ОСНАЩЕНИЕ СУДОВ
МАГНИТНЫМИ КОМПАСАМИ И НОРМЫ ИХ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
(Принята 14 ноября 1977 года)
АССАМБЛЕЯ,
ПРИНИМАЯ
ВО ВНИМАНИЕ Статью 16(i) Конвенции о Межправительственной
морской консультативной организации, касающуюся функций Ассамблеи,
УЧИТЫВАЯ
положения Правила 12 Главы V Международной конвенции по
охране человеческой жизни на море 1974 года,
ПРИНИМАЯ
ВО ВНИМАНИЕ ТАКЖЕ Доклад Комитета по безопасности на море о его тридцать второй
сессии в части, касающейся поправок к положениям Международной конвенции по
охране человеческой жизни на море 1960 года,
РАССМОТРЕВ
Доклад Комитета по безопасности на море о его тридцать четвертой сессии,
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(а) принять
Рекомендацию по оснащению судов магнитными компасами, изложенную в Приложении I к настоящей Резолюции;
(b) принять
Рекомендацию по нормам технико-эксплуатационных характеристик магнитных
компасов, изложенную в Приложении II к настоящей
Резолюции;
(с)
рекомендовать правительствам-членам осуществить положения настоящей Резолюции и
Приложений к ней, а также обеспечить, чтобы магнитные компасы, устанавливаемые
после принятия настоящей Резолюции, соответствовали нормам
технико-эксплуатационных характеристик не ниже указанных в Приложении II к настоящей Резолюции,
ПРЕДЛАГАЕТ
правительствам предложить в надлежащее время поправку к Правилу 12 Главы V Международной конвенции по охране человеческой
жизни на море 1974 года, содержащую положения Приложения I к
настоящей Резолюции.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ОСНАЩЕНИЮ СУДОВ
МАГНИТНЫМИ КОМПАСАМИ
Правительствам-членам
рекомендуется обеспечить:
1.
Оснащение всех судов:
(а) главным магнитным
компасом, отвечающим требованиям Приложения II;
(b) путевым магнитным
компасом, отвечающим требованиям Приложения II, за исключением случаев, когда
информация о курсе, выдаваемая главным компасом, требуемым подпунктом (а), доступна и ясно различима рулевым на главном посту
управления;
(с) надлежащими средствами связи
между местом расположения главного компаса и местом, откуда осуществляется
управление судном, удовлетворяющими требованиям Администрации.
2.
Наличие на судне запасного магнитного компаса, равнозначного главному компасу,
за исключением случаев, когда на судне установлен путевой компас, упомянутые в
подпункте 1(b), или гирокомпас.
3.
Чтобы на каждом магнитном компасе была надлежащим образом компенсирована
девиация и на борту судна вблизи компасов постоянно имелась таблица или график
остаточной девиации.
Примечание:
Если
Администрация не считает целесообразным или необходимым наличие главного
магнитного компаса, она может освободить любое судно от выполнения этих
требований, если характер рейса, расстояние от берега или тип судна не
оправдывают использование главного компаса, при условии, что наличие
подходящего путевого компаса будет во всех случаях обязательным.
Приложение II.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО НОРМАМ
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МАГНИТНЫХ КОМПАСОВ
1.1
Магнитный компас - это прибор, предназначенный для поиска определенного
направления по азимуту и постоянного удержания этого направления; его действие
зависит от явлений земного магнетизма.
1.2
Главный магнитный компас - это магнитный компас, используемый в навигационных
целях, установленный в подходящем нактоузе, содержащем необходимые
корректирующие устройства, и снабженный подходящим прибором для считывания
азимута.
1.3
Путевой компас - это магнитный компас, используемый для управления судном,
который установлен в подходящем нактоузе, содержащем необходимые корректирующие
устройства.
Примечание:
Если переданное
изображение сектора картушки главного компаса четко считывается для целей
управления судном в пределах не менее 15° с каждой стороны от курсовой черты на
главном посту управления как в дневное время, так и при искусственном
освещении, в соответствии с пунктом 7.1,
главный компас может считаться также и путевым компасом.
2.1
Картушка компаса должна быть разбита на 360 единичных градусов. Цифровая
индикация должна быть предусмотрена через каждые 10 градусов, начиная от Севера
(000°), и продолжаться по направлению часовой стрелки до 360°. Главные румбы
должны быть обозначены заглавными буквами N, Е, S и W. Румб Север можно вместо
буквы обозначить подходящей эмблемой.
2.2
Неточность установки картушки, включающая неточности градуировки,
эксцентриситет картушки на ее шпильке и неточность ориентации картушки
относительно магнитной системы, не должна превышать 0,5° при любом направлении.
2.3
Отсчеты на путевом компасе должны быть ясно различимы на расстоянии 1,4 м как в
дневное время, так и при искусственном освещении. Разрешается использование
увеличительной линзы.
3.1
Магниты, используемые в направляющей системе, и магниты-уничтожители для
коррекции постоянных магнитных полей судна должны иметь высокую коэрцитивную
силу, равную по меньшей, мере 11,2 КА/м.
3.2
Материал, используемый для коррекции индуктированных полей, должен иметь низкие
остаточный магнетизм и коэрцитивную силу.
3.3 Все другие материалы,
используемые в магнитном компасе и нактоузе, должны быть, насколько это
целесообразно и практически возможно, немагнитными и такими, чтобы девиация
картушки, вызываемая этими материалами, не превышала (9/Н)°, где Н -
горизонтальная составляющая плотности магнитного потока в т (микротеслах) в
месте установки компаса.
Оборудование
магнитного компаса должно работать удовлетворительно и оставаться пригодным к
использованию в тех условиях эксплуатации и окружающей среды, которые возможны
на борту судов, на которых оно установлено.
5.1
При вращении компаса с постоянной скоростью 1,5° в секунду и температуре
компаса 20°С ±3°С отклонение картушки не должно превышать (36/Н)°, если диаметр
картушки меньше 200 мм. Если диаметр компасной картушки 200 мм и больше,
отклонение картушки не должно превышать (54/Н)°; определение Н дано в подпункте
3.3.
5.2
Погрешность, вызываемая трением, не должна превышать (3/Н)° при температуре
20°С ±3°С; определение Н дано в подпункте 3.3.
5.3
При горизонтальной составляющей магнитного поля 18 т полупериод картушки должен
быть по крайней мере 12 секунд после начального отклонения на 40°. Время,
необходимое для возврата картушки в направление ±1° магнитного меридиана, не
должно превышать 60 секунд после первоначального отклонения на 90°.
Апериодические компасы должны отвечать только этим последним требованиям.
6.1 Нактоуз должен иметь
устройства для уничтожения полукруговой и четвертной девиации, вызываемой:
(а)
горизонтальными составляющими постоянного магнетизма судна;
(b) креновой
ошибкой;
(с)
горизонтальной составляющей индуктированного горизонтального магнетизма;
(d)
горизонтальной составляющей индуктированного вертикального магнетизма.
6.2 Корректирующие
устройства, предусмотренные в подпункте 6.1,
должны обеспечивать работу компаса без серьезных изменений девиации под
влиянием условий, описанных в пункте 4, в
частности при значительном изменении магнитной широты. Шестерная девиация и
девиации высшего порядка должны быть незначительными.