ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ГИРОКОМПАСАМ
ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ
(Принята 23 ноября 1995 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о
Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении
правил и руководств, касающихся безопасности на море,
ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию MSC.36(63),
которой Комитет по безопасности на море 20 мая 1994 года принял Международный
кодекс безопасности высокоскоростных судов (Кодекс КВС),
ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на резолюцию 1, которой Конференция
Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой
жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года одобрила
24 мая 1994 года поправки к Конвенции СОЛАС 1974 года, включающие новую главу Х о мерах безопасности для высокоскоростных судов, которая
делает положения Кодекса КВС обязательными, согласно этой Конвенции, для всех
таких судов, построенных 1 января 1996 года или после этой даты,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ раздел 13.13 Кодекса КВС, который
требует, чтобы все навигационное оборудование, к которому применяется глава 13,
отвечало эксплуатационным требованиям не ниже тех, которые приняты
Организацией,
РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на
море на его шестьдесят четвертой сессии,
1.ПРИНИМАЕТ Рекомендацию по эксплуатационным требованиям к
гирокомпасам высокоскоростных судов, изложенную в приложении к настоящей
резолюции;
2.РЕКОМЕНДУЕТ правительствам обеспечить, чтобы гирокомпасы,
которые должны иметься на высокоскоростных судах, отвечали эксплуатационным
требованиям не ниже тех, которые изложены в приложении к настоящей резолюции;
3.ПРОСИТ Комитет по безопасности на море держать настоящие эксплуатационные
требования в поле зрения и при необходимости вносить в них поправки.
РЕКОМЕНДАЦИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
К ГИРОКОМПАСАМ
ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ
1.1 Гирокомпас должен определять курс высокоскоростного судна (ВС)
относительно географического (истинного) севера.
1.2 В дополнение к общим требованиям, содержащимся в резолюции А.694(17), оборудование гирокомпасов, установленное на судне,
эксплуатирующемся в следующих условиях:
.1 скорость от
30 до 70 узлов;
.2 максимальная
угловая скорость поворота 20%; и
.3 обычный район
эксплуатации между 70° северной широты и 70° южной широты, должно отвечать,
согласно требованиям главы 13 Кодекса КВС, минимальным эксплуатационным
требованиям, указанным в настоящих требованиях.
1.3 Гирокомпас при скорости до 30 узлов должен отвечать
требованиям резолюции А.424(11),а при скорости от 30 до 70 узлов - требованиям
настоящей резолюции.
1.4 Качественное описание воздействий, вызывающих погрешности
гирокомпаса из-за скорости, ускорений, изменений курса, состояния моря и т.д.,
а также качественное описание соответствующих погрешностей в другом
навигационном оборудовании должны быть предоставлены пользователю.
Для целей настоящих эксплуатационных требований применяются
следующие определения:
2.1 Гирокомпас означает собственно гирокомпас как основной
курсоуказатель и периферийную систему передачи курса.
2.2 Истинный курс означает горизонтальный угол между вертикальной
плоскостью, проходящей через истинный меридиан, и вертикальной плоскостью,
проходящей через линию, соединяющую нос и корму судна. Он измеряется от
истинного севера (000°) по часовой стрелке до 360°.
2.3 Считается, что компас пришел в меридиан, если значения любых
трех отсчетов, взятых с интервалами в 30 мин, когда компас установлен на
горизонтальном и стационарном основании, находятся в пределах 0,7°.
2.4 Установившийся курс означает среднее значение из десяти
отсчетов, взятых с интервалами в 20 мин после того, как гирокомпас пришел в
меридиан, как указано в пункте 2.3.
2.5 Установившаяся поправка
гирокомпаса - разность между установившимся и истинным курсами.
2.6 Другие ошибки, которым подвержен гирокомпас, определяются как
разность между наблюдаемым значением и установившимся курсом.
Оборудование гирокомпаса должно включать катушку компаса или
аналоговый репитер для управления судном и дополнительное оборудование для
визуального пеленгования. Оно должно быть градуировано в равных интервалах
через один градус или десятую часть градуса. Цифровые обозначения должны
наноситься через каждые 10°, начиная с 000° по часовой стрелке до 360°.
Дополнительно может быть предусмотрен цифровой индикатор. Если имеется цифровой
индикатор, курс должен отображаться в виде трех цифр, а также, факультативно,
четвертой цифры, указывающей десятую долю градуса. Если гирокомпас используется
с цифровым индикатором, он должен включать указатель поворота.
4.1
Работа в статических условиях (Приведение в меридиан)
4.1.1
Гирокомпас, запущенный в соответствии с инструкцией изготовителя, должен прийти
в меридиан за время не более 6 ч в широтах до 70°.
4.1.2
На любом курсе и на любой широте до 70° установившаяся поправка гирокомпаса,
как она определена в пункте 2.5, не должна превышать ±0,75° х секанс широты,
где курс гирокомпаса должен браться как среднее арифметическое из 10 отсчетов,
взятых с интервалами в 20мин, а среднеквадратичная погрешность разностей между
отдельными отсчетами курса и средним значением должна быть менее ±0,25° х
секанс широты.
4.1.3
Повторяемость установившейся ошибки гирокомпаса от одного пуска до другого
должна быть в пределах 0,25 х секанс широты.
4.2
Работа в эксплуатационных (динамических) условиях
4.2.1
Гирокомпас, запущенный в соответствии с инструкцией изготовителя, должен прийти
в меридиан за время не более 6ч в широтах до 70° при бортовой и килевой качке с
периодом простых гармонических колебаний от 6 до 15с, максимальной амплитудой
5° и максимальным горизонтальным ускорением 0,22м/с2.
4.2.2
Повторяемость установившейся ошибки основного прибора гирокомпаса должна быть в
пределах ±1° х секанс широты, включая изменения магнитного поля и изменения
температуры, согласно требованиям резолюции А.694(17),
и т.д., которые могут встретиться на судне, на котором установлен компас.
4.2.3
На широтах до 70° северной или южной широты на судне, эксплуатирующемся в
пределах полосы широт 10°:
.1 после
введения коррекции на скорость и курс при скорости 70 узлов остаточная
постоянная ошибка не должна превышать ±0,25° х секанс широты;
.2 максимальная
ошибка, вызванная быстрым изменением скорости судна в 70 узлов, должна
сводиться к минимуму и не должна превышать ±2°;
.3 ошибка,
вызванная быстрым изменением курса в любом направлении на 180° при максимальной
угловой скорости поворота 20% и скорости 70 узлов, не должна превышать ±3°;
.4
неустановившиеся и постоянные ошибки, вызванные бортовой и килевой качкой и
рысканием судна с периодом простых гармоничных колебаний от 6 до 15с,
амплитудами 20°, 10° и 5° соответственно, при максимальном горизонтальном
ускорении не более 1 м/с2, на любом курсе, особенно при 45°, 90° и
315°, не должны превышать ±1° х секанс широты.
4.2.4
При всех условиях окружающей среды, упомянутых в резолюции A.694(17)*,
ошибка не должна превышать ±1°
4.2.5
При всех условиях эксплуатации максимальное расхождение в отсчетах между
показаниями основного прибора и оборудования управления рулем и визуального
пеленгования не должно превышать