РЕКОМЕНДАЦИЯ
ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПОМОЩНИКОВ КАПИТАНОВ ПО НЕСЕНИЮ СТОЯНОЧНОЙ
ВАХТЫ
(Принята 12 ноября 1975 г.)
АССАМБЛЕЯ,
принимая
во внимание Статью 16(i) Конвенции о Межправительственной морской
консультативной организации, касающуюся функций Ассамблеи,
напоминая
Резолюцию A.285(VIII), касающуюся главных принципов и
оперативных указаний, относящихся к несению навигационной вахты,
рассмотрев
доклад Комитета по безопасности на море, одобренный на его тридцать второй
сессии,
принимает
Рекомендацию по принципам и оперативным указаниям для штурманов, несущих вахту
в порту, содержание которой изложено в Приложении к настоящей Резолюции,
рекомендует
правительствам-членам осуществить в возможно кратчайший срок меры, указанные в
Приложении к настоящей Резолюции.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАВИЛ И
ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПОМОЩНИКОВ КАПИТАНОВ ПО НЕСЕНИЮ СТОЯНОЧНОЙ ВАХТЫ
1.
Настоящая Рекомендация относится к судну, безопасно ошвартованному у причала
или стоящему надежно на якоре в порту при нормальных условиях. Для судов на
незащищенных якорных стоянках необходимо принимать дополнительные меры
предосторожности, изложенные в Рекомендации по главным принципам и оперативным
указаниям, относящимся к несению навигационной вахты. Специальные требования
могут быть необходимы для судов и/или грузов особых типов.
2.
Следующие правила и инструкции должны быть приняты во внимание судовладельцами,
капитанами и вахтенными помощниками.
II. Вахта и порядок
несения вахты
3.
Порядок несения вахты во время нахождения судна в порту должен преследовать
следующие цели:
(а) обеспечение
охраны человеческой жизни, судна, груза и порта;
(b) соблюдение
международных, национальных и местных правил;
(с) поддержание
порядка и нормальной жизни на судне.
4.
Капитан судна решает вопросы относительно количественного состава вахты и ее
продолжительности в зависимости от условий швартовки, типа судна и характера
обязанностей.
5.
Вахта всегда должна быть под надзором квалифицированного помощника капитана, за
исключением судов валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн и не имеющих
на борту опасных грузов, на которых капитан может назначить для несения вахты в
порту любого члена экипажа, имеющего достаточную квалификацию.
6.
Необходимое оборудование должно быть так расположено, чтобы обеспечивать
наиболее эффективное выполнение обязанностей всеми лицами, несущими вахту.
7.
Вахтенный помощник капитана не должен сдавать вахту принимающему ее помощнику
капитана, если у него есть какие-либо основания полагать, что состояние
последнего явно не позволит ему эффективно выполнять свои обязанности. Если у
вахтенного помощника возникают сомнения относительно сдачи вахты, он должен
соответственно уведомить капитана.
8.
Принимающий вахту помощник капитана должен быть проинформирован сдающим вахту
помощником капитана о:
(а) глубине воды
у причала, осадке судна, уровне и времени высокой и малой воды; креплении
швартовов, размещении якоря(-ей) и травлении цепи и других особенностях
швартовки, имеющих важное значение для безопасности судна; состоянии главных
двигателей и готовности к использованию в случае крайней необходимости;
(b) всех
работах, подлежащих выполнению на борту судна; роде количестве и размещении
груза, погруженного или остающегося на борту судна, остатков после разгрузки;
(с) уровне воды
в льялах и балластных танках;
(d) выставленных
сигналах и/или огнях;
(е) находящихся
на борту судна лицах, пребывание которых на нем разрешено, и числе членов
экипажа, которые должны находиться на борту;
(f) состоянии
средств пожаротушения;
(g) каких-либо
особых портовых правилах;
(h) постоянно
действующих и особых приказах капитана;
(i) линиях
связи, имеющихся между судном и персоналом дока и/или портовыми властями на
случай крайней необходимости или с целью получения помощи;
(j) других
обстоятельствах, имеющих важное значение для безопасности судна и защиты
окружающей среды от загрязнения.
9.
Помощник капитана, принимающий вахту, должен убедиться в том, что:
(а) крепление
швартовов и/или якорной цепи надежно;
(b)
соответствующие сигналы и/или огни надлежащим образом подняты и выставлены;
(с) меры техники
безопасности и правила противопожарной защиты выполняются;
(d) он
осведомлен о роде любого опасного груза (принимаемого на борт или выгружаемого)
и надлежащих действиях в случае какого-либо разлива и/или пожара;
(е) судно не
подвержено опасности со стороны внешних условий и обстоятельств, равно как и
само оно не представляет опасности для других судов.
10.
Если в момент сдачи вахты производится важная работа, то она должна быть
завершена помощником капитана, сдающим вахту, за исключение случаев, когда
капитан дает иное распоряжение.
11.
Несение вахты
11.1 Помощник
капитана, несущий вахту, должен:
(а) производить
обход судна через соответствующие промежутки времени;
(b) обращать
особое внимание на:
(i) состояние и
крепление сходного трапа, якорной цепи и/или швартовов, в особенности при
изменении направления приливно-отливного течения или при стоянке у причалов с
большим повышением и понижением уровня воды и, в случае необходимости,
принимать меры для обеспечения их нормального рабочего состояния;
(ii) осадку,
глубину под килем и состояние судна, чтобы избежать опасного крена и дифферента
во время погрузочно-разгрузочных работ и/или балластировки;
(iii) состояние
погоды и моря;
(iv) соблюдение
всех правил, касающихся мер техники безопасности и противопожарной защиты;
(v) уровень воды
в льялах и танках;
(vi) каких-либо
других лиц, находящихся на борту судна, и их местонахождение, в особенности
тех, которые находятся в отдаленных или закрытых помещениях;
(vii)
выставление любых сигналов и/или огней;
(с) в плохую
погоду или по получении штормового предупреждения принимать необходимые меры
для защиты судна, экипажа и груза;
(i) принимать
все меры к предотвращению загрязнения окружающей среды своим судном;
(е) при
чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих безопасности судна, поднимать тревогу,
извещать капитана, принимать все возможные меры для предотвращения каких-либо
повреждений судна и, если потребуется, обращаться за помощью к береговым
властям и/или соседним судам;
(f) знать
остойчивость судна для того, чтобы в случае пожара дать сведения береговой
пожарной команде о количестве воды которое можно подать на борт судна, не
создавая опасности для него;
(g) оказывать
помощь судам или лицам, терпящим бедствие;
(h) принимать
необходимые меры предосторожности для