РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ МАЯКИ-ОТВЕТЧИКИ
И РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ ОТВЕТЧИКИ
(Принята
19 ноября 1987 года)
АССАМБЛЕЯ,
CCЫЛАЯСЬ
на статью 15j Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств,
касающихся безопасности на море,
ПРИЗНАВАЯ,
что применение радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков
может повысить безопасность мореплавания путем улучшения навигационной
информации,
РАССМОТРЕВ
рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности мореплавания на его пятьдесят
четвертой сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ:
а) рекомендацию по
применению на море радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных
ответчиков, изложенную в приложении 1 к настоящей резолюции, и рассматривает
эту рекомендацию как документ, определяющий политику ИМО по данному вопросу;
b) рекомендацию по
эксплуатационным требованиям к радиолокационным маякам-ответчикам, изложенную в
приложении 2 к настоящей резолюции;
с) рекомендацию по радиолокационным
ответчикам, изложенную в приложении 3 к
настоящей резолюции.
2.
РЕКОМЕНДУЕТ правительствам-членам обеспечить, чтобы:
а) применение
радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков
соответствовало приложению 1 к настоящей резолюции;
b) радиолокационные
маяки-ответчики соответствовали эксплуатационным требованиям, не ниже тех,
которые содержатся в приложении 2 к настоящей резолюции;
с) радиолокационные
ответчики соответствовали рекомендациям, которые содержатся в приложении 3 к
настоящей резолюции.
3.
ОТМЕНЯЕТ резолюцию А.423(ХI).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НА МОРЕ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ МАЯКОВ-ОТВЕТЧИКОВ И
РАДИОЛОКАЦИОННЫХ ОТВЕТЧИКОВ
1.1
Неконтролируемое распространение радиолокационных маяков-ответчиков и
радиолокационных ответчиков может вызвать значительное ухудшение изображения на
экране судового навигационного радиолокатора и на экране САРП*, явиться
причиной несовместимости устройств различного назначения или вызвать ряд
модификаций экранов судовых радиолокаторов с целью приспособления их к
постоянно совершенствующимися конструкциям радиолокационных маяков-ответчиков и
радиолокационных ответчиков.
________
* В настоящей рекомендации
"изображение на экране радиолокатора" включает изображение на экране
САРП.
1.2
Во избежание такой возможности, были разработаны следующие рекомендации,
касающиеся надлежащего применения радиолокационных маяков-ответчиков и
радиолокационных ответчиков, в которых содержатся эксплуатационные требования к
такому типу устройств, а также общие административные меры в отношении
радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков.
1.3
Технические критерии и работа радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных
ответчиков являются похожими. Однако термины "радиолокационный
маяк-ответчик" (ракон) и "радиолокационный ответчик",
используемые в настоящей рекомендации, следует понимать в следующем значении:
.1 Радиолокационный
маяк-ответчик (ракон) - приемопередающее устройство, установленное на
неподвижном навигационном знаке, которое при приведении в действие
радиолокатором запрашивающего судна, автоматически посылает характерный
ответный сигнал, который может воспроизводиться на экране запрашивающего
радиолокатора, обеспечивая расстояние, пеленг и опознавательные данные. Термины
"радиолокационный маяк-ответчик" и "ракон" должны
применяться только в указанном значении и включать в себя устройства,
устанавливаемые в навигационных целях на неподвижных или на плавучих средствах,
установленных в неподвижном положении. Сам ракон считается самостоятельным
средством навигации, независимо от того, используется ли он отдельно или
установлен на другом средстве навигационного ограждения (например, видимый знак).
.2 Радиолокационный ответчик
- приемопередающее устройство, применяемое в морской службе радиоопределения,
который автоматически начинает передачу после приведения его в действие
зондирующим импульсом радиолокатора или когда передача начинается после команды
с места. Передача может включать кодированный опознавательный сигнал и/или
данные. Ответный сигнал может воспроизводиться на экране радиолокатора или на
отдельном экране, или на них обоих в зависимости от назначения и содержания
сигнала.
