании, уголовно наказуемого деяния,
произвести дознание в установленном законодательством порядке; задержать и
изолировать лицо, подозреваемое в совершении преступления до прихода в первый
отечественный порт для передачи его с материалами дознания соответствующим
властям;
(06) в случае
необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена
судового экипажа, списать его с судна и отправить в порт приписки при первой
возможности;
(07) в случае
опасности для судна, людей и груза либо для оказания помощи другому судну или
людям устанавливать режим работы главной силовой установки (других технических
средств) с превышением установленных норм, принимая ответственность за
последствия на себя;
(08) во время
плавания удостоверять завещания лиц, находящихся на борту судна. С прибытием в
порт такое завещание должно быть оформлено в законном порядке;
(09)
удостоверять факт рождения ребенка или смерти на судне с оформлением
соответствующих актов и донесения судовладельцу. При длительном нахождении в
море и невозможности сохранения тела - предать его морю согласно морским
традициям;
(10) не выходить
в рейс или не продолжать его, если укомплектованность экипажем, либо
техническое состояние судна или его технических средств, не обеспечивает
безопасности плавания; если снабжение судна или техническое состояние производственного
оборудования не обеспечивает выполнения рейсового задания, а также при
чрезмерной усталости экипажа. Об этих обстоятельствах извещается судовладелец и
соответствующие органы надзора за безопасностью мореплавания с отражением факта
в судовом журнале;
(11) выбирать
тот путь следования судна, который он считает необходимым;
(12) в случае
опасности для судна, людей и груза, в других необходимых случаях собрать
судовой совет, в который входят начальники служб, а также другие члены экипажа
по усмотрению капитана. Окончательное решение принимает только капитан;
(13) при
длительном плавании в сложных условиях (свыше 12 часов) на время отдыха
оставлять вместо себя на мостике старшего помощника капитана;
(14) в случае
неправильных действий лоцмана отстранить его от проводки и в дальнейшем
осуществлять ее самостоятельно или потребовать замены лоцмана;
(15) в случае
необходимости в море привлекать к работам, связанным с грузовыми операциями и
производством, членов экипажа вне зависимости от их специальности и должности
(за исключением радистов и медицинского персонала); указанные привлечения к
работам сверх установленного рабочего времени производятся по согласованию с
профсоюзом;
(16) при
необходимости привлекать к несению вахт (стояночных) лиц командного состава
судна, имеющих соответствующие дипломы и подготовку, но которые по кругу своих
обязанностей вахт не несут;
(17) в случае
истощения на судне в море жизненных запасов, в том числе неснижаемого запаса
продовольствия, в целях общего распределения произвести реквизицию необходимого
количества продовольствия, имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц,
или реквизицию находящегося на судне груза, который может быть использован для
питания;
(18) при ведении
промысла поручить самостоятельное управление судном и судовождение вахтенному
помощнику капитана.
31.
Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он принимает все меры
к спасению пассажиров, после чего разрешает экипажу оставить судно. Капитан
оставляет судно последним, приняв все меры к спасению судового, машинного и
журнала судовой радиостанции, а также карт данного рейса, других документов и
ценностей.
В
случае гибели судна, куда бы ни был доставлен его экипаж, капитан сохраняет все
права и обязанности в отношении всех лиц, находящихся на судне до его гибели.
Если в результате спасения экипаж доставлен в иностранный порт, капитан должен
принять все меры к скорейшей доставке его в порт приписки судна.
32.
В случае болезни (смерти) капитана, внезапного психического расстройства или
иного состояния, которые угрожают безопасности судна, или находящимся на нем
людей, в командование судном вступает (временно) старший помощник капитана, с
немедленным донесением об этом судовладельцу, флагману группы (руководителю
промысла), а в иностранном порту - консулу. В судовом журнале делается
соответствующая запись.
33.
Капитан обязан обеспечить:
(01) управление
судном, в том числе судовождение, безопасность плавания, поддержание порядка на
судне и выполнение производственных задач;
(02) соблюдение
на судне законов государства, международных, национальных и местных правил,
правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других
нормативных актов;
(03) если это
безопасно для своего судна, экипажа и пассажиров, оказание помощи любому
обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей
возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются
в помощи, и если на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;
(04) в случае
военных действий, а также в иных случаях военной опасности принятие всех мер к
недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и
другого имущества;
(05) в случае
повреждения судном других судов, сооружений, порчи или утраты грузов, орудий
лова, причинения травм людям и в других случаях, когда могут быть предъявлены
претензии судовладельцу - своевременное оформление документов в порядке,