РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ И ПЕРСОНАЛА ТЕРМИНАЛОВ
ПО ПРОВЕРКАМ НАВАЛОЧНЫХ СУДОВ
(Принята 27 ноября 1997 года)
ассамблея,
ссылаясь на статью 15 j) Конвенции о
Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении
правил и руководств, касающихся безопасности на море,
ссылаясь далее на то, что резолюция А.797(19)
настоятельно призывает собственников судов, операторов судов, капитанов судов и
операторов терминалов принять срочные меры, изложенные в приложении к этой
резолюции, включая принятие собственниками судов мер по выполнению схемы
планового технического обслуживания и проведению "освидетельствовании
собственниками судов" грузовых трюмов до погрузки и после выгрузки и
ведению на судне журнала таких освидетельствовании, а также призывает, чтобы
персонал терминалов знал о проблемах, на которые следует обращать особое
внимание при проведении погрузочно-разгрузочных операций,
ссылаясь также на то, что резолюция А.744(18)
требует от собственников судов обеспечить наличие на судне документации,
относящейся к проверкам, выполненным персоналом судна, в отношении ухудшения
конструкции и состояния покрытия, если оно имеется,
будучи обеспокоена повреждениями конструкций судов, перевозящих
навалочные грузы, которые являются одной из причин гибели значительного числа
навалочных судов, иногда без каких-либо следов, а также понесенными большими
человеческими жертвами,
рассмотрев рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на
море на его шестьдесят шестой сессии,
1.
принимает Руководство для
экипажей судов и персонала терминалов по проверкам навалочных судов, изложенное
в приложении к настоящей резолюции;
2.
предлагает правительствам довести
Руководство до сведения собственников судов, операторов судов и капитанов
судов, имеющих право плавать под их флагом, а также соответствующего персонала
терминалов и настоятельно призывает их в надлежащих случаях осуществлять это
Руководство;
3.
просит Комитет по безопасности на
море держать Руководство в поле зрения и при необходимости изменять или
дополнять его.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ И ПЕРСОНАЛА ТЕРМИНАЛОВ ПО ПРОВЕРКАМ НАВАЛОЧНЫХ
СУДОВ
1.1
Настоящий документ предназначен обеспечить руководство для экипажа судна и
персонала терминала в отношении основных районов на навалочных судах, которые
могут подвергаться коррозии или повреждению.
1.2
Согласно Руководству считается, что собственник судна несет ответственность за
техническое обслуживание судна и, при необходимости, должен сообщать об
обнаруженных недостатках и выполненных ремонтных работах. Настоящий документ
предназначен обеспечить руководство для персонала, не имеющего опыта проведения
проверок. С целью облегчения эффективного выполнения этих обязанностей и
принимая во внимание обычные обязанности экипажей судов и операторов
терминалов, было сочтено желательным обеспечить их простым руководством,
указывающим, какие районы судна вызывают главное беспокойство.
1.3
В этой связи следует понимать, что экипажи судов и операторы терминалов могут
не иметь подготовки в области проверки судов. Также должно признаваться, что
такие проверки никоим образом не могут заменить освидетельствовании, проводимых
государствами флага или признанными организациями, действующими от их имени.
1.4
Настоящий документ также рассматривается в качестве надлежащей основы для
содействия осуществлению эффективной программы поддержания судна в
удовлетворительном состоянии в промежутках между требуемыми периодическими
освидетельствованиями.
2.1
Ответственность за проведение периодической проверки конструкции корпуса
навалочных судов в соответствии с Расширенной программой проверок во время
освидетельствовании (РПП) лежит на Администрации флага судна или признанной
организации.
2.2
Важно, однако, признать, что конструкции навалочных судов могут получать
серьезные повреждения во время погрузочно-разгрузочных операций. Такие
повреждения могут быть нанесены мгновенно и могут, в серьезных случаях,
поставить под угрозу безопасность судна, если они не будут быстро устранены.
Более того, мелкие трещины, которые не были обнаружены в ходе предыдущего
освидетельствования согласно РПП, могут к следующему освидетельствованию
согласно РПП превратиться в серьезные дефекты.
2.3
В свете изложенного рекомендуется, чтобы операторы терминалов и члены экипажей
судов сами регулярно проверяли грузовые трюмы, люковые крышки и балластные
танки на предмет обнаружения повреждений и дефектов. Документация по РПП должна
использоваться - в качестве руководства в отношении конкретных частей
конструкции, требующих особого внимания на отдельных судах.
