ВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ
МАНЕВРЕННОСТИ СУДОВ
(Принята 4 ноября 1993 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на пункт "j"
статьи 15 Конвенции о Международной морской организации, касающийся функций
Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а
также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,
НАПОМИНАЯ
далее, что циркуляром MSC/Circ.389 Комитет по
безопасности на море одобрил временное руководство по оценке маневренных
характеристик судна, посредством которого правительствам-членам было предложено
применять руководство на временной основе, с тем чтобы его можно было оценить в
свете полученного практического опыта с целью возможной дальнейшей разработки,
ССЫЛАЯСЬ
также на резолюции А.160(ES.IV), А.209(VII)
и А.601(15), касающиеся информации о маневренных
характеристиках судов,
ПРИЗНАВАЯ,
что маневренные характеристики судов являются важным аспектом безопасности
мореплавания,
ПОЛАГАЯ,
что разработка и выполнение стандартов маневренности судов, в частности в
отношении крупнотоннажных судов и судов, перевозящих опасные грузы наливом и
навалом, повысят безопасность на море и защиту морской среды,
РАССМОТРЕВ
рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его шестьдесят
второй сессии,
1.
принимает временные стандарты маневренности судов, изложенные в приложении к
настоящей резолюции;
2.
рекомендует правительствам поощрять применение стандартов организациями,
ответственными за проектирование, постройку, ремонт и эксплуатацию судов;
3.
предлагает правительствам собирать данные, получаемые в результате применения
стандартов, и сообщать их Организации;
4.
просит Комитет по безопасности на море проводить обзор стандартов на основании
собранной информации и данных;
5.
поручает Комитету по безопасности на море вносить в стандарты поправки по мере
необходимости.
Приложение.
ВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ МАНЕВРЕННОСТИ
СУДОВ
1.1
Стандарты следует использовать с целью улучшения маневренных характеристик
судов, а также во избежание постройки судов, которые не соответствуют
критериям.
1.2
Содержащиеся в настоящем документе стандарты основаны на том понимании, что
маневренность судов можно оценить на основании характеристик обычного опытного
маневрирования. Для подтверждения соответствия этим стандартам могут
использоваться два следующих метода:
.1 Для
прогнозирования соответствия на стадии проектирования могут проводиться
испытания масштабной модели и/или компьютерные прогнозы с использованием
математических моделей. В данном случае для проверки этих результатов следует
проводить полномасштабные испытания. После этого судно следует рассматривать
как соответствующее этим стандартам, независимо от результатов полномасштабных
испытаний, за исключением случаев, когда Администрация решит, что
прогнозирование выполнялось не в соответствии со стандартами и/или
характеристики судна в существенной степени отличаются от этих стандартов.
.2 Соответствие
стандартам может быть доказано на основании результатов полномасштабных
испытаний, проводимых в соответствии со стандартами. Если установлено, что
судно в существенной степени не соответствует временным стандартам.
Администрация может потребовать устранения недостатков.
1.3
Содержащиеся в настоящем документе стандарты считаются временными в течение 5
лет с даты принятия их Ассамблеей. Стандарты и метод определения соответствия
им следует пересматривать в свете новой информации и опыта, полученного в
результате применения настоящих стандартов, а также текущих исследований и
разработок.
2.1 Стандарты следует
применять ко всем судам винторулевого типа длиной 100 м и более, а также к
танкерам-химовозам и газовозам, независимо от их длины, которые построены 1
июля 1994 года или после этой даты.
2.2
В случае, если упомянутые в пункте 2.1 суда подвергаются ремонту, переоборудованию
и модификации, которые, по мнению Администрации, могут повлиять на их
маневренные характеристики, следует проверить, продолжают ли эти суда
соответствовать стандартам.
2.3
Если другие суда, на которые стандарты ранее не распространялись, подвергаются
ремонту, переоборудованию и модификации, которые, по мнению Администрации,
проводятся в такой степени, что судно можно считать новым судном, то судно
должно соответствовать этим стандартам. Иным образом, если, по мнению
Администрации, ремонт, переоборудование и модификация могут повлиять на
маневренные характеристики, следует доказать, что эти характеристики не ведут к
какому-либо ухудшению маневренности судна.
2.4
Стандарты не следует применять к высокоскоростным судам, указанным в
соответствующем Кодексе.
