Резолюция A.950(23)
СЛУЖБА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НА МОРЕ
(принята
5 декабря 2003 г.)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 15(j) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся
безопасности на море и предотвращения и контроля загрязнения моря с судов,
ОТМЕЧАЯ
положения Конвенции СОЛАС, содержащиеся в правилах V/31, VII/6, VII/7-4
и VIII/12, касающиеся сообщений с судов в случаях
опасности или при происшествиях,
ОТМЕЧАЯ
ТАКЖЕ положения Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней, статьи 8, касающиеся сообщений, которые надлежит отправлять с судов
при происшествиях,
СЧИТАЯ,
что кроме того, что существуют обстоятельства, обязывающие направлять сообщения
о происшествии в те организации, которые уже были назначены, было бы полезно,
чтобы капитан судна, нуждающегося в помощи, использовал те же контактные адреса
каждого прибрежного государства, которое на законных основаниях может быть
затронуто ситуацией, в которую попало судно, в частности, в связи с поиском
места убежища,
СЧИТАЯ
ТАКЖЕ, что прибрежные государства имеют право на получение первичной
информации, а затем -дальнейшей информации о спасательных операциях, проводимых
у их побережья по инициативе сторон, имеющих законные интересы в судне,
нуждающемся в помощи,
СЧИТАЯ
ДАЛЕЕ, что было бы полезно для прибрежных государств и легче для капитанов
судов, если бы такие
организации
с ответственностью за получение сообщений и, после этого, с ответственностью за
поддержание связи с судном и его владельцем во всех этих государствах получили
бы общий акроним, означающий, что на них возлагаются минимальные общие
обязанности, установленные Организацией,
СЧИТАЯ
ОКОНЧАТЕЛЬНО, что когда на борту происходит инцидент, капитану трудно оценить,
будет необходимость в помощи на море (спасательной операции) или в спасании
находящихся на борту людей, трудно также оценить, в отношении того, что
касается проведения самой поисково-спасательной операции, значение для МСКЦ
скорейшего получения информации о проблемах, которые приходится решать судну,
так чтобы подготовить операцию по поиску и спасанию, если возникнет
необходимость в такой операции на более позднем этапе.
РАССМОТРЕВ
рекомендации, выработанные Комитетом по безопасности на море на его 76 сессии,
Комитетом по защите морской среды на его 48 сессии и Подкомитетом по
безопасности судовождения на его 49 сессии,
1.
РЕКОМЕНДУЕТ прибрежным государствам организовать Службу оказания помощи на море
(MAS) с целью:
.1 получать сообщения, консультации и извещения,
предусмотренные инструментами ИМО, упомянутыми в Приложении 1 к данной резолюции;
.2 контролировать ситуацию,
в которой оказалось судно, если из сообщения, полученного в соответствии с
пунктом .1 выше, следует, что происшествие может
привести к развитию ситуации, при которой судну может потребоваться помощь;
.3 служить пунктом связи
между капитаном и прибрежным государством, если ситуация, в которой оказалось
судно, требует обмена информацией между судном и прибрежным государством, кроме
ситуации бедствия, когда может потребоваться проведение поисково-спасательной
операции;
.4 служить пунктом связи
между вовлеченными в спасательную операцию на море сторонами, проводимую
частными средствами по просьбе сторон, имеющих законные интересы в судне, и
прибрежного государства, если это прибрежное государство считает, что ему
следует контролировать проведение всех фаз операции.
2.
ПРИЗЫВАЕТ правительства издавать национальные инструкции, рекомендующие для их
Службы оказания помощи на море организацию и полномочия:
.1 кому служба передает
получаемую с судна информацию; и
.2 от кого она получает
инструкции относительно собственных действий и подробностей, которые должны
быть переданы на судно.
3.
РЕКОМЕНДУЕТ правительствам прибрежных государств, организовавших такие службы,
направлять в Организацию подробные сведения о таких своих службах (т.е.
вызывные номера, позывные сигналы и т.п.), чтобы Организация могла разослать
эти сведения, так чтобы капитаны судов и другие заинтересованные лица или
организации имели возможность выходить на связь с ними, при необходимости.
4.
РЕКОМЕНДУЕТ, чтобы при установлении Службы оказания помощи на море,
правительства прибрежных государств принимали во внимание руководство,
представленное в Приложении 2 к данной резолюции.
5.
ОБРАЩАЕТСЯ С ПРОСЬБОЙ к Комитету по безопасности на море и к Комитету по защите
морской среды держать данную резолюцию под контролем и вносить в нее поправки,
при необходимости.
Приложение
1.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУМЕНТОВ ИМО, СОГЛАСНО КОТОРЫМ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ДОЛЖНЫ
НАПРАВЛЯТЬСЯ СООБЩЕНИЯ О ПРОИСШЕСТВИЯХ, В КОТОРЫЕ ВОВЛЕЧЕНЫ СУДА
1.
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 г. с
поправками:
правило V/31 (сообщения об опасностях);
правила VII/6 и VII/7-4
(сообщение об инциденте с опасными грузами);
правило VIII/12 (аварии с ядерными судами).
2.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней:
Статья 8 (сообщения
об инцидентах, связанных со сбросом или возможным сбросом вредных веществ);
Протокол I (положения, касающиеся сообщений об инцидентах, связанных со
сбросом вредных веществ или возможным сбросом вредных веществ (при применении
статьи 8)).
3.
Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий,
приводящих к загрязнению нефтью (1969 г.) (Конвенция о вмешательстве):
Статья III (а) и (f)
(консультации; извещения).
4.
Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью,
борьбе с ним и сотрудничестве 1990 г.:
5.
