ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К НАВИГАЦИОННОМУ
РАДИОЛОКАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ
ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ
(Принята 23 ноября 1995 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о
Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении
правил и руководств, касающихся безопасности на море,
ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию MSC.36(63),
которой Комитет по безопасности на море 20 мая
1994 года принял Международный кодекс безопасности высокоскоростных
судов (Кодекс КВС),
ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на резолюцию 1, которой Конференция
Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой
жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года одобрила
24 мая 1994 года поправки к Конвенции СОЛАС
1974 года, включающие новую главу Х о
мерах безопасности для высокоскоростных судов, которая делает положения Кодекса
КВС обязательными, согласно этой Конвенции, для всех таких судов, построенных 1
января 1996 года или после этой даты,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ раздел 13.13 Кодекса КВС,
который требует, чтобы все навигационное оборудование, к которому применяется
глава 13, отвечало эксплуатационным требованиям не ниже тех, которые приняты
Организацией,
РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на
море на его шестьдесят четвертой сессии,
1. ПРИНИМАЕТ Рекомендацию по эксплуатационным требованиям к
навигационному радиолокационному оборудованию высокоскоростных судов,
изложенную в приложении к настоящей резолюции;
2. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам обеспечить, чтобы навигационное
радиолокационное оборудование, которое должно иметься на высокоскоростных
судах, отвечало эксплуатационным требованиям не ниже тех, которые изложены в
приложении к настоящей резолюции;
3. ПРОСИТ Комитет по безопасности на море держать настоящие
эксплуатационные требования в поле зрения и при необходимости вносить в них
поправки.
Приложение.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
К НАВИГАЦИОННОМУ
РАДИОЛОКАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ
ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ
1.1
Радиолокационное оборудование предназначено для установки на высокоскоростных
судах (ВС) со следующими характеристиками:
.1 максимальная
скорость 70 узлов;
.2 максимальная
угловая скорость поворота 20°/с; и
.3 обычный район
эксплуатации между 70° северной широты и 70° южной широты.
1.2
В дополнение к общим требованиям, содержащимся в резолюции А.694(17), радиолокационное оборудование должно отвечать
следующим минимальным эксплуатационным требованиям.
Радиолокационное оборудование должно обеспечивать индикацию
местоположения относительно своего судна других надводных судов и объектов,
буев, береговой линии и навигационных знаков таким образом, чтобы это облегчало
судовождение и позволяло предупреждать столкновения.
При установке антенны радиолокатора на высоте 7,5 м над уровнем
моря, эксплуатационное требование состоит в том, что оборудование должно давать
четкую индикацию надводных объектов, таких, как, например, навигационный буй,
имеющих эффективную поверхность отражения приблизительно 10 м2 на
расстоянии 2,5 морских миль при отсутствии помех.
Надводные объекты, указанные в пункте 3,
должны быть четко отображены на дисплее, начиная с минимального расстояния 35 м
до расстояния, равного 1 морской миле, при неизменном положении органов
управления, за исключением переключателя шкал дальности.
5.1
Оборудование должно без внешнего увеличительного приспособления обеспечивать
цветное отображение, которое может быть видно при дневном свете, с эффективным
диаметром радиолокационного изображения не менее 250 мм.
5.2
Должны быть обеспечены цвета для дня и для ночи, должна иметься возможность
регулировки яркости.
5.3
Оборудование должно обеспечивать следующий набор шкал дальности:
0,25, 0,5,
0,75, 1,5, 3,
6, 12 и 24 морских мили.
5.4
Могут быть предусмотрены дополнительные шкалы дальности.
5.5
Должна предусматриваться четкая индикация отображаемой шкалы дальности и, если
они используются, расстояний между кольцами дальности.
5.6
Должна быть предусмотрена возможность смещения центра развертки как минимум на
50%, но не более чем на 75% от используемой шкалы
дальности.
6.1
Для измерения дальности должны быть предусмотрены следующие неподвижные
электронные кольца дальности:
.1 на шкалах
дальности 0,25, 0,5 и 0,75 морской мили - по меньшей мере два кольца дальности;
и
.2 на всех
других шкалах дальности - шесть колец дальности.
6.2
Должен быть предусмотрен подвижный электронный маркер дальности с цифровым
отсчетом показаний.
6.3
Неподвижные кольца дальности и подвижный маркер дальности должны обеспечивать
измерение дальности до объекта с погрешностью, не превышающей 1% от
максимального значения дальности используемой шкалы или 30 м, смотря по тому,
что больше.
6.4
Должна быть предусмотрена возможность изменения яркости неподвижных колец
дальности и подвижного маркера, а также полного
удаления их с экрана.