.1
Длина (L) - длина, измеренная между носовым и кормовым перпендикулярами;
.2
Точка миделя - точка на диаметральной плоскости судна на середине между
кормовым и носовым перпендикулярами;
.3
Осадка (Тα) - осадка на кормовом перпендикуляре;
.4
Осадка (Тf ) - осадка на носовом перпендикуляре;
.5
Средняя осадка (Тm) - осадка, полученная по формуле
Тm = (Тα + Тf)/2.
3.2
Стандартные маневры и связанная с ними терминология
Ниже
приведены определения стандартных маневров и связанной с ними терминологии:
.1 Испытательная
скорость (V), используемая в стандартах, является скоростью, составляющей по
меньшей мере 90 процентов скорости судна, соответствующей 85 процентам
максимальной мощности двигателя.
.2 Циркуляция
является маневром, выполняемым как на правый, так и на левый борт при угле
перекладки руля 35° или максимальном угле перекладки руля, допускаемом на
испытательной скорости, с последующим ровным подходом с нулевой угловой
скоростью рысканья.
.3 Выдвиг
есть расстояние, пройденное в направлении первоначального курса точкой миделя
судна из положения, в котором дается команда о перекладке руля, в положение, в
котором курс изменился на 90° от первоначального курса.
.4 Тактический
диаметр циркуляции есть расстояние, пройденное точкой миделя судна из
положения, в котором дается команда о перекладке руля, в положение, в котором
курс изменился на 180° от первоначального курса. Он изменяется в направлении,
перпендикулярном первоначальному курсу судна.
.5
"Зигзаг" является маневром, при котором руль перекладывается под
известной величиной угла попеременно на каждый борт, когда достигается
известное отклонение курса от первоначального.
.6
Испытание при маневре "зигзаг" 10°/10° выполняется путем поворота
руля попеременно на 10° на каждый борт с последующим отклонением на 10° от первоначального
курса в соответствии со следующим порядком:
.1 после
равномерного подхода с нулевой угловой скоростью рысканья руль перекладывается
на 10° на правый/левый борт (первая перекладка руля);
.2 когда курс
изменился на 10° от первоначального, руль перекладывается на 10° на
левый/правый борт (вторая перекладка руля);
.3 после
перекладки руля на левый/правый борт судно продолжит циркуляцию в
первоначальном направлении с уменьшающейся скоростью поворота. В соответствии с
перекладкой руля судно после этого должно сделать поворот на левый/правый борт.
После выхода судна на курс 10° на левый/правый борт от первоначального курса
руль вновь перекладывается на 10° на правый/ левый борт (третья перекладка
руля).
.7 Первый угол
отклонения от установленного значения является дополнительным отклонением от
курса во время испытания при маневре "зигзаг" после второй перекладки
руля.
.8 Второй угол
отклонения от установленного значения является дополнительным отклонением от
курса во время испытания при маневре "зигзаг" после третьей
перекладки руля.
.9 Испытание при
маневре "зигзаг" 20°/20° выполняется в соответствии с порядком,
указанным в .6 выше,
с перекладкой руля на 20° и отклонением от курса на 20° вместо перекладки руля
и отклонения от курса на 10° соответственно.
.10 Испытание
при торможении на режиме "задний полный" определяет выбег судна с
момента команды "полный назад" до остановки судна в воде.
.11 Выбег судна
является расстоянием, соответствующим траектории движения точки миделя судна,
измеренным из положения, в котором дается команда "полный назад", до
положения, в котором судно останавливается в воде.
4.1
Стандартные маневры следует выполнять без каких-либо средств обеспечения
маневренности, которые при обычной эксплуатации не всегда имеются в
распоряжении.
4.2
Условия, в которых применяются стандарты
Для
оценки ходовых качеств судна маневренные испытания следует проводить как по
левому, так и по правому борту в указанных ниже условиях:
.1 глубокие,
неограниченные воды;
.2 спокойная
окружающая среда;
.3 полная
загрузка, ровный киль;
.4 равномерный
подход на испытательной скорости.
4.3
Критерии
Маневренность
судна считается удовлетворительной, если соблюдены следующие критерии:
.1
Поворотливость
Выдвиг
не должен превышать 4,5 длины (L) судна, а тактический