Резолюция
А.685(17)
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО КРИТЕРИЮ ПОГОДЫ ДЛЯ
РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ ДЛИНОЙ 24 МЕТРА И БОЛЕЕ
(Принята 6 ноября 1991 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ на статью 15j
Конвенции о международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в
отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,
ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию А.168(ES.IV)
под заголовком "Рекомендация по остойчивости неповрежденных рыболовных
судов",
ОТМЕЧАЯ, что в резолюции А.167(ES.IV)
Комитету по безопасности на море было предложено продолжить исследования,
связанные с усовершенствованием критериев остойчивости,
ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ рекомендацию N 1 Международной
конференции по безопасности рыболовных судов 1977 года относительно руководства
по методу расчета влияния сильного ветра и бортовой качки при соответствующих
условиях волнения, содержащегося в документе N 3 Заключительного акта
Международной конференции по безопасности рыболовных судов 1977 года,
ПРИЗНАВАЯ необходимость установления международных
норм для критерия погоды для рыболовных судов 24 метра и более,
РАССМОТРЕВ рекомендации, сделанные Комитетом по
безопасности на море на его пятьдесят восьмой сессии,
1. ПРИНИМАЕТ рекомендацию по критерию погоды для
рыболовных судов длиной 24 метра и более, изложенную в приложении к настоящей
резолюции;
2. ОТМЕЧАЕТ, что критерий погоды для рыболовных
судов длиной 45 метров и более идентичен критерию для этих судов, как это
предусмотрено в резолюции А.562(14);
3. ПРЕДЛАГАЕТ правительствам в возможно кратчайший
срок принять меры для введения в действие прилагаемой Рекомендации, если они
полностью не убеждены в том, что их национальные требования по остойчивости,
подтвержденные опытом длительной эксплуатации, обеспечивают достаточную
остойчивость отдельных типов и размеров рыболовных судов;
4. ПОСТАНОВЛЯЕТ, что критерий погоды, содержащийся в
приложении к настоящей резолюции, заменяет критерий, содержащийся в документе N
3 Заключительного акта Международной конференции по безопасности рыболовных
судов 1977 года.
Приложение.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО КРИТЕРИЮ ПОГОДЫ ДЛЯ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ ДЛИНОЙ 24 МЕТРА И БОЛЕЕ
1.1 Представленный ниже критерий рекомендован для
новых палубных морских рыболовных судов длиной 24 м и более и применяются для
всех условий загрузки.
1.2 Этот критерий дополняет критерии остойчивости,
содержащиеся в Рекомендации по остойчивости неповрежденных рыболовных судов в
резолюции А.168(ES.IV). Более строгие критерии
резолюции А.168(ES.IV) и критерии погоды настоящей
Рекомендации должны определять минимальные требования.
1.3 Администрациям предлагается принять, вместе с
другими соответствующими критериями, критерий погоды настоящей рекомендации,
если они не убеждены в том, что опыт оправдывает отклонения от него.
2.1 Способность судна противостоять совместному
воздействию бокового ветра и бортовой качки должна быть показана для каждого
типового варианта загрузки, согласно рисунку, с учетом следующего:
.1
Судно подвергается воздействию давления постоянного ветра, приложенного
перпендикулярно диаметральной плоскости судна, с плечом кренящего момента (lw1).
.2
Предполагается, что судно при воздействии волн испытывает бортовую качку и
наклоняется от результирующего угла равновесия (θ0) до угла крена при бортовой
качке (θ1) в наветренную сторону . Следует обратить внимание
на воздействие постоянного ветра, для того, чтобы избежать чрезмерных
результирующих углов крена*.
_____________
* Угол крена от воздействия постоянного ветра
(θ0) должен быть граничен до определенного угла,
удовлетворяющего Администрацию, в качестве рекомендации предлагается угол 16°
или 80% от угла, при котором кромка палубы погружается в воду, в зависимости от
того, какой угол меньше.
.3
Судно подвергается воздействию шквального ветра, в результате чего образуется
плечо кренящего момента при шквальном ветре (lw2).
.4 При упомянутых
обстоятельствах площадь "b" должна быть равна или больше площади
"а".
.7 Должно приниматься в
расчет влияния свободной поверхности жидких грузов при типовых вариантах
загрузки, например в соответствии с дополнением 1 к резолюции А.168(ES.IV).
Рисунок
- Воздействие сильного ветра и бортовой качки.
(рисунок
в документе отсутствует)
На приведенном выше рисунке обозначены следующие
углы:
θ0 - угол крена от действия
постоянного ветра (см. 2.1.2 и сноску);
θ1 - угол крена в наветренную
сторону от действия волн;
θ2 - угол заливания (θf) или 50°, или θс, в зависимости от того,
какой угол меньше, где: θf - угол крена, при котором
погружаются отверстия в корпусе, надстройках или рубках судна, которые не могут
герметично закрыты. Для целей настоящего критерия малые отверстия, через
которые не может произойти прогрессивное затопление судна, можно не
рассматривать как открытые отверстия,
θс - угол, соответствующий
второму пересечению плеча ветрового кренящего момента lW2 и кривой GZ.
2.2 Плечи ветровых кренящих моментов lW1
и lW2, упомянутых в 2.1.1 и 2.1.3, являются постоянными величинами при всех углах крена и
должны рассчитываться по формулам:
lW1 = |
P x A x
Z |
(м) |
1000 g |
lW2
= 1,5 lW1 (м)
где
Р = 504,2 Н/м2*
для рыболовных судов длиной 45 м и более. Для рыболовных судов длиной 24 м и
более, но не менее 45 м значения Р должны быть взяты из таблицы 1.
____________
* Величина Р, используемая для судов
ограниченного района
плавания, может быть уменьшена с одобрения
Администрации.
h (м) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 и
более |
P(P/м2) |
315,5 |
386,1 |
429,3 |
459,7 |
485 |
504,2 |
А - площадь проекции боковой
поверхности части судна и палубного груза выше ватерлинии (м2);
Z - расстояние по вертикали
от центра А до центра погруженной площади боковой поверхности или
приблизительно до точки, равной половине осадки (м);
h - расстояние по вертикали
от центра проекции площади боковой
поверхности судна выше ватерлинии до ватерлинии;
- водоизмещение (т);
g = 9,81 м/с2.
2.3 Угол крена при бортовой качке (θ1)**, упомянутый в 2.1.2, должен рассчитываться по формуле:
___________________________
** Угол крена при бортовой
качке для судов , имеющих
успокоители качки, должен
быть определен без учета их работы.
θ1 = 109k x
X1 x X2 |
√ |
(rs) |
,(градусы), |
где:
Х1 - коэффициент
из таблицы 2,