Международный кодекс безопасной перевозки отработавшего ядерного топлива,
плутония и высокорадиоактивных отходов в таре на судах (Кодекс ОЯТ):
6.
Резолюция A.851(20): Общие принципы систем судовых
сообщений и требований к судовым сообщениям, включая руководство по сообщениям
об инцидентах с опасными грузами, вредными веществами и/или загрязнителями
моря.
7.
Любой другой соответствующий инструмент ИМО, который будет разработан после
принятия настоящей резолюции.
Приложение
2.
РУКОВОДСТВО ПО СЛУЖБЕ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НА МОРЕ
Обстоятельства
эксплуатации судна, которые вовлекают Службу оказания помощи на море, не
являются теми, которые требуют спасания людей.
Три
ситуации могут возникнуть, если:
- судно вовлечено в инцидент
(связанный, например, с утерей за борт груза, разливом нефти), который не
влияет на мореходные качества судна, но, тем не менее, требует того, чтобы о
нем было отправлено сообщение;
- судно, в соответствии с
оценкой капитана, нуждается в помощи, но находится не в бедственной ситуации
(не тонет, нет развивающегося пожара и т.д.), которая потребовала бы спасания
людей, находящихся на борту;
- считается, что судно
терпит бедствие, но находящиеся на борту люди уже спасены, возможно, за
исключением тех, кто остался на борту или тех, кто направлен выполнять какие-то
работы на борту.
Если,
однако, ситуация развивается, и находящиеся на борту люди считают, что они
терпят бедствие, то приоритетным должно быть вовлечение МСКЦ, но не Службы
оказания помощи на море.
1. Организация Служб оказания помощи на море
1.1
Организация Служб оказания помощи на море не должна повлечь за собой
образования новой структуры. Насколько позволяет настоящее Руководство, функции
служб могут выполняться существующими организациями, такими, предпочтительно,
как МСКЦ или, альтернативно, как управление капитана порта, центр береговой
охраны (если он существует) или иными организациями.
1.2
Назначение функций Служб оказания помощи на море Морским
спасательно-координационным центрам было бы, с практической точки зрения,
предпочтительным решением, но оно может привести к тому, что потребуется
хорошая подготовка персонала: нужно будет различать обстоятельства, когда люди
на судне сами решают, что они оказались в бедственной ситуации, и
обстоятельства, при которых судно оказалось в трудной ситуации, но не терпит
бедствие, как оно определено в Конвенции САР, соответственно, различными, в
зависимости от принятого решения об обстоятельствах, будут и последующие процедуры.
Следует напомнить, что понятие МСКЦ предполагает координацию действий при
проведении поисково-спасательных операций. Понятие "Служба оказания помощи
на море", напротив, в рамках вышеупомянутой резолюции предполагает лишь
получение и передачу сообщений и контроль за развитием ситуации.
1.3
Тот факт, что в резолюции рекомендуется, чтобы в каждом прибрежном государстве
была организована Служба оказания помощи на море, не мешает соседним прибрежным
государствам организовывать службы совместно и объединять свои ресурсы на
необходимые средства.
1.4
И наоборот, прибрежное государство может организовать не одну Службу оказания
помощи на море, а более, если это оправдано.
2. Распространение информации об организации
и работе Служб оказания помощи на море
2.1
Правительствам прибрежных государств рекомендуется направлять в ИМО подробные
сведения о таких своих службах (вызывные номера, позывные сигналы и т.д.) по
форме, представленной в Дополнении.
2.2
Секретариат ИМО будет периодически публиковать в виде циркуляров имеющиеся
контактные адреса с подробными сведениями.
2.3
Национальным организациям, распространяющим информацию, имеющую отношение к
морской отрасли, рекомендуется публиковать такие подробные сведения.
3. Обязанности Служб оказания помощи на море
3.1
В соответствии с вышеуказанной резолюцией, функции Службы оказания помощи на
море:
.1 получать сообщения,
консультации и извещения, предусмотренные соответствующими инструментами ИМО, в
случае если произошел инцидент с судном;
.2 контролировать ситуацию,
в которой оказалось судно, если из сообщения, полученного в соответствии с
пунктом .1, следует, что
происшествие может привести к развитию ситуации, при которой судну может
потребоваться помощь;
.3 служить пунктом связи
между капитаном и прибрежным государством, если ситуация, в которой оказалось
судно, требует обмена информацией между судном и прибрежным государством, кроме
ситуации бедствия, когда может потребоваться проведение поисково-спасательной
операции;
.4 служить пунктом связи
между вовлеченными в спасательную операцию на море сторонами, проводимую
частными средствами по просьбе компании, и прибрежным государством, если это
прибрежное государство считает, что ему следует контролировать проведение
операции.
3.2
Организация Служб оказания помощи на море не влечет за собой никакой
реорганизации на правительственном или административном уровне: обязанности и
ответственность не меняются; в соответствии с вышеуказанной резолюцией, Служба
оказания помощи на море является лишь пунктом для связи. Однако, с организацией
Служб вводится применение процедур и инструкций, способствующих передаче
конкретной информации компетентной организации и требуется, чтобы имеющие
отношение к ситуации организации действовали через Службу для установления
связи с судном.
В
национальных инструкциях, должна быть указана организация, исполняющая функции
Службы оказания помощи на море, как минимум:
- власть или организацию,
которым Служба направляет информацию, полученную с судна; и
- власть или организацию, от
которых она получает инструкции о необходимости принятия тех или иных мер и
сведений, которые должны быть переданы на судно.
Тем
не менее, как только из информации станет известно, что ситуация с судном такова,
что может потребоваться проведение спасательной операции, об этом следует
проинформировать МСКЦ, если