2.4
С точки зрения безопасности желательно, чтобы проверки грузовых трюмов,
проводимые экипажами судов или операторами терминалов, выполнялись до начала
всех операций по погрузке и после окончания всех операций по разгрузке, однако
должны приниматься во внимание практические ограничения.
2.5
С целью получить максимальную отдачу от таких проверок, проводимых экипажем судна
или персоналом терминала, на судне должен вестись соответствующий журнал таких
проверок. Для проверок, проводимых экипажем судна, рекомендуется использовать
форму "Акта судовладельца об инспектировании", которая включена в
резолюцию А. 744(18) по РПП, и предоставлять ее в
распоряжение инспекторов Администрации флага судна или признанной организации.
Этот акт также поможет собственнику судна при разработке, в сотрудничестве с
Администрацией флага судна или признанной организацией, программы
освидетельствования, требуемой согласно Конвенции СОЛАС.
3.1
Навалочное судно есть грузовое судно, спроектированное и построенное для
перевозки навалом сухих грузов, таких, как зерно, уголь, руда и т.д.
Конструкция грузового трюма с бортовыми подпалубными цистернами и двойным дном
с откосами в районе скулы по обоим бортам представляет собой наилучшую
конструкцию для перевозки сухих грузов навалом. Конфигурация бортовых
подпалубных цистерн обеспечивает достаточную остойчивость для того, чтобы
предотвратить опасное смещение груза, а скуловые откосы облегчают сбор грузов
при выгрузке.
3.2
Помимо легких навалочных грузов, основными перевозимыми грузами являются уголь
и руда. Уголь и легкие навалочные грузы размещаются в каждом грузовом трюме.
Однако при погрузке железной руды из-за ее большого удельного веса обычно
применяется чередующаяся загрузка трюмов. Это делается с целью избежания
чрезмерно жесткой качки судна, а также для облегчения погрузочных операций.
3.3
При проектировании навалочного судна принимаются во внимание схемы и
последовательность загрузки с учетом удельного веса грузов, предназначенных для
перевозки, и схемы балластировки при различных режимах эксплуатации. Эти
соображения, лежащие в основе проекта, приводятся в наставлениях по погрузке и
эксплуатации, которые обеспечивают командный состав судна основными схемами
погрузки, характеристиками прочности и ограничениями судна.
4.1
Навалочное судно: навалочное судно есть грузовое судно, предназначенное для
перевозки навалом сухих грузов, таких, как зерно, уголь, руда и т.д., в
грузовых помещениях которого по обоим бортам оборудованы бортовые подпалубные
цистерны и скуловые откосы двойного дна. Ниже приводится типичное сечение по миделю
и общее расположение.
4.2
Бортовая подпалубная цистерна: цистерны, предусмотренные в грузовых помещениях
по обоим бортам, показанные как помещение (1) на рисунке, приведенном выше.
4.3
Скуловой откос: обычное навалочное судно имеет откосы по обоим бортам в районе
днища в грузовых трюмах. Эта часть грузового трюма называется "скуловой
откос". Цистерны двойного дна в районе скуловых откосов часто называют
"скуловыми цистернами"; на диаграмме показаны как помещение (2).
4.4
Стрингер и флор в двойном дне: предусмотренный в цистернах двойного дна
"стрингер" обычно означает жесткий элемент набора обычно с высотой,
равной высоте цистерны, установленный в продольном направлении судна. Стрингер,
установленный в диаметральной плоскости, называется "вертикальным
килем", в то время как другие называются "днищевыми
стрингерами". "Флор" означает жесткий набор в поперечном
направлении судна, предусмотренный в двойном дне. В двойном дне под грузовыми
трюмами листы флоров обычно сплошные по всей высоте цистерны. В этом отношении
такие флоры называются "сплошными флорами" в отличие от других.
4.5
Поперечная рамная связь в бортовых подпалубных цистернах: жесткий набор,
предусмотренный в бортовых подпалубных цистернах в поперечном направлении,
также называется "поперечной рамой". Часть поперечной рамы в бортовой
подпалубной цистерне, поддерживающая верхнюю палубу, называется
"подпалубным рамным бимсом"; часть, прикрепленная к наружной бортовой
обшивке, называется "рамным шпангоутом", и часть, прикрепленная к
днищу цистерны, называется "поперечной днищевой рамой (бортовой
подпалубной цистерны)".
4.6
Поперечная рамная связь в скуловых цистернах: жесткий набор, предусмотренный в
скуловой цистерне в поперечном направлении. Поперечные элементы рамной связи
называются "поперечной связью скулового откоса", "рамным
шпангоутом" и "поперечной днищевой рамой" в соответствии с
названиями элементов корпуса, к которым они прикреплены.
