Резолюция A.437(XI)
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖЕЙ
(Принята 15 ноября 1979 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на Статью 16 i) Конвенции о Межправительственной морской
консультативной организации, касающуюся функций Ассамблеи,
УЧИТЫВАЯ
губительные пожары на судах, некоторые из которых приводят к многочисленным
человеческим жертвам,
ССЫЛАЯСЬ
на соответствующие правила Международной конвенции
о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года и резолюции
Международной конференции по подготовке и дипломированию моряков 1978 года,
СЧИТАЯ
необходимым, чтобы моряки, в каком бы подразделении экипажа они не работали,
получали достаточную подготовку в области предотвращения и борьбы с пожаром, и
чтобы такая подготовка производилась, насколько это практически возможно и
необходимо, на курсах перед выходом в море или на других береговых курсах,
ОТМЕЧАЯ
ДАЛЕЕ, что постоянное поддержание полученной на берегу противопожарной
подготовки на должном уровне будет обеспечиваться путем проведения пожарных
учений, описанных и требуемых Правилами 25 и 26 Главы III Международной конвенции по охране
человеческой жизни на море 1974 года,
ССЫЛАЯСЬ
на резолюцию A.124(V), которая рекомендует, чтобы все
моряки прошли курс подготовки по предотвращению и борьбе с пожаром,
РАССМОТРЕВ
рекомендацию, принятую Комитетом по безопасности на море на его сорок первой
сессии,
1.
РЕКОМЕНДУЕТ, чтобы каждое правительство-член приняло меры для прохождения всеми
его моряками подготовки по предотвращению и борьбе с пожаром в соответствии с
их обязанностями на борту судна и чтобы с этой целью:
а) все моряки
были ознакомлены с опасностями и причинами возникновения пожаров на судах;
b) подготовка по
предотвращению и тушению пожаров проводилась как можно раньше после поступления
моряка на работу, предпочтительно - на курсах перед выходом в море;
с) при
разработке программы начального курса противопожарной подготовки, который
проходят все моряки, компетентные власти учитывали Приложение 1 к настоящей
резолюции;
d) капитаны,
лица командного состава и, насколько это практически возможно, другие
ответственные лица, которые также могут быть привлечены к руководству
операциями по борьбе с пожаром, обладали повышенной подготовкой в области
методов борьбы с огнем, при которой особое внимание уделялось бы вопросам
организации, тактики и руководства операциями;
е) при
составлении программы повышенного курса подготовки компетентные власти
учитывали Приложение 2 к настоящей резолюции;
f) для
капитанов, лиц командного и рядового состава нефтяных танкеров,
танкеров-химовозов и танкеров-газовозов был предусмотрен специализированный
дополнительный курс противопожарной подготовки в соответствии с резолюциями 10,
11 и 12 Международной конференции по подготовке и дипломированию моряков 1978
года;
g) в случаях,
когда программы подготовки для получения других дипломов не включают
противопожарную подготовку, рассматривался вопрос о выдаче специальных
свидетельств, удостоверяющих, что владелец прошел определенный курс
противопожарной подготовки.
2.
ОТМЕНЯЕТ резолюцию A.124(V).
Приложение 1.
НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ
1.
Начальный курс противопожарной подготовки должен включать по меньшей мере
следующие теоретические и практические элементы.
2.
Теория
2.1 Три
составных части пожара и взрыва (пожарный треугольник):
.1 горючее
вещество;
.2 источник
воспламенения;
.3 кислород.
2.2 Источники
воспламенения:
.1 химические;
.2
биологические;
.3 физические.
2.3
Воспламеняющиеся материалы:
.1
воспламеняемость;
.2 температура
воспламенения;
.3 температура
горения;
.4 скорость
горения;
.5 тепловой
эффект;
.6 нижний предел
воспламеняемости (НПВ);
.7 верхний
предел воспламеняемости (ВПВ);
.8 область
воспламенения;
.9 инертизация;
.10 статическое
электричество;
.11 температура
вспышки;
.12
самовоспламенение.
2.4 Опасность
возникновения и распространение пожара:
.1 посредством
теплового излучения;
.2 посредством
конвекции;
.3 посредством
теплопроводности.
2.5
Реактивность.
2.6
Классификация пожаров и применяемых огнегасящих агентов.
2.7 Основные
причины пожаров на судах:
.1 утечка масла
в машинном отделении;
.2 сигареты;
.3 перегрев
(подшипники);
.4 оборудование
камбуза (печи, дымоходы, жаровни, плиты
.5
самовозгорание (груз, отходы и т.д.);
.6 горячие
работы (сварка, резка и т.д.);
.7
электрооборудование (короткое замыкание, проведение ремонта неспециалистами);
.8 реакция,
самонагревание и самовоспламенение.
2.8
Противопожарные меры.
2.9 Обнаружение
пожара:
.1 системы
обнаружения пожара и дыма;
.2
автоматические установки пожарной тревоги.
2.10
Противопожарное оборудование и снабжение:
.1 стационарные
судовые установки и их расположение;
.1.1 пожарные
магистрали, рожки;
.1.2
международное переходное соединение с берегом;
.1.3 установки
объемного пожаротушения, углекислый газ
(СО2),
пена;
.1.4
галогенированные углеводороды;
.1.5 система
водораспыления в помещениях специальной категории и т.д.;
.1.6
автоматическая установка спринклерной системы;
.1.7 аварийный
пожарный насос, аварийный генератор;
.1.8 устройства
для распыления химического порошка;
.1.9 общее
понятие о требуемых и имеющихся в наличии передвижных установках;
.2 экипировка
пожарного, индивидуальное снаряжение и их расположение на борту судна:
.2.1 экипировка
пожарного, индивидуальное снаряжение;
.2.2 дыхательный
аппарат;
.2.3 аппарат для
приведения в сознание;
.2.4 дымовой
шлем или маска;
.2.5 огнестойкий
спасательный линь с креплением;
.3 основное
оборудование и снабжение:
.3.1 пожарные
рукава, стволы, соединения, пожарные топоры;
.3.2 ручные
огнетушители;
.3.3 пожарные
покрывала.
2.11 Конструкция
и устройства:
.1 пути
эвакуации;
.2 устройства
для дегазации танков;
.3 перекрытия
класса А, В и С;
.4 системы
инертного газа.
2.12 Организация
борьбы с пожаром на судах:
.1 общесудовая
тревога;
.2 схемы
противопожарной защиты, места сбора и обязанности каждого члена экипажа;
.3 связь, в том
числе связь с берегом при стоянке судна в порту;
.4 правила
техники безопасности персонала;
.5 периодические
судовые учения;
.6 пожарные
обходы.