7.1 Курс судна должен указываться на дисплее в виде линии с максимальной погрешностью не более ±1°. Ширина линии отметки курса на
дисплее не должна превышать 0,5° при измерении на максимальной дальности у края
экрана.
7.2 Должна иметься возможность отключения индикатора курса с
помощью переключателя, который невозможно оставить в положении "Отметка
курса выключена".
8.1
Должна иметься возможность быстрого измерения направлений на любой объект,
эхо-сигнал которого появляется на дисплее.
8.2
Средства, обеспечивающие измерение направлений, должны позволять измерение
направления на цель, эхосигнал которой появляется на краю дисплея, с точностью
не хуже ±1°
8.3
Должны иметься как минимум две линии для параллельной индексации.
9.1 Оборудование
должно быть способно отображать в виде отдельных меток на шкале дальности 1 морская
миля или менее при отсутствии засветки от моря раздельное отображение двух
целей размером 10 м2, находящихся на расстоянии в пределах 50-100% используемой
шкалы дальности, на одном и том же азимуте, отдаленных друг от друга не более
чем на 35 м.
9.2
Оборудование должно быть способно отображать в виде отдельных отметок две цели
(размером 10 м2), находящиеся на одинаковом расстоянии в пределах 50-100%
дальности в 1 морскую милю на шкале дальности 1,5 морской мили и их угловом
положении, различающемся не более чем на 2,5° на радиолокаторах в диапазоне
частот Х и 4° - на радиолокаторах в диапазоне частот
S.
10. БОРТОВАЯ ИЛИ
КИЛЕВАЯ КАЧКА
Работа оборудования должна быть такой, чтобы при бортовой и
килевой качках судна до ±10° эксплуатационные требования к дальности,
упомянутые в пунктах 3 и 4,
продолжали выполняться.
Должно быть предусмотрено непрерывное и автоматическое вращение
развертки по часовой стрелке в пределах 360° по азимуту. Частота вращения
антенны должна быть не менее 40 оборотов в минуту. Оборудование должно
удовлетворительно работать при относительной скорости ветра до 100 узлов.
12.1
Должны быть предусмотрены средства для азимутальной стабилизации отображаемой
информации одобренным датчиком направления. Оборудование должно быть снабжено
устройством ввода данных от одобренного датчика направления для обеспечения
азимутальной стабилизации. Точность согласования с одобренным датчиком
направления должна быть в пределах 0,5° при угловой скорости поворота 20%.
12.2
Оборудование должно удовлетворительно работать в режиме без стабилизации, когда
связь с основным одобренным датчиком направления
отсутствует.
Должны иметься средства, позволяющие в ходе эксплуатации
оборудования быстро выявить существенное ухудшение функционирования по
сравнению с калибровочным значением, принятым при установке оборудования, а
также проверить правильность его настройки при отсутствии целей.
14. УСТРОЙСТВА ДЛЯ
ПОДАВЛЕНИЯ ПОМЕХ
Должны
быть предусмотрены подходящие средства для подавления нежелательных
эхо-сигналов, т.е. эхосигналов от поверхности моря, дождя и других осадков,
облаков и песчаных бурь. Должна иметься возможность ручной плавной и
непрерывной регулировки органов управления устройством для подавления помех.
15.1 Должна иметься возможность включения оборудования и
управления им с места, откуда судоводитель обычно управляет высокоскоростным
судном.
15.2
Органы управления должны быть доступны, легко различимы и удобны в
использовании. Если используются символы, они должны отвечать рекомендации
Организации относительно символов для обозначения органов управления морским
навигационным радиолокационным оборудованием.
15.3
Система должна быть готова к работе не позднее чем через 4 мин после включения
из холодного состояния.
15.4
Должно быть предусмотрено состояние предварительной готовности, из которого оборудование можно перевести в рабочее состояние в
течение 15с.
После установки и регулировки на судне точность пеленгования,
предписанная настоящими эксплуатационными требованиями, должна сохраняться без
последующих регулировок независимо от движения судна в магнитном поле Земли.
17. РЕЖИМЫ
ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
17.1
Оборудование должно быть способно работать в режиме относительного и истинного
движения.
17.2
Должна иметься возможность смещать начало развертки радиолокатора не менее чем
на 50%, но не более чем на 75% радиуса дисплея.
17.3 Если предусмотрена стабилизация относительно воды или грунта,
точность и разрешающая способность дисплея должны быть по меньшей мере
эквивалентны тем, которые требуются настоящими эксплуатационными требованиями.
18.1 Конструкция антенной системы должна позволять установку антенны таким
образом, чтобы эффективность работы радиолокационной системы в целом
существенно не ухудшалась.