4.7
Различные элементы набора: типичное навалочное судно проектируется с продольной
системой набора в бортовых подпалубных цистернах и цистернах двойного дна и с
поперечной системой набора на наружной бортовой обшивке грузового трюма.
Элементы набора в продольном направлении судна называются "продольными
балками". Для точного их обозначения добавляется название листа, к
которому они прикреплены, например: "продольные подпалубные балки",
"продольные бортовые балки", "продольные днищевые балки" и
т.д. Элементы набора, прикрепленные к наружной обшивке борта в грузовых трюмах,
называются "трюмными шпангоутами", "бортовыми шпангоутами",
"мидель-шпангоутами", "шпангоутами наружной обшивки" и т.д.
5. КЛАССИФИКАЦИЯ НАВАЛОЧНЫХ СУДОВ В СООТВЕТСТВИИ С ИХ
РАЗМЕРАМИ
5.1
В целом навалочные суда подразделяются на три категории в зависимости от их
размеров:
"кейпсайз",
"панамакс" и другие типы судов меньших размеров. Среди типов судов
меньших размеров суда дедвейтом от 30 до 45 тыс.т, имеющие пять грузовых
трюмов, называются балкерами типа "хенди". Балкеры типа
"панамакс" представляют собой навалочные суда шириной 32,2 м и
являются самыми крупными судами, которые могут проходить через Панамский канал.
Суда такого типа обычно имеют семь грузовых трюмов и дедвейт около 50-60 тыс.т.
Балкеры, размеры которых больше, чем у судов типа "панамакс",
называются балкерами типа "кейпсайз". Балкеры типа
"кейпсайз" имеют девять или более грузовых трюмов и дедвейт свыше 100
тыс.т.
5.2
Навалочные суда типа "кейпсайз" и "панамакс" в основном
заняты в перевозках сырья для промышленных предприятий, например угля и
железной руды. Навалочные суда меньших размеров и некоторые из судов типа
"панамакс" в основном заняты в перевозках зерна. Лесоматериалы и
промышленные изделия в основном перевозятся на судах типа "хендисайз"
или на навалочных судах меньших размеров.
5.3
В случае перевозок пищевых ресурсов, таких, как пшеница, кукуруза, а также
лесоматериалов порты разгрузки обычно не имеют погрузочно-разгрузочного
оборудования, и навалочные суда, занятые в этих перевозках, часто оборудуются
своими собственными грузовыми устройствами, в то время как навалочные суда типа
"панамакс" или "кейпсайз" не имеют таких устройств.
6. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТИПИЧНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ
6.1.1
Непрерывная в продольном направлении верхняя палуба навалочного судна испытывает
напряжения в продольных связях корпуса. В результате продольного изгиба на
верхнюю палубу действует осевая сила, которая может привести к образованию
трещин в палубном настиле в местах концентрации напряжений.
6.1.2
Навалочные суда имеют грузовые люки для облегчения погрузочно-разгрузочных
операций. Эти люки снижают прочность корпуса судна на скручивание и вызывают
концентрацию напряжений в углах люков, что может проявиться в виде образования
трещин в листах палубного настила в этих местах.
6.1.3
Поперечные межлюковые перемычки подвергаются воздействию напряжений, вызываемых
поперечным изгибом. Поперечные переборки обеспечивают навалочному судну
поперечную прочность, а поперечные межлюковые перемычки обеспечивают прочность,
чтобы противостоять результирующим осевым силам в поперечном направлении.
Потеря устойчивости поперечных межлюковых
перемычек
6.1.4
Продольные бимсы обычно устанавливают под непрерывной в продольном направлении
верхней палубой между бортом и продольными сторонами грузовых люков. Это
называется продольной системой набора. Если палубные бимсы для поперечных
межлюковых перемычек также установлены подобным образом, возможна потеря
устойчивости поперечных межлюковых перемычек вследствие недостаточной прочности
против осевых сил, действующих на них в поперечном
направлении.
Поперечная система набора является предпочтительной системой набора для
поперечных палубных связей. Особое внимание должно быть обращено на потерю
устойчивости главной палубы на тех судах, на которых поперечные межлюковые
перемычки имеют продольную систему набора.
6.1.5
Существуют различные виды трещин на верхней палубе. Обычно считается, что
угрозу для безопасности судна представляют трещины, которые распространяются от
грузовых люков:
Большие вырезы
грузовых люков снижают прочность корпуса судна на скручивание и способствуют
концентрации напряжений по их углам на верхней палубе. В этом отношении настил
верхней палубы по углам люков является одним из элементов, где появляются
трещины. Во время проверки на эти участки должно быть обращено особое внимание.