НОРМЫ
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГИРОКОМПАСОВ
(Принята 15 ноября 1979 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на Статью 16 i) Конвенции о Межправительственной морской
консультативной организации, касающуюся функций Ассамблеи,
УЧИТЫВАЯ
ПОЛОЖЕНИЯ Правила 12 Главы V Международной
конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года,
РАССМОТРЕВ
рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его тридцать
девятой сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ Рекомендацию по нормам технико-эксплуатационных характеристик
гирокомпасов, текст которой содержится в Приложении к настоящей резолюции;
2.
РЕКОМЕНДУЕТ Администрациям обеспечить соответствие гирокомпасов нормам
технико-эксплуатационных характеристик не ниже указанных в Приложении к
настоящей резолюции.
Приложение.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО НОРМАМ
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГИРОКОМПАСОВ
1.1
Гирокомпас, требуемый Правилом 12 Главы V Международной
конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, должен определять
курс судна относительно географического (истинного) севера.
1.2
Оборудование должно соответствовать нижеуказанным минимальным требованиям к
технико-эксплуатационным характеристикам.
Для
целей настоящей рекомендации используются следующие определения:
.1 Термин
"гирокомпас" относится ко всему устройству и включает все необходимые
элементы его конструкции.
.2
"Истинный курс" - горизонтальный угол между вертикальной плоскостью,
проходящей через истинный меридиан, и диаметральной плоскостью судна. Он
измеряется от истинного севера (000°) по часовой стрелке до 360°.
.3
Считается, что компас "пришел в меридиан", если любые три показания,
взятые с интервалами в тридцать минут, когда компас находится на горизонтальном
и неподвижном основании, не отличаются друг от друга более чем на 0,7°.
.4
"Установившийся курс" - среднее значение десяти показаний, взятых с
интервалами в двадцать минут после того, как компас пришел в меридиан в
соответствии с определением, данным в пункте 2.3.
.5
"Погрешность компаса на установившемся курсе" - разница между
установившимся курсом и истинным курсом.
.6 Другие
погрешности гирокомпаса определяются как разность между наблюдаемой величиной и
установившимся курсом.
Картушка
компаса должна быть разбита на деления, равные одному градусу или его доле.
Цифровые обозначения должны наноситься по крайней мере через каждые десять
градусов от 000° по часовой стрелке до 360°.
Должно
быть предусмотрено достаточное освещение, позволяющее считывать показания шкал
в любое время. Должна быть предусмотрена также возможность уменьшения
интенсивности освещения.
5.1 Приход гирокомпаса в
меридиан
5.1.1
На всех широтах до 60° компас при запуске его в соответствии с инструкцией
завода-изготовителя должен приходить в меридиан за время не более шести часов.
5.1.2
На любом курсе и на любой широте до 60° погрешность компаса на установившемся
курсе, как она определена в пункте 2.5, не должна превышать ±0,75° х секанс широты, причем за
величину компасного курса должно приниматься среднее арифметическое 10
показаний, взятых с интервалами в 20 минут, а среднеквадратичное значение разности
между отдельными показаниями курса и его средним значением должно быть менее
О,25° х секанс широты. Величина
погрешности компаса на установившемся курсе от одного пуска к другому должна
оставаться в пределах 0,25° х
секанс широты.
5.2 Работа в эксплуатационных
условиях
5.2.1
На всех широтах до 60° компас при запуске его в соответствии с инструкцией
завода-изготовителя должен приходить в меридиан за время не более шести часов
при бортовой и килевой качке с периодом простых гармонических колебаний от
шести до пятнадцати секунд, амплитудой 5° и максимальным горизонтальным
ускорением 0,22 м/с2 .
5.2.2
При общих эксплуатационных условиях, указанных в пунктах 6.1 и 8, включая изменения магнитного поля, возможные на борту
судна, на котором установлен компас, погрешность компаса от пуска к пуску на
установившемся курсе, снимаемом по основному прибору, должна быть в пределах -
1° х секанс широты.
5.2.3
На широтах до 60°:
.1 после
введения коррекции по скорости и курсу при скорости 20 узлов остаточная
постоянная погрешность не должна превышать ±0,25° х секанс широты;
.2 погрешность,
возникающая в результате быстрого изменения скорости на 20 узлов, не должна
превышать ±2°;
.3 погрешность,
возникающая в результате быстрого изменения курса на 180° при скорости 20
узлов, не должна превышать ±3°;
.4
переменные и постоянные погрешности, возникающие в результате бортовой и
килевой качки и рыскания судна с периодом простых гармоничных колебаний от
шести до пятнадцати секунд, амплитудой 20°, 10° и 5° соответственно и
максимальным горизонтальным ускорением не более 1 м/с2, не должны
превышать 1° х секанс широты.
5.2.4
При всех эксплуатационных условиях максимальное расхождение между показаниями
основного прибора и репитеров не должно превышать ±0,5° .
Примечание:
Если компас используется для целей иных, чем указание курса и взятие пеленгов,
может потребоваться более высокая точность. Для того, чтобы не допустить
превышения на практике максимальной погрешности, упомянутой в подпункте 5.2.3.4, необходимо обращать особое внимание на размещение
основного прибора.
6.1
Устройство должно непрерывно работать в соответствии с требованиями настоящей рекомендации
при наличии таких колебаний электропитания, которые обычно возможны на борту
судна.
6.2
Следует предусмотреть средства защиты оборудования от воздействия чрезмерного
тока и напряжения, переходных процессов и случайного изменения полярности напряжения
питания.
6.3
Если предусмотрено питание оборудования от нескольких источников
электроэнергии, следует также предусмотреть приспособления для быстрого
перехода с одного источника питания на другой.
7.1
Следует принять все меры для устранения, насколько это практически возможно,
причин возникновения электромагнитных помех между гирокомпасом и другим
имеющимся на борту оборудованием и для подавления этих помех.
7.2
Механический шум от всех блоков должен быть ограничен настолько, чтобы не
мешать прослушиванию звуков, от которых может зависеть безопасность судна.
7.3
На каждом блоке гирокомпаса должно быть обозначено минимальное допустимое
расстояние, на котором он может быть установлен от главного или путевого
магнитного компаса.
8. СРОК СЛУЖБЫ И СТОЙКОСТЬ К КЛИМАТИЧЕСКИМ
ВОЗДЕЙСТВИЯМ
Устройство
должно непрерывно работать в условиях вибрации, влажности и изменения
температуры, возможных на борту судна, на котором оно установлено.