2. Основные эксплуатационные
характеристики
2.1 Радиолокационные
маяки-ответчики
2.1.1
Радиолокационный маяк-ответчик, используемый в морской радионавигационной
службе*, является устройством, которое должно:
__________
* В соответствии с
Регламентом радиосвязи, морская радионавигационная служба - это
радионавигационная служба, предназначенная для обслуживания и безопасной
эксплуатации морских судов.
.1 приводиться в действие
автоматически сигналом, излучаемым любым радиолокатором, работающим в
соответствующей полосе частот; и
.2 передавать ответный
сигнал сразу же после приема пускового импульса радиолокатора, который должен
воспроизводиться на экране как часть обычного изображения запрашивающего
радиолокатора.
2.1.2
Если в радиолокационном маяке-ответчике используется режим ответа по выбору
пользователя, который позволяет пользователю включать и выключать отображения
ответного сигнала на экране радиолокатора, в этом случае радиолокационный
маяк-ответчик будет также:
.1 приводиться в действие
автоматически сигналом, излучаемым радиолокатором, приспособленным для этой
цели, работающим в соответствующей полосе частот с использованием режима ответа
по выбору пользователя; и
.2 передавать ответный
сигнал таким образом, чтобы он:
.2.1 был виден на экране
радиолокатора в форме, отличной от обычной радиолокационной информации;
.2.2 был виден на экране
радиолокатора или на другом экране без наличия другой информации;
.2.3 не был виден на экране
радиолокатора.
2.1.3
В особых случаях, когда радиолокационный маяк-ответчик не используется по
основному навигационному назначению, он может работать только в режиме ответа
по выбору пользователя.
2.2 Радиолокационные
ответчики
Радиолокационный
ответчик - устройство, которое может обеспечивать:
.1 опознавание радиолокационной
цели и усиление эхо-сигнала при условии, что такое усиление не будет
значительно превосходить того, которое может быть достигнуто на экране
радиолокатора запрашивающего судна или береговой станции при помощи пассивных
средств;
.2 корреляцию радиолокационной
цели с помощью телефона или другого вида радиосообщения для опознавания их на
экране радиолокатора запрашивающего судна или береговой станции;
.3 отображение ответных
сигналов радиолокационного ответчика по выбору пользователя, либо наложением на
нормальное радиолокационное изображение, либо с исключением помех и
эхо-сигналов от других целей; и
.4 передачу информации,
касающейся предупреждения столкновений или других опасностей, маневрирования,
маневренных характеристик и т.д.
3.1
Радиолокационный маяк-ответчик должен использоваться только для целей
радионавигации, например для:
.1 определения расстояний и
опознавания участков слаборазличимой береговой черты;
.2 опознавания отдельных
участков береговой черты, расстояние до которых можно определить точно, но
которые лишены заметных ориентиров;
.3 опознавания выбранных
плавучих и береговых навигационных знаков;
.4 опознавания подходов к
берегу;
.5 устройства предупреждения
для указания временных навигационных опасностей и обозначения новых и не
отмеченных на карте опасностей;
.6 обозначения мостов;
.7 обозначения створов;
.8 опознавания морских
сооружений;
.9 обозначения важных
особенностей в каналах.
3.2
Радиолокационные маяки-ответчики, используемые в местах, где отраженный от
берега, льда или вследствие атмосферных явлений сигнал маяка-ответчика, по
усмотрению заинтересованных администраций могут использовать режим ответа по
выбору пользователя**.
____________
* Радиолокационные
маяки-ответчики не должны использоваться для улучшения обнаружения морских
плавучих средств.
** Следует отметить, что для
обеспечения совместимости режима ответа по выбору пользователя радиолокационных
маяков-ответчиков с судовыми радиолокаторами, МККР на международном уровне
изучаются эксплуатационные и технические характеристики. По завершению работы
МККР должна быть рассмотрена необходимость включения факультативных требований
к режиму ответа по выбору пользователя в соответствующем судовом оборудовании.
3.3
В том случае, когда существует эксплуатационное требование к ответчику,
используемому в целях иных, чем радионавигация, должны использоваться
радиолокационные ответчики. К таким требованиям, применяемым к радиолокационным
ответчикам, относятся:
.1 опознавание определенных
классов судов (судно-судно) и буксируемых средств;
.2 опознавание судов в СУДС
и других береговых службах наблюдения;
.3 использование в операциях
по поиску и спасанию;
.4 опознавание отдельных
судов и передача данных;
.5 установление опорных
точек для гидрографических целей.
4. Общие административные меры в
отношении
радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков
4.1
На применение всех радиолокационных маяков-ответчиков должно быть получено
разрешение Администрации или компетентных властей, ответственных за
безопасность мореплавания. До получения разрешения или одобрения установки
радиолокационного маяка-ответчика, должны быть приняты в расчет концентрация
таких устройств в определенном районе и необходимость предотвращения ухудшения
качества изображения на экранах судовых радиолокаторов.
4.2
За исключением случаев использования радиолокационных ответчиков для целей
поиска и спасания (см. резолюцию А.530(13)),
на использование систем радиолокационных ответчиков, предназначенных для работы
в полосе частот, используемых морскими радиолокаторами, должно быть получено
разрешение Администрации. До получения такого разрешения должно быть учтено
влияние таких излучений на судовые радиолокаторы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К РАДИОЛОКАЦИОННЫМ
МАЯКАМ-ОТВЕТЧИКАМ
1.1
Радиолокационные маяки-ответчики должны отвечать следующим минимальным
эксплуатационным требования.
1.2
Радиолокационные маяки-ответчики должны быть в эксплуатационном отношении
совместимы с судовым навигационным радиолокатором и САРП, которые соответствуют
эксплуатационным требованиям, рекомендованным Организацией.
2.1
Радиолокационные маяки-ответчики, предназначенные для работы на длине волны 3
см, должны обеспечивать возможность их запроса любым навигационным
радиолокационным оборудованием, работающим на любой частоте между 9320 МГц и
9500 МГц, и излучать ответный сигнал на этой же полосе частот.
2.2
Радиолокационные маяки-ответчики, предназначенные для работы на длине волны 10
см, должны обеспечивать возможность их запроса любым навигационным
радиолокационным оборудованием, работающим на любой частоте между 2900 МГц и
3100 МГц, и излучать ответный сигнал в той же полосе частот.
3. Характеристики настройки
передатчика
Характеристики
настройки передатчика должны быть такими, чтобы ответный сигнал маяка-ответчика
мог воспроизводиться на экране* радиолокатора в различимой форме по меньшей
мере один раз каждые две минуты.
_________
* В настоящей рекомендации
"изображение на экране индикатора" включает изображение на экране
САРП.
Дальность
действия должна отвечать навигационным требованиям к радиолокационному
маяку-ответчику в месте его расположения.
5. Характеристики ответного сигнала
5.1
По получении запросного сигнала радиолокационный маяк-ответчик должен начать
передачу ответного сигнала с такой задержкой, чтобы разрыв между
радиолокационной целью и ответным сигналом маяка-ответчика на индикаторе
радиолокатора, как правило, не превышал 100 м. В некоторых случаях практическое
применение радиолокационных маяков-ответчиков может допускать небольшое
увеличение времени задержки. В таких случаях время задержки должно быть по
возможности более коротким, и подробные сведения об этом должны быть
опубликованы в соответствующих навигационных пособиях.
5.2
Длительность ответного сигнала должна равняться приблизительно 20 процентам
максимальной дальности, требуемой для данного радиолокационного
маяка-ответчика, или не должна превышать 5 миль, в зависимости от того, какая
величина меньше. В некоторых случаях длительность ответного сигнала может быть
отрегулирована так, чтобы соответствовать эксплуатационным требованиям к
конкретному радиолокационному маяку-ответчику.
5.3
Передний фронт ответного сигнала должен быть достаточно крутым, чтобы
обеспечить удовлетворительное определение расстояния.
6.1
Опознавательный код должен обычно представлять из себя знаки азбуки Морзе.
Используемый опознавательный код должен